ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-412/19 от 21.05.2019 Волосовского районного суда (Ленинградская область)

дело № 2-412/2019

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Волосово 21 мая 2019 года

Волосовский районный суд Ленинградской области в составе:

судьи Бурловой И.П.,

при секретаре Фоминой О.А.,

с участием сторон:

истца, в лице помощника прокурора Газзаева В.З., выступающего в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Волосовского района Ленинградской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному казенному учреждению культуры «Городской досуговый центр «Родник» об обязании организовать охрану здания,

установил:

Прокурор Волосовского района обратился в Волосовский районный суд с исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному казенному учреждению культуры «Городской досуговый центр «Родник» об обязании организовать охрану здания (территории) объекта культуры, расположенного по адресу: <адрес>,, сотрудниками частных охранных организаций или подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны в срок не позднее 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что во исполнение задания прокуратуры области об осуществлении на постоянной основе надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму, принятии профилактических мер, направленных на предупреждение террористической деятельности, прокуратурой <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ года проведена проверка исполнения требований указанного законодательства муниципальным казенным учреждением культуры «Городской досуговый центр «Родник» (далее – МКУК «ГДЦ «Родник»), расположенным по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>. По результатам проведенной проверки установлено, что актом обследования и категорирования учреждению культуры присвоена 1 категория опасности, вместе с тем, охрана здания (территории) МКУК «ГДЦ «Родник» сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, не обеспечена. Охрана здания (территории) образовательного учреждения и его территории осуществляется посредствам физической охраны лица, не относящегося к специализированным службам охраны. Согласно уставу МКУК «ГДЦ «Родник» учреждением культуры оказываются услуги в сфере культурно-просветительной и спортивно-массовой деятельности, в том числе для несовершеннолетних.

В судебном заседании, участвующий в деле прокурор <адрес>ФИО3, поддержал заявленные исковые требования.

Ответчик МКУК «ГДЦ «Родник» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил отзыв на исковое заявление, в котором просил о рассмотрении дела в его отсутствие, а также указал на согласие с исковыми требованиями (л.д.29).

При изложенных обстоятельствах, в силу ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика.

Выслушав пояснения прокурора, выступающего в защиту неопределенного круга лиц, изучив и оценив представленные доказательства, суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В силу ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН ДД.ММ.ГГГГ, указано, что государства - участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора (пункт 3 статьи 3 Конвенции).

Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.

В соответствии с пунктами 1 и 7 статьи 2 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.

Согласно пункту 4 статьи 3 указанного Закона противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены и муниципальные учреждения образования (пункт 3 статьи 5 ФЗ N 35-ФЗ).

Согласно части 13 статьи 30 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Как установлено судом, прокуратурой <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ г. проведена проверка исполнения требований законодательства о противодействии терроризму, принятии профилактических мер, направленных на предупреждение террористической деятельности МКУК «ГДЦ «Родник», расположенным по адресу: <адрес>, <адрес>, которой установлено, что актом обследования и категорирования учреждению культуры присвоена 1 категория опасности, вместе с тем, охрана здания (территории) МКУК «ГДЦ «Родник» сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, не обеспечена. Охрана здания (территории) образовательного учреждения и его территории осуществляется посредствам физической охраны лица, не относящегося к специализированным службам охраны. Согласно уставу МКУК «ГДЦ «Родник» учреждением культуры оказываются услуги в сфере культурно-просветительной и спортивно-массовой деятельности, в том числе для несовершеннолетних.

Из ответа МКУК ГДЦ «Родник» на требование прокурора <адрес> о предоставлении информации следует, что здание оборудовано: системой СОУЭ – экстренного оповещения работников и посетителей объекта при пожаре и экстренных случаях; системой ретрансляции оповещения через громкоговорители, расположенные на столбах проспекта Вингиссара (осуществляется из МКУК ГДЦ «Родник» через сеть Ростелекома). Охрана объекта обеспечивается только дежурными по зданию (вахтерами) – с центрального входа ежедневно с 9:00 до 20:00 и со служебного входа круглосуточно, имеется телефон. В рамках программы «Безопасный город» с юго-восточной стороны здания МКУК ГДЦ «Родник» установлены две видеокамеры охватывающие площадь перед ГДЦ «Родник» и частично <адрес>, с восточной стороны установлена одна видеокамера, охватывающая так же площадь перед ГДЦ «Родник» и частично <адрес>. Видео транслируется в обслуживающую организацию «КМК-Сервис», и в полицию <адрес> хранится на сервере в ГДЦ «Родник» в течении 21 суток. С восточной стороны площадь перед МКУК ГДЦ «Родник» оборудована забором. С северной и южной стороны площадь оборудована полусферами. Положение об организации пропускного режима отсутствует, но есть инструкция по действиям персонала объекта в случае угрозы совершения или совершения террористического акта, и приказ о назначении ответственного по обеспечению антитеррористической защищенности объекта.

Одни из основных обязательств учреждения культуры связаны с осуществлением деятельности в соответствии с требованиями действующего законодательства, созданием условий для охраны здоровья учащихся, а также организации охраны их здоровья в пределах, определенных законодательством об образовании.

Охрана здания (территории) МКУК ГДЦ «Родник» осуществляется посредствам физической охраны лица, не относящегося к специализированным службам охраны.

В силу пункта 6.1 части 1 статьи 15 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Утвержденная Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ "Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации" предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму.

В силу пункта 42 Концепции расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

Исходя из содержания пункта 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.

В силу пунктов 2, 15 части 3 статьи 28 указанного Закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации, а также материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Таким образом, вышеприведенными правовыми нормами в их взаимосвязи, установлено, что обязанность по организации охраны здания (территории) объекта культуры в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территории) в сфере культуры лежит именно на учреждении культуры.

Исходя из анализа приведенных норм действующего законодательства в их совокупности с обстоятельствами, установленными в ходе судебного разбирательства и доказательствами, собранными по делу, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором исковых требований и обязании МКУК ГДЦ «Родник» организовать охрану здания (территории) объекта культуры сотрудниками частных охранных организаций или подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Волосовского района Ленинградской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать муниципальное казенное учреждение культуры «Городской досуговый центр «Родник», в срок не позднее 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, организовать охрану здания (территории) объекта культуры, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, сотрудниками частных охранных организаций или подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд, через Волосовский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: