ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4118/17 от 30.10.2017 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 2-4118/2017 <данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Пермь 30 октября 2017 года

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Оплетиной Е.С.,

при секретаре судебного заседания Дворниковой М.А.,

с участием представителя истца ФИО1, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску ФИО2 к Публичному акционерному обществу «Ростелеком» о возложении обязанности выдать справку,

установил:

ФИО2 обратился в суд с иском к ПАО «Ростелеком» о возложении обязанности устранить нарушение его прав как потребителя услуг связи и обязать направить ему почтой запрашиваемую справку о стоимости отправки телеграмм от ДД.ММ.ГГГГ для предъявления её мировому судье судебного участка №1 Свердловского судебного района г. Перми. В обоснование требований указал, что в рамках рассмотрения мировым судьёй гражданского дела для подтверждения понесенных судебных расходов по направлению телеграмм, ФИО2 обратился в ПАО «Ростелеком» с заявлением о выдаче справки о стоимости отправленных ДД.ММ.ГГГГ телеграмм, поскольку чек об оплате услуг связи утратил. На данное заявление ПАО «Ростелеком» дан ответ о том, что предоставить справку не представляется возможным ввиду хранения всей документации, связанной с оказанием услуг телеграфной связи, в течение 8 месяцев со дня оказания услуги. По истечении срока хранения телеграфная документация уничтожается. Полагает, что отказ является незаконным, поскольку в соответствии с положениями ст. 23 НК РФ организации обязаны в течение 4х лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документы подтверждающие получение доходов. В соответствии со ст. 17 Федерального закона №129-ФЗ общие сроки хранения первичных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организация обязана хранить не менее пяти лет. В соответствии со ст. 12-14 Федерального закона об информации, информационных технологиях и о защите информации граждане обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и обязаны обосновывать перед владельцем этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой информации. В соответствии с п.п. 1,2 ст. 44 ФЗ от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи» услуги связи на территории Российской Федерации оказываются операторами связи, правилами оказания услуг связи регламентированы взаимоотношения пользователей услуг связи, порядок идентификации пользователей услугами связи по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Порядок предъявления и рассмотрения жалоб и претензий пользователей утвержден Правилами оказания услуг телеграфной связи п.п. 99, 100, 101, 102, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 №22. Не предоставление справки нарушает права истца как потребителя в соответствии со ст. 8 Закона РФ «О защите прав потребителей».

В судебное заседание истец не явился, направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель истца в судебном заседании иск поддержала, пояснив, что требования основаны не на правилах оказания услуг телеграфной связи, на которые ссылается ответчик в своем письменном отзыве, а на том основании, что у ответчика должна храниться бухгалтерская документация и первичные документы в течение 5 лет, на основании которых должна быть выдана справка о стоимости отправленных телеграмм, которая необходима для подтверждения понесенных расходов и их взысканию по другому гражданскому делу.

Ответчик в судебное заседание представителя не направил, ранее представил письменный отзыв, в котором указал, что возражает против удовлетворения требований, поскольку в соответствии с п.п. 438, 439 Требований к оказанию услуг телеграфной связи в части приема, передачи, обработки, хранения и доставки телеграмм, утв. Приказом Мининформсвязи России от 11.09.2007 №108, срок хранения всей документации, связанной с оказанием услуг телеграфной связи, равен 8 месяцам со дня оказания услуги, поэтому на момент обращения ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ, телеграфная документация была уничтожена, рассчитать стоимость телеграммы не представляется возможным.

Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 44 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключенного в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи.

Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 № 222 утверждены Правила оказания услуг телеграфной связи, согласно п. п. 24, 25 которых телеграммы в зависимости от приоритета обработки разделяются на следующие категории:

"вне категории";

"внеочередная";

"Президент Российской Федерации";

"Председатель Правительства Российской Федерации";

"высшая правительственная";

"правительственная";

"срочная";

"обыкновенная".

Телеграммы, имеющие особенности по назначению, способу оформления, подачи или доставки, разделяются на следующие виды:

"с уведомлением о вручении телеграфом" (с отметкой "уведомление телеграфом");

"с уведомлением о вручении телеграфом "срочное" (с отметкой "уведомление телеграфом срочное");

"с доставкой в срок, указанный отправителем" (с отметкой "вручить (дата)");

"с доставкой в населенный пункт (поселение), не имеющий телеграфной, факсимильной (телефонной) связи" (с отметкой "почтой заказное");

"на художественном бланке" (с отметкой "люкс");

"на художественном бланке формата А4" (с отметкой "люкс/в");

"на художественном бланке детской тематики" (с отметкой "люкс/и");

"на художественном музыкальном бланке" (с отметкой "люкс/м");

"на художественном музыкальном бланке детской тематики" (с отметкой "люкс/м/и");

"на художественном бланке по случаю траура" (с отметкой "делюкс");

"заверенная оператором связи" (с отметкой "заверенная");

"криптограмма" (с отметкой "криптограмма");

"криптограмма перфоленте" (с отметкой "криптограмма перфоленте");

"метео" (с отметкой "метео");

"переводная" (с отметкой "переводная");

"схемная" (с отметкой "схема (номер)").

Оператор связи оказывает пользователям услуги телеграфной связи на основании договора об оказании услуг телеграфной связи, который заключается в соответствии с гражданским законодательством и должен содержать условия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами (п.п. 17, 18 Правил).

Подаваемая отправителем телеграмма должна быть четко и разборчиво написана или напечатана на лицевой стороне телеграфного бланка или на светлой бумаге (п. 36).

Адреса отправителей и адресатов, отметки о категории и виде телеграмм, пересылаемых в пределах территории Российской Федерации, должны оформляться на русском языке (п. 38).

В соответствии с п. 44 Правил телеграмма должна содержать данные, изложенные в следующей последовательности:

отметка о категории телеграммы (при подаче телеграммы категории "обыкновенная" отметка о категории не указывается);

отметка о виде (видах) телеграммы;

адрес, по которому должна быть доставлена телеграмма, с указанием наименования адресата (адресатов);

текст телеграммы;

подпись отправителя (по желанию отправителя).

В нижней части бланка подаваемой телеграммы (листа светлой бумаги или фирменного бланка, используемых вместо бланка телеграммы) отправитель должен указать свою фамилию и адрес (вместо адреса допускается указывать номер телефона отправителя или отметку «проездом»). Данные, указываемые в нижней части бланка телеграммы, в содержание телеграммы и состав оплачиваемых слов не входят. При необходимости передачи адресату этих данных они должны включаться отправителем в текст телеграммы.

Тарифы на услуги телеграфной связи устанавливаются оператором связи самостоятельно, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о естественных монополиях (п. 88 Правил).

Расчеты с пользователями за оказание услуг телеграфной связи ведет оператор связи, оказывающий такие услуги на основании лицензии, или лицо, уполномоченное им на осуществление указанных расчетов на основании договора об оказании услуг телеграфной связи (п. 90 Правил).

В соответствии с п. 95 Правил оплате подлежат все слова, образующие содержание внутренней телеграммы (отметки о категории и виде телеграммы, адрес, в том числе номер отделения связи, если таковой имеется, текст, подпись, включая слова, соединяющие части многословной телеграммы).

Согласно п. 109 Правил оператор связи несет ответственность перед пользователем за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных договором об оказании услуг телеграфной связи, оказание услуг телеграфной связи ненадлежащего качества, нарушение срока оказания таких услуг и срока устранения недостатков, предоставление недостоверной информации об услугах телеграфной связи и об исполнителе этих услуг в порядке и размерах, предусмотренных законом или договором об оказании услуг телеграфной связи.

В целях реализации требований пункта 3 статьи 26 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» и Правил оказания услуг телеграфной связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2005 г. № 222 «Об утверждении Правил оказания услуг телеграфной связи», Приказом Мининформсвязи России от 11.09.2007 № 108 утверждены Требования к оказанию услуг телеграфной связи в части приема, передачи, обработки, хранения и доставки телеграмм» (зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2007 № 10209), в соответствии с положениями п. 19 которых предусмотрено, что при приеме телеграммы за наличный расчет оператор выдает отправителю чек контрольно-кассовой машины или выписывает квитанцию Ф. 47 с указанием стоимости оказанных услуг в российских рублях прописью с заглавной буквы.

Согласно п. 87 Требований к оказанию услуг телеграфной связи каждая принятая телеграмма с уведомлением о вручении подлежит регистрации в контрольном журнале Ф. ТГ-71, в котором указывается дата (число и месяц), номер телеграммы, время подачи телеграммы, вид и категория уведомления, куда и кому адресована телеграмма, адрес и фамилия отправителя телеграммы, дата и время поступления уведомления, фамилия направившего уведомление отправителю, примечание (где указывается отметка в случаях направления запроса).

Согласно п. 408 указанных Требований наличие всех принятых от отправителей телеграмм должно соответствовать документам приема: квитанционным книгам Ф. 47; лентам контрольно-кассовых машин; описям телеграмм, принятых в счет аванса; аппаратным журналам (Ф. ТГ-60, Ф. ТГ-61); контрольным журналам Ф. 26; реестрам Ф. 11; накладным Ф. 16.

На основании п. 409 Требований все телеграммы после их подборки по исходящим (кассовым) номерам и связям приема должны брошюроваться в пачки, на обложках которых указывается наименование документации (телеграммы - исходящие, транзитные), дата приема, наименование связи, номер связи, количество телеграмм, содержащихся в пачке, или бланков с номера по номер и сдаваться в архив на хранение.

Пунктом 431 Требований установлено, что правильность применения тарифа на телеграммы проверяется по оригиналам исходящих телеграмм, принятых за прошедшие сутки за наличный расчет:

при приеме свыше 100 телеграмм ежесуточно - не менее 20% их числа;

при приеме за сутки менее 100 телеграмм - 100%;

телеграмм, принятых в счет аванса - 10% их числа.

Перебор платы за услуги телеграфной связи возвращается из текущей выручки отправителю телеграммы, не ожидая его заявления.

Сумма недобора платы взыскивается с отправителя телеграммы. При невозможности взыскания с отправителя сумма недобора взыскивается с работника, оказавшего услугу.

Организация хранения и порядок уничтожения телеграфной документации предусмотрен п.п. 434-439 Требований, согласно которым в архив на хранение телеграфная документация должна сдаваться установленным порядком по описям с указанием наименования документации (телеграммы, аппаратные журналы, расписки, описи и т.п.), количества (пачек, рулонов, кругов и др.), рабочего места (участка, номера связи, сектора и т.п.), даты; при приеме на хранение отработанной телеграфной документации проверяется правильность оформления всех документов, относящихся к обработке телеграмм; организация хранения всей документации телеграфной связи должна обеспечить тайну телеграфной переписки, сохранность всей документации и четкий хронологический порядок ее размещения; срок хранения всей документации, связанной с оказанием услуг телеграфной связи, равен 8 месяцам со дня оказания услуги (п. 438); по истечении срока хранения телеграфная документация должна быть уничтожена (п. 439).

Как установлено в судебном заседании и не оспаривалось сторонами, что ФИО2 обращался за отправлением двух телеграмм в адрес администрации Ленинского района г. Перми и Пермводоканала ДД.ММ.ГГГГ, в подтверждение чего в материалы дела представлены светокопии копий телеграмм.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в адрес ПАО «Ростелеком» с заявлением о напарвлении ему почтой справки о стоимости оплаченных им телеграмм от ДД.ММ.ГГГГ, приложив копии телеграмм (л.д. 5).

Руководствуясь положениями п.п. 438 и 439 Требований к оказанию услуг телеграфной связи, ПАО «Ростелеком» сообщило ФИО2 о невозможности предоставления информации о стоимости направленных телеграмм в мае 2015г. ввиду уничтожения документации (л.д. 6).

Принимая во внимание вышеприведенные положения законодательства, регулирующего порядок оказания услуг телеграфной связи, сроки и порядок хранения, уничтожения документации по оказанию услуг телеграфной связи, в том числе порядок проверки правильности применения тарифа на телеграммы по оригиналам исходящих телеграмм, суд приходит к выводу, что ПАО «Ростелеком» не допущено нарушение прав ФИО2 как потребителя услуг телеграфной связи. Доказательств того, что с истцом не был заключен договор оказания услуг телеграфной связи и не были выданы чек контрольно-кассовой машины или квитанция Ф. 47 с указанием стоимости оказанных услуг, истцом не представлено, при этом в соответствии с действующими правилами оказания услуг телеграфной связи и требованиями к порядку их оказания на оператора связи, оказывающего данный вид услуг связи возложена обязанность по хранению всей документации связанной с оказанием услуг телеграфной связи в течение 8 месяцев со дня оказания услуги. В судебном заседании установлено, что на момент обращения истца с заявлением о выдаче справки о стоимости направленных им телеграмм ДД.ММ.ГГГГ восемь месяцев с момента оказания услуги ДД.ММ.ГГГГ истекли, документы были уничтожены.

Принимая во внимание изложенное суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению, поскольку истец обращался с заявлением именно о выдаче справки о стоимости направленных им телеграмм, срок хранения документации по которым к моменту обращения уже истек и документация была уничтожена.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований ФИО2 к ПАО «Ростелеком» о возложении обязанности на руководство ПАО «Ростелеком» устранить нарушение прав как потребителя услуг связи и возложении обязанности направить ФИО2 почтой запрашиваемую справку о стоимости отправки телеграмм от ДД.ММ.ГГГГ отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий подпись Е.С. Оплетина

Копия верна

Судья Е.С. Оплетина

Мотивированное решение изготовлено 03.11.2017