ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4122/2016 от 08.09.2016 Канавинского районного суда г. Нижнего Новгорода (Нижегородская область)

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

08 сентября 2016 года Канавинский районный суд г.Н.Новгорода в составе судьи Беловой Л.А., при секретаре Афанасьевой Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3 к администрации города Нижнего Новгорода, администрации Канавинского района о понуждении определить организацию для осуществления содержания и обслуживания бесхозяйных водопроводной и канализационной сети,

у с т а н о в и л:

Истцы обратились в суд с иском к администрации г. Н. Новгорода, администрации Московского района г. Н. Новгорода о понуждении определить организацию, которая будет осуществлять содержание и эксплуатацию бесхозяйных водопроводной и канализационной сети: ввод на объект от водопроводной линии (данные обезличены), идущую от (адрес обезличен); канализационная линия (данные обезличены), идущая от (адрес обезличен) с колодцем на врезке.

Свои требования обосновывают тем, что они являются членами ТСЖ «Тонкинское», собственниками квартир по (адрес обезличен).В силу закона ТСЖ «Тонкинское» обязано представлять их интересы, связанные с управлением общим имуществом в отношениях с третьими лицами. (ДД.ММ.ГГГГ.) председатель правления ТСЖ Щ.А.А. обращалась к главе администрации Канавинского района г.Н.Новгорода и Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами Администрации города Н.Новгорода, в ОАО «Нижегородский водоканал» и в Ассоциации ТСЖ Канавинского района г.Н.Новгорода с письмом (№) в котором стоял вопрос о передаче сетей водоснабжения и канализации в имущественную казну г.Н.Новгорода. Администрацией Канавинского района г.Н.Новгорода были затребованы технические характеристики на данные объекты коммуникаций, эти характеристики были предоставлены, однако других действий со стороны администрации Канавинского района г.Н.Новгорода не последовало. При этом, сети водоснабжения и канализации не относятся к общему имущества многоквартирного дома, ТСЖ вправе не обслуживать указанные сети, как расположенные за пределами границ многоквартирного дома.

Истцы указывают, что в силу закона на орган местного самоуправления возложена обязанность в случае обнаружения бесхозяйных сетей водоснабжения и канализации в течение 30 дней со дня их выявления определить организацию водоснабжения и водоотведения, которая осуществляет содержание или обслуживание указанных сетей.

В связи с неисполнением указанной обязанности ответчиком, истцы просили обязать администрацию г. Н. Новгорода, администрацию Канавинского района определить организацию, которая будет осуществлять содержание и обслуживание бесхозяйных водопроводной и канализационной сетей:

По водопроводным сетям: ввод на объект от водопроводной линии (данные обезличены) с колодцем и задвижкой на врезке и водопроводная линия Д=150мм (ВК-3) с колодцем и задвижкой на врезке

По канализационным сетям: выпуски от объекта и канализационная линия (данные обезличены), идущую от (адрес обезличен) канализационная линия (данные обезличены), идущая (адрес обезличен) с колодцем на врезке, бесхозяйной (не имеющей эксплуатирующей организации).

Впоследствии, требования были дополнены, истцы просили признать указанные сети бесхозяйными.

Истцы в судебное заседание не явились, выдали доверенность представителю ФИО4, которая в судебном заседании все требования поддержала.

Представитель ответчика администрации г. Н. Новгорода ФИО5, действующий на основании доверенности, в судебном заседании иск не признал, пояснив, что процедура признания указанных сетей бесхозяйными администрацией Канавинского района г.Н.Новгорода начата в соответствии с Порядком (№), утвержденным постановлением администрации города Н.Новгорода, после ее завершения вопрос будет разрешен, оснований для решения вопроса в судебном порядке и вынесения решения в связи с этим не требуется.

Представитель ответчика Администрации Канавинского района г.Н.Новгорода ФИО5, действующий на основании доверенности, дал аналогичные пояснения.

Представитель третьего лица ТСЖ «Тонкинское» в судебное заседание не явился, возражений не представил, извещен о рассмотрении дела надлежащим образом.

Представитель третьего лица – ОАО «Нижегородский водоканал» в судебное заседание также не явился, направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, своего мнения по делу не выразил.

Выслушав объяснения представителей сторон, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу пунктов 1, 2 и 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бгсхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Частью третьей указанной статьи предусматривается, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

В соответствии с пунктом 4.2 части 1 статьи 17 Федерального закона от (ДД.ММ.ГГГГ.) N 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом о водоснабжении и водоотведении.

П.п.1п.1статьи 6 ФЗ РФ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусматривает:

1. К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся:

1) организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;

Таким образом, органы местного самоуправления обладают полномочиями по организации водоснабжения и водоотведения.

В судебном заседании установлено, что водоснабжение и водоотведение многоквартирного жилого (адрес обезличен) осуществляется по водопроводным и канализационным сетям между (данные обезличены), идущих от (адрес обезличен) до внешней стеной многоквартирного жило дома. При этом данная тепловая сеть не имеет обслуживающей организации.

По смыслу закона такая сеть является бесхозяйной и выявление органом местного самоуправления бесхозяйных сетей влечет возникновение у него обязанности по определению организации, занимающейся водоотведением и водоснабжением, сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными сетями, или единую водоснабжающую организацию в системе водоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные водопроводные и канализационные сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных сетей.

Как установлено судом, ФИО1, ФИО2 и ФИО3 являются собственниками квартир многоквартирного жилого (адрес обезличен), а также членами ТСЖ «Тонкинское».

На обращение председателя правления ТСЖ «Тонкинское» к Председателю Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Н.Новгорода за (№) от (ДД.ММ.ГГГГ.) о решении вопроса о передаче сетей наружного водоснабжения и канализации в имущественную казну города Н.Новгорода (л.д.10-11), был получен ответ о предоставлении технических характеристик данных объектов (л.д.12)

Также, председателем ТСЖ «Тонкинское» был направлен запрос Главе администрации Канавинского района г.Н.Новгорода о выявлении бесхозяйных сетей водопровода и канализации, обеспечивающие водоснабжение и водоотведение многоквартирного жилого (адрес обезличен), просили провести инвентаризацию объектов водоснабжения и водоотведения, а также в течение 30-ти дней определить в отношении данных коммуникаций обслуживающую организацию, ответственную за их ремонт и содержание.(л.д.13)

В дело представлен акт о разграничении эксплуатационной ответственности сторон:

по водопроводным сетям: ввод на объект от водопроводной линии Д=160мм (ВК-1) находится на обслуживании ТСЖ «Тонкинское»; водопроводная линия (данные обезличены) находится на совместном обслуживании ТСЖ «Тонкинское» и ТСЖ «Тонкинское-2» и ООО «Око» Необходимо составить акт разграничения эксплуатационной ответственности по обслуживанию сетей водопровода между ТСЖ «Тонкинское», ТСЖ «Тонкинское-2» и ООО «Око». Водопроводная линия Д=150мм (ВК-2) с колодцем и задвижкой на врезке и водопроводная линия (данные обезличены) с колодцем и задвижкой на врезке находится на обслуживании ОАО «Нижегородский водоканал»

По канализационным сетям: выпуски от объекта и канализационная линия Д=150мм, идущая от объекта, до врезки в канализационную линию Д=150мм (КК-1) находятся на обслуживании ТСЖ «Тонкинское»; канализационная линия (данные обезличены), идущую от домов (адрес обезличен) находится на совместном обслуживании ТСЖ «Тонкинское» и ТСЖ «Тонкинское-2». Необходимо составить Акт разграничения эксплуатационной ответственности на обслуживание сетей канализации между ТСЖ «Тонкинское» и ТСЖ «Тонкинское-2»; канализационная линия (данные обезличены), идущая от (адрес обезличен) с колодцем на врезке находится на обслуживании ОАО «Нижегородский водоканал».

Однако, в судебном заседании установлено, что указанные водопроводные и канализационные сети не находятся в собственности ТСЖ «Тонкинское» и не передавалась ему на баланс.

В соответствии со ст. 36 ЖК РФ: 1. Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:

помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);

иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;

крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;

земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от (ДД.ММ.ГГГГ.)(№) предусматривают, что границы обособленных земельных участков, в пределах которых расположены объекты недвижимого имущества, предназначенные для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения и водоотведения, а также границы зон действия публичных сервитутов в пределах жилых кварталов, микрорайонов для обеспечения беспрепятственного обслуживания указанного имущества устанавливаются органами местного самоуправления до (ДД.ММ.ГГГГ.) (п.7);

5. В состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.

8. Внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.

Таким образом, те коммуникации, которые находятся за пределами многоквартирного дома, собственникам помещений в нем не принадлежат, и ТСЖ может их не обслуживать. В силу указанных норм закона спорная водопроводная и канализационная сеть к общему имуществу собственников многоквартирного (адрес обезличен), не относится.

Доказательств того, что данные сети имеют собственника, в судебное заседании не представлено.

Представитель ответчика в лице администрации города Н.Новгорода не оспорил факт бесхозяйности спорных сетей, указал лишь на то, что проводится процедура их принятия в федеральную собственность.

Законодательство РФ с 1991 года закрепило обязанность передачи объекте инженерной инфраструктуры (в том числе водопроводные и канализационные сети), независимо от того, на чьи балансе они находились, в муниципальную собственность городов и районов согласно Постановлению Верховного Совета РФ от (ДД.ММ.ГГГГ.)(№) «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».

Истцы являются собственниками жилых помещений (адрес обезличен), и как потребители воды они вправе обратиться в суд в защиту своих прав и законных интересов.

Кроме того, постановлением администрации города Н.Новгорода (№) от (ДД.ММ.ГГГГ.) предусмотрен Порядок проведения мероприятий по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты инженерной инфраструктуры, обеспечивающие электро-, тепло-, газо-, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение жилого фонда и объектов социальной сферы, расположенных на территории города Нижнего Новгорода, организации работ по их ремонту в связи с аварией за счет средств бюджета города Нижнего Новгорода и передаче бесхозяйных объектов инженерной инфраструктуры, обеспечивающих электро-, тепло-, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение жилого фонда и объектов социальной сферы в эксплуатацию в специализированные организации до признания права муниципальной собственности, определяет процедуру взаимодействия администраций районов города Нижнего Новгорода, комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода, департамента финансов администрации города Нижнего Новгорода, департамента жилья и инженерной инфраструктуры администрации города Нижнего Новгорода (далее - департамент жилья) по подготовке и предоставлению необходимых документов для проведения мероприятий по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты инженерной инфраструктуры, обеспечивающие электро-, тепло-, газо-, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение жилого фонда и объектов социальной сферы, расположенных на территории города Нижнего Новгорода, организации работ по ремонту Объектов в связи с аварией за счет средств бюджета города Нижнего Новгорода до передачи Объектов электро-, тепло-, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения в эксплуатацию в специализированные организации, передачи объектов электро-, тепло-, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения в эксплуатацию в Организации до признания права муниципальной собственности города Нижнего Новгорода и признания права муниципальной собственности города Нижнего Новгорода и осуществления государственной регистрации права на Объекты.

В нарушение требований указанного нормативного акта администрацией Канавинского района г. Н. Новгорода по обращению ТСЖ «Тонкинское» не были проведены соответствующие мероприятия, и не направлено обращение об организации работы по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйную теплотрассу.

Бездействие органа местного самоуправления создает условия, при которых бесхозяйная теплотрасса эксплуатируется без надлежащего обслуживания специализированной организацией, в связи с чем возникает угроза аварий и прекращения водоснабжения жителей (адрес обезличен).

В силу закона к полномочиям органов местного самоуправления относится организация водоснабжения на соответствующих территориях. Передача бесхозяйных Объектов в эксплуатацию Организации до признания права муниципальной собственности города Нижнего Новгорода на Объекты относится к компетенции администрации г. Н. Новгорода (п. 1.7.1 указанного Порядка), надлежащим ответчиком по делу является администрация г. Н. Новгорода.

С учетом изложенного, исковые требования являются законными и обоснованными, вследствие чего подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1, ФИО2, ФИО3 к администрации города Нижнего Новгорода, администрации города Н.Новгорода о понуждении определить организацию для осуществления содержания и обслуживания бесхозяйных водопроводной и канализационной сети и признании водопроводной и канализационной сети бесхозяйной – удовлетворить частично.

Признать водопроводные сети: ввод на объект от водопроводной линии (данные обезличены) с колодцем и задвижкой на врезке ;

канализационные сети: выпуски от объекта и канализационная линия (данные обезличены)(данные обезличены) идущую от (адрес обезличен); канализационная линия (данные обезличены), идущая от (адрес обезличен) с колодцем на врезке, бесхозяйными.

Обязать администрацию г. Н. Новгорода определить организацию, которая будет осуществлять содержание и обслуживание бесхозяйных водопроводной и канализационной сетей:

водопроводные сети: (данные обезличены) с колодцем и задвижкой на врезке и водопроводная линия (данные обезличены) с колодцем и задвижкой на врезке ;

канализационные сети: выпуски от объекта и канализационная линия (данные обезличены), идущая от объекта, до врезки в канализационную линию (данные обезличены)(данные обезличены) до врезки в канализационную линию (данные обезличены), идущую от (адрес обезличен); канализационная линия (данные обезличены), идущая от домов (адрес обезличен) с колодцем на врезке.

В иске к администрации Канавинского района г. Н. Новгорода отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через районный суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья: Л.А. Белова