ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4123/18 от 08.10.2018 Центрального районного суда г. Новокузнецка (Кемеровская область)

Копия

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области

В составе председательствующего судьи Мухиной И.Г.,

При секретаре Ядыкиной К.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новокузнецке

08 октября 2018 года

гражданское дело по иску Прокурора г.Новокузнецка в интересах неопределенного круга лиц к ООО «МАКСИМ-Новокузнецк» о запрещении деятельности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Новокузнецка обратился в суд с иском к ООО «МАКСИМ-Новокузнецк» о запрещении деятельности. Просит признать деятельность общества с ограниченной ответственностью «Максим-Новокузнецк» по передаче получаемых заказов на перевозку пассажиров и багажа легковым такси лицам, не имеющим разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, незаконной и создающей опасность причинения вреда в будущем. Запретить Обществу с ограниченной ответственностью «Максим-Новокузнецк» передавать получаемые заказы на перевозку пассажиров и багажа легковым такси лицам, не имеющим разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.

Требования обоснованы тем, что Прокуратурой города по информации ОГИБДД Управления МВД России по г. Новокузнецку о ненадлежащем оказании услуг в целях перевозки пассажиров и багажа легковым такси ООО «Максим-Новокузнецк» проверено исполнение ответчиком федерального законодательства и установлено, что его деятельность не соответствует требованиям действующего законодательства.

Так, отношения по перевозке пассажиров и багажа легковым такси регулируются положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и «Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 (далее - Правила).

Органом, уполномоченным на выдачу разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в Кемеровской области, является Департамент транспорта и связи Кемеровской области (Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 19.10.2011 № 476 «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории Кемеровской области»).

При проверке ООО «Максим-Новокузнецк», ИНН 4217170365, было установлено, что основным видом деятельности организации является деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, прочая (ОКВЭД 62.09 «ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности). Разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси ООО «Максим-Новокузнецк» не имеет, то есть таксомоторной организацией не является, водителей в своем штате не имеет, услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси самостоятельно не осуществляет.

Также установлено, что ООО «Максим-Новокузнецк» посредством размещения рекламы в СМИ, в сети Интернет, в том числе на сайте https://taximaxim.ru/, привлекает к сотрудничеству водителей с личными автомобилями, не имеющих при этом выданного в установленном порядке разрешения на перевозку пассажиров и багажа легковым такси, для осуществления перевозок легковым такси. Сотрудники диспетчерской службы ООО «Максим-Новокузнецк» (служба заказа такси «Максим») принимают при помощи любых средств связи (онлайн заявки в сети интернет, звонки на телефонные номера 22-22-22, 66-66-66) заявки от граждан на осуществление перевозки пассажиров и их багажа легковым такси. Получив заявку, диспетчерская служба ответчика распределяет ее в порядке очередности между водителями, предварительно оплатившими услуги диспетчерской службы. После подачи автомобиля по указанному заказчиком такси адресу сотрудники диспетчерской службы ООО «Максим-Новокузнецк» уведомляют пассажира о прибытии автомобиля с указанием времени, места подачи, государственном регистрационном знаке, марке и цвете кузова легкового такси.

На основании изложенного, ООО «Максим-Новокузнецк» является посредником между легковым такси и пассажирами, осуществляет функцию диспетчерской службы легкового такси.

Поскольку ответчик осуществляет деятельность по приему и передаче заказов легкового такси и передаче их на исполнение перевозчику, а затем передаче информации от перевозчика пассажиру времени, месте подачи, государственном регистрационном знаке, марке и цвете кузова легкового такси (п. 107 Правил), то без нее невозможно исполнение договора фрахтования, указанная деятельность ответчика является неотъемлемой частью процесса перевозки пассажира легковым такси.

Таким образом, ответчик, участвуя в организации перевозок пассажиров легковым такси, выступает в отношениях с фрахтователем (пассажиром) как представитель фрахтовщика (перевозчика) по договору фрахтования, в соответствии с п. 103 Правил.

Привлечение ООО «Максим-Новокузнецк» посредством доступа к электронной площадке водителей является лишь способом привлечения без надлежащего оформления (трудовой договор, договор аренды транспортных средств с экипажем) лиц, владеющих транспортными средствами, для оказания потребителям (фрахтователям) именно обществом «Максим-Новокузнецк» услуг такси.

Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Согласно нормам данного закона одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности (статья 3); юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения (часть 1 статьи 20); права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации (пункт 1 статьи 24).

В нарушение данных требований закона ООО «Максим-Новокузнецк», исполняя полученный по телефону заказ на перевозку путем передачи его водителю посредством программного обеспечения, установленного на его мобильном телефоне, не гарантирует безопасность перевозки и исполнимость данного заказа. В результате распределения ответчиком заявок между водителями, не имеющими разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, при перевозке пассажира не обеспечиваются требования безопасности дорожного движения; в том числе и в части соблюдения требований к режиму труда и отдыха водителей, проведения ежедневного предрейсового медицинского осмотра водителей и контроля за техническим состоянием транспортного средства, допускаемого к пассажирским перевозкам. Следовательно, безопасность жизни и здоровья пассажиров никак не обеспечивается ни со стороны водителя, ни со стороны диспетчерской службы, принимающей заявку и организовывающей ее выполнение.

В ходе проверки было установлено, что ряд водителей осуществляют перевозку пассажиров без специального разрешения, выданного Департаментом транспорта и связи Кемеровской области, а также с нарушением положений части 16 статьи 9 Федерального закона № 69-ФЗ. Кроме того, ряд транспортных средств были задержаны ОГИБДД УМВД России по г.Новокузнецку в связи с выявленными техническими неисправностями, при которых их эксплуатация запрещена.

Так, из объяснений Щербакова А.С, Караваева B.C., Погосяна А.В., Колесникова Р.В., Рожнова И.С, Терляхиной Н.В., Санникова М.Н., Морозова Д.А., Кононенко B.C. следует, что трудовые договоры с такси «Максим» они не заключали. При обращении в офис такси «Максим», расположенный по адресу: <адрес>, либо посредством соответствующего интернет-сайта, на их сотовые телефоны были установлены специальные программы. С помощью данных программ они получают информацию о поступающих в такси «Максим» заказах на услуги легкового такси и осуществляют по данным заявкам перевозку пассажиров на своем автомобиле. За предоставление указанной информации производится оплата в такси «Максим» в размере 10% от каждой поездки. Для получения лицевого счета достаточно предоставления своих персональных данных, водительского удостоверения, документов на транспортное средство.

Пассажиры транспортных средств вышеуказанных водителей пояснили, что по номеру телефона 22-22-22 они заказывали такси, в ответ им приходило смс-сообщение, где был указан государственный регистрационный знак транспортного средства, место, время прибытия такси, марка, цвет автомобиля. В связи с чем они считают, что их перевозит легковое такси по заказу.

Соответственно, в указанных случаях безопасность жизни и здоровья пассажиров никак не обеспечивается ни со стороны водителя, ни со стороны диспетчерской службы, принимающей заявку и организовывающей ее выполнение. Прием от населения заказов на перевозку пассажиров легковым такси без возникновения в полном объеме прав и обязанностей фрахтовщика легкового такси не соответствует требованиям действующего законодательства и не снимает с ответчика ответственности за его нарушение. В связи с чем деятельность ответчика по организации перевозки пассажиров и багажа легковым такси лицами, не имеющими специального разрешения на перевозку пассажиров легковым такси, создает реальную опасность причинения вреда в будущем как перевозимым пассажирам, так и другим участникам дорожного движения.

Учитывая изложенное, данная деятельность ответчика нарушает также требования Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», который регулирует отношения, возникающие между потребителями и исполнителями при выполнении работ, оказании услуг, устанавливает права потребителей на приобретение работ, услуг надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о работах, услугах и об их исполнителях, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Исполняя полученный по телефону заказ на перевозку путем передачи его водителю посредством программного обеспечения, установленного на его мобильном телефоне, ответчик не гарантирует безопасность перевозки и исполнимость данного заказа, что само по себе противоречит требованиям Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», так как нарушает право потребителей на получение необходимой и достоверной информации о транспортных услугах, об исполнителе услуги, а также вводит граждан в заблуждение относительно природы заключенного договора на перевозку легковым такси, их прав, ответственности, которую несет фрахтовщик в случае ненадлежащего исполнения договора (ст.ст. 8-14 закона).

Принимая во внимание установленные в ходе проверки обстоятельства, деятельность ответчика нарушает право потребителей на получение услуги, безопасной для жизни, здоровья потребителя, а также не причиняющей вред имуществу потребителя.

Представитель ответчика ООО «МАКСИМ-Новокузнецк» в суд не явился, извещен о судебном заседании надлежащим образом путем направления заказной корреспонденции по адресу регистрации юридического лица, от получения которого ответчик отказался. Ответчик не оспорил исковые требования, возражения на иск не направил.

В судебном заседании старший помощник прокурора Рудь А.А. поддержал исковые требования.

Представитель ТО Роспотребнадзора по КО Аксенова Е.В., действующая по доверенности, просила удовлетворить требования прокурора, приобщила письменный отзыв на иск.

Старший инспектор безопасности отделения технического надзора ОГИБДД Управления МВД России по г.Новокузнецку Пичугин К.В., действующий по доверенности, поддержал требования прокурора, приобщил письменный отзыв на иск.

Выслушав мнение участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы.

Отношения по перевозке пассажиров и багажа легковым такси регулируются положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и «Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 (далее - Правила).

В силу ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» под пассажирами понимается физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования транспортного средства, а под перевозчиком - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира обязанности перевезти пассажира и доставить багаж. При этом пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа -за провоз багажа. Фрахтовщик - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору фрахтования обязанность предоставить фрахтователю всю либо часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов.

Согласно п.3 ст.5 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» одним из видов перевозки пассажиров и багажа является перевозка легковым такси.

На основании ст.31 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключенного в устной форме.

Договор фрахтования легкового такси для перевозки пассажиров и багажа заключается фрахтователем с водителем легкового такси, действующим от имени и по поручению фрахтовщика или, если водитель является индивидуальным предпринимателем, от собственного имени. Права и обязанности по такому договору возникают непосредственно у фрахтовщика.

Договор фрахтования легкового такси для перевозки пассажиров и багажа может быть заключен посредством принятия к выполнению фрахтовщиком заказа фрахтователя. Порядок заключения такого договора устанавливается правилами перевозок пассажиров.

На основании вышеуказанного Федерального закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 112 утверждены Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, а также Правила перевозок грузов автомобильным транспортом, которые устанавливают порядок организации различных видов перевозок пассажиров и багажа, в том числе, требования к перевозчикам, фрахтовщикам и владельцам объектов транспортной инфраструктуры, условия таких перевозок, а также условия предоставления транспортных средств для таких перевозок.

В соответствии с пунктами 102-103, 107, 109 Правил перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключаемого фрахтователем непосредственно с водителем легкового такси или путем принятия к выполнению фрахтовщиком заказа фрахтователя. Заказ фрахтователя принимается с использованием любых средств связи, а также по месту нахождения фрахтовщика или его представителя. По прибытии легкового такси к месту его подачи фрахтовщик сообщает фрахтователю местонахождение, государственный регистрационный знак, марку и цвет кузова легкового такси, а также фамилию, имя и отчество водителя и фактическое время подачи легкового такси. Маршрут перевозки пассажиров и багажа легковым такси определяется фрахтователем. Если указанный маршрут не определен, водитель легкового такси обязан осуществить перевозку по кратчайшему маршруту.

Исходя из анализа вышеперечисленных норм права, заказ легкового такси с использованием средств связи - это форма заключения договора фрахтования такси для осуществления перевозки пассажиров и багажа. Диспетчерская служба (служба заказа такси), принимающая заказ на легковое такси, обслуживаемое водителем, не являющимся индивидуальным предпринимателем, выступает в роли фрахтовщика, заключившего договор фрахтования посредством заказа, приобретает все права и обязанности фрахтовщика.

В соответствии со ст.9 Федерального закона от 21.04.2011 № 69-ФЗ «О
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган).

Органом, уполномоченным на выдачу разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в Кемеровской области, является Департамент транспорта и связи Кемеровской области (Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 19.10.2011 № 476 «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории Кемеровской области»).

В соответствии ч. 16 ст. 9 Федерального закона № 69-ФЗ легковое такси в целях обеспечения безопасности его пассажиров и идентификации по отношению к иным транспортным средствам должно соответствовать следующим обязательным требованиям: должно иметь на кузове (боковых поверхностях кузова) цветографическую схему, представляющую собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке; соответствовать установленным цветовым гаммам кузова в случае установления такого требования законами субъектов Российской Федерации; оборудовано таксометром в случае, если плата за пользование легковым такси определяется в соответствии с показаниями таксометра на основании установленных тарифов исходя из фактического расстояния перевозки и (или) фактического времени пользования легковым такси; водитель легкового такси должен иметь общий водительский стаж не менее трех лет. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, обязаны обеспечивать техническое обслуживание и ремонт легковых такси, проводить контроль технического состояния легковых такси перед выездом на линию, обеспечивать прохождение водителями легковых такси предрейсового медицинского осмотра.

Следовательно, легковым такси признается только такое транспортное средство, которое отвечает поименованным выше требованиям при наличии разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Согласно нормам данного закона одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности (статья 3); юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения (часть 1 статьи 20); права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации (пункт 1 статьи 24).

Статьей 7 указанного закона установлено право потребителей на то, чтобы услуга была безопасна для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причиняла вред имуществу потребителя.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

В соответствии с частью первой ст.1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2201-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. В соответствии со ст.ст.27,35 упомянутого Федерального закона прокурору предоставлено право в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации, обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В соответствии с ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации за прокурором закреплено право по обращению в суд с заявлением в защиту интересов прав граждан неопределенного круга лиц.

Из материалов гражданского дела следует, что Прокуратурой города по информации ОГИБДД Управления МВД России по г. Новокузнецку о ненадлежащем оказании услуг в целях перевозки пассажиров и багажа легковым такси ООО «Максим-Новокузнецк» проверено исполнение ответчиком федерального законодательства и установлено, что его деятельность не соответствует требованиям действующего законодательства.

При проверке ООО «Максим-Новокузнецк», ИНН 4217170365, было установлено, что основным видом деятельности организации является деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, прочая (ОКВЭД 62.09 «ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности). Разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси ООО «Максим-Новокузнецк» не имеет, то есть таксомоторной организацией не является, водителей в своем штате не имеет, услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси самостоятельно не осуществляет.

Также при проведении проверки установлено, что ООО «Максим-Новокузнецк» посредством размещения рекламы в СМИ, в сети Интернет, в том числе на сайте https://taximaxim.ru/, привлекает к сотрудничеству водителей с личными автомобилями, не имеющих при этом выданного в установленном порядке разрешения на перевозку пассажиров и багажа легковым такси, для осуществления перевозок легковым такси. Сотрудники диспетчерской службы ООО «Максим-Новокузнецк» (служба заказа такси «Максим») принимают при помощи любых средств связи (онлайн заявки в сети интернет, звонки на телефонные номера 22-22-22, 66-66-66) заявки от граждан на осуществление перевозки пассажиров и их багажа легковым такси. Получив заявку, диспетчерская служба ответчика распределяет ее в порядке очередности между водителями, предварительно оплатившими услуги диспетчерской службы. После подачи автомобиля по указанному заказчиком такси адресу сотрудники диспетчерской службы ООО «Максим-Новокузнецк» уведомляют пассажира о прибытии автомобиля с указанием времени, места подачи, государственном регистрационном знаке, марке и цвете кузова легкового такси.

Соответственно, ООО «Максим-Новокузнецк» является посредником между легковым такси и пассажирами, осуществляет функцию диспетчерской службы легкового такси.

Поскольку ответчик осуществляет деятельность по приему и передаче заказов легкового такси и передаче их на исполнение перевозчику, а затем передаче информации от перевозчика пассажиру времени, месте подачи, государственном регистрационном знаке, марке и цвете кузова легкового такси (п. 107 Правил), то без нее невозможно исполнение договора фрахтования, указанная деятельность ответчика является неотъемлемой частью процесса перевозки пассажира легковым такси.

Таким образом, ответчик, участвуя в организации перевозок пассажиров легковым такси, выступает в отношениях с фрахтователем (пассажиром) как представитель фрахтовщика (перевозчика) по договору фрахтования, в соответствии с п. 103 Правил.

Привлечение ООО «Максим-Новокузнецк» посредством доступа к электронной площадке водителей является лишь способом привлечения без надлежащего оформления (трудовой договор, договор аренды транспортных средств с экипажем) лиц, владеющих транспортными средствами, для оказания потребителям (фрахтователям) именно обществом «Максим-Новокузнецк» услуг такси.

В нарушение вышеуказанных требований закона ООО «Максим-Новокузнецк», исполняя полученный по телефону заказ на перевозку путем передачи его водителю посредством программного обеспечения, установленного на его мобильном телефоне, не гарантирует безопасность перевозки и исполнимость данного заказа. В результате распределения ответчиком заявок между водителями, не имеющими разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, при перевозке пассажира не обеспечиваются требования безопасности дорожного движения; в том числе и в части соблюдения требований к режиму труда и отдыха водителей, проведения ежедневного предрейсового медицинского осмотра водителей и контроля за техническим состоянием транспортного средства, допускаемого к пассажирским перевозкам. Следовательно, безопасность жизни и здоровья пассажиров никак не обеспечивается ни со стороны водителя, ни со стороны диспетчерской службы, принимающей заявку и организовывающей ее выполнение.

В ходе проверки было установлено, что ряд водителей осуществляют перевозку пассажиров без специального разрешения, выданного Департаментом транспорта и связи Кемеровской области, а также с нарушением положений части 16 статьи 9 Федерального закона № 69-ФЗ. Кроме того, ряд транспортных средств были задержаны ОГИБДД УМВД России по г.Новокузнецку в связи с выявленными техническими неисправностями, при которых их эксплуатация запрещена, о чем в материалы дела представлены соответствующие постановления по делу об административном правонарушении, объяснения водителей.

Так, из объяснений Щербакова А.С, Караваева B.C., Погосяна А.В., Колесникова Р.В., Рожнова И.С, Терляхиной Н.В., Санникова М.Н., Морозова Д.А., Кононенко B.C. следует, что трудовые договоры с такси «Максим» они не заключали. При обращении в офис такси «Максим», расположенный по адресу: <адрес>, либо посредством соответствующего интернет-сайта, на их сотовые телефоны были установлены специальные программы. С помощью данных программ они получают информацию о поступающих в такси «Максим» заказах на услуги легкового такси и осуществляют по данным заявкам перевозку пассажиров на своем автомобиле. За предоставление указанной информации производится оплата в такси «Максим» в размере 10% от каждой поездки. Для получения лицевого счета достаточно предоставления своих персональных данных, водительского удостоверения, документов на транспортное средство.

Пассажиры транспортных средств вышеуказанных водителей пояснили, что по номеру телефона 22-22-22 они заказывали такси, в ответ им приходило смс-сообщение, где был указан государственный регистрационный знак транспортного средства, место, время прибытия такси, марка, цвет автомобиля. В связи с чем, они считают, что их перевозит легковое такси по заказу.

Соответственно, в указанных случаях безопасность жизни и здоровья пассажиров никак не обеспечивается ни со стороны водителя, ни со стороны диспетчерской службы, принимающей заявку и организовывающей ее выполнение. Прием от населения заказов на перевозку пассажиров легковым такси без возникновения в полном объеме прав и обязанностей фрахтовщика легкового такси не соответствует требованиям действующего законодательства и не снимает с ответчика ответственности за его нарушение. В связи с чем деятельность ответчика по организации перевозки пассажиров и багажа легковым такси лицами, не имеющими специального разрешения на перевозку пассажиров легковым такси, создает реальную опасность причинения вреда в будущем как перевозимым пассажирам, так и другим участникам дорожного движения.

Учитывая изложенное, данная деятельность ответчика нарушает также требования Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», который регулирует отношения, возникающие между потребителями и исполнителями при выполнении работ, оказании услуг, устанавливает права потребителей на приобретение работ, услуг надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о работах, услугах и об их исполнителях, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Исполняя полученный по телефону заказ на перевозку путем передачи его водителю посредством программного обеспечения, установленного на его мобильном телефоне, ответчик не гарантирует безопасность перевозки и исполнимость данного заказа, что само по себе противоречит требованиям Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», так как нарушает право потребителей на получение необходимой и достоверной информации о транспортных услугах, об исполнителе услуги, а также вводит граждан в заблуждение относительно природы заключенного договора на перевозку легковым такси, их прав, ответственности, которую несет фрахтовщик в случае ненадлежащего исполнения договора (ст.ст. 8-14 закона).

Принимая во внимание установленные в ходе проверки обстоятельства, деятельность ответчика нарушает право потребителей на получение услуги, безопасной для жизни, здоровья потребителя, а также не причиняющей вред имуществу потребителя.

При таких обстоятельствах суд полагает, что доводы истца нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, заявленные требования Прокурора г. Новокузнецка к ООО «МАКСИМ-Новокузнецк» о запрещении деятельности подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В связи с тем, что истец освобождён от уплаты государственной пошлины, его требования удовлетворены в полном объёме, суд считает необходимым взыскать государственную пошлину в размере 300 руб. с ответчика МАУ «РЭУ» в доход местного бюджета.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать деятельность общества с ограниченной ответственностью «Максим-Новокузнецк» по передаче получаемых заказов на перевозку пассажиров и багажа легковым такси лицам, не имеющим разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, незаконной и создающей опасность причинения вреда в будущем.

Запретить Обществу с ограниченной ответственностью «Максим-Новокузнецк» передавать получаемые заказы на перевозку пассажиров и багажа легковым такси лицам, не имеющим разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.

Взыскать с ООО «МАКСИМ-Новокузнецк» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский облсуд в течение месяца с момента принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 12.10.2018.

Председательствующий (подпись) И.Г.Мухина