ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4120/2023 от 09.08.2023 Абаканского городского суда (Республика Хакасия)

УИД 19RS0001-02-2023-004887-07

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Дело № 2-4120/2023

г. Абакан 09 августа 2023 г.

Абаканский городской суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего Земба М.Г.,

при секретаре Федоренко Л.В.,

с участием помощника прокурора г. Саяногорска Павловой М.А., представителя ответчика ГКУ РХ «УСПН» Кузьминой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора города Саяногорска в интересах неопределенного круга лиц к Государственному казенному учреждению Республики Хакасия «Управление социальной поддержки населения», Министерству труда и социальной защиты Республики Хакасия об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Саяногорска Республики Хакасия, действующий в интересах неопределённого круга лиц, обратился в Абаканский городской суд РХ с иском к Государственному казённому учреждению Республики Хакасия «Управление социальной поддержки населения» (далее – ГКУ РХ «УСПН», Управление), Министерству труда и социальной защиты РХ (далее – Минтруда Хакасии) об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму, мотивируя требования тем, что Прокуратурой г. Саяногорска в январе 2023 г. проведена проверка соответствия требованиям законодательства об антитеррористической защищённости Отделения по г. Саяногорску ГКУ РХ «УСПН», которой установлено, что в соответствии с актом обследования и категорирования, утверждённого 30.07.2021, Отделению по г. Саяногорску ГКУ РХ «УСПН» присвоена 1 категория, утверждены необходимые мероприятия. В нарушение пп. «а» п. 17 Требований в Отделении по г. Саяногорску ГКУ РХ «УСПН» не исполнены следующие мероприятия: объект не оборудован инженерно-техническими средствами (охранной сигнализацией, системой видеонаблюдения); договор на обеспечение охраны объекта путём привлечения сотрудников охранных организаций не заключён. Максимальный срок для выполнения вышеуказанных мероприятий в соответствии с п. 14 требований истёк в июле 2022. Допущенные нарушения в качестве негативных последствий создают условия для распространения терроризма, последствиями которого являются массовая гибель людей, уничтожение имущества. Устранение указанных нарушений потребовано прокурором города в представлении, внесённом 26.01.2023 в адрес директора Управления, однако по результатам рассмотрения представления нарушения не устранены. Управлением направлялись справки с указанием потребностей в мероприятиях по антитеррористической защищённости и примерных денежных сумм, необходимых на их выполнение. Вместе с тем, денежные суммы до учреждения не доведены. Ненадлежащее выполнение указанных обязанностей создаёт угрозу безопасности неопределённому кругу лиц, а также опасность причинения вреда их жизни и здоровью. На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, истец просил:

- обязать Министерство труда и социальной защиты РХ в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу осуществить финансирование затрат ГКУ РХ «УСПН» на выполнение мероприятий, указанных в п. 2;

- обязать ГКУ РХ «УСПН» в течение 1 месяца с момента выделения денежных средств на финансирование соответствующих затрат выполнить требования антитеррористического законодательства, а именно:

оборудовать Отделение по г. Саяногорску ГКУ РХ «УСПН» инженерно-техническими средствами (охранной сигнализацией, системой видеонаблюдения);

заключить договор на обеспечение охраны Отделения по г. Саяногорску ГКУ РХ «УСПН» путём привлечения сотрудников охранных организаций.

17.07.2023 определением Абаканского городского суда Республики Хакасия по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне истца, привлечено Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Хакасия (далее – Управление Росгвардии по РХ).

В судебном заседании помощник прокурора г. Саяногорска РХ Павлова М.А., действующая на основании служебного удостоверения, заявленные исковые требования уточнила в связи с частичным исполнением требований прокурора, окончательно просила:

- обязать Министерство труда и социальной защиты РХ в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу осуществить финансирование затрат ГКУ РХ «УСПН» на заключение договора на обеспечение охраны Отделения по г. Саяногорску ГКУ РХ «УСПН» путём привлечения сотрудников охранных организаций;

- обязать ГКУ РХ «УСПН» в течение 1 месяца с момента выделения денежных средств на финансирование соответствующих затрат заключить договор на обеспечение охраны Отделения по г. Саяногорску ГКУ РХ «УСПН» путём привлечения сотрудников охранных организаций.

Представитель ответчика ГКУ РХ «УСПН» Кузьмина В.А., действующая на основании доверенности, против удовлетворения уточнённых исковых требований не возражала, указав, что частично требования прокурора были исполнены: установлена система видеонаблюдения, однако в связи с отсутствием финансирования охранной сигнализации в настоящий момент не имеется. Установление срока в течение одного месяца с момента выделения денежных средств на финансирование соответствующих затрат заключить договор на обеспечение охраны Отделения по г. Саяногорску ГКУ РХ «УСПН» путём привлечения сотрудников охранных сигнализаций полагала возможным.

Кроме того, ранее от представителя ГКУ РХ «УСПН» Пахомовой М.В., действующей на основании доверенности, поступил письменный отзыв на иск, согласно которому при условии дополнительного выделения лимитов бюджетных обязательств на выполнение мероприятий по антитеррористической защищённости объектов (территорий) в 2023, в том числе на заключение договоров на обеспечение охраны объектов путём привлечения сотрудников охранных организаций в Отделении ГКУ РХ «УСПН» по г. Саяногорску, ГКУ РХ «УСПН» будет иметь возможность исполнить требования прокурора.

Представитель ответчика Минтруда Хакасии, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне истца Управление Федеральной службы войск национальной РФ по РХ в зал судебного заседания не явились, надлежащим образом извещены о дате, месте и времени проведения судебного заседания. Ранее от начальника Управления Росгвардии по РХ Васильева В.Ю. поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, против удовлетворения исковых требований прокурора г. Саяногорска возражений не имелось. С учетом мнения лиц, участвующих в деле, руководствуясь ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав пояснения участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в порядке ст. ст. 56, 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Принимая во внимание, что потерпевшим от террористического акта может стать любой гражданин, определить круг лиц, в интересах которых может быть заявлено требование прокурора, невозможно. В связи с чем, прокурор правомерно обращается в суд с иском в интересах неопределённого круга лиц.

Согласно ст. 2 ФЗ от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, законности, приоритета защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, неотвратимости наказания за осуществление террористической деятельности, системности и комплексного использования политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, сотрудничества государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму, приоритета мер предупреждения терроризма, единоначалия в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций, сочетания гласных и негласных методов противодействия терроризму, конфиденциальности сведений о специальных средствах, технических приёмах, тактике осуществления мероприятия по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников, недопустимости политических уступок террористам, минимизации и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма, соразмерности мер противодействия терроризму степени террористической опасности.

Постановлением Правительства РФ от 13.05.2016 № 410 утверждены требования к антитеррористической защищённости объектов (территорий) Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) ( далее – Требования).

Согласно п. 4 Требований в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищённости объектов (территорий) с учётом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий проводится их категорирование.

В силу п. 14 Требований в отношении каждого объекта (территории) в соответствии с установленной категорией разрабатывается перечень мероприятий по обеспечению его антитеррористической защищённости с указанием срока реализации указанных мероприятий, который не может превышать 12 месяцев со дня подписания Акта обследования и категорирования объекта (территории).

На объектах (территориях) первой категории осуществляются мероприятия по оснащению объекта (территории) инженерно-техническими средствами и системами охраны и (или) обеспечения охраны объекта (территории) путём привлечения сотрудников охранных организаций ( пп. «а» п. 17 Требований).

В соответствии с п. 1.2 Устава ГКУ РХ «УСПН», утверждённого постановлением Правительства РХ от 15.12.2020 № 689, ГКУ РХ «УСПН» является правопреемником ГКУ РХ «УСПН г. Саяногорска».

Следовательно, на Управление возложена обязанность в отношении каждого объекта (территории) в соответствии с актом его обследования и категорирования, с учётом возможных последствий совершения террористических актов, а также прогнозного объекта расходов на выполнение соответствующих мероприятий и источников финансирования определить перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищённости объекта (территории), а также в течение 12 месяцев со дня утверждения актов обследования и категорирования объектов (территорий) завершить определённые перечнем мероприятий работы по обеспечению антитеррористической защищённости объектов (территорий).

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Отделению по г. Саяногорску ГКУ РХ «УСПН» на основании акта обследования и категорирования от 30.06.2021 рекомендовано объекту присвоить 1 категорию; разработать документы согласно п.п. 15-17 Постановления Правительства РФ № 410 «Об утверждении требований к антитеррористической защищённости объектов (территорий) Министерства труда и социальной защиты РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты РФ, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)»; оборудовать объект инженерно-техническими средствами (охранной сигнализацией, системой видеонаблюдения); заключить договоры на обеспечение охраны объекта путём привлечения сотрудников организаций.

В соответствии с паспортом безопасности, утверждённым 17.09.2021, сроком действия до 15.08.2026, Отделению по г. Саяногорску ГКУ РХ «УСПН» установлена 1 категория объекта (территории).

26.01.2023 прокуратурой г. Саяногорска РХ проведена проверка в Отделении по г. Саяногорску ГКУ РХ «УСПН», в ходе которой выявлены нарушения требований законодательства об антитеррористической защищённости, а именно в период с 23.01.2023 по 25.01.2023 установлено, что в соответствии с актом обследования и категорирования, утверждённого 30.07.2021, Отделению по г. Саяногорску ГКУ РХ «УСПН» присвоена 1 категория, утверждены необходимые мероприятия. Однако в нарушение п. 13 Требований в паспорте безопасности объекта не предусмотрено выполнение мероприятий по заключению договора на обеспечение охраны объекта путём привлечения сотрудников охранных организаций, вместе с тем, мероприятие закреплено в акте обследования и категорирования учреждения. Также в нарушение п. 14 Требований, в акте обследования и категорирования объекта срок для реализации мероприятий не установлен. В нарушение пп. «а» п. 17 Требований на момент проверки в Отделении по г. Саяногорску ГКУ РХ «УСПН» не исполнены следующие мероприятия:

- объект не оборудован инженерно-техническими средствами (охранной сигнализацией, системой видеонаблюдения);

- договор на обеспечение охраны объекта путём привлечения сотрудников охранных организаций не заключён, а максимальный срок для выполнения вышеуказанных мероприятий, в соответствии с п. 14 Требований, истёк в июле 2022.

В соответствии с Требованиями ответственность за обеспечение антитеррористической защищённости объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях) (п. 3).

На основании вышеуказанной проверки, прокурором г. Саяногорска РХ вынесено предписание об устранении нарушений требований законодательства об антитеррористической защищённости, направленное директору ГКУ РХ «УСПН» Соколовой Н.А., предложено безотлагательно принять меры к устранению нарушений закона, а также причин и условий им способствующих.

В ответ на вышеуказанное представление директором ГКУ РХ «УСПН» Соколовой Н.А. в письме от 22.02.2023 сообщено о принятии всех мер для устранения и недопущения в дальнейшем нарушений Требований. Кроме того, указано, что для решения вопроса финансирования мероприятий на запрос Министерства труда и социальной защиты РХ ГКУ РХ «УСПН» письмом от 15.11.2022 № 1683 была направлена информация о примерных расчётах в потребности лимитов бюджетных ассигнований на проведение мероприятий по защищённости объектов с указанием необходимых сумм по каждому мероприятию.

Как следует из обращения от 27.03.2023 № 473 ГКУ РХ «УСПН» направило письмо в Министерство труда и социальной защиты РХ с указанием необходимости дополнительного выделения лимитов бюджетных обязательств на выполнение мероприятий по антитеррористической защищённости объектов (территорий) в 2023, в том числе на заключение договоров на обеспечение охраны объектов путём привлечения сотрудников охранных организаций в Отделении ГКУ РХ «УСПН» по г. Саяногорску.

Из письма директора ГКУ РХ «УСПН» Соколовой Н.А. от 15.05.2023, адресованному прокурору г. Саяногорска следует, что во исполнение представления Прокуратуры г. Саяногорска от 26.01.2023 № 7-43-2023, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13.05.2016 № 410 «Об утверждении требований к антитеррористической защищённости объектов (территорий) Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), а также в соответствии с паспортом безопасности Отделения по г. Саяногорску ГКУ РХ «УСПН» указанный объект оборудован инженерно-техническими средствами (системой видеонаблюдения, охранной сигнализацией).

Мероприятия по оборудованию Отделения по г. Саяногорску ГКУ РХ «УСПН» инженерно-техническими средствами проведены 25.04.2023, о чем представлен государственный контракт № 38.2023-1043 от 27.03.2023, государственный контракт № 60.2023-3115 от 13.06.2023, что в судебном заседании не оспаривалось, в связи с чем заявленные исковые требования прокурором уточнены.

Между тем, во исполнение ст. 56 ГПК РФ, доказательств того, что требования прокурора г. Саяногорска РХ в части обязания Минтруда Хакасии выделить бюджетное финансирование затрат ГКУ РХ «УСПН» на заключение договора на обеспечение охраны Отделения по г. Саяногорску ГКУ РХ «УСПН» путём привлечения сотрудников охранных организаций и обязании ГКУ РХ «УСПН» выделить денежные средства на финансирование соответствующих затрат заключить договор на обеспечение охраны Отделения по г. Саяногорску ГКУ РХ «УСПН» путём привлечения сотрудников охранных организаций, в установленный срок, ответчиками не представлено. Кроме того, в судебном заседании представитель Кузьмина В.А. также указала об отсутствии обеспечения спорного объекта охранной сигнализацией в связи с отсутствием финансирования.

Непринятие мер по обеспечению надлежащей защищенности объектов (территорий) образования свидетельствует о неисполнении руководством требований законодательства, о ненадлежащем уровне защищенности объекта, который является главным критерием и условием обеспечения безопасного функционирования объектов, а также условием защиты прав и свобод человека и гражданина.

Согласно ч. 1 ст. 171 Бюджетного кодекса Российской Федерации составление проектов бюджетов – исключительная прерогатива Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местных администраций муниципальных образований.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с п. 4.2.1 Постановления Правительства РХ от 23.04.2019 № 177 «Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Республики Хакасия» Министерство труда и социальной защиты Республики Хакасия осуществляет функции главного распорядителя, распорядителя и получателя средств республиканского бюджета Республики Хакасия, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций.

При изложенных обстоятельствах, учитывая вышеприведенные правовые нормы, суд находит требования прокурора законными и обоснованными, а потому считает необходимым обязать Минтруда Хакасии выделить бюджетное финансирование затрат ГКУ РХ «УСПН» на заключение договора на обеспечение охраны Отделения по г. Саяногорску ГКУ РХ «УСПН» путем привлечения сотрудников охранных организаций, а также обязать ГКУ РХ «УСПН» заключить договор на обеспечение охраны Отделения по г. Саяногорску ГКУ РХ «УСПН» путем привлечения сотрудников охранных организаций.

В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд, в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учётом установленных по делу обстоятельств и вышеприведённых правовых норм, объёма необходимых мероприятий и ограниченного финансирования, суд приходит к выводу, что возложенная на Минтруда Хакасии обязанность должна быть выполнена в течение 1 месяца после вступления решения суда в законную силу, возложенная на ГКУ РХ «УСПН» обязанность также должна быть выполнена в течение 1 месяца с момента выделения денежных средств на финансирование соответствующих затрат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г. Саяногорска удовлетворить.

Обязать Министерство труда и социальной защиты Республики Хакасия в течение одного месяца после вступления решения суда в законную силу выделить бюджетное финансирование затрат Государственного казенного учреждения Республики Хакасия «Управление социальной поддержки населения» на заключение договора на обеспечение охраны Отделения по г. Саяногорску Государственного казенного учреждения Республики Хакасия «Управление социальной поддержки населения» путем привлечения сотрудников охранных организаций.

Обязать Государственное казенное учреждение Республики Хакасия «Управление социальной поддержки населения» в течение одного месяца с момента выделения денежных средств на финансирование соответствующих затрат заключить договор на обеспечение охраны Отделения по г. Саяногорску Государственного казенного учреждения Республики Хакасия «Управление социальной поддержки населения» путем привлечения сотрудников охранных организаций.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Абаканский городской суд.

Председательствующий М.Г. Земба

Мотивированное решение изготовлено 16 августа 2023 г.

Судья М.Г. Земба