ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4122/2012 от 24.07.2012 Петрозаводского городского суда (Республика Карелия)

  №

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 июля 2012 года г. Петрозаводск

 Петрозаводский городской суд Республики Карелия

 в составе председательствующего судьи Гудковой Г.В.,

 при секретаре Шмуйло Я.М.

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Петрозаводска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Петрозаводского городского округа,

у с т а н о в и л:

 Прокурор города Петрозаводска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации Петрозаводского городского округа по тем основаниям, что Прокуратурой города проведена проверка исполнения законодательства об охране и использовании городских лесов, в ходе которой установлено, что по информации Администрации Петрозаводского городского округа в границах Петрозаводского городского округа отсутствуют леса и лесные участки, в отношении которых выполнены работы в соответствии с земельным и лесным законодательством по землеустройству и лесоустройству, а также в отношении, которых произведен государственный кадастровый учет и зарегистрировано право собственности. Однако, на территории Петрозаводского городского округа фактически имеются городские леса, что подтверждается Генеральным планом г. Петрозаводска в границах Петрозаводского городского округа, утвержденным Решением Петросовета от 11 июля 2008 г. N XXVI/XX-361, а также Правилами землепользования и застройки Петрозаводска в границах Петрозаводского городского округа, утвержденных Решением Петросовета от 11.03.2010 № 26/38-771. Ответчиком мероприятия, направленные на охрану, защиту и воспроизводство городских лесов на территории Петрозаводского городского округа в надлежащем объеме и установленном порядком не осуществляются, что создает угрозу возникновения рисков утраты и уничтожения городских лесов, являющихся компонентом окружающей среды, а также подвергает риску население города, снижает защищенность критически важных объектов, кроме того создало угрозу для неправомерного распоряжения земельными участками покрытыми лесами. Прокурор города просит провести лесоустройство в отношении городских лесов, расположенных на территории Петрозаводского городского округа: спроектировать лесничества и лесопарки: спроектировать эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, а также особо защитные участки лесов; спроектировать лесные участки; закрепить на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; установить таксацию лесов; спроектировать мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов.

 Прокурор в судебном заседании поддержал заявленные требования.

 Представитель ответчика Администрации Петрозаводского городского округа по доверенности в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что прокуратурой города не установлено нарушение чьих-либо прав, для проведения работ по лесоустройству необходимы денежные средства, которые не предусмотрены в бюджете Петрозаводского городского округа.

 Представитель 3-его лица Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия, в судебном заседании удовлетворение заявленных требований оставил на усмотрение суда.

 Суд, выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующим выводам.

 В судебном заседании установлено, что Прокуратурой города проведена проверка исполнения законодательства об охране и использовании городских лесов, в ходе которой установлено, что по информации Администрации Петрозаводского городского округа в границах Петрозаводского городского округа отсутствуют леса и лесные участки, в отношении которых выполнены работы в соответствии с земельным и лесным законодательством по землеустройству и лесоустройству, а также в отношении, которых произведен государственный кадастровый учет и зарегистрировано право собственности.

 В соответствии со ст. 23 Градостроительного кодекса РФ и пп.1 п.1 ст. 84 Земельного кодекса РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границам соответствующего муниципального образования.

 Согласно Генеральному плану г. Петрозаводска, утв. решением Петросовета от 11.07.2008 года N XXVI/XX-361, а также Правилам землепользования и застройки Петрозаводска в границах Петрозаводского городского округа, утв. решением Петросовета от 11.03.2010 года № 26/38-771 на территории Петрозаводского городского округа фактически имеются городские леса.

 Границы Петрозаводского городского поселения установлены Законом Республики Карелия от 01.12.2004 № 813-ЗРК «О городских сельских поселениях в Республике Карелия». В соответствии со ст. 1 Закона Республики Карелия от 01.12.2004 № 824-ЗРК «О наделении городских поселений статусом городского округа» Петрозаводское городское поселение наделено статусом городского округа.

 Как усматривается из материалов дела, ответчиком мероприятия, направленные на охрану, защиту и воспроизводство городских лесов на территории Петрозаводского городского округа в надлежащем объеме и установленном порядком не осуществляются, что создает угрозу возникновения рисков утраты и уничтожения городских лесов, являющихся компонентом окружающей среды, а также подвергает риску население города, снижает защищенность критически важных объектов, кроме того создало угрозу для неправомерного распоряжения земельными участками покрытыми лесами.

 В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселений отнесена организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.

 Обязанность органов местного самоуправления по организации лесоустройства вытекает из части 2 статьи 70 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству в порядке, установленном Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

 Согласно ст. 68 Лесного кодекса РФ лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятии по охране, защите, воспроизводству лесов.

 В соответствии со ст. 84 Лесного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся: владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды; установление ставок платы за единицу объема древесины; разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов; осуществление муниципального лесного контроля и надзора в отношении таких лесных участков; организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах. Органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.

 В соответствии со ст. 87 Лесного кодекса РФ основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка.

 В соответствии с ч. 3 ст. 87 Лесного кодекса РФ лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления.

 Судом установлено, что Администрацией Петрозаводского городского округа на день рассмотрения иска лесоустройство на землях поселения не проведено, лесохозяйственный регламент не разработан. Доказательств обратного не представлено.

 С учетом норм действующего законодательства, с целью исполнения обязанностей органа местного самоуправления по проведению мероприятий, направленных на охрану, защиту и воспроизводство городских лесов на территории Петрозаводского городского округа в надлежащем объеме и установленном порядком, в целях защиты городских лесов от угрозы возникновения рисков утраты и уничтожения, исключения риска для населения города, ликвидации угрозы для неправомерного распоряжения земельными участками покрытыми лесами, суд считает, что на ответчика следует возложить обязанность по проведению лесоустройства в отношении городских лесов, расположенных на территории Петрозаводского городского округа, иск подлежат удовлетворению.

 Руководствуясь ст.ст. 194,198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:  .

 Исковые требования удовлетворить.

 Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа провести лесоустройство в отношении городских лесов, расположенных на территории Петрозаводского городского округа: спроектировать лесничества и лесопарки; спроектировать эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, а также особо защитные участки лесов; спроектировать лесные участки; закрепить на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; установить таксацию лесов; спроектировать мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов.

 Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца через Петрозаводский городской суд РК.

 Судья Г.В. Гудкова