ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-412/16 от 06.04.2016 Еманжелинского городского суда (Челябинская область)

Дело № 2-412/16

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

06 апреля 2016 года город Еманжелинск

Еманжелинский городской суд Челябинской области в составе председательствующего судьи Артемьева С.Н.

и при секретаре судебного заседания Шикуновой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданские дела по искам прокурора АДРЕС в интересах неопределенного круга лиц к администрации Еманжелинского муниципального района АДРЕС и: Муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад НОМЕР» Еманжелинского муниципального района АДРЕС; Муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад НОМЕР» Еманжелинского муниципального района АДРЕС; Муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад НОМЕР» Еманжелинского муниципального района АДРЕС; Муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад НОМЕР» Еманжелинского муниципального района АДРЕС; Муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад НОМЕР» Еманжелинского муниципального района АДРЕС; Муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад НОМЕР» Еманжелинского муниципального района АДРЕС; Муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению детский сад НОМЕР компенсирующего вида Еманжелинского муниципального района АДРЕС; Муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению детский сад НОМЕР общеразвивающего вида Еманжелинского муниципального района АДРЕС; Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа НОМЕР» Еманжелинского муниципального района АДРЕС; Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа НОМЕР» Еманжелинского муниципального района АДРЕС о возложении обязанности выполнить мероприятия по антитеррористической защищенности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор АДРЕС в интересах неопределенного круга лиц по правилам ст. 45 ГПК РФ обратился с исками к администрации Еманжелинского муниципального района АДРЕС и: МКДОУ «Детский сад НОМЕР» Еманжелинского муниципального района АДРЕС; МКДОУ «Детский сад НОМЕР» Еманжелинского муниципального района АДРЕС; МКДОУ «Детский сад НОМЕР» Еманжелинского муниципального района АДРЕС; МКДОУ учреждению «Детский сад НОМЕР» Еманжелинского муниципального района АДРЕС; МКДОУ «Детский сад НОМЕР» Еманжелинского муниципального района АДРЕС; МКДОУ «Детский сад НОМЕР» Еманжелинского муниципального района АДРЕС; МКДОУ детский сад НОМЕР компенсирующего вида Еманжелинского муниципального района АДРЕС; МКДОУ детский сад НОМЕР общеразвивающего вида Еманжелинского муниципального района АДРЕС; МБОУ «Средняя общеобразовательная школа НОМЕР» Еманжелинского муниципального района АДРЕС; МБОУ «Средняя общеобразовательная школа НОМЕР» Еманжелинского муниципального района АДРЕС и потребовал обязать указанные казенные и бюджетные учреждения выполнить мероприятия по антитеррористической защищенности, оборудовать системой видеонаблюдения помещения и территорию учреждения по указанным в исках их адресах системами видеонаблюдения в течение 3 месяцев после вступления решения суда в законную силу, а при недостаточности денежных средств у казенных учреждений, возложить обязанность на администрацию Еманжелинского муниципального района АДРЕС по финансированию оборудования системой видеонаблюдения из средств местного бюджета.

Определением суда иски объединены производством.

Прокурор Шамсутдинов Р.В. в судебном заседании требования поддержал.

Представители ответчиков МКДОУ и МБОУ в судебное заседание не явились, от заведующего детского саде НОМЕР поступил письменный отзыв, из которого следует, что ответчик иск не признает.

Представитель ответчика администрации Еманжелинского муниципального района АДРЕС в судебное заседание не явился. Суду представлены письменные отзывы на иски, из которых следует, что ответчик требования прокурора фактически признает, но, ссылаясь на отсутствие необходимых денежных средств, просил отсрочить исполнение решения суда до ДАТА

Выслушав участников процесса и исследовав представленные доказательства, суд считает, что иски прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

На основании п.п. 2 и 15 ч. 3 ст. 28 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 указанного ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 41 указанного Закона охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

По правилам п. 5 ч. 1 ст. 9 этого же ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

На основании п. 6.1 ч. 1 ст. 15 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 данного ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

В силу п.п. 1 и 7 ст. 2 ФЗ "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму является обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер его предупреждения.

В соответствии с п. 4 ст. 3 ФЗ "О противодействии терроризму" противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Согласно ч. 13 ст. 30 ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Пунктом 6.48 Свода правил 118.13330.2012 "СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения", утвержденного Приказом Минрегиона от ДАТА N 635/10, предусмотрено, что для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".

Из приложения "В" к Своду правил 118.13330.2012 "СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения" следует, что требования об установке систем видеонаблюдения распространяются также на дошкольные образовательные организации и общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы-интернаты).

По правилам п.п. 1, 4 и 5 ст. 123.22 ГК РФ государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением. Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.

Как следует из материалов дела, прокуратурой АДРЕС была проведена проверка исполнения законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, о противодействии терроризму в указанных в исках учреждениях.

В ходе указанной проверки было выявлено, что в зданиях и прилегающих территориях учреждений отсутствует системы видеонаблюдения.

Кроме того, суд установил, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДАТАНОМЕР «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)» в целях объединения усилий государственных органов, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности указанных мест, межведомственной комиссией по обследованию мест массового пребывания людей в Еманжелинском муниципальном районе указанные в иске МКДОУ и МБОУ включены в перечень объектов с массовым пребыванием людей, для их повышенной охраны, что подтверждается представленным прокурору главой района перечнем.

Согласно Уставов МКДОУ и МБОУ их учредителем и собственником имущества является администрация Еманжелинского муниципального района АДРЕС, то есть по закону при недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления, обязанных финансировать профилактические мероприятия в области противодействия терроризму, одним из которых является установка систем видеонаблюдения в образовательных учреждениях, что влечет за собой удовлетворение иска с указанным прокурором разумным и достаточным сроком исполнения, так как доказательств тому, что только к предложенной администрацией дате возможно исполнение судебного решения, материалы дела не содержат.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад НОМЕР» Еманжелинского муниципального района АДРЕС выполнить мероприятия по антитеррористической защищенности, оборудовать системой видеонаблюдения помещения и территорию учреждения по адресу: АДРЕС, системой видеонаблюдения в течение 3 месяцев после вступления решения суда в законную силу, а при недостаточности денежных средств у учреждения, возложить обязанность на администрацию Еманжелинского муниципального района АДРЕС по финансированию оборудования системой видеонаблюдения из средств местного бюджета.

Обязать Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад НОМЕР» Еманжелинского муниципального района АДРЕС выполнить мероприятия по антитеррористической защищенности, оборудовать системой видеонаблюдения помещения и территорию учреждения по адресу: АДРЕС, системой видеонаблюдения в течение 3 месяцев после вступления решения суда в законную силу, а при недостаточности денежных средств у учреждения, возложить обязанность на администрацию Еманжелинского муниципального района АДРЕС по финансированию оборудования системой видеонаблюдения из средств местного бюджета.

Обязать Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад НОМЕР» Еманжелинского муниципального района АДРЕС выполнить мероприятия по антитеррористической защищенности, оборудовать системой видеонаблюдения помещения и территорию учреждения по адресу: АДРЕС, системой видеонаблюдения в течение 3 месяцев после вступления решения суда в законную силу, а при недостаточности денежных средств у учреждения, возложить обязанность на администрацию Еманжелинского муниципального района АДРЕС по финансированию оборудования системой видеонаблюдения из средств местного бюджета.

Обязать Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад НОМЕР» Еманжелинского муниципального района АДРЕС выполнить мероприятия по антитеррористической защищенности, оборудовать системой видеонаблюдения помещения и территорию учреждения по адресу: АДРЕС, системой видеонаблюдения в течение 3 месяцев после вступления решения суда в законную силу, а при недостаточности денежных средств у учреждения, возложить обязанность на администрацию Еманжелинского муниципального района АДРЕС по финансированию оборудования системой видеонаблюдения из средств местного бюджета.

Обязать Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад НОМЕР» Еманжелинского муниципального района АДРЕС выполнить мероприятия по антитеррористической защищенности, оборудовать системой видеонаблюдения помещения и территорию учреждения по адресу: АДРЕС, системой видеонаблюдения в течение 3 месяцев после вступления решения суда в законную силу, а при недостаточности денежных средств у учреждения, возложить обязанность на администрацию Еманжелинского муниципального района АДРЕС по финансированию оборудования системой видеонаблюдения из средств местного бюджета.

Обязать Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад НОМЕР» Еманжелинского муниципального района АДРЕС выполнить мероприятия по антитеррористической защищенности, оборудовать системой видеонаблюдения помещения и территорию учреждения по адресу: АДРЕС, системой видеонаблюдения в течение 3 месяцев после вступления решения суда в законную силу, а при недостаточности денежных средств у учреждения, возложить обязанность на администрацию Еманжелинского муниципального района АДРЕС по финансированию оборудования системой видеонаблюдения из средств местного бюджета.

Обязать Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад НОМЕР компенсирующего вида Еманжелинского муниципального района АДРЕС выполнить мероприятия по антитеррористической защищенности, оборудовать системой видеонаблюдения помещения и территорию учреждения по адресу: АДРЕС, системой видеонаблюдения в течение 3 месяцев после вступления решения суда в законную силу, а при недостаточности денежных средств у учреждения, возложить обязанность на администрацию Еманжелинского муниципального района АДРЕС по финансированию оборудования системой видеонаблюдения из средств местного бюджета.

Обязать Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад НОМЕР общеразвивающего вида Еманжелинского муниципального района АДРЕС выполнить мероприятия по антитеррористической защищенности, оборудовать системой видеонаблюдения помещения и территорию учреждения по адресу: АДРЕС, системой видеонаблюдения в течение 3 месяцев после вступления решения суда в законную силу, а при недостаточности денежных средств у учреждения, возложить обязанность на администрацию Еманжелинского муниципального района АДРЕС по финансированию оборудования системой видеонаблюдения из средств местного бюджета.

Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа НОМЕР» Еманжелинского муниципального района АДРЕС выполнить мероприятия по антитеррористической защищенности, оборудовать системой видеонаблюдения помещения и территорию учреждения по адресу: АДРЕС, системой видеонаблюдения в течение 3 месяцев после вступления решения суда в законную силу.

Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа НОМЕР» Еманжелинского муниципального района АДРЕС выполнить мероприятия по антитеррористической защищенности, оборудовать системой видеонаблюдения помещения и территорию учреждения по адресу: АДРЕС, системой видеонаблюдения в течение 3 месяцев после вступления решения суда в законную силу.

Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Челябинский областной суд через Еманжелинский городской суд.

Председательствующий