ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4119 от 17.08.2011 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

                                                                                    Центральный районный суд г. Хабаровска                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                        Вернуться назад                                                                                           

                                    Центральный районный суд г. Хабаровска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Дело № 2-4119/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Хабаровск 17 августа 2011 года

Центральный районный суд г. Хабаровска в составе:

председательствующего судьи Королевой И.А.,

при секретаре Белой Ю.А.,

с участием:

представителей ответчика ФИО1, ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу о признании незаконным отказа в поступлении на государственную гражданскую службу, взыскании недополученного содержания с момента завершения конкурса,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с указанным иском к ответчику, в обосновании которого ссылается на то, что в связи с тем, что в конце 2008 начале 2009 года принимал участие в объявленных Департаментом конкурсах на замещение вакантных должностей в Отдел по надзору на море по Чукотскому автономному округу (начальника, ведущего специалиста-эксперта, специалиста-эксперта), включая конкурс для включения в кадровый резерв. Письмами ответчик проинформировал ФИО3 о том, что последний не победил в конкурсе по должности начальника отдела, а конкурс для включения в кадровый резерв на эту же должность не состоялся ввиду одной кандидатуры. Расценивает действия Департамента по проведению конкурса и недопущению его на службу в Отдел неправильными, необоснованными и незаконными. Просит суд признать незаконным отказ в поступлении на государственную гражданскую службу в Отдел по надзору на море по Чукотскому автономному округу на должность, прежде всего, начальника Отдела, а также на ведущего специалиста-эксперта и специалиста-эксперта, взыскать с ответчика неполученное денежное содержание с момента завершения конкурса по дату подачи иска.

Истец ФИО3, надлежащим образом уведомленный о времени и месте заседания, в суд не явился, причину неявки суду не сообщил. В соответствии со ст.167 ч.4 ГПК РФ, суд полагает необходимым рассмотреть данное дело в отсутствие не явившегося ответчика.

Представители ответчика в судебном заседании возражали против удовлетворения требований, заявленных истцом, считают их необоснованными, дополнительно пояснив, что Департаментом был объявлен конкурс на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы в отдел по надзору на море по Чукотскому автономному округу на должности начальника отдела, ведущего специалиста-эксперта, специалиста-эксперта. Объявление о приеме документов для участия в конкурсе опубликовано в печатном издании, газете «Крайний Север» от 24.10.2008 г. № 42 (1644), информация о проведении конкурса размещена на сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования с указанием требований, предъявляемых к претендентам на замещение вакантных должностей. На должность начальника отдела представили заявления пять кандидатур, на должность ведущего специалиста-эксперта – четыре, специалиста-эксперта – четыре кандидатуры. Четыре претендента допущены к участию в конкурсе на должность начальника отдела. На должность ведущего специалиста-эксперта три кандидатуры не были допущены (не оформлены документы надлежащим образом, образование не соответствовало квалификационным требованиям). На должность специалиста-эксперта три кандидатуры не были допущены (документы не оформлены надлежащим образом). В связи с изложенным, конкурс не состоялся по должностям ведущего специалиста-эксперта и специалиста-эксперта ввиду наличия только одного кандидата на вакантную должность. Заседание конкурсной комиссии по представленным документам на должность начальника отдела состоялось 16.12.2008 г. Рассматривались четыре кандидатуры. Претенденты уведомлены надлежащим образом. По результатам голосования наибольшее число голосов конкурсной комиссии (единогласно) получил кандидат, отвечающий квалификационным требованиям должности начальника отдела по надзору на море по Чукотскому автономному округу Департамента Росприроднадзора по ДФО и имеющий преимущество перед другими кандидатами (высшее юридическое образование, стаж работы в системе Министерства природных ресурсов и экологии РФ). Объявление о конкурсе на включение в кадровый резерв для замещения вакантных должностей федеральной гражданской службы начальника отдела, ведущего специалиста-эксперта и специалиста-эксперта отдела по надзору на море по Чукотскому автономному округу опубликовано в печатном издании, газете «Приамурские ведомости» от 20.11.2008 г. № 177 (6831) и на сайте Департамента с указанием требований к должностям. На конкурс на объявленные должности представлены два заявления: от ФИО3 и ФИО4 Претендент ФИО4 не допущен к участию в конкурсе в связи с несоответствием образования направлению деятельности. Конкурс был признан несостоявшимся.

Выслушав представителей ответчика, исследовав материалы гражданского дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе (статья 32, часть 4); труд свободен; каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (статья 37, часть 1).

Федеральный закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», устанавливающий правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации, которая подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации, предусматривает в части 1 статьи 22, что поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется, если иное не установлено данной статьей, по результатам конкурса.

Как следует из статьи 22 названного Федерального закона, конкурс на замещение должности гражданской службы, для проведения которого образуется конкурсная комиссия, заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должностей гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности.

У лиц, поступающих на гражданскую службу, могут возникнуть лишь споры о неправомерном отказе в поступлении на гражданскую службу, а эти споры в соответствии с ч. 15 ст. 70 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», рассматриваются судом.

Указом Президента РФ от 01.02.2005 г. № 112 в развитие вышеназванного Закона утверждено Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, определяющее порядок и условия проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации в федеральном государственном органе, государственном органе субъекта Российской Федерации или их аппаратах.

Согласно пункту 1 Положения конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы обеспечивает конституционное право граждан Российской Федерации на равный доступ к государственной службе.

Проведению конкурса также соответствует определенная процедура: публикация государственным органом объявления о приеме документов для участия в конкурсе, содержащего перечень требований, предъявляемых к претенденту, место и время приема документов, и так далее - пункт 6 Положения.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 11.09.2008 г. № 215 утверждена Схема размещения территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, в том числе по Чукотскому АО.

Во исполнение данного приказа Федеральной службой по надзору в сфере природопользования издан приказ от 20.11.2008 г. № 433, согласно которому утверждено Положение о Департаменте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному Федеральному округу.

В судебном заседании установлено, что в целях формирования аппарата служащих вновь образованного территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чукотскому АО в газете «Крайний Север» № 42 (1644) 24.10.2008 г. опубликовано сообщение Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ДФО об объявлении конкурса на замещение вакантных должностей федеральной государственной гражданской службы в отдел по надзору на море по Чукотскому автономному округу: начальника отдела, ведущего специалиста-эксперта, специалиста-эксперта. В частности, в перечне требований, предъявляемых к претенденту на замещение должности начальника отдела, значились: высшее профессиональное образование, не менее двух лет стажа государственной гражданской службы или не менее четырех лет стажа работы по специальности; знание методов проведения контрольных мероприятий за соблюдением законодательства РФ в области морской среды и природных ресурсов, навыки контрольной деятельности на море.

Согласно входящему штампу Департамента Росприроднадзора по ДФО заявление ФИО3 с просьбой о рассмотрении его кандидатуры на должность начальника отдела либо о включении в кадровый резерв на иную должность с приложением документов, необходимых для участия в конкурсе в соответствии с п. 7 Указа № 112, поступили 18.11.2008 г.

27.11.2008 г. состоялось заседание конкурсной комиссии Департамента Росприроднадзора по ДФО, в ходе которого были рассмотрены документы, представленные на конкурс на замещение вакантных должностей федеральной государственной гражданской службы в отделы по надзору на море в субъектах РФ, в результате чего к участию в конкурсе не были допущены четыре претендента (ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8). Кроме того, конкурс по должностям ведущий специалист-эксперт, специалист-эксперт отдела по надзору на море по Чукотскому автономному округу признан несостоявшимся, было решено провести второй этап конкурса 16.12.2008г.

Сообщением от 28.11.2008 г. ФИО3 ставился в известность, что он допущен к участию в конкурсе на замещение государственной гражданской должности начальника отдела по надзору на море по Чукотскому автономному округу с одновременным уведомлением, что второй этап конкурса будет проведен 16.12.2008 г. в 10 часов по адресу: <...>, каб. 31.

Объявление о втором этапе конкурса на включение в кадровый резерв для замещения вакантных должностей федеральной гражданской службы начальника отдела, ведущего специалиста-эксперта и специалиста-эксперта отдела по надзору на море по Чукотскому автономному округу опубликовано в печатном издании, газете «Приамурские ведомости» от 20.11.2008 г. № 177 (6831). В частности, в перечне требований, предъявляемых к претенденту на замещение должности начальника отдела, произошли некоторые изменения, и значились: высшее профессиональное образование по специальности, соответствующей направлению деятельности отдела, опыт контрольной деятельности на море.

Положением о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы РФ предусмотрено, что при проведении конкурса (заседание комиссии проводится согласно п. 20 Положения, при наличии не менее двух кандидатов) конкурсная комиссия оценивает кандидатов на основании не только представленных ими документов об образовании, прохождении гражданской или иной государственной службы, осуществлении другой трудовой деятельности, но и конкурсных процедур с использованием не противоречащих федеральным законам и другим нормативным правовым актам Российской Федерации методов оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов, включая индивидуальное собеседование, анкетирование, проведение групповых дискуссий, написание реферата или тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по вакантной должности гражданской службы, на замещение которой претендуют кандидаты.

Из протокола от 16.12.2008 г. № 5 заседания конкурсной комиссии Департамента Росприроднадзора по ДФО следует, что, оценив кандидатов (ФИО4, ФИО9, ФИО3 и ФИО10) на основании представленных ими документов об образовании, прохождения государственной службы или осуществления другой трудовой деятельности, опыта работы, полученных навыков, конкурсная комиссия признала победителем конкура ФИО9 По результатам голосования конкурная комиссия единогласно проголосовала за кандидатуру ФИО9

Анализ представленных на конкурс на замещение вакантной должности начальника отдела документов показал, что ФИО9 имеет высшее образование по специальности «юриспруденция», ФИО3 – высшее образование по специальности «биология»; опыт определенной контрольной деятельности на море ФИО9 составляет более 9-ти лет (Чукотская окружная инспекция рыбоохраны, Чукотская специализированная морская инспекция МПР России с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), у ФИО3 – около 7-ми лет (Чукотская окружная инспекция рыбоохраны, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Чукотскому АО с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г. (период с 09.2002 г. по 08.2004 г. решением суда признано вынужденным прогулом), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).

Пунктом 6 Положения об отделе по надзору на море по Чукотскому АО Департамента Росприроднадзора по ДФО, утвержденного приказом начальника Департамента 02.12.2008 г. № 89, закреплено, что отдел осуществляет контроль и надзор в установленной сфере деятельности во внутренних морских водах, территориальном море, в исключительной экономической зоне и континентальном шельфе РФ, а также на территории Чукотского АО в пределах полномочий.

Должностной регламент начальника отдела по надзору на море по Чукотскому АО, утвержденный приказом начальника Департамента Росприроднадзора по ДФО 16.12.2008 г., основной акцент делает на знании и практическом опыте работы в области права и контрольной (надзорной) деятельности на море.

Пункт 19 Положения о конкурсе определяет, что при оценке профессиональных и личностных качеств кандидатов конкурсная комиссия исходит из соответствующих квалификационных требований к вакантной должности гражданской службы и других положений должностного регламента по этой должности, а также иных положений, установленных законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе.

Суд, оценивая квалификационные требования, предъявляемые к должности начальника отдела по надзору на море по Чукотскому АО и, исходя из должностного регламента по этой должности, установил, что конкурсная комиссия Департамента объективно подошла к оценке профессиональных качеств кандидатов на данную должность. Так, ФИО9 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ непосредственно осуществлял деятельность по техническому обеспечению надзора на море, в силу своего образования обладает специальными познаниями в области юриспруденции, которые в большей мере необходимы руководителю отдела, нежели познания в области биологии. С учетом того, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 в течение 4 лет 10 месяцев осуществлял деятельность сначала госинспектором в Чукотской специализированной морской инспекции МПР России, а затем заместителем начальника инспекции, на которую в соответствии с пунктом 2 приказа Министерства природных ресурсов РФ от 26.09.2000 г. № 347 были возложены в пределах их компетенции полномочия по осуществлению государственного контроля в области природопользования и охраны окружающей среды в пределах внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации и береговой линии в границах территорий соответствующих субъектов Российской Федерации, примыкающих к морю, а также земельных участков прибрежных полос, занятых объектами хозяйственной и иной деятельности, являющихся водопользователями или оказывающих влияние на состояние морской среды, он в большей мере соответствует требованиям, предъявляемым к начальнику отдела, имел преимущество перед другими, в том числе истцом, кандидатами.

Судом установлено, что в течение последних 2-х лет 8-ми месяцев, то есть с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 являлся начальником отдела рыбного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Чукотскому АО, впоследствии заместителем начальника отдела надзора за охраной, воспроизводством и использованием водных биологических ресурсов и средой их обитания. Деятельность в указанном Управлении осуществлялась в пределах  контроля и надзора в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений, селекционных достижений, за охраной, воспроизводством, использованием объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, водных биологических ресурсов – Постановление Правительства РФ от 08.04.2004 г. № 201, что не может в полной мере отнестись к  навыкам проведения контрольных (надзорных) мероприятий за соблюдением законодательства РФ в области морской среды и природных ресурсов,   контрольной деятельности на море, установленных приказом Росприроднадзора РФ от 22.12.2006 г. № 521 о квалификационных требованиях.

  Из протокола заседания конкурсной комиссии от 25.01.2009 г. № 1 следует, что во втором этапе конкурса рассматривались документы на включение в кадровый резерв для замещения вакантных должностей, в том числе на должности ведущего специалиста-эксперта и специалиста-эксперта отдела по надзору на море по Чукотскому АО. На конкурс на объявленные должности представлены два заявления: ФИО3 и ФИО4 Претендент ФИО4 не был допущен к участию в конкурсе в связи с несоответствием профессионального образования направлению деятельности (диплом об окончании института по специальности «экономика и организация автомобильного транспорта»). Конкурс был признан несостоявшимся в соответствии с п. 20 Положения о конкурсе.

В частях 5 - 7 п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 г. № 2 указано, что если судом будет установлено, что работодатель отказал в приеме на работу по обстоятельствам, связанным с деловыми качествами данного работника, такой отказ является обоснованным.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что отказ Департамента Росприроднадзора по ДФО ФИО3 в поступлении на государственную гражданскую службу в Отдел по надзору на море по Чукотскому автономному округу на должность начальника Отдела, а также на включение в кадровый резерв для замещения вакантных должностей ведущего специалиста-эксперта и специалиста-эксперта, является законным и обоснованным.

Требования ФИО3 о взыскании с ответчика неполученного денежного содержания с даты завершения конкурса на дату подачи иска в суд, суд считает не подлежащими удовлетворению в полном объеме. Учитывая, что Трудовой кодекс РФ предусматривает удовлетворение денежных требований только незаконно уволенных работников или переведенных на другую работу, а в настоящем случае трудовой договор с истцом не был заключен, то есть ФИО3 в силу этого в трудовых отношениях с работодателем не состоял, то юридические основания для оплаты периода времени лицу, которому было отказано в заключении с ним трудового договора, отсутствуют. Таким образом, требования ФИО3 в данной части необоснованны.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО3 к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу о признании незаконным отказа в поступлении на государственную гражданскую службу, взыскании недополученного содержания с момента завершения конкурса – отказать в полном объеме.

Настоящее решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течение десяти дней после изготовления решения в мотивированной форме.

Дата изготовления мотивированного решения 22 августа 2011 года.

Председательствующий И.А. Королева