Дело №2-4124/2016 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 августа 2016 года г. Калининград
Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Никифоровой Ю.С.
при секретаре Цурмиловой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Областному государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения», Гурьевскому отделу ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения», Правительству Калининградской области о признании незаконным решения об отказе в назначении социальной выплаты, признании права на получение мер социальной поддержки, взыскании компенсации расходов за освещение и отопление,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в Гурьевский районный суд Калининградской области с названными выше исковыми требованиями, ссылаясь на то, что зарегистрирован и проживает по адресу: Калининградская область, <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ года ему назначена и выплачивается пенсия по старости. Ссылался на то, что при выходе на пенсию имел совокупный трудовой стаж педагогического работника в сельской местности более 10 лет. Ему как педагогическому работнику, вышедшему на пенсию, проживающему в сельской местности, должны предоставляться меры социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Федеральным законом «Об образовании» и Законом Калининградской области «Об установлении мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги отдельным категориям жителей Калининградской области». ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчикам с соответствующим заявлением, но получил отказ, поскольку его трудовая деятельность протекала в учреждениях, финансируемых не из бюджета Калининградской области. Не согласившись с таким отказом, обратился в суд с настоящим исковым заявлением и, с учетом уточнений, просил признать незаконным и отменить решение ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» об отказе в назначении социальной выплаты, признать за ним право на получение мер социальной поддержки и взыскать задолженность по компенсации социальной выплаты с момента обращения за таковой то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Определением Гурьевского районного суда Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ указанное гражданское дело передано на рассмотрение в Ленинградский районный суд г. Калининграда по подсудности.
Истец в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчики ОГКУ Калининградской области «Цент социальной поддержки населения», Гурьевский отдел ОГКУ Калининградской области «Цент социальной поддержки населения», Правительство Калининградской области, будучи извещенными о слушании дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении дела не просили.
От представителя ответчика ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» ФИО2 в суд поступил письменный отзыв на заявленные исковые требования, в котором последний с заявленными требованиями не согласился, указал, что за пенсионером может быть сохранена указанная льгота только при условии, если таковая предоставлялась на момент выхода на пенсию, указанное условие не соблюдено.
От представителя Правительства Калининградской области ФИО3 в суд также поступил отзыв на заявленные требования, в котором изложена позиция, аналогичная изложенной представителем ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения». Также указано на то, что Правительство Калининградской области не является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела и дав им оценку в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.8 ч.5 ст. 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 2 Закона Калининградской области №631 от 11 июля 2005 года «Об установлении мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги отдельным категориям жителей Калининградской области» меры социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги предоставляются педагогическим работникам образовательных учреждений и учреждений социального обслуживания, проживающих и работающих в сельской местности, в организациях, финансируемых за счет средств областного бюджета.
В ходе рассмотрения дела было установлено, что ФИО1 является пенсионером по возрасту с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается соответствующим пенсионным удостоверением № (л.д. 57).
Из трудовой книжки ФИО1 следует, что он работал в Красноармейском сельскохозяйственном техникуме в качестве <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 60).
Факт работы истца в качестве преподавателя в вышеуказанный период подтверждается также и представленной суду архивной справкой, выданной КГКП «Красноармейский аграрно – технический колледж» ДД.ММ.ГГГГ. В архивной справке также указано, что Красноармейский сельскохозяйственный техникум находился по адресу: <адрес>, <адрес> и на основании Приказа Министерства образования и науки № 200 от 03 июня 1997 года был переименован в Красноармейский аграрно – технический колледж. В период работы в техникуме ФИО1 пользовался социальными льготами на коммунальные услуги (электричество, вода, отопление и газ) (л.д. 81).
Также установлено, что истец в период работы в Красноармейском сельскохозяйственном техникуме проживал в сельской местности (<адрес>), в настоящее время также зарегистрирован и проживает в сельской местности по адресу: Калининградская область, <адрес>, что подтверждается архивной справкой о факте проживания ФИО1 (л.д. 82-83), а также данными УФМС РФ по Калининградской области о месте его регистрации в настоящее время (л.д.7).
Из материалов дела также усматривается, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 проживал в сельской местности по адресу: Тульская область, <адрес><адрес> являлся получателем ЕДВ по оплате ЖКУ в соответствии с Постановлением администрации Тульской области от 23 марта 2010 года № 262 «Об утверждении порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений, в том числе вышедшим на пенсию и имеющим стаж не менее 10 лет в государственных и муниципальных образовательных учреждениях…» как педагогический работник села с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Выплата истцу была прекращена с ДД.ММ.ГГГГ в связи с переменой места жительства. Указанное обстоятельство подтверждается справкой, выданной ГУ ТО УСЗН Тульской области ДД.ММ.ГГГГ, а также данными паспорта истца (л.д.84).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Гурьевский отдел ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» с заявлением о выплате денежной компенсации расходов по оплате ЖКУ (сельская местность).
Однако такая мера социальной поддержки последнему назначена не была. Согласно решению ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» от ДД.ММ.ГГГГ№ в предоставлении льготы истцу было отказано по причине того, что на момент выхода на пенсию заявитель не получал соответствующую льготу как педагогический работник и не работал в учреждениях, финансируемых за счет областного бюджета (л.д. 8-9).
Однако с такой позицией органа социальной поддержки населения суд согласиться не может.
Так, согласно п.п. «е», «ж», «к» ст. 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, жилищное законодательство, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральному законодательству (ч.ч. 2, 4, 5 ст. 76 Конституции РФ).
При регулировании вопросов, относящихся к тому или иному предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, федеральный законодатель вправе, разграничивая полномочия органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ, передавать им осуществление части полномочий, которые ранее реализовывались федеральными органами государственной власти.
Исходя из того, что координация вопросов, связанных с социальным обеспечением, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ, федеральный законодатель вправе передавать субъектам полномочия по установлению мер социальной поддержки тех или иных категорий граждан.
До 01 января 2005 года в соответствии с п.5 ст. 55 Федерального закона от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании», действовавшего до 01 сентября 2013 года, педагогические работники образовательных учреждений имели право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, в рабочих поселках (поселках городского типа).
С 01 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» абзац 3 пункта 5 статьи 55 Закона «Об образовании» дополнен предложением: «Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации».
Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» от 06 мая 2003 года №52-ФЗ закрепил, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных в том числе п.5 ст. 55 Федерального закона от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании», устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях и до принятия соответствующих законодательных актов субъектами РФ, но не позднее чем до 01 января 2005года.
Таким образом еще в 2003 году на субъекты РФ возложена обязанность по установлению и введению в действие до 01 января 2005 года правового регулирования, обеспечивающего предоставление педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.
Законом Калининградской области от 11 июля 2005 года №631 «Об установлении мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги отдельным категориям жителей Калининградской области» предусмотрено предоставление мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений и учреждений социального обслуживания, проживающим и работающим в сельской местности (подп.3 п.2 ст. 2 Закона).
Согласно п.2 ст. 3 данного Закона вышеуказанным педагогическим работникам осуществляется выплата денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и часть коммунальных услуг (освещение, отопление (теплоснабжение, в том числе поставка твердого топлива при наличии печного отопления) по фактическим расходам с учетом установленных нормативными правовыми актами размеров нормативной площади жилого помещения и установленных нормативов потребления коммунальных услуг в размере 100 процентов в домах независимо от формы собственности жилищного фонда.
Федеральным законом №122-ФЗ от 22 августа 2004 года предоставление льгот педагогическим работникам не отменено.
В силу ч. 2 ст. 153 названного закона при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием данного Федерального закона нормативных правовых актов должно быть соблюдено следующее условие: при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Закон Калининградской области №631 от 11 июля 2005 года «Об установлении мер социальной поддержки по плате за жилье и коммунальные услуги отдельным категориям жителей Калининградской области» в пункте 2 статьи 3 подтверждает право педагогических работников на вышеуказанную льготу.
П. 4 ст. 2, п. 3 ст. 4 указанного Закона, действовавшие с 01 января 2005 года по 04 июля 2007 года, устанавливали, что меры социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги работникам организаций, финансируемых за счет средств муниципальных бюджетов, устанавливаются органами местного самоуправления, и расходы на установление мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги для работников муниципальных учреждений осуществляются за счет средств муниципальных бюджетов.
Определением Верховного Суда РФ от 04 июля 2007 года указанные нормы Закона Калининградской области признаны недействующими, так как обеспечение мер социальной поддержки педагогических работников возложено субъектом РФ на муниципальные бюджеты без финансового обеспечения.
Согласно статье 2 Федерального закона от 29 декабря 2010 года №439-ФЗ «О внесении изменений в ст. 55 Закона «Об образовании» пункт 5 данной статьи дополнен указанием на то, что нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца третьего пункта 5 данной статьи не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного Федерального закона.
Законом Калининградской области от 05 марта 2011 года №562 внесены изменения в пункт 4 статьи 3, согласно которым меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом для педагогических работников областных образовательных учреждений, проживающих и работающих в сельской местности, распространяются также на педагогических работников муниципальных образовательных учреждений, проживающих и работающих в сельской местности.
Законом Калининградской области от 28 декабря 2011 года №82 статья 3 была дополнена пунктом 2-1 следующего содержания: педагогическим работникам образовательных учреждений, указанным в подпункте 3 пункта 2, пункте 4 статьи 2 настоящего Закона, осуществляется выплата денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и часть коммунальных услуг (освещение, отопление (теплоснабжение, в том числе поставка твердого топлива при наличии печного отопления) по фактическим расходам в размере 100 процентов в домах независимо от формы собственности жилищного фонда.
Возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, по плате за жилое помещение и коммунальные услуги предоставляются уполномоченным государственным учреждением, находящимся в ведомственной подчиненности органа, осуществляющего государственные полномочия в сфере социальной защиты населения (пункт 4 статьи 3 Закона калининградской области №631).
Как предусмотрено статьей 4 вышеназванного Закона (в ред. от 05 марта 2011 года) расходы на установленные настоящим Законом меры социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги осуществляются за счет средств областного бюджета в порядке, устанавливаемом Правительством Калининградской области.
В соответствии с положениями п. 5 ст. 2 вышеприведенного Закона Калининградской области за педагогическими работниками образовательных учреждений сохраняются меры социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги при выходе на пенсию, если общий стаж их педагогической деятельности в сельской местности на момент выхода на пенсию составил не менее 10 лет.
Учитывая вышеприведенные положения закона и установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о незаконности решения органа социальной защиты населения об отказе в назначении социальной выплаты пенсионеру ФИО1, ранее работающему и проживающему в сельской местности, и, как следствие, о признании за ним как за педагогическим работником образовательного учреждения, работающим в сельской местности не менее 10 лет, пребывающим на пенсии, права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Калининградской области от 11 июля 2005 года №631 «Об установлении мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги отдельным категориям жителей Калининградской <адрес>».
При таком положении, когда на протяжении многих лет истцу предоставлялись льготы, связанные с предоставлением бесплатного отопления и освещения занимаемой жилой площади, то обстоятельство, что необходимый педагогический стаж был выработан ФИО1 за пределами Калининградской области в учреждениях, финансирование которых субъектом Российской Федерации не осуществлялось, не может свидетельствовать об отсутствии правовых оснований для предоставления заявителю указанных льгот.
В соответствии с п.10 Порядка предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям жителей Калининградской области, утвержденного Постановлением Правительства Калининградской области от 05 июля 2011 года №516, размер компенсации педагогическим работникам образовательных учреждений и членам их семей, совместно с ними проживающим, определяется исходя из фактических расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на основании представленных платежных документов об оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе подтверждающих покупку твердого топлива.
Согласно п.16 Порядка предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям жителей Калининградской области компенсация предоставляется гражданам за истекший период, но не более чем за 6 месяцев, предшествующих месяцу обращения.
Таким образом, компенсация, предусмотренная п.8 ст. 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», носит заявительный характер и является, по своей сути, возмещением понесенных педагогическими работниками потерь, связанных с расходами по оплате жилых помещений, отопления и освещения.
При этом, как бесспорно установлено судом, с письменным заявлением о предоставлении спорной меры социальной поддержки ФИО1 обратился в ОГКУ Калининградской области «Центр социальной защиты населения» по месту своего жительства ДД.ММ.ГГГГ.
Принимая во внимание, что истцом в заявленных исковых требованиях не указан размер расходов, понесенных им при оплате освещения и отопления, как и не указан период за который последний просит взыскать соответствующую компенсацию расходов с ответчика, с учетом приведенных правовых положений, суд полагает необходимым возложить на ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» обязанность рассмотреть заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о назначении социальной выплаты денежной компенсации расходов по оплате ЖКУ (сельская местность) с учетом признанного за последним судом права на получение такой компенсации и произвести выплату соответствующей компенсации в соответствии с фактически понесенными ФИО1 расходами на день вынесения судом настоящего решения.
При этом суд полагает необходимым разъяснить, что обязанность по предоставлению документов, подтверждающих размер фактически понесенных расходов на оплату отопления и освещения лежит на заявителе.
Что касается требований ФИО1 к Правительству Калининградской области, то оснований для удовлетворения требований в указанной части суд не усматривает, так как в соответствии с Постановлением Правительства Калининградской области от 05 июля 2011 года N 516 "О компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям жителей Калининградской области" (вместе с "Порядком предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям жителей Калининградской области") решение о назначении компенсации либо об отказе в ее назначении принимается Центром в десятидневный срок с даты обращения гражданина за назначением компенсации с предоставлением всех необходимых документов. Таким образом, на Правительство Калининградской области не возложена обязанность по рассмотрению соответствующих обращений граждан о предоставлении мер социальной поддержки, в связи с чем Правительство Калининградской области не является надлежащим ответчиком по заявленным истцом требованиям.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявленные ФИО1 исковые требования удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Областного государственного казенного учреждения Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» об отказе в назначении ФИО1 как педагогическому работнику, находящемуся на пенсии, проживающему в сельской местности, меры социальной поддержки в виде оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги.
Признать за ФИО1 как за находящимся на пенсии педагогическим работником, проживающим в сельской местности, право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Калининградской области от 11 июля 2005 года №631 «Об установлении мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги отдельным категориям жителей Калининградской области».
Обязать ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» рассмотреть заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о назначении социальной выплаты денежной компенсации расходов по оплате ЖКУ (сельская местность) с учетом признанного за последним судом права на получение такой компенсации и произвести выплату соответствующей компенсации в соответствии с фактически понесенными ФИО1 расходами по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение суда изготовлено 18 августа 2016 года.
Судья Ю.С. Никифорова