№ 2-4126/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 августа 2016 года
Ленинский районный суд ФИО5 в составе
председательствующего судьи Н.А.Ярошевой
при секретаре Л.А. Кудряцевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 ФИО6 к радиостанции «ФИО7» и «ФИО8» о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
истец обратилась в суд с названным иском к ответчикам, в обоснование заявленных требований указав, что ДД.ММ.ГГГГ ею было оставлено письмо на радиостанции с входящим номером № от ДД.ММ.ГГГГ, с просьбой рассмотреть вопрос о размещении социального ролика на радио «ФИО9» и «ФИО10» как оферту (предложение) и дать на него письменное решение (акцепт). Официального ответа ею получено не было, но позвонив директору, она выяснила, что радиостанция не может разместить ее социальный ролик, в связи с тем, что радиостанция коммерческая и бесплатно мест в эфир не предоставляет. Полагает, что поскольку радиостанция является СМИ, в Роскомнадзоре значится в перечне зарегистрированных наименований СМИ, она должна соблюдать законодательство о СМИ, к которому относится ФЗ №38 о социальной рекламе, где в ст.10 п.3 сказано о том, что заключение договора на распространение социальной рекламы является обязательным для рекламораспространителя даже от физического лица. А в п.2 этой статьи не упоминается, что физическое лицо должно осуществлять закупку услуг на распространение социальной рекламы. Таким образом, отказываясь от размещения ее социального ролика на радио «ФИО11» и «ФИО12» бесплатно, радиостанция нарушает ее права как физического лица, которому по закону также можно воспользоваться правом размещения социального ролика в СМИ. Просит, чтобы ее вопрос был рассмотрен, вынесено решение о соблюдении СМИ законодательства РФ, ее социальный ролик был включен в эфир радиостанции «ФИО13» и «ФИО14».
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 уточнила заявленные требования, просила включить ее социальный ролик в эфир «ФИО15» и радио «ФИО16» в течение 2016 г. в размере объема радиовещания, установленного ФЗ №38 ст.10 п.3, в пределах 5% годового объема распространяемой рекламы.
Истец в судебном заседании настаивала на удовлетворении требований, по изложенным в иске основаниям, настаивала на том, что надлежащими ответчиками по заявленным ею требованиям являются радиостанция «ФИО17» и «ФИО18», поскольку данные средства массовой информации зарегистрированы в качестве СМИ, о чем имеются сведения в сети Интернет на сайте Роскомнадзора.
Представители радиостанции «ФИО19» и «ФИО20» в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания были уведомлены надлежащим образом.
Выслушав истца, изучив материалы дела, оценивая доказательства по делу в их совокупности, суд находит требования истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.3 ФЗ «О рекламе» реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; социальная реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.
В силу ст. 10 ФЗ «О рекламе» рекламодателями социальной рекламы могут выступать физические лица, юридические лица, органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления, а также муниципальные органы, которые не входят в структуру органов местного самоуправления. Заключение договора на распространение социальной рекламы является обязательным для рекламораспространителя в пределах пяти процентов годового объема распространяемой им рекламы (в том числе общего времени рекламы, распространяемой в теле- и радиопрограммах, общей рекламной площади печатного издания, общей рекламной площади рекламных конструкций). Заключение такого договора осуществляется в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась с заявлением к коммерческому директору «ФИО21», в котором просила рассмотреть ее обращение как оферту и дать на него письменное решение (акцепт), в связи с возможностью размещения ее социального ролика на радио «ФИО22», ФИО23» бесплатно, предлагала помочь в популяризации проекта закона о выделении земли людям (по гектару на человека), который будет принят ДД.ММ.ГГГГ, содержание ролика также было приведено в данном обращение, ответ на данное заявление получен ФИО1 не был, что подтверждается имеющимся в материалах дела обращением, доказательств обратного, в нарушение ст. 56 ГПК РФ не предоставлено.
Обращаясь в суд с названным иском, ФИО1 просит обязать радиостанции «ФИО24» и «ФИО25» включить ее социальный ролик в эфир «ФИО26» и радио «ФИО27» в течение 2016 г.
Вместе с тем, согласно ст. 3 ФЗ «О рекламе», рекламораспространитель – это лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О средствах массовой информации» под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием); под распространением продукции средства массовой информации понимаются продажа, подписка, доставка, раздача периодического печатного издания, аудио- или видеозаписи программы, вещание телеканала, радиоканала (телевизионное вещание, радиовещание), вещание телепрограммы, радиопрограммы в составе соответственно телеканала, радиоканала, демонстрация кинохроникальной программы, предоставление доступа к сетевому изданию, иные способы распространения; под телеканалом, радиоканалом понимается сформированная в соответствии с сеткой вещания (программой передач) и выходящая в свет (эфир) под постоянным наименованием (названием) и с установленной периодичностью совокупность теле-, радиопрограмм и (или) соответственно иных аудиовизуальных, звуковых сообщений и материалов. Правила, установленные настоящим Законом и другими законодательными актами Российской Федерации для телепрограммы, радиопрограммы, применяются в отношении телеканала, радиоканала, если иное не установлено настоящим Законом.
Согласно ответа Управления Роскомнадзора по ФИО28 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно Общероссийскому реестру в разделе «Массовые коммуникации. Реестры. Перечень наименований зарегистрированных СМИ» средств массовых информаций, содержащих ключевое слово «ФИО29» составляет 65 наименований, слово «ФИО31» - №; на учете в Управлении состоят средства массовой информации: радиоканал «ФИО32», территория распространения ФИО33, учредитель ООО «ФИО34»; радиоканал «ФИО35», территория распространения ФИО36, учредитель ООО «ФИО37».
Из чего следует, что таких средств массовой информации как радиостанции «ФИО38» и «ФИО39» на территории ФИО36 не зарегистрировано, тогда как обращение ФИО1 о размещении социального ролика было адресовано коммерческому директору «ФИО39».
Кроме того, согласно п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №16 от 15.06.2010 г. «О практике применения судами Закона РФ «О средствах массовой информации» исходя из положений статьи 2 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" периодическим распространением массовой информации является распространение не реже одного раза в год совокупности сообщений и материалов, предназначенной для неограниченного круга лиц. Под средством массовой информации понимается форма периодического распространения массовой информации, в том числе периодическое печатное издание, радио- и телепрограмма. С учетом этого само по себе средство массовой информации не может иметь каких-либо прав и обязанностей и, соответственно, не является лицом, участвующим в деле (статья 34 ГПК РФ).
В соответствии с п.8, 12, 13 вышеназванного Постановления Пленума ВС РФ, исходя из положений Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" производство и распространение массовой информации включает в себя учреждение средства массовой информации, осуществление производства и выпуска средства массовой информации, производство продукции средства массовой информации, а также распространение этой продукции. С учетом этого вопрос о составе лиц, участвующих в деле о производстве и распространении массовой информации, судам следует решать в зависимости от того, на каком этапе производства и распространения массовой информации возникли спорные правоотношения и какие лица согласно вышеназванному Закону, уставу редакции и (или) договорам, заключенным в соответствии со статьями 20 и 22 названного Закона, вправе осуществлять соответствующие виды деятельности. Согласно абзацу девятому части 1 статьи 2 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" производство и выпуск средства массовой информации осуществляет редакция средства массовой информации, которой может являться организация, гражданин либо объединение граждан. Редакция осуществляет свою деятельность на основе профессиональной самостоятельности (часть 1 статьи 19 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации"). С учетом этого, если возникшие правоотношения связаны с производством и выпуском средства массовой информации (в том числе с содержанием распространенных сообщений и материалов), то к участию в деле может быть привлечена редакция средства массовой информации. В случае, когда редакция средства массовой информации не является ни физическим, ни юридическим лицом, к участию в деле может быть привлечен учредитель данного средства массовой информации, а также главный редактор. В том случае, когда спорные правоотношения связаны с производством продукции средства массовой информации, надлежащим ответчиком в силу абзаца двенадцатого части 1 статьи 2 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" является издательство, осуществляющее материально-техническое обеспечение производства такой продукции, а также приравненное к издателю юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или гражданин, для которых эта деятельность не является основной либо не служит главным источником дохода.
Таким образом, радиостанция (радиоканал) является формой распространения массовой информации и не может являться ответчиком по заявленным истцом требованиям, поскольку в данном случае ответчиком является редакция либо учредитель средства массовой информации, которые в соответствии с требованиями действующего законодательства обладают правами и обязанностями, могут являться участниками гражданских правоотношений, вместе с тем, поскольку ФИО1 настаивала на том, что надлежащими ответчиками по заявленным ею требованиям являются радиостанции «ФИО38» и «ФИО39», что подтверждается ее заявлением от ДД.ММ.ГГГГ, у суда отсутствуют предусмотренные нормами действующего законодательства основания для удовлетворения заявленных требований, поскольку какие-либо сведения о том, что ФИО1 обращалась в редакцию, либо к учредителям средств массовой информации, зарегистрированных на территории ФИО36, с заявлением о размещении социального рекламного ролика, однако ей было отказано, в материалах дела отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований ФИО1 ФИО45 к радиостанции «ФИО38» и «ФИО39» о возложении обязанности отказать.
Решение может быть обжаловано в ФИО36 краевой суд через Ленинский районный суд ФИО33 в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Судья Ленинского районного суда
ФИО33 Н.А.Ярошева
мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ