РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 сентября 2013 г.
Центральный районный суд г. Тольятти в составе
председательствующего судьи Панкратовой Т.В.
при секретаре Колесниковой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Хафизова В.В. к мэрии городского округа Тольятти о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях,
установил:
Истец обратился в суд с вышеуказанным иском.
В судебном заседании представитель истца Рябчук Е.Б., действующий по доверенности, исковые требования поддержал, пояснив, что в марте 2013 года истец обратился к ответчику с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях составом один человек. Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от 15 мая 2013 года в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях истцу было отказано в связи с предоставлением документов, не подтверждающих право состоять на учете: обеспечен общей площадью жилого помещения по норме, доход превышает установленный размер дохода, необходимый для признания гражданина малоимущим. Полагает, что истец, являющийся ветераном боевых действий, относится к иной категории граждан и его материальное положение не имеет правового значения. Кроме того, он не обеспечен жилой площадью, т.к. ответчик учитывал жилые помещения, находящиеся в собственности сестры, которая членом его семьи не является. Просят обязать ответчика принять истца на учет нуждающихся в жилых помещениях составом 1 человек.
Представитель мэрии городского округа Тольятти Гладкова Е.В., действующая по доверенности, в судебном заседании иск не признала, пояснив, что истцу правомерно отказано в принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, т.к. он обеспечен жилым помещением более учетной нормы и отсутствуют основания для признания его малоимущим. Просит в иске отказать.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд считает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Постановлением Мэра города Тольятти Самарской области от 05 октября 2005 года N 141-1/п «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и стоимости одного квадратного метра жилья для определения стоимости приобретения жилого помещения, наличие которого не дает оснований для признания заявителя и членов его семьи (одиноко проживающего гражданина) нуждающимися в жилых помещениях муниципального жилищного фонда по договорам социального найма на территории городского округа Тольятти» установлена учетная норма площади жилого помещения, в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях - в размере менее 12,0 кв. м общей площади жилого помещения на человека.
Судом установлено, что истец имеет в собственности ? долю в праве на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> общей площадью 46,6 кв.м., где всего зарегистрировано 3 человека: истец, мать и сестра истца, что подтверждается свидетельством о регистрации права, выпиской из поквартирной карточки.
Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти № 2778 –р/5 от 15 мая 2013 года в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях истцу было отказано в связи с предоставлением документов, не подтверждающих право состоять на учете: обеспечен общей площадью жилого помещения по норме, доход превышает установленный размер дохода, необходимый для признания гражданина малоимущим.
Из указанного распоряжения видно, что при проверке уровня обеспеченности истца жилым помещением была учтена ? доля в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, принадлежащая сестре истца.
Из пояснений представителя истца следует, что сестра не является членом семьи истца, совместного хозяйства не ведет. Сестра истца занимает отдельную комнату в двухкомнатной квартире, которая запирается на ключ, ведет отдельно хозяйство, имеет свой холодильник. Отношения у истца с сестрой натянутые, на протяжении нескольких лет они не общаются.
Данные пояснения в судебном заседании подтверждены пояснениями свидетелей.
В соответствии со ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Таким образом, сестра не является членом семьи истца, в связи с чем, при расчете уровня обеспеченности истца жилым помещением необоснованно была принята во внимание находящаяся в собственности сестры истца ? доля в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Таким образом, истец, являющийся собственником ? доли в праве собственности на квартиру общей площадью 46,6 кв.м является собственником 11,6 кв.м., что меньше учетной нормы и является основанием для признания его нуждающимся в жилом помещении
Вместе с тем, суд считает, что истцу правомерно отказано в постановке на учет, т.к. в силу действующего законодательства для постановки на учет он должен быть признан органом местного самоуправления малоимущим.
Статьей 46 ГК РФ предусмотрен круг лиц, имеющих права на получение по договору социального найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма жилые помещения предоставляются следующим категориям граждан.
В соответствии с ч. 2 ст. 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В соответствии с ч.3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч.5 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Согласно ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
2. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Истец полагает, что он относится к категории граждан, указанных в ч. 3 ст. 49 ЖК РФ, соответственно он должен быть поставлен на учет независимо от его материального положения.
Суд полагает, что эти доводы основаны на неправильном толковании норм права.
В судебном заседании установлено, что истец является ветераном боевых действий и на него распространяются льготы, предусмотренные п. 1 ст. 16 ФЗ «О Ветеранах», что подтверждается удостоверением и не оспаривается ответчиком.
Федеральный закон «О ветеранах» распространяется на разные категории граждан, устанавливая для них различный объем мер социальной поддержки.
Данный закон прямо предусматривает категории граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем, которое осуществляется независимо от их имущественного положения.
К таким категориям в силу ФЗ «О ветеранах» относятся: инвалиды Великой Отечественной войны, участники Великой Отечественной войны; военнослужащие, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период; лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда", что прямо предусмотрено ст.ст. 14,15, 17,18 ФЗ «О ветеранах».
В соответствии со ст. 21 ФЗ «О ветеранах» члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения;
Иные льготы по обеспечению жилыми помещениями, по сравнению с указанным выше категориями граждан, законом «О ветеранах» предусмотрены для лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог.
Согласно ст. 16 ФЗ «О ветеранах» ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки:
3) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, ФЗ «О ветеранах» предусматривает особый порядок обеспечения жилыми помещениями ветеранов боевых действий, вставших на учет до 1 января 2005 г.
В то же время ФЗ «О ветеранах» предусматривает разные категории граждан, которым предоставлен разный объем мер социальной поддержки, и только некоторые категории граждан из указанных в законе обеспечиваются жилыми помещениями независимо от их имущественного положения и ветераны боевых действий к такой категории законом не отнесены, т.к. ст. 16 ФЗ «О ветеранах» такого указания не содержит ни относительно лиц, вставших на учет до 1 января 2005 г., ни относительно лиц, вставших на учет после 1 января 2005 г.
Соответственно, в силу закона ветераны боевых действий подлежат постановке на учет на общих основаниях, т.е. для постановки истца на учет необходимо соблюдение одновременно двух условий: признание его органам местного самоуправления малоимущим и нуждаемость в улучшении жилищных условий.
В данном случае органом местного самоуправления истец малоимущим не признан, что является основанием для отказа в постановке его на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях.
Истец в обоснование своих доводов ссылается на письмо Министерства регионального развития Российской Федерации от 18.01.2010 г. № 809-СК/07. Однако, из данного письма видно, что необходимость признания малоимущими в целях обеспечения жильем отсутствует у ветеранов Великой отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, т.е. у категорий к которым истец не относится.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска Хафизову <данные изъяты> отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г.Тольятти в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 20 сентября 2013 г.
Председательствующий: