ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4125 от 18.10.2010 Дзержинского городского суда (Нижегородская область)

                                                                                    Дзержинский городской суд Нижегородской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Дзержинский городской суд Нижегородской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

2-4125/10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 октября 2010 г. судья Дзержинского городского суда Нижегородской области Швецов Д.И., с участием помощника прокурора г. Дзержинска - Жаровской И.А., при секретаре Поникаровой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению избирательного объединения регионального отделения в Нижегородской области Всероссийской политической партии «Правое Дело» о защите избирательных прав,

у с т а н о в и л:

Избирательное объединение Регионального отделения в Нижегородской области Всероссийской политической партии «Правое Дело» обратилось в суд с заявление о защите избирательных прав, ссылаясь на то, что по предварительным результатам, оглашенным городской избирательной комиссией партийный список Дзержинского отделения ВПП «Правое дело» набрал 4,9% голосов. До преодоления необходимого 5% барьера не хватило менее 100 голосов.

При этом, более 5000 тысяч бюллетеней были признаны недействительными. Это просто беспрецедентная цифра фактически превышает 5%.

В законе четко оговорено, что бюллетень признается недействительным, если невозможно установить волеизъявление избирателя. При этом участковые избирательные комиссии интерпретировали закон по-своему. Все назначенные Пресновым С.Л. наблюдатели в участковых избирательных комиссиях свидетельствуют, что недействительными бюллетенями они признавали бюллетени с малейшими отклонения от установленного ими образца. В число забракованных бюллетеней попали те, в которых были надписи на обратной стороне, а также, те в которых знак был поставлен не в квадратике для голосования, а рядом или около него. Также не учитывались бюллетени, в которых напротив одной из партий в квадратике стояла отметка, а название другой партии при этом было зачеркнуто. На его глазах недействительным признали бюллетени, в которых жители города Дзержинска, что называется, передавали своеобразные «приветы» определенным политическим кругам. Например, значительное число избирателей, голосуя за партию «Правое дело» ставило в квадратике свою галочку, а при этом рядом с названием других партий писали слова: «воры!», «сволочи!», «предатели!». Преснов С.Л. уверен, что данные бюллетени избирательные комиссии должны были признавать действительными, так как подобное голосование отлично позволяет определить фактическое волеизъявление граждан.

Такими действиями участковые избирательные комиссии грубо нарушили избирательные права избирательного объединения региональное отделение Нижегородской области Всероссийской политической партии «ПРАВОЕ ДЕЛО» на представительство в городской Думе г. Дзержинска в результате избрания кандидатов в депутаты городской Думы по партийным спискам..

В судебном заседании представитель избирательного объединения Регионального отделения в Нижегородской области Всероссийской политической партии «Правое Дело»- Преснов С.Л. поддержал заявленные требования и пояснил, что в день голосования на 130 избирательных участках г. Дзержинска не было наблюдателей от избирательного объединения региональное отделение Нижегородской области Всероссийской политической партии «ПРАВОЕ ДЕЛО». Были наблюдатели, от Преснова С.Л., как кандидата на должность Мэра г. Дзержинска. Считает, что со стороны председателей избирательных участков были нарушены требования выборного законодательства, а именно: на недействительных бюллетенях не было пометок с указанием причин признания бюллетеней недействительными. Также пояснил, что со стороны наблюдателей, от Преснова С.Л., как кандидата на должность Мэра г. Дзержинск не было подано в период подсчета голосов ни одной жалобы. Данное обстоятельство объяснил, тем, что ни у него ни у его наблюдателей не было просто физической возможности заявлять данные жалобы. Считает, что нарушения были на всех 130 участках. Конкретно на каких уточнить не может.

Председатель избирательной комиссии городского округа г. Дзержинск Нижегородской области- ФИО1 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления. Просит в удовлетворении заявления отказать. Пояснил, что в день голосования на 130 избирательных участках г. Дзержинска не было наблюдателей от избирательного объединения региональное отделение Нижегородской области Всероссийской политической партии «ПРАВОЕ ДЕЛО», поскольку они не были заявлены. Были наблюдатели, от Преснова С.Л., как кандидата на должность Мэра г. Дзержинска. Считает, что на избирательных участках в момент подсчета бюллетеней ни каких нарушений требований выборного законодательства не было. У председателей при подсчете голосов не было сомнений в недействительности бюллетеней. Также пояснил, что представитель избирательного объединения Регионального отделения в Нижегородской области Всероссийской политической партии «Правое Дело»- Преснов С.Л. не может конкретно указать на каких участках были нарушения. Кроме того, пояснил, что наблюдателями на большинстве участков были подписаны акты об отсутствии претензий к действиям участковой избирательной комиссии по организации процесса голосования и подсчета голосов на избирательном участке. Ни каких жалоб со стороны наблюдателей от Преснова С.Л., как кандидата на должность Мэра г. Дзержинска подано не было. Считает заявление не обоснованным и не подлежащим удовлетворению.

Председатель Калининской территориальной избирательной комиссии - ФИО2 в судебном заседании также возражала против удовлетворения заявления. Доводы председателя избирательной комиссии городского округа г. Дзержинск Нижегородской области- ФИО1 поддержала. Считает заявление не обоснованным и не подлежащим удовлетворению.

Председатель Свердловской территориальной избирательной комиссии в судебное заседании не явился, извещен надлежащим образом, причина не явки не известна. Суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Помощник прокурора г. Дзержинска - Жаровская И.А. в судебном заседании в удовлетворении заявления просила отказать. Считает, что заявление не обоснованно. При подсчете бюллетеней на участковых избирательных комиссиях не было зафиксировано нарушений.

Допрошенная в качестве свидетеля ФИО3 в судебном заседании пояснила, что она присутствовала на № избирательном участке, в качестве наблюдателя, от Преснова С.Л., как кандидата на должность Мэра г. Дзержинска. К недействительным бюллетеням относили пустые бюллетени, бюллетени с различными надписями. В день голосования были жалобы, однако при подсчете бюллетеней нарушений не было, и жалоб также не было.

Допрошенная в качестве свидетеля ФИО4 в судебном заседании пояснила, что она присутствовала на № избирательном участке, в качестве члена комиссии с правом совещательного голоса. К недействительным бюллетеням относили пустые бюллетени, бюллетени с различными надписями. При подсчете голосов недействительные бюллетени не показывались. С ее стороны ни каких жалоб не писалось. Пояснила, что она могла бы подать жалобу, однако не подала. При подсчете голосов, бюллетени видела, однако процесс показа был довольно быстрым. Претензий к подсчету не было.

Допрошенная в качестве свидетеля ФИО5 в судебном заседании пояснила, что она присутствовала на № избирательном участке, в качестве представителя, избирательного объединения Регионального отделения в Нижегородской области Всероссийской политической партии «Правое Дело». К недействительным бюллетеням относили пустые бюллетени, бюллетени с различным надписями, другими знаками. Считает, что при подсчете были нарушены требования выборного законодательства. Отдельно не проводился осмотр недействительных бюллетеней, не проводилось отдельного голосования по недействительным бюллетеням. Пояснила, что с ее стороны ни каких жалоб не подавалось. Пояснить почему жалобы не подавала затруднилась.

Выслушав объяснения представителя избирательного объединения Регионального отделения в Нижегородской области Всероссийской политической партии «Правое Дело»- Преснова С.Л., председателя избирательной комиссии городского округа г. Дзержинск Нижегородской области- ФИО1, председателя Калининской территориальной избирательной комиссии - ФИО2 помощника прокурора г. Дзержинска- Жаровской И.А., полагавшего в удовлетворении заявления отказать, свидетелей, проверив и изучив материалы дела, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.ч. 1 ст. 259 ГПК РФ, избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.

В соответствии со ст. 260.1 ГПК РФ, заявление рассматривается судом с участием заявителя, представителя соответствующих органа государственной власти, органа местного самоуправления, политической партии, иного общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, прокурора. Неявка в суд указанных лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения дела.

В соответствии с ч.1 ст. 261 ГПК РФ, суд признает оспариваемое решение или действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица незаконным, если установлена обоснованность заявления, обязывает удовлетворить требование заявителя либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права или право на участие в референдуме.

Судом установлено, и не оспаривается сторонами, то обстоятельство, что по предварительным результатам, оглашенным городской избирательной комиссией партийный список Дзержинского отделения ВПП «Правое дело» набрал 4,9% голосов, не набрав голосов для преодоления необходимого 5% барьера.

В соответствии со ст. 77 Федерального Закона №67-ФЗ “об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

1. Если при проведении голосования или установлении итогов голосования были допущены нарушения настоящего Федерального закона, иного закона, регламентирующих проведение соответствующих выборов, референдума, вышестоящая комиссия до установления ею итогов голосования, определения результатов выборов, референдума может отменить решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и принять решение о повторном подсчете голосов, а если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума - о признании итогов голосования, результатов выборов недействительными.

1.1. После установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу. О принятом комиссией решении об обращении в суд с заявлением об отмене итогов голосования, результатов выборов, о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу данная комиссия информирует комиссию, организующую выборы, референдум. В случае принятия судом решения о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу комиссия, составившая данные протокол и (или) сводную таблицу, составляет новый протокол об итогах голосования, о результатах выборов с отметкой: "Повторный" и (или) новую сводную таблицу с отметкой: "Повторная".

1.2. Суд соответствующего уровня, отменив решение комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, может принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума, если при проведении голосования или установлении его итогов, определении результатов выборов были допущены нарушения настоящего Федерального закона. В случае, если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума, суд может признать итоги голосования, результаты выборов недействительными.

2. Основанием для отмены судом решения избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов являются следующие, установленные судом обстоятельства:

а) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, израсходовали на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом;

б) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, осуществляли подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;

в) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, при проведении агитации вышли за рамки ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона, что не позволяет выявить действительную волю избирателей;

г) кандидат, признанный избранным, руководитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей.

3. Суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, территории, в избирательном округе, в муниципальном образовании, в субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации в целом также в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, незаконного отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, признанного таковым после дня голосования, других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.

4. Суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума об итогах голосования, о результатах референдума в случае нарушения правил составления списков участников референдума, порядка формирования комиссий референдума, правил проведения агитации и финансирования кампании референдума, в случае использования членами и уполномоченными представителями инициативной группы по проведению референдума, руководителями общественных объединений преимуществ своего должностного положения в целях получения желаемого ответа на вопрос, выносимый на референдум, в случае установления фактов подкупа участников референдума этими лицами и общественными объединениями в тех же целях, в случае нарушения порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), а также в случае других нарушений законодательства о референдуме, если эти действия (бездействие) не позволяют выявить действительную волю участников референдума.

8. При голосовании за списки кандидатов нарушения со стороны отдельных избирательных объединений, указанные в пункте 2 настоящей статьи, могут повлечь отмену судом решения о допуске этих избирательных объединений к распределению депутатских мандатов и перераспределение депутатских мандатов.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, то обстоятельство, что в день голосования на 130 избирательных участках г. Дзержинска не было наблюдателей от избирательного объединения региональное отделение Нижегородской области Всероссийской политической партии «ПРАВОЕ ДЕЛО».

Судом также установлено, что каких-либо жалоб или заявлений о нарушениях избирательного законодательства при осуществлении подсчета голосов участковыми избирательными комиссиями от наблюдателей или представителей, присутствовавших на избирательных участках, не поступало.

Согласно п.15 ст. 66 Закона Нижегородской области № 108-3 от 06.09.2007 г. «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области» Недействительные избирательные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно. Недействительными считаются избирательные бюллетени, которые не содержат отметок в квадратах, расположенных напротив фамилий кандидатов (позиций "За" и "Против"), наименований избирательных объединений или в которых знак (знаки) проставлен (проставлены) более чем в одном квадрате. В случае возникновения сомнений в определении волеизъявления избирателя этот избирательный бюллетень откладывается в отдельную пачку. По окончании сортировки участковая избирательная комиссия решает вопрос о действительности всех вызвавших сомнение избирательных бюллетеней путем голосования, при этом на оборотной стороне бюллетеня указываются причины его признания действительным или недействительным. Эта запись подтверждается подписями двух или более членов комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью комиссии. Бюллетень, признанный действительным или недействительным, присоединяется к соответствующей пачке бюллетеней. Одновременный подсчет бюллетеней из разных пачек не допускается. Общее число недействительных избирательных бюллетеней (с учетом числа избирательных бюллетеней, признанных недействительными на основании части 12 настоящей статьи) оглашается и заносится в строку 8 протоколов об итогах голосования и их увеличенных форм.

Судом установлено, что при подсчете голосов в день голосования на 130 избирательных участках г. Дзержинска недействительными бюллетенями признавались пустые бюллетени, бюллетени с различным надписями, бюллетени, которые не содержали отметок в квадратах, расположенных напротив наименований избирательных объединений, бюллетени в которых знак (знаки) проставлен (проставлены) более чем в одном квадрате.

Суд, с учетом изложенного, руководствуясь требованиями действующего законодательства, не находит законных оснований для удовлетворения заявленных избирательным объединением Регионального отделения в Нижегородской области Всероссийской политической партии «Правое Дело» требований, поскольку установлено, что каких-либо нарушений избирательного законодательства, не позволяющих с достоверностью определить действительную волю избирателей, при подсчете голосов по партийным спискам допущено не было.

В силу ст. 67 ГПК РФ Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

При этом утверждения заявителя о допущенных нарушениях требований закона при подсчете голосов, в том числе о том, что на ряде участков заполненные избирателями бюллетени и признанные недействительными при их подсчете не представлялись для визуального контроля всем присутствующим лицам, суд не принимает во внимание, поскольку данные показания опровергаются показаниями свидетелей ФИО3, ФИО4 Следовательно, суд приходит к выводу о необоснованности заявленных требований.

Поскольку не нашли своего подтверждения факты нарушения участковыми избирательными комиссиями при подсчете голосов выборного законодательства, суд считает необходимым отказать избирательному объединению регионального отделения в Нижегородской области Всероссийской политической партии «Правое Дело» в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 198, 259, 260, 261 ГПК РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Заявление избирательного объединения регионального отделения в Нижегородской области Всероссийской политической партии «Правое Дело» о защите избирательных прав - оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда в течение 5 дней со дня принятия путем подачи кассационной жалобы через Дзержинский городской суд Нижегородской области.

Судья п/п Д.И. Швецов

Копия верна. Судья -

Секретарь-