ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4123/202313Д от 13.12.2023 Магаданского городского суда (Магаданская область)

Дело № 2-4123/2023 13 декабря 2023 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Магаданский городской суд Магаданской области в составе:

председательствующего судьи Благодёровой А.Н.,

при секретаре Сизинцевой А.А.,

с участием прокурора Гучановой Т.В.,

истца ФИО1, представителя истца ФИО2,

представителя ответчиков ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане в помещении Магаданского городского суда с использованием видеоконференцсвязи гражданское дело по иску ФИО1 к Магаданской области в лице Губернатора Магаданской области ФИО4, Правительству Магаданской области об отмене распоряжения, восстановлении в должности, взыскании заработной платы, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в Магаданский городской суд с иском к Губернатору Магаданской области ФИО4, Правительству Магаданской области о восстановлении в должности, взыскании заработной платы, компенсации морального вреда.

В обоснование иска указано, что распоряжением от 19 мая 2021 г. -рк с 7 июня 2021 г. истец назначен на должность министра дорожного хозяйства и транспорта Магаданской области.

Срок действия контракта установлен с 7 октября 2022 г. на срок полномочий Губернатора Магаданской области ФИО4

Распоряжением от 29 сентября 2023 г. -рк истец освобожден от занимаемой должности со 2 октября 2023 г. по инициативе Губернатора Магаданской области в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации, п. 3 ст. 9 Закона Магаданской области от 26 декабря 2013г. № 1674. Полагает указанное распоряжение незаконным.

По мнению истца, его увольнение должно было состояться не ранее 11 октября 2023 г. в связи с тем, что в случае отставки Правительство Магаданской области продолжает действовать до формирования нового Правительства Магаданской области.

Новое Правительство Магаданской области было сформировано на основании указа Губернатора Магаданской области от 11 октября 2023 г. № 125-у «О составе Правительства Магаданской области», указ вступил в силу с даты его подписания.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, просит суд отменить распоряжение Губернатора Магаданской области от 28 сентября 2023 г. -рк, восстановить в должности министра дорожного хозяйства и транспорта Магаданской области, взыскать с Правительства Магаданской области неполученный заработок за все время вынужденного прогула с 2 октября 2023 г. по день вынесения судебного решения, в счет компенсации морального вреда взыскать 300 000 рублей.

Истец и представитель истца в судебном заседании поддержали требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчиков возражал против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в возражениях на иск. Настаивал на том, что спорные правоотношения Федеральным законом № 79-ФЗ и Федеральным законом № 58-ФЗ не регулируются, истец замещает государственную должность субъекта Российской Федерации и обладает особым публично-правовым статусом. Обращал внимание на то обстоятельство, что истец освобожден от должности по инициативе нанимателя, а не уволен за виновные действия.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, представленные в материалы дела, заключение прокурора, указавшего на наличие оснований для частичного удовлетворения требований об изменении даты и основания увольнения истца, взыскании компенсации за период вынужденного прогула со 2 по 10 октября 2023 г., компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 11 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников устанавливаются, кроме Трудового кодекса Российской Федерации, и иными Федеральными законами.

На государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

В соответствии с пунктом «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Частями 2 и 3 статьи 6 ТК РФ предусмотрена возможность принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, но по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов государственной власти, а также по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» определяет правовые и организационные основы системы государственной службы Российской Федерации, в том числе системы управления государственной службой Российской Федерации.

В силу положений части 2 статьи 1 Федерального закона № 58-ФЗ, деятельность лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, данным Федеральным законом не регулируется.

Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ) устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.

Государственная гражданская служба Российской Федерации определена как вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 2 Федерального закона № 79-ФЗ предметом регулирования Федерального закона являются отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона № 79-ФЗ должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации - законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом положений Федерального закона в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность.

Статьей 74 Устава Магаданской области (части 1, 2, 3) установлено, что Правительство Магаданской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом Магаданской области.

Губернатор Магаданской области формирует и непосредственно возглавляет Правительство Магаданской области.

Для непосредственного исполнения полномочий Правительства Магаданской области устанавливаются следующие государственные должности Магаданской области: первый заместитель председателя Правительства Магаданской области, первый заместитель Губернатора Магаданской области, вице-губернатор Магаданской области, заместитель председателя Правительства Магаданской области, заместитель председателя Правительства Магаданской области, возглавляющий аппарат Губернатора Магаданской области и Правительства Магаданской области, заместитель председателя Правительства Магаданской области, возглавляющий министерство, заместитель Губернатора Магаданской области, министр Магаданской области. Лица, замещающие указанные должности, являются членами Правительства Магаданской области.

В соответствии с частями 2 и 3 статьи 1 Закона Магаданской области от 9 февраля 2005 г. № 553-ОЗ «О государственной гражданской службе Магаданской области» (далее – Закон № 553-ОЗ) государственная гражданская служба Магаданской области - профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Магаданской области по обеспечению исполнения полномочий Магаданской области, государственных органов Магаданской области и лиц, замещающих государственные должности Магаданской области.

Государственные должности Магаданской области - должности, установленные Уставом Магаданской области, законами Магаданской области для непосредственного исполнения полномочий государственных органов Магаданской области.

Нанимателем областного гражданского служащего является Магаданская область. Представителем нанимателя областного гражданского служащего является Губернатор Магаданской области в отношении областных гражданских служащих, замещающих должности областной гражданской службы в исполнительных органах Магаданской области (статьи 1.1., 1.2 Закона № 553-ОЗ).

Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что 19 мая 2021 г. представитель нанимателя в лице ФИО4 губернатора Магаданской области и ФИО1 заключили срочный служебный контракт, по условиям которого ФИО1 взял на себя обязательства по непосредственному исполнению полномочий высшего исполнительного органа государственной власти - Правительства Магаданской области, министерства дорожного хозяйства и транспорта Магаданской области по должности врио министра дорожного хозяйства и транспорта по Магаданской области с 7 июня 2021 г. на период оформления доступа к сведениям, составляющим государственную тайну.

Распоряжением Губернатора Магаданской области от 7 октября 2021 г. -рк, в связи с оформлением доступа к работе со сведениями, составляющими государственную тайну, ФИО1 назначен постоянно на государственную должность министра дорожного хозяйства и транспорта по Магаданской области.

7 октября 2021 г. представитель нанимателя в лице ФИО4 губернатора Магаданской области и ФИО1 заключили срочный служебный контракт, по условиям которого ФИО1 взял на себя обязательства по непосредственному исполнению полномочий высшего исполнительного органа государственной власти - Правительства Магаданской области, министерства дорожного хозяйства и транспорта Магаданской области по должности министра дорожного хозяйства и транспорта по Магаданской области с 7 октября 2021 г. на срок полномочий губернатора Магаданской области ФИО4 (пункт 6.1 контракта).

Распоряжением Губернатора Магаданской области ФИО4 от 29 сентября 2023 г. -рк ФИО1 освобожден от должности министра дорожного хозяйства и транспорта по Магаданской области, по инициативе Губернатора Магаданской области, 2 октября 2023 г. в соответствии с пунктом 4 части первой статьи 77 ТК РФ, пунктом 3 статьи 9 Закона Магаданской области от 26 декабря 2013 г. № 1674-ОЗ «О Губернаторе Магаданской области и Правительстве Магаданской области».

Таким образом, истец занимал государственную должность субъекта Российской Федерации - Магаданской области, установленную Уставом Магаданской области - министра Магаданской области, являлся членом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации - Правительства Магаданской области.

Указом Губернатора Магаданской области от 18 сентября 2023 г. № 118-у в соответствии со статьей 65 Устава Магаданской области и на основании постановления Избирательной комиссии Магаданской области от 14 сентября 2023 г. № 34/163-7 «О результатах выборов Губернатора Магаданской области» ФИО4 вступил в должность Губернатора Магаданской области.

Правительство Магаданской области, члены Правительства Магаданской области продолжали исполнение своих обязанностей до формирования нового Правительства Магаданской области.

Указом Губернатора Магаданской области от 11 октября 2023 г. № 125-у сформировано Правительство Магаданской области.

Не согласившись с освобождением от занимаемой должности 2 октября 2023 г., а не с даты издания указа о формирования нового состава Правительства Магаданской области, полагая, что иных оснований для освобождения от занимаемой должности не имеется, ФИО1 обратился в суд с иском о восстановлении в должности.

В соответствии с пунктом 7.2 срочного служебного контракта ФИО1, контракт может быть расторгнут по взаимному согласию сторон, а также по иным основаниям в соответствии с законодательством Российской Федерации и Магаданской области.

В силу приведенных в решении выше положений законов, особого статуса занимаемой истцом должности, нормы Федерального закона № 58-ФЗ, Федерального закона № 79-ФЗ к спорным правоотношениям не подлежат применению, применению подлежат специальные нормы.

Статус, полномочия, порядок деятельности Губернатора Магаданской области и Правительства Магаданской области, правовые и организационные основы деятельности иных исполнительных органов Магаданской области определены Законом Магаданской области от 26 декабря 2013 г. № 1674-ОЗ «О Губернаторе Магаданской области, Правительстве Магаданской области и иных исполнительных органах Магаданской области» (далее - Закон № 1674-ОЗ).

В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Закона № 1674-ОЗ министры Магаданской области назначаются на должность и освобождаются от должности распоряжением Губернатора Магаданской области самостоятельно.

Пунктом 4 данной статьи установлено, что министры Магаданской области назначаются на должность на срок полномочий Губернатора Магаданской области.

Таким образом, контракт с министром носит срочный характер, поскольку ограничен сроком полномочий губернатора.

При этом губернатору предоставлено исключительное право назначать на должность и освобождать министров от должностей.

В соответствии со статьей 8.1 Закона № 1674-ОЗ Правительство Магаданской области слагает свои полномочия перед вновь избранным Губернатором Магаданской области. Решение о сложении Правительством Магаданской области своих полномочий оформляется распоряжением Правительства Магаданской области в день вступления в должность Губернатора Магаданской области (пункт 1).

В случае сложения полномочий Правительство Магаданской области продолжает действовать до сформирования нового Правительства Магаданской области (пункт 2).

Пунктом 1 статьи 9 Закона № 1674-ОЗ установлено, что первый заместитель председателя Правительства Магаданской области, первый заместитель Губернатора Магаданской области, вице-губернатор Магаданской области, заместители председателя Правительства Магаданской области, заместитель председателя Правительства Магаданской области, возглавляющий аппарат Губернатора Магаданской области и Правительства Магаданской области, заместитель председателя Правительства Магаданской области, возглавляющий министерство, заместитель Губернатора Магаданской области, министры Магаданской области освобождаются от должности по основаниям, установленным федеральным законодательством, Законом № 1674-ОЗ.

Губернатор Магаданской области вправе по собственной инициативе освободить от должности лиц, указанных в пункте 1 статьи 9 Закона № 1674-ОЗ, до окончания срока их полномочий и без их согласия (пункт 3 статьи 9 Закона № 1674-ОЗ).

Члены Правительства Магаданской области в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 2 статьи 8, пунктом 1 статьи 8.1 Закона, освобождаются от должности в день вступления в силу указа Губернатора Магаданской области о сформировании нового Правительства Магаданской области (пункт 4 статьи 9 Закона № 1674-ОЗ).

При таких обстоятельствах, вопреки доводам истца, суд приходит к выводу о том, что прекращение полномочий губернатора не является единственным правовым основанием для освобождения министра от занимаемой должности.

В силу положений пункта 3 статьи 9 Закона № 1674-ОЗ инициатива Губернатора Магаданской области является самостоятельным и достаточным основанием для освобождения министра от должности.

В связи с изложенным суд не может согласиться с доводом истца и заключением прокурора о том, что в данной норме закреплено только полномочие Губернатора Магаданской области, и оно не может рассматриваться в качестве основания к расторжению контракта. Данный вывод также следует из наименования статьи 9 Закона № 1674-ОЗ - освобождение от должности лиц, замещающих государственные должности Магаданской области в Правительстве Магаданской области.

Таким образом, послуживший основанием освобождения истца от занимаемой должности пункт 3 статьи 9 Закона № 1674-ОЗ (инициатива губернатора) и пункт 4 статьи 9 Закона № 1674-ОЗ (вступление в силу указа о сформировании нового правительства) являются разными, самостоятельными основаниями для освобождения министра от должности.

По указанной причине суд не может согласиться с доводами истца и заключением прокурора о том, что увольнение истца должно было состояться не ранее 11 октября 2023 г.

В силу особого статуса занимаемой истцом должности специальный порядок назначения, равно как и порядок увольнения законом не установлены, замещение данной должности поставлено в прямую зависимость от инициативы губернатора.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемое распоряжение Губернатора Магаданской области от 29 сентября 2023 г. -рк издано уполномоченным должностным лицом, в пределах предоставленных ему полномочий Законом № 1674-ОЗ, в установленном порядке. Правовых оснований для признания его незаконным у суда не имеется.

Отмена распоряжений должностных лиц, как о том заявляет истец, не относится к компетенции суда.

Проанализировав нормы федерального и регионального законодательства в совокупности, представленные в деле доказательства, суд приходит к выводу о том, что правовых оснований для восстановления истца в должности министра дорожного хозяйства и транспорта Магаданской области не имеется.

Поскольку нарушение прав истца при его освобождении от должности установлено не было, то не имеется и правовых оснований и для удовлетворения производных требований – о взыскании неполученного за время вынужденного прогула заработка и компенсации морального вреда.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что требования истца не подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований ФИО1 к Магаданской области в лице Губернатора Магаданской области ФИО4, Правительству Магаданской области об отмене распоряжения, восстановлении в должности, взыскании заработной платы, компенсации морального вреда, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Магаданский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Магаданский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Установить день принятия решения суда в окончательной форме – 18 декабря 2023 г.

Судья А.Н. Благодёрова