<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Дело № 2-4125/2021
РЕШЕНИЕ
ИМНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 сентября 2021 г.
Нижегородский районный суд г. Н. Новгорода в составе председательствующего судьи Хохловой Н.Г.,
при секретаре Мичуриной Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к НКО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Нижегородской области» об обязании провести капитальный ремонт крыши
установил:
ФИО1, ФИО2 обратились в суд с иском к НКО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Нижегородской области» об обязании провести капитальный ремонт крыши. В обоснование требований ссылаются на то, что согласно Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области, утвержденной Постановлением Правительства Нижегородской области от 01.04.2014 № 208 установлен перечень многоквартирных домов, расположенных на территории Нижегородской области, в отношении которых планируется проведение капитального ремонта общего имущества по видам услуг и (или) работ на 2014-2043 годы.
Приложением 1 закреплен перечень многоквартирных домов, расположенных на территории Ардатовского муниципального района Нижегородской области, общее имущество в которых подлежит капитальному ремонту. В частности закреплены дома, расположенные по адресу: <адрес>
Краткосрочный план реализации региональной адресной программы капитального ремонта общего имущества на 2017-2019 годы, утверждён приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства от 23.11.2018 года №172 устанавливает в 2019 г. работы по ремонту крыши в жилых домах, расположенных по адресу: <адрес>
НКО «Нижегородский фонд капитального ремонта МКД» ДД.ММ.ГГГГ был объявлен аукцион па разработку ПСД, договор заключен с ООО «Сириус Проект» ДД.ММ.ГГГГ№ «На оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирного дома, разработку проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов». Согласно сметного расчета на разработку проектно-сметной документации и проведения обследования технического состояния общего имущества МКД по адресу: <адрес>, выполненного НКО «Нижегородским фондом ремонта МКД от ДД.ММ.ГГГГ стоимость работ составляет 18 413,42 руб., <адрес> стоимость работ составляет 128 872,08 руб.
В разработанной ООО «Сириус Проект» проектно-сметной документации на капитальный ремонт крыш в вышеуказанных МКД, предусмотрено переустройство крыши с плоской на скатную. ПСД по капитальному ремонту крыш вышеуказанных МКД принята комиссией в соответствии с действующим законодательством.
ДД.ММ.ГГГГ в Фонд направлен протокол собственников жилых домов, расположенных по адресу: <адрес> с решением выполнить работы по оценки технического состояния кровли и провести реконструкцию кровли с плоской на скатную. Работы по разработке проектно-сметной документации провести в 2019 году, а в 2020 году выполнить работы по реконструкции кровли.
ДД.ММ.ГГГГ по объекту «Капитальный ремонт по переустройству крыши в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> получено положительное заключение негосударственной экспертизы ПСД №, по объекту «Капитальный ремонт по переустройству крыши в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> получено положительное заключение негосударственной экспертизы ПСД №, так же ДД.ММ.ГГГГ. Далее ПСД направлена в государственную экспертизу для получения заключения о достоверности определения сметной стоимости.
Согласно краткосрочному плану на период 2020-2022 реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Нижегородской области, утвержденному приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области в редакции от ДД.ММ.ГГГГ№, в вышеуказанном МКД на 2020 год запланировано проведение работ по ремонту крыши, жилых домов, расположенных по адресу: <адрес>, на 2021 год - ремонт фасада жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией Ардатовского района направлено письмо о согласовании выполненных работ, а так же подписаны Акты выполненных работ разделов МОПБ ПСД.
03.03.2020 г. в Закон № 159-з Нижегородской области от 28.11.2013 г. «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области» внесены изменения об исключении работ по переустройству невентилируемых крыш на вентилируемые. Установлен только вид работ – ремонт крыши.
В МКД количеством этажей до трех включительно данный вид работ исключен из перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД.
Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области, утвержденной Постановлением Правительства Нижегородской области от 01.04.2014 № 208 (в редакции от 17.11.2020 г.) установлены виды работ - ремонт кровли в 2020-2022 г. в жилых домах, расположенных по адресу: <адрес>
05.11.2020 года администрацией Ардатовского района получено письмо от Фонда № с просьбой рассмотреть вопрос о необходимости проведения капитального ремонта крыш без переустройства.
По мнению истцов, Фонд не обеспечил в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 182 ЖК РФ подготовку проектной документации на проведение капитального ремонта, в связи с чем, несет ответственность за ее качество и соответствие требованиям технических регламентов, стандартов, таким образом намерено затянул сроки выполнения работ.
Истцы полагают, что если законом Нижегородской области № 159-3 от 28.11.2013 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области» до 03.03.2020 г. было предусмотрено выполнение работ – ремонт крыши, а в многоквартирных домах количеством этажей до трех включительно – также переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю, следовательно, данный вид работ должен быть выполнен в рамках закона Нижегородской области № 159-3 от 28.11.2013 в редакции от 10.10.2017 г., действующей на момент включения жилых домов, расположенных по адресу: <адрес> в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области, утвержденной Постановлением Правительства Нижегородской области от 01.04.2014 № 208.
Просят суд обязать Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов выполнить работы по ремонту крыши, а именно, провести переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю в жилых домах, расположенных по адресу: <адрес> (<данные изъяты>).
Истица ФИО1 в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме.
Истец ФИО2 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате, времени, месте слушания дела, просил рассмотреть дело в его отсутствие (<данные изъяты>).
Представители ответчика НКО «Нижегородский фонд ремонта МКД» (по доверенности) ФИО3 (<данные изъяты>), ФИО4 (<данные изъяты>) возражали против иска в соответствии с доводами, изложенными в отзыве на иск (<данные изъяты>).
Представитель Администрации Ардатовского муниципального района Нижегородской области (по доверенности) ФИО5 исковые требования поддержала, считает их законными и обоснованными.
Представитель ГАУ Нижегородской области «Управление государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» (по доверенности) ФИО6 (<данные изъяты>) в судебном заседании пояснил, что ООО «Сириус Проект» представлял для проведения экспертизы документацию в отношении спорных МКД, однако она была возвращена на доработку, документооборот осуществляет в электронном виде, документы хранятся в электронном виде не более 3 месяцев, представить какие-либо документы по существу спора на бумажном носителе в данное время не представляется возможным. Фонда капитального ремонта имеет право проводить работы после получения положительного заключения государственной экспертизы, однако в отношении спорных домов на данное время оно не получено.
Представитель ООО «Сириус Проект» (по доверенности) ФИО7 (<данные изъяты>) в судебном заседании оставил разрешение спора на усмотрение суда. Пояснил, что ООО «Сириус Проект» со своей стороны все обязательства по договору по разработке проектной документации выполнил, его работа ответчиком оплачена.
Выслушав участников процесса, установив юридически значимые для разрешения спора обстоятельства, исследовав и оценив собранные доказательства в их совокупности в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 166 ЖК РФ,
1. Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: 1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; 2) ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений; 3) ремонт крыши; 4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; 5) ремонт фасада; 6) ремонт фундамента многоквартирного дома.
2. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, размер которых сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, может быть дополнен услугами и (или) работами по утеплению фасада, переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю, установке автоматизированных информационно-измерительных систем учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа) и другими видами услуг и (или) работ.
Согласно ст. 167 ЖК РФ,
1. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми:
1) устанавливается минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме;
2) устанавливается порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов;
3) создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок назначения на конкурсной основе руководителя регионального оператора;
4) утверждаются порядок и условия предоставления государственной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в том числе на предоставление гарантий, поручительств по кредитам или займам, в случае, если соответствующие средства на реализацию указанной поддержки предусмотрены законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации;
5) устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам;
6) устанавливаются порядок предоставления лицом, на имя которого открыт специальный счет (далее - владелец специального счета), и региональным оператором сведений, подлежащих предоставлению в соответствии с частью 7 статьи 177 и статьей 183 настоящего Кодекса, перечень иных сведений, подлежащих предоставлению указанными лицами, и порядок предоставления таких сведений;
7) устанавливается порядок выплаты владельцем специального счета и (или) региональным оператором средств фонда капитального ремонта собственникам помещений в многоквартирном доме, а также порядок использования средств фонда капитального ремонта на цели сноса или реконструкции многоквартирного дома в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;
8) устанавливается порядок осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт, и обеспечением сохранности этих средств;
9) устанавливается порядок информирования собственников помещений в многоквартирных домах и организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, о содержании региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и критериях оценки состояния многоквартирных домов, на основании которых определяется очередность проведения капитального ремонта.
2. Нормативные правовые акты, указанные в части 1 настоящей статьи, подлежат размещению органами государственной власти субъекта Российской Федерации в системе в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанных нормативных правовых актов не установлен федеральным законом.
В силу ст. 168 ЖК РФ,
1. Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.
3. Очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям.
3.1. Региональной программой капитального ремонта в приоритетном порядке могут быть предусмотрены работы по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений.
4.1. Решения о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта принимаются в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
4.2. Изменения в региональную программу капитального ремонта по основанию, предусмотренному пунктом 4 части 4 настоящей статьи, должны предусматривать плановый период оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (в том числе завершения ранее начатых оказания услуг и (или) выполнения работ) после устранения соответствующих обстоятельств. Сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме по основанию, предусмотренному пунктом 4 части 4 настоящей статьи, не допускается.
6. Порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки таких программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом.
7. В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока. При внесении изменений в краткосрочный план реализации программы капитального ремонта по основаниям, предусмотренным частью 4 настоящей статьи, согласование с собственниками помещений в многоквартирном доме не требуется. Органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном этим нормативным правовым актом.
8. Региональная программа капитального ремонта и краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта подлежат размещению в системе органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, утвердившими программу или соответствующий краткосрочный план, в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом.
Согласно ст. 174 ЖК РФ,
1. Средства фонда капитального ремонта могут использоваться для оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, разработки проектной документации (в случае, если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), оплаты услуг по строительному контролю, погашения кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных услуг, работ, а также для уплаты процентов за пользование такими кредитами, займами, оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам. При этом за счет средств фонда капитального ремонта в пределах суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, могут осуществляться финансирование только работ, предусмотренных частью 1 статьи 166 настоящего Кодекса, и работ, предусмотренных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, погашение кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты данных работ, и уплата процентов за пользование этими кредитами, займами.
В силу ст. 178 ЖК РФ,
1. Региональный оператор является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда.
2. Региональный оператор создается субъектом Российской Федерации, и им может быть создано несколько региональных операторов, каждый из которых осуществляет деятельность на части территории такого субъекта Российской Федерации.
3. Деятельность регионального оператора осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
5. Убытки, причиненные собственникам помещений в многоквартирных домах в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения региональным оператором своих обязательств, подлежат возмещению в размере внесенных взносов на капитальный ремонт в соответствии с гражданским законодательством.
6. Субъект Российской Федерации несет субсидиарную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение региональным оператором обязательств перед собственниками помещений в многоквартирных домах.
Согласно ст. 182 ЖК РФ,
1. Региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
2. Региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан: 1) в сроки, предусмотренные частью 3 статьи 189 настоящего Кодекса, подготовить и направить собственникам помещений в многоквартирном доме предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта; 2) обеспечить подготовку задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту и при необходимости подготовку проектной документации на проведение капитального ремонта, утвердить проектную документацию, нести ответственность за ее качество и соответствие требованиям технических регламентов, стандартов и других нормативных документов; 3) привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами; 4) контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; 4.1) обеспечить установление в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, фактов воспрепятствования проведению работ по капитальному ремонту, в том числе недопуска собственником, лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, либо лицом, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, подрядной организации к проведению таких работ; 5) осуществлять приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе обеспечить создание соответствующих комиссий с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта и (или) краткосрочных планов их реализации, и (или) органов местного самоуправления, лиц, осуществляющих управление данным многоквартирным домом, и представителей собственников помещений в многоквартирном доме; 6) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, перечислять денежные средства фонда капитального ремонта на специальный счет или выплачивать собственникам помещений в многоквартирном доме денежные средства, соответствующие долям указанных собственников в фонде капитального ремонта;
3. К выполнению инженерных изысканий, подготовке проектной документации, осуществлению капитального ремонта объектов капитального строительства региональный оператор обязан привлечь индивидуального предпринимателя или юридическое лицо, являющихся членами соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
6. Региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.
В соответствии со ст. 186 ЖК РФ,
1. Контроль за соответствием деятельности регионального оператора установленным требованиям осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
2. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации: 1) осуществляет контроль за использованием региональным оператором средств, полученных в качестве государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; 2) направляет региональному оператору представления и (или) предписания об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации.
3. Органы государственного финансового контроля субъектов Российской Федерации и органы муниципального финансового контроля муниципальных образований, Счетная палата Российской Федерации, контрольно-счетные и финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют финансовый контроль за использованием региональным оператором средств соответствующих бюджетов в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 188 ГК РФ,
1. Убытки, причиненные собственникам помещений в многоквартирных домах в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения региональным оператором своих обязательств в соответствии с настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.
2. Субъект Российской Федерации несет субсидиарную ответственность за исполнение региональным оператором обязательств перед собственниками помещений в многоквартирных домах, указанными в части 1 настоящей статьи.
Судом установлено, что ФИО1 является собственником <адрес>ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>), ФИО8 является собственником ? доли <адрес>ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>).
Собственники помещений в <адрес> не имеют задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт МКД (<данные изъяты>).
Фонд МКД создан распоряжением Правительства Нижегородской области от 26.12.2013 года № 2724-р в целях осуществления деятельности в качестве регионального оператора, направленной на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Нижегородской области, реализации пункта 3 статьи 167 ЖК РФ.
Деятельность регионального оператора направлена на организацию проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области, собственники помещений в которых формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, в порядке, установленном разделом IX ЖК РФ, Законом Нижегородской области от 28.11.2013 года № 159-3 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области» (далее - Закон № 159-3).
В силу ч. 1 ст. 180 ЖК РФ одной из функций регионального оператора является осуществление функции технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.
Осуществление функции технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора возлагается на регионального оператора.
Порядок выполнения региональным оператором своих функций, в том числе порядок осуществляемого им финансирования капитального ремонта общего имущества, устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Законом № региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены программой по капитальному ремонту, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
При этом за счет средств фонда капитального ремонта в пределах суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, может осуществляться финансирование только работ, предусмотренных частью 1 статьи 166 ЖК РФ, и работ, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации.
Так, статьей 20 Закона № (в редакции Закона от ДД.ММ.ГГГГ№) в составе работ по ремонту крыши предусматривалось для определённых многоквартирных домов переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю.
В соответствии с краткосрочным планом реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области, на 2017-2019 годы, утвержденным приказом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области от 23.11.2018 № 172 в многоквартирных домах, расположенных по адресам: <адрес>, запланировано проведение работ по капитальному ремонту крыш, в том числе переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую.
Собственники МКД, Администрация Ардатовского муниципального района Нижегородской области поддержали данное решение (Л.д. 36-74, 101-108 т. 1), между Администрацией и Фондом капитального ремонта МКД велась переписка относительно проведения работ по ремонту и переустройству крыш указанных МКД (<данные изъяты>).
С целью проведения работ по капитальному ремонту, региональным оператором с ООО «Сириус Проект» был заключен договор от 16.01.2019 № 10937 на разработку проектно-сметной документации для вышеуказанных многоквартирных домов (<данные изъяты>).
Из актов технического обследования кровли в МКД № и №, расположенных по адресу: <адрес> (<данные изъяты>) от ДД.ММ.ГГГГ следует, что решением собрания собственников МКД определен срок проведения работ по переустройству кровли в 2020 г.
Комиссией по рассмотрению вопроса установления необходимости капитального ремонта общего имущества в МКД, расположенных на территории Нижегородской области 05.06.2020 г. на основании обращения Администрации Ардатовского муниципального района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>) и решения собственников о переносе капитального ремонта крыш на 2020 г., принято решение о переносе ремонта на 2020 г. (<данные изъяты>).
ДД.ММ.ГГГГ по объекту «Капитальный ремонт по переустройству крыши в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>» получено положительное заключение негосударственной экспертизы ПСД №, по объекту «Капитальный ремонт по переустройству крыши в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>» получено положительное заключение негосударственной экспертизы ПСД №, так же ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>).
Проектно-сметная документация, разработанная ООО «Сириус Проект», принята комиссионно ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>).
Постановлением Правительства Нижегородской области от 15.03.2016 № 134 утвержден Порядок установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области (далее - Порядок).
Порядок применяется в том числе для случая о невозможности (отсутствии невозможности) оказания услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и признании многоквартирного дома требующим оказания какого-либо вида услуг и (или) выполнения какого-либо вида работ по капитальному ремонту общего имущества.
В силу п. 6 Порядка региональный оператор формирует комиссию и передает в комиссию поступившее заявление с приложенными документами.
В соответствии с п. 14.7 Порядка данное решение принимается исходя из следующих факторов:
1) наличие акта (актов) проверки технического состояния общего имущества в многоквартирном доме;
2) превышение нормативных сроков службы конструктивных элементов и инженерных систем до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков);
3) если, исходя из акта о техническом состоянии общего имущества многоквартирного дома, имеется опасность нарушения установленных предельных характеристик надежности и безопасности.
На основании представленных администрацией Ардатовского района документов: заявление, акт обследования крыш, протоколы общего собрания собственников, членами комиссии принято решение о признании домов <адрес>, не требующим проведения капитального ремонта и переносе сроков выполнения работ на 2020 год.
В силу п. 18 Порядка решение комиссии является основанием для актуализации региональной программы капитального ремонта.
Таким образом, согласно региональной программе капитального ремонта выполнение работ по капитальному ремонту крыш в вышеуказанных многоквартирных домах запланирован на 2020-2022 г.г.
Согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации проектно-сметная документация по переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую вышеуказанных МКД должна пройти государственную экспертизу и получить положительное заключение.
На основании вышеизложенного, региональным оператором в ноябре 2019 проектно-сметная документация направлена в ГАУ НО «Управление госэкспертизы» на рассмотрение.
В процессе прохождения государственной экспертизы проектно-сметной документации ГАУ НО «Управление госэкспертизы» направило замечания о необходимости предоставления технического обследования конструкций здания (стен, фундаментов). Данные мероприятия не были учтены в сметной стоимости работ при разработке проектно-сметной документации ООО «Сириус Проект» в рамках договора от ДД.ММ.ГГГГ№.
Согласно неоднократно проводимым совещаниям в ГАУ НО «Управление госэкспертизы», решение по данному вопросу не принято и, впоследствии Законом от ДД.ММ.ГГГГ№ в статью 20 Закона № внесены изменения, согласно которым исключены работы по переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю.
В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ между ответчиком и ООО «Сириус Проект» заключено дополнительное соглашение № к договору от ДД.ММ.ГГГГ№ об изменении сметной стоимости в части разработки проектно-сметной документации на выполнение работ по ремонту существующей плоской крыши в вышеуказанных многоквартирных домах.
Кроме того, в соответствии со статьей 2 Закона №, документ об изменении статьи 20 вступил в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.
Данный нормативный правовой акт не содержит в себе каких-либо оговорок относительно его действия во времени.
Согласно статье 11 Закона № средства фонда капитального ремонта могут использоваться для оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, разработки проектной документации (в случае, если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), :платы услуг по строительному контролю, погашения кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных услуг, работ, а также для уплаты процентов за пользование такими кредитами, займами, оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам. При этом за счет средств фрнда капитального ремонта в пределах суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса, могут осуществляться финансирование только услуг и (или) работ, предусмотренных статьей 20 настоящего Закона, погашение кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты данных услуг и (или) работ, и уплата процентов за пользование этими кредитами, займами.
В настоящее время статьей 20 Закона № предусмотрено выполнение работ по ремонту крыши.
На дату рассмотрения дела, проектная документация по ремонту крыш спорных МКД не прошла государственную экспертизу, в рамках рассмотрения гражданского дела судебная экспертиза не может подменять государственную экспертизу, проводимую соответствующими организациями, имеющими на ее проведение полномочия.
Таким образом, использование средств собственников помещений на выполнение работ по капитальному ремонту не предусмотренных региональной программой на дату рассмотрения дела в суде, не представляется возможным.
Однако, собственники МКД № и № по <адрес> не лишены возможности на обращение в суд с иском о взыскании убытков, в случае установления незаконности бездействия ответчика по выполнению возложенных на него обязательств в установленные законом сроки.
Таким образом, суд не находит оснований для удовлетворения требований истцов об обязании НКО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Нижегородской области» выполнить работы по ремонту крыши, а именно, провести переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю в жилых домах, расположенных по адресу: <адрес>.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1, ФИО2 к НКО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Нижегородской области» об обязании провести капитальный ремонт крыши оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами путем подачи апелляционной жалобы в Нижегородский областной суд через Нижегородский районный суд г. Нижнего Новгорода в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.Г. Хохлова