ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4118/14 от 08.09.2014 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело №2-4118/14

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

8 сентября 2014 года

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Денисовой О.А.,

при секретаре Зайцевой Е.М.,

с участием заявителя ФИО2,

представителя заинтересованного лица Комитета социальной защиты населения администрации <Адрес>ФИО12, действующей на основании доверенности,

заинтересованного лица ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по заявлению ФИО2 о признании незаконным отказа Комитета социальной защиты администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности, заинтересованные лица – Комитет социальной защиты населения администрации г. Перми, ФИО1,

установил:

ФИО2 обратился с заявлением в порядке главы 25 ГПК РФ о признании незаконным отказа Комитета социальной защиты населения администрации г. Перми (далее по тексту – Комитет) от ДД.ММ.ГГГГ в постановке на учет путем включения в реестр многодетных семей, обратившихся с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, о возложении обязанности включить сведения о семье заявителя в реестр многодетных семей, обратившихся с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с даты первоначального обращения с заявлением (л.д. 3).

Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена ФИО1 (л.д.1).

В обоснование требований ФИО2 указал, что его семья состоит из 6 человек, в том числе 4 несовершеннолетних детей. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в Комитет с заявлением о постановке его семьи на учет в целях предоставления земельного участка в собственность бесплатно для строительства жилого дома в соответствии с Законом Пермского края №871-ПК с приложением соответствующего пакета документов. ДД.ММ.ГГГГ Комитетом заявителю дан ответ об отказе в постановке на учет, поскольку он не проживал на территории Пермском крае не менее пяти лет с возможным совокупным перерывом в регистрации не более 6 месяцев. С отказом Комитета заявитель не согласен, поскольку он проживал на территории г. Перми, в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован на территории <Адрес>25. Паспорт выдан Мотовилихинским отделом УФМС России по Пермскому краю ДД.ММ.ГГГГ Согласно данным паспорта имеется перерыв регистрации по месту жительства в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ., но данное обстоятельство не свидетельствует о несоблюдении правила, изложенного в п. «в» ч. 3 ст. 1 Закона Пермского края №871-ПК от ДД.ММ.ГГГГ г.. решением Мотовилихинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ г. установлен факт постоянного проживания в <Адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., данное решение подтверждает неправильность принятого Комитетом решения.

Заявитель в судебном заседании поддержал заявленные требования по изложенным в заявлении доводам и основаниям, пояснил, что обжалуемый ответ нарушает его право состоять реестре многодетных семей с даты первоначального обращения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ г., возможность своевременно получить земельный участок. Также заявитель пояснил, что обратился с заявлением в суд в порядке главы 25 ГПК РФ только в ДД.ММ.ГГГГ, т.к. до этого времени обращался в суд для установления факта проживания в городе Перми в спорный период времени. В ДД.ММ.ГГГГ не мог зарегистрироваться по месту жительства с кона января по декабрь, т.к. не все собственники жилого помещения находились на территории г. Перми и не могли выразить согласие на его регистрацию. В настоящее время семья ФИО14 включена в реестр многодетных семей для получения земельного участка с ДД.ММ.ГГГГ г., однако в связи с тем, что документы и обстоятельства с даты первоначального обращения не изменились, полагает, что у Комитета не имелось препятствий для установления факта проживания в ДД.ММ.ГГГГ на территории города Перми самостоятельно без решения Мотовилихинского районного суда.

Представитель Комитета социальной защиты населения администрации г. Перми в судебном заседании заявленные требования не признала по доводам отзыва (л.д. 20-22), из которого следует, что на дату принятия обжалуемого отказа он соответствует закону, основан на предоставленных в Комитет документах, также представитель Комитета считает пропущенным срок для обжалования решения органа местного самоуправления.

Заинтересованное лицо ФИО1 в судебном заседании пояснила, что она является супругой заявителя, требования считает законными и обоснованными, право состоять в реестре с даты первоначального обращения нарушенным.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд не находит основания для удовлетворения исковых требований в силу следующего.

В соответствии с п.2 ст.28 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст.1 Закона Пермского края от 01.12.2011 г. №871-ПК «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае» земельные участки на территории Пермского края, находящиеся в муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, предоставляются многодетным семьям в собственность бесплатно без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства.

В целях применения настоящего Закона под многодетной семьей понимаются граждане, состоящие в зарегистрированном браке, либо одинокие матери (отцы), имеющие на дату подачи заявления о предоставлении земельного участка трех и более несовершеннолетних детей (в том числе пасынков, падчериц, а также усыновленных детей), а также детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения или проходящих военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации.

При этом в составе многодетной семьи не учитываются:

дети, в отношении которых родители лишены родительских прав или ограничены в родительских правах;

дети, в отношении которых отменено усыновление.

Условиями бесплатного предоставления многодетной семье земельных участков являются (статья 3 Закона ):

а) все члены многодетной семьи являются гражданами Российской Федерации;

б) все члены многодетной семьи на дату подачи заявления проживают совместно (за исключением членов многодетной семьи, проходящих военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации);

в) супруги либо одинокая мать (одинокий отец) на дату подачи заявления проживают в Пермском крае не менее пяти лет (допускается совокупный перерыв в регистрации не более шести месяцев);

г) члены многодетной семьи не имеют на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования земельного участка, расположенного на территории Пермского края, либо члены многодетной семьи имеют на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования земельный участок (земельные участки), расположенный на территории Пермского края, размер которого (которых в сумме) меньше минимального размера, установленного в соответствии с Законом Пермской области от 02.09.2003 N 965-193 "Об установлении предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность";

д) члены многодетной семьи на дату подачи заявления в течение двух последних лет не осуществляли сделки по отчуждению земельного участка (части земельного участка, земельных участков), принадлежавшего им на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования и расположенного на территории Пермского края, размер которого (которых в сумме) превышает минимальный размер, установленный в соответствии с Законом Пермской области от 02.09.2003 N 965-193 "Об установлении предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность".

Земельные участки предоставляются органами местного самоуправления Пермского края, обладающими правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции, многодетным семьям в собственность однократно бесплатно и подлежат оформлению на праве общей долевой собственности на всех членов многодетной семьи.

Учет многодетных семей в целях предоставления земельных участков осуществляется по месту их проживания на основании заявления многодетной семьи в орган местного самоуправления Пермского края о предоставлении в собственность земельного участка. Порядок ведения учета многодетных семей в соответствии с настоящим Законом определяется органами местного самоуправления Пермского края (ч.1, абз. 1 ч.2 ст.3).В соответствии с ч.6 ст.3 Закона Пермского края от 01.12.2011 г. №871-ПК «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае» основаниями для отказа в предоставлении земельного участка является:

1) ранее принятое в соответствии с настоящим Законом органом местного самоуправления Пермского края решение о предоставлении земельного участка многодетной семье в собственность бесплатно при повторном обращении этой многодетной семьи;

2) непредставление или представление не в полном объеме документов, установленных настоящим Законом;

3) несоответствие многодетной семьи требованиям и условиям, указанным в статье 1 настоящего Закона.

Судом установлено, что семья ФИО2 состоит из 6 человек, а именно: ФИО2, ФИО1 (жена), ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ. (сын), ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ. (сын), ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ. (дочь), ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ. (сын), что подтверждается свидетельствами о заключении брака, рождении, установлении отцовства, заявитель и его супруга родительских прав в отношении своих детей не лишены (л.д.7-12).

Семья заявителя проживает по адресу: <Адрес>, по данному адресу заявитель зарегистрирован по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ г., что подтверждается копией паспорта с отметкой о регистрации по месту жительства, домовой книги, справкой с места жительства (л.д. 5, 24-27).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился с заявлением о постановке его семьи из 6 человек, в том числе 4 несовершеннолетних детей в реестр многодетных семей, обратившихся в заявлениями о предоставлении земельного участка для строительства (л.д. 23), предоставил в Комитет копии домовой книги, паспорта, свидетельств о заключении барка, о рождении детей и установлении отцовства.

ДД.ММ.ГГГГ уведомлением ФИО2 сообщено об отказе в постановке его семьи на учет в реестр многодетных семей для предоставления земельного участка, т.к. согласно приложенным документам у ФИО2 имеется перерыв в регистрации по месту жительства на территории <Адрес> более 6 месяцев (л.д. 6).

Решением Мотовилихинского районного суда <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ г.) установлен факт постоянного проживания ФИО2 на территории <Адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.4).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 уведомлен о постановки его семьи в реестр многодетных семей, обратившихся с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 27 об).

Комитетом не оспаривается факт того, что семья заявителя является многодетной.

Из предоставленных суду доказательств следует, что на дату первоначального обращения ФИО2 в комитет социальной зашиты населения с заявлением о постановке в реестр многодетных семей, обратившихся с заявлениями о предоставлении в собственность земельных участков, т.е. на ДД.ММ.ГГГГ представленные документы не свидетельствовали о постоянном проживании ФИО2 на территории <Адрес> в течение последних 5 лет, поскольку сведений о его регистрации на территории <Адрес> до ДД.ММ.ГГГГ не имеется. Свидетельства о заключении брака с ФИО14 (ФИО7) Я.В. ДД.ММ.ГГГГ и о рождении детей, в том числе сыновей ФИО3 (ДД.ММ.ГГГГ г.) и ФИО4 (ДД.ММ.ГГГГ г.) безусловно не свидетельствуют о проживании заявителя на территории <Адрес> в этот период времени.

Таким образом, у Комитета социальной защиты населения администрации <Адрес> на дату рассмотрения заявления ФИО2 не имелось возможности самостоятельно установить факт постоянного проживания ФИО2 на территории <Адрес> в течение последних пяти лет до даты обращения с заявлением, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Доводы заявителя о том, что комитет мог установить факт его проживания в <Адрес> в 2009 году самостоятельно, являются несостоятельными, т.к. орган местного самоуправления не наделен полномочиями по установлению фактов, имеющих юридическое значение, т.к. такие факты устанавливаются только в судебном порядке.

Функцией органа местного самоуправления является рассмотрение заявлений и оценка приложенных к ним подтверждающих документов в пределах их полномочий по вопросам местного значения. Поскольку разрешение вопросов о ведении реестра многодетных семей, обратившихся с заявлениями о предоставлении в собственность земельных участков, относится к компетенции органа местного самоуправления и данная функция администрацией <Адрес> передана для осуществления Комитету социальной защиты населения администрации <Адрес>, суд приходит к выводу о том, что заявление ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрел надлежащий орган. Также суд считает правомерным оценку содержания предоставленных документов и вывод Комитета о несоответствии многодетной семьи ФИО14 условиям постановки в реестр для получения земельного участка в собственность, отраженным в <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Поскольку ФИО2ДД.ММ.ГГГГ не представлены в Комитет документы, свидетельствующие о соответствии семьи условиям, указанным в <Адрес> в части продолжительности проживания супругов на территории <Адрес> в течение последних 5 лет, суд приходит к выводу о том, что обжалуемое решение является законным и обоснованным.

Доводы заявителя о том, что факт его проживания на территории <Адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ установлен решением суда, во внимание не принимается, поскольку решение Мотовилихинского районного суда <Адрес> вынесено после принятия Комитетом обжалуемого решения, самостоятельно юридический факт проживания Комитет установить не мог, а законность и обоснованность принятого Комитетом решения (отказа от ДД.ММ.ГГГГ №1133) оценивается судом в порядке главы 25 ГПК РФ на дату принятия оспариваемого решения, т.е. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ г.

Согласно ч.4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Учитывая законность оспариваемого решения, суд приходит к выводу о том, что права заявителя ФИО2 не нарушены, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Также суд считает, что заявителем пропущен трехмесячный срок для обжалования решения органа местного самоуправления, поскольку из пояснений заявителя следует, что об отказе ему стало известно в конце ДД.ММ.ГГГГ, однако в суд за защитной права, которое он считает нарушенным, ФИО2 обратился только ДД.ММ.ГГГГ г., т.е. по истечение трех месячного срока. Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

В соответствии с требованиями ст. 256 ГПК РФ гражданин имеет право обратиться с заявлением об оспаривании решения органа государственной власти, органа местного самоуправления в течение трех месяцев с момента, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Каких-либо уважительных причин пропуска срока обжалования ненормативного акта органа местного самоуправления заявителем не приведено, а указанная в судебном заседании причина – обращение в суд с заявлением об установлении юридического факта проживания, не является уважительной, т.к. у заявителя имелась возможность обратиться в суд и с указанным заявлением и с заявлением об обжаловании отказа от ДД.ММ.ГГГГ Иных причин заявителем не приведено и судом не исследовалось.

Учитывая изложенное, принимая во внимание, что права заявителя не нарушены, а срок на обжалование отказа от ДД.ММ.ГГГГ заявителем пропущен, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявления ФИО2 о признании незаконным отказа в постановке в реестр многодетных семей для получения земельного участка в собственность и о возложении обязанности на Комитет социальной защиты населения администрации <Адрес> включить семью ФИО2 в реестр с даты первоначального обращения.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявления ФИО2 о признании незаконным отказа Комитета социальной защиты населения администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГоб отказе в постановке на учет путем включения в реестр многодетных семей, обратившихся с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, возложении обязанности на Комитет социальной защиты населения администрации <Адрес> включить многодетную семью ФИО2 в составе 6 человек, а именно: ФИО2, ФИО1, несовершеннолетние ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, в реестр многодетных семей, обратившихся с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с первоначальной даты обращения с заявлением – отказать.

Решение суда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.

Председательствующий: подпись (О.А. Денисова)

<данные изъяты>