Гражданское дело <данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<данные изъяты>
Октябрьский районный суд г<данные изъяты> в составе:
председательствующего судьи Коломниковой Л.В.
при секретаре Харниковой М.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению социальной защиты и семейной политики <данные изъяты> о возложении обязанности предоставить во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору социального найма как лицу из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Мех А.Д. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты и семейной политики <данные изъяты> о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В обоснование иска указав, что она относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее мама – ФИО2 умерла <данные изъяты>, отец – ФИО3 решением <данные изъяты> районного суда <данные изъяты> лишен родительских прав. В <данные изъяты> она была поставлена на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения специализированного жилого фонда <данные изъяты> на основании договора найма специализированного жилого помещения по категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с жилищным законодательством, Федеральным законом от <данные изъяты> «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», законом <данные изъяты>области от <данные изъяты> «О дополнительных гарантиях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» должна быть обеспечена жилым помещением. Однако, до настоящего времени её права на жилье не реализованы. Кроме того, просит взыскать с ответчика судебные расходы по оплате услуг представителя в размере <данные изъяты>
Истец Мех А.Д. в судебное заседание не явилась, о дате и времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется судебная расписка. Просила рассмотреть дело в свое отсутствие, предоставив в материалы дела соответствующее заявление.
Представитель Управление социальной защиты и семейной политики <данные изъяты> по доверенности - ФИО4 в судебном заседании не оспаривала право истицы на обеспечение жильем, вместе с тем, возражала против удовлетворения иска, пояснив, что принудительное внеочередное предоставление истице жилого помещения может привести к ущемлению прав других лиц, которые также имеют право на обеспечение жильем. По состоянию на <данные изъяты>. Мех А.Д. значится под номером <данные изъяты>, с указанного времени очередь на получение жилья значительно сократилась. Требования о взыскании судебных расходов необоснованны, поскольку истица, как лицо, относящееся к детям-сиротам, имеет право на предоставление бесплатной юридической помощи.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела и оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
Улучшение жилищных условий лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в соответствии с ФЗ от <данные изъяты> "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями, внесенными ФЗ от <данные изъяты> вступившими в силу с <данные изъяты> "О дополнительных гарантиях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции от <данные изъяты>
Согласно абз.4 ст.1 Федерального закона лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
Данной нормой законодатель распространил действие Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста, и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет. Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 ФЗ от <данные изъяты> детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются вышеуказанным лицам по достижении ими возраста 18 лет (а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия) по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абз. 2, 3 п. 1 ст. 8 ФЗ <данные изъяты>
Аналогичная норма содержится в ст.6 <данные изъяты>О дополнительных гарантиях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». При этом определено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, общей площадью жилого помещения не менее 33 кв.м. и не более 37 кв. м..
Таким образом, ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри Списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
Судом установлено, что ФИО1, <данные изъяты> года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Ее мама – ФИО2 умерла <данные изъяты> что подтверждается копией свидетельства о смерти (л.д.8). Отец – ФИО3 решением <данные изъяты> районного суда <данные изъяты> лишен родительских прав, что подтверждается копией решения суда <данные изъяты> году Мех А.Д. была поставлена на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения специализированного жилого фонда <данные изъяты> на основании договора найма специализированного жилого помещения по категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, по состоянию на <данные изъяты> Мех А.Д. значится под номером <данные изъяты> В соответствии с жилищным законодательством, Федеральным законом от 21<данные изъяты> «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», законом <данные изъяты> «О дополнительных гарантиях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» должна быть обеспечена жилым помещением. Однако, до настоящего времени права Мех А.Д. на жилье не реализованы.
Таким образом, обязанность по предоставлению истице жилого помещения не исполнена до настоящего времени, у суда имеются все основания для возложения на ответчика обязанности по обеспечению Мех А.В. благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда.
То обстоятельство, что статьей 6.1 <данные изъяты> на орган исполнительной власти области возложена обязанность по формированию и поддержанию в актуализированном состоянии списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленного иска.
Наличие списка и, как следствие, очередности среди данной категории лиц на предоставление жилья, не снимает с уполномоченного органа обязанности по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей жилого помещения в предусмотренный действующим законодательством срок, т.е. по достижении детьми-сиротами возраста 18 лет по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Данный вывод согласуется судебной практикой Верховного суда (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации <данные изъяты>
В силу статьи 6 <данные изъяты> "О дополнительных гарантиях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" орган исполнительной власти области обязан однократно предоставить указанной в законе категории лиц благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда, по договорам найма специализированных жилых помещений в виде жилого дома, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, общей площадью жилого помещения не менее 33 кв.м. и не более 37 кв.м.
Истица, относящаяся к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигла 18-тилетнего возраста, в настоящее время жилым помещением не обеспечена и принята на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, что в соответствии с действующим законодательством является основанием для возложения на Управление социальной защиты и семейной политики <данные изъяты> (как на орган исполнительной власти, уполномоченный на обеспечение жилой площадью детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей) обязанности предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, поэтому с ответчика в пользу истца следует взыскать государственную пошлину, уплаченную при подаче иска в размере <данные изъяты>
В силу п.1 ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по письменному ходатайству, суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Как отмечается в п.15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <данные изъяты>«О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд вправе уменьшить его, если другая сторона заявляет возражения.
Вместе с тем в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон, суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
Из материалов дела следует, что <данные изъяты>. между Мех А.Д. и ИП ФИО5 заключен договор на оказание юридических услуг. Цена услуг по договору составляет <данные изъяты>
Учитывая характер рассматриваемого спора, объем выполненной работы, руководствуясь принципом разумности и справедливости и исходя из баланса интересов сторон, суд находит необходимым взыскать расходы на услуги представителя в размере <данные изъяты>
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 - удовлетворить частично.
Обязать Управление социальной защиты и семейной политики <данные изъяты> предоставить ФИО1 благоустроенное, применительно к условиям соответствующего населенного пункта, жилое помещение специализированного жилищного фонд по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью жилого помещения не менее 33 кв.м. и не более 37 кв.м..
Взыскать с Управления социальной защиты и семейной политики <данные изъяты> за счет средств бюджета <данные изъяты> в пользу ФИО1 госпошлину в размере <данные изъяты> а также расходы, связанные с оплатой услуг представителя в размере <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <данные изъяты> областной суд, в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме через Октябрьский районный суд г<данные изъяты>
Судья Л.В.Коломникова
Мотивированное решение суда изготовлено: <данные изъяты>
Судья Л.В.Коломникова