ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-412/2013 от 06.11.2013 Катайского районного суда (Курганская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Катайский районный суд Курганской области в составе:

председательствующего судьи Бутаковой О. А.

при секретаре Тимчено Е. С.

с участием прокурора Катайской районной прокуратуры Ерёмина О. Г.

рассмотрел в открытом судебном заседании 6 ноября 2013 года в г. Катайске Курганской области гражданское дело № 2-412/2013 по исковому заявлению прокурора Катайского района в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «СибЭнергоСтрой» о признании бездействия незаконным и обязании совершить определенные действия,

Установил:     Прокурор Катайского района в интересах неопределенного круга лиц просит признать незаконным бездействие общества с ограниченной ответственностью «СибЭнергоСтрой» (далее ООО «СибЭнергоСтрой») по непроведению работ, необходимых для безопасной эксплуатации в осенне-зимний период 2013-2014 гг. котельной, ... и обязать ответчика в срок до 01.11.2013 г. устранить выявленные нарушения законодательства, а именно:

- представить в Уральское Управление Ростехнадзора сведения об организации производственного контроля за 2012 г.; отчет о выполнении графика ТО И ППР оборудования за 2012 г.; график освидетельствования и испытания оборудования за 2013 г.; график диагностирования оборудования отработавшего нормативный срок службы; план проведения контрольно-профилактических проверок на 2013 г., отчет о проведении противоаварийных тренировок на 2013 г., план локализации и ликвидации аварий;

- в договоре на аварийно-диспетчерское обеспечение определить порядок взаимодействия сторон при локализации и ликвидации аварий и условия выполнения аварийно-восстановительных работ, связанных с возобновлением подачи газа;

- согласовать план взаимодействия по договору на оказание по аварийным заявкам практической и методической помощи по локализации и ликвидации аварийных ситуаций с ОАО «Шадринскмежрайгаз»;

- провести идентификацию и регистрацию в Государственном реестре опасных производственных объектов опасного производственного объекта – склада ГСМ;

- заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте – склада ГСМ;

- восстановить трубопровод подачи мазута, обратный трубопровод мазута, трубопровод пара Центральной котельной ООО «СибЭнергоСтрой»;

- представить в Уральское управление Ростехнадзора документы на поставку жидкого топлива, где указывается марка, низшая теплота сгорания, температура вспышки и предельное содержание серы, допустимое содержание влаги;

- забетонировать площадки для сливного оборудования;

- разработать и утвердить график наружного осмотра мазутопроводов и арматуры, проверки паспортов на мазутопроводы и паровые спутники;

- разработать график текущего и капитального ремонта насосов жидкого топлива.

Исковые требования прокурор мотивирует тем, что в ходе проведения 29.08.2013 г. совместно со специалистами Уральского Управления федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору проверки исполнения организациями всех форм собственности обязанностей по подготовке к отопительному сезону 2012-2013 гг. выявлены нарушения действующего законодательства в деятельности ООО «СибЭнергоСтрой», которые способны в любой момент повлечь причинение крупного ущерба, вреда здоровью граждан и наступление иных тяжких и необратимых последствий. 24.09.2013 г. проведена дополнительная проверка, которой также установлены многочисленные нарушения. Согласно п. 2.2 Устава ООО «СибЭнергоСтрой» предметом деятельности общества является: производство, передача, и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии); производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными; передача пара и горячей воды (тепловой энергии); распределение пара и горячей воды (тепловой энергии); деятельность по обеспечению работоспособности котельных; деятельность по обеспечению работоспособности тепловых сетей; производство, передача и распределение электроэнергии; строительство зданий и сооружений; монтаж инженерного оборудования зданий и сооружений; деятельность в области права, бухгалтерского учета и аудита, консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления предприятием. ООО «СибЭнергоСтрой» является собственником опасного производственного объекта – котельной, ... осуществляющей теплоснабжение населения и социальных объектов г. Катайска. Указанный комплекс объектов теплоснабжения приобретен ООО «СибЭнергоСтрой» у прежнего собственника ... на основании договора купли-продажи № от 23.04.2012 г.

В нарушение п. 2 ст. 11.Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 15 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением тре­бований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 г. N 263, в Уральское управление Ростехнадзора не представлены сведения об организации производ­ственного контроля за 2012: отчет о выполнении графика ТО и ППР оборудова­ния за 2012 год; график освидетельствования и испытания оборудования на 2013 год; график диагностирования оборудования отработавшего нормативный срок службы; план проведения контрольно-профилактических проверок на 2013 год; отчет о проведении противоаварийных тренировок с оценкой действия персонала за 2012 год; график проведения противоаварийных тренировок на 2013 год; план локализации и ликвидации аварий.

Вопреки требованиям п. 71 Технического регламента по безопасности сетей газораспределения и газопотребления, п. 9.2 ГОСТ Р 54961-2012 «Национального стандарта Россий­ской Федерации Системы газораспределительные. Сети газопотребления. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация», утвержденный Приказом Росстандарта № 251-ст от 22.08.2012 ООО «СибЭнерго­Строй» в договоре на аварийно-диспетчерское обеспечение не определены поря­док взаимодействия сторон при локализации и ликвидации аварий и условия вы­полнения аварийно - восстановительных работ, связанных с возобновлением пода­чи газа.

В нарушение абз. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 11.3 ПБ 12-529-03 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления ООО «СибЭнрегоСтрой» не согласован план взаимодействия по договору на оказание по аварийным заявкам практической и методической помощи по лока­лизации и ликвидации аварийных ситуаций с ОАО «Шадринскмежрайгаз».

Вопреки требованиям ч. 5 ст. 2. Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116- ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» ООО «СибЭнергоСтрой» не проведена идентификация и регистрация в Государствен­ном реестре опасных производственных объектов опасного производственного объекта - склада ГСМ.

В нарушение ст. 15 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О про­мышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 1 ч. 2 ст. 11 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственно­сти владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опас­ном объекте» от 27.07.2010 г. № 225-Ф3, п. «г» ст. 31 Правил страхования обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2011 г. № 916, ООО «СибЭнергоСтрой» не заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте - склада ГСМ.

Вопреки требованиям п. 4.1.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго Российской Федерации от 24.03.2003 г. № 115, ООО «Сиб­ЭнергоСтрой» не восстановлен трубопровод подачи мазута, обратный трубопро­вод мазута, трубопровод пара центральной котельной ООО «СибЭнергоСтрой».

В нарушение требований п. 4.1.2 Правил технической эксплуатации тепло­вых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго Российской Федерации от 24.03.2003 г. № 115, ООО «СибЭнергоСтрой» при хранении в резервуарах не организован учет топлива по количеству и качеству, при котором обеспечивается инвентаризация жидкого то­плива, периодический контроль качества топлива.

Вопреки требованиям п. 4.1.3. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго Российской Федерации от 24.03.2003 г. № 115, ООО «Сиб­ЭнергоСтрой» не представлены документы на поставку жидкого топлива, где указывается марка, низшая теплота сгорания, температура вспышки и предельное содержание серы, допустимое содержание влаги.

Вопреки требованиям п. 4.2.32. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго Российской Федерации от 24.03.2003 г. № 115, ООО «Сиб­ЭнергоСтрой» не разработан и не утвержден график наружного осмотра мазутопроводов и арматуры, проверки паспортов на мазутопроводы и паровые спутники.

В нарушение требований п. 4.2.41. Правил технической эксплуатации тепло­вых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго Российской Федерации от 24.03.2003 г. № 115, ООО «Сиб­ЭнергоСтрой» не разработан график текущего и капитального ремонта насосов жидкого топлива.

Распоряжением и.о. главы администрации г. Катайска № от 16.09.2013 г. на территории г. Катайска начат отопительный сезон. Бездействие ответчика создает реальную угрозу возникновения на территории г. Катайска аварийной ситуации, что в осенне-зимний период может повлечь за собой угрозу жизни и здоровью населения, угрозу причинения вреда частной, государственной и муниципальной собственности, может привести к массовым нарушениям прав потребителей, жилищных и иных социальных прав граждан на предоставление качественного, надежного и своевременного теплоснабжения. На территории г. Катайска отсутствует иной источник теплоснабжения, кроме вышеуказанной котельной.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей», который также распространяется на услуги связан­ные с теплоснабжением, потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, ус­луга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потре­бителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имущест­ву потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в уста­новленном им порядке. На основании ст. 17 вышеуказанного закона защита прав потребителей осуществляется су­дом. Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту, в том числе по месту заключения или исполнения договора. Все потребители тепловой энергии, производителем которой является ООО «СибЭнергоСтрой», расположены в г. Катайске.

Круг лиц, чьи права и законные интересы могут быть нарушены, в связи с отсутствием теплоснабжения или нарушением его качества установить не пред­ставляется возможным, в связи с тем, что персонифицировать их как до начала судебного разбирательства, так и после окончания, привлечь в процесс в качестве сторон, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела не представляется возможным.

Кроме того, к системе теплоснабжения ООО «СибЭнергоСтрой» подключе­ны объекты с круглосуточным пребыванием людей, отсутствие теплоснабжения, в том числе в ГБУ «Катайская ЦРБ» может привести к тяжким последствиям в виде причинения вреда жизни и здоровью людей, круг которых также определить не представляется возможным.

06.11.2013 г. от прокурора Катайского района поступило заявление об уточнении исковых требований (л. д. 79-86), согласно которому прокурор просит обязать ответчика в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу устранить выявленные нарушения законодательства.

В судебном заседании прокурор Ерёмин О. Г. поддержал исковые требования, настаивает на их удовлетворении в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ООО «СибЭнергоСтрой» в судебное заседание не явился, хотя своевременно и надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрении данного гражданского дела, что подтверждается ходатайством от 05.11.2013 г. (л. д. 78), заявлений о невозможности явиться в судебное заседание по уважительной причине и об отложении судебного заседания не представлено. Учитывая положения ч. 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика. Согласно письменным пояснениям, представленным ответчиком ООО «СибЭнергоСтрой» от 22.10.2013 г. (л. д. 68), ООО «СибЭнергоСтрой» зарегистрировано Межрайонной инспекцией ФНС России по Тюменской области 10.11.2011 г. в г. Тюмени ....Органы управления общества, в частности единоличный исполнительный орган, расположен в г. Тюмени, финансово-хозяйственная деятельность, ежекадная отчетность, бухгалтерский учет ведутся в г. Тюмени. В иных территориальных образованиях общество не имеет ни филиалов, ни представительств. Поэтому исковое заявление прокурора Катайского района подано с нарушением правил подсудности и подлежит возвращению заявителю.

Представитель третьего лица Уральского Управления федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в судебное заседание не явился, представлен отзыв, согласно которому просят рассмотреть данное гражданское дело без участия представителя (л. д. 76).

Заслушав прокурора, исследовав письменные материалы данного гражданского дела, суд признает исковые требования прокурора Катайского района законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объёме.

ООО «СибЭнергоСтрой» является собственником котельной, расположенной по адресу: ... г. Катайск, Курганская область, что подтверждается решением Катайского районного суда от 01.10.2012 г., вступившим в законную силу 06.11.2012 г. (л. д. 88-93).

В соответствии с п. 2.2 Устава ООО «СибЭнергоСтрой» предметом деятельности общества является: производство, передача, и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии); производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными; передача пара и горячей воды (тепловой энергии); распределение пара и горячей воды (тепловой энергии); деятельность по обеспечению работоспособности котельных; деятельность по обеспечению работоспособности тепловых сетей; производство, передача и распределение электроэнергии; строительство зданий и сооружений; монтаж инженерного оборудования зданий и сооружений; деятельность в области права, бухгалтерского учета и аудита, консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления предприятием (л. д. 53-64).

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Катайского района совместно со специалистами Уральского Управления федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору 29.08.2013 г. была проведена проверка деятельности ООО «СибЭнергоСтрой» по подготовке к отопительному сезону 2013-2014 гг., в ходе которой были выявлены нарушения действующего федерального законодательства. 24.09.2013 г. проведена дополнительная проверка, в ходе которой установлено, что часть выявленных ранее нарушений не устранены ООО «СибЭнергоСтрой» в определенные ранее сроки, а именно: не представлены в Уральское Управление Ростехнадзора сведения об организации производственного контроля за 2012 г., отчет о выполнении графика ТО И ППР оборудования за 2012 г., график освидетельствования и испытания оборудования за 2013 г., график диагностирования оборудования отработавшего нормативный срок службы, план проведения контрольно-профилактических проверок на 2013 г., отчет о проведении противоаварийных тренировок на 2013 г., план локализации и ликвидации аварий; в договоре на аварийно-диспетчерское обеспечение не определен порядок взаимодействия сторон при локализации и ликвидации аварий и условия выполнения аварийно-восстановительных работ, связанных с возобновлением подачи газа; не согласован план взаимодействия по договору на оказание по аварийным заявкам практической и методической помощи по локализации и ликвидации аварийных ситуаций с ОАО «Шадринскмежрайгаз»; не проведена идентификация и регистрация в Государственном реестре опасных производственных объектов опасного производственного объекта – склада ГСМ; не заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте – склада ГСМ; не восстановлен трубопровод подачи мазута, обратный трубопровод мазута, трубопровод пара Центральной котельной ООО «СибЭнергоСтрой»; не представлены в Уральское управление Ростехнадзора документы на поставку жидкого топлива, где указывается марка, низшая теплота сгорания, температура вспышки и предельное содержание серы, допустимое содержание влаги; не забетонированы площадки для сливного оборудования; не разработан и не утвержден график наружного осмотра мазутопроводов и арматуры, проверки паспортов на мазутопроводы и паровые спутники; не разработан график текущего и капитального ремонта насосов жидкого топлива (л. д. 23-27).

В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Вышеуказанные нарушения ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, может привести к массовым нарушениям прав потребителей, жилищных и иных социальных прав граждан на предоставление качественного, надежного и своевременного теплоснабжения с осенне-зимний период, поэтому иск прокурора в интересах неопределенного круга лиц заявлен обоснованно.

Частью 1 ст. 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» предусмотрено, что потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.

Согласно п. 9 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 307 от 23.05.2006 г., при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю, бесперебойное отопление жилого помещения в течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха.

В соответствии с ч. 5 ст. 20 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдения критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива. Теплоснабжающие организации, кроме того, обязаны: обеспечивать функционирование эксплуатационной, диспетчерской, и аварийной служб; организовать наладку принадлежащих им тепловых сетей; обеспечивать качество теплоносителя; организовать коммерческий учет приобретаемой тепловой энергии и реализуемой тепловой энергии; обеспечить проверку качества строительства принадлежащих им тепловых сетей; обеспечивать безаварийную работу объектов теплоснабжения; обеспечивать надежное теплоснабжение потребителей.

Правовую основу подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства к отопительному сезону в условиях низких температур регламентируют Правила оценки готовности к отопительному сезону, утвержденные Приказом Минэнерго Российской Федерации от 12.03.2013 г. № 103.

В соответствии с п. 13 Раздела III данных Правил готовность объектов жилищно- коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается на­личием, применительно к теплоснабжающим организациям: соглашения об управлении системой теплоснабжения, заключенного в порядке, установленном Законом о теплоснабжении; готовность к выполнению графика тепловых нагру­зок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабже­ния; соблюдение критериев надежности теплоснабжения, установленных техни­ческими регламентами; наличие нормативных запасов топлива на источниках те­пловой энергии; функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварий­ной служб, а именно: укомплектованность указанных служб персоналом; обеспе­ченность персонала средствами индивидуальной и коллективной защиты, спец­одеждой, инструментами и необходимой для производства работ оснасткой, нор­мативно-технической и оперативной документацией, инструкциями, схемами, первичными средствами пожаротушения; проведение наладки принадлежащих им тепловых сетей; организация контроля режимов потребления тепловой энер­гии; обеспечение качества теплоносителей; организация коммерческого учета приобретаемой и реализуемой тепловой энергии; обеспечение проверки качества строительства принадлежащих им тепловых сетей, в том числе предоставление гарантий на работы и материалы, применяемые при строительстве, в соответствии Законом о теплоснабжении; обеспечение безаварийной работы объектов тепло­снабжения и надежного теплоснабжения потребителей тепловой энергии, а имен готовность систем приема и разгрузки топлива, топливоприготовления и топли-воподачи соблюдение водно-химического режима; отсутствие фактов эксплуата­ции теплоэнергетического оборудования сверх ресурса без проведения соответст­вующих организационно-технических мероприятий по продлению срока его экс­плуатации наличие утвержденных графиков ограничения теплоснабжения при дефиците тепловой мощности тепловых источников и пропускной способности тепловых сетей; наличие расчетов допустимого времени устранения аварийных нарушений теплоснабжения жилых домов; наличие порядка ликвидации аварий­ных ситуаций в системах теплоснабжения с учетом взаимодействия тепло-, элек­тро-, топливо- и вод о снабжающих организаций, потребителей тепловой энергии, ремонтно-строительных и транспортных организаций, а также органов местного самоуправления; проведение гидравлических и тепловых испытаний тепловых се­тей; выполнение утвержденного плана подготовки к работе в отопительный пери­од, в который включено проведение необходимого технического освидетельство­вания и диагностики оборудования, участвующего в обеспечении теплоснабже­ния; выполнение планового графика ремонта тепловых сетей и источников тепло­вой энергии; наличие договоров поставки топлива, не допускающих перебоев по­ставки и снижения установленных нормативов запасов топлива; наличие доку­ментов, определяющих разграничение эксплуатационной ответственности между потребителями тепловой энергии, теплоснабжающими и теплосетевыми органи­зациями; отсутствие не выполненных в установленные сроки предписаний, влияющих на надежность работы в отопительный период, выданных уполномо­ченными на осуществление государственного контроля (надзора) органами госу­дарственной власти и уполномоченными на осуществление муниципального кон­троля органами местного самоуправления; работоспособность автоматических ре­гуляторов при их наличии.

Частью 5 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» предусмотрено, что руководитель организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, представленных для регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В абз. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» указано, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.

Согласно п. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности представляются в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности или их территориальные органы ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года. Требования к форме представления сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.

Пунктом 15 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением тре­бований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 г. N 263, установлено, что в состав сведений об организации производственного контроля включается следующая информация: а) план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на текущий год, а также сведения о выполнении плана мероприятий по обеспечению промышленной безопасности за предыдущий год; б) организация системы управления промышленной безопасностью; в) фамилия работника, ответственного за осуществление производственного контроля, его должность, образование, стаж работы по специальности, дата последней аттестации по промышленной безопасности; д) результаты проверок, устранение нарушений, выполнение предписаний Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и соответствующих федеральных органов исполнительной власти; е) готовность к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте.

На основании п. 71 Технического регламента по безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 г. № 870, при эксплуатации технологических устройств эксплуатирующая организация должна обеспечить мониторинг и устранение утечек природного газа, проверку срабатывания предохранительных и сбросных клапанов, техническое обслуживание, текущие ремонты и наладку.

В соответствии с п. 9.2 ГОСТ Р 54961-2012 «Системы газораспределительные. Сети газопотребления. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация.», утвержденный Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 августа 2012 г. N 251-ст, аварийно-диспетчерское обслуживание сетей газопотребления в общественных и административных зданиях, на предприятиях и в котельных должно осуществляться на основании договоров оказания услуг АДС, заключенных абонентами с ГРО или другими эксплуатационными организациями, имеющими собственные АДС. В договорах должны быть определены: порядок взаимодействия сторон при ликвидации и локализации аварий; условия выполнения эксплуатационной организацией аварийно-восстановительных работ, связанных с возобновлением подачи газа после ликвидации аварий.

В п. 11.3 ПБ 12-529-03 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 18.03.2003 N 9,  указано, что по аварийным заявкам организаций, имеющих собственную газовую службу, АДС газораспределительных организаций должны оказывать практическую и методическую помощь по локализации и ликвидации аварийных ситуаций по договору и согласованному плану взаимодействия.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 11 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственно­сти владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опас­ном объекте» от 27.07.2010 г. № 225-Ф3 при заключении договора обязательного страхования направить страховщику заявление об обязательном страховании по установленной форме с приложением документов, перечень которых определяется правилами обязательного страхования, в том числе документов, содержащих необходимые для определения размера страховой премии сведения об опасном объекте, уровне его безопасности, о вреде, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, и максимально возможном количестве потерпевших.

Пунктом «г» ст. 31 Правил страхования обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2011 г. № 916, установлено, что для заключения договора обязательного страхования страхователь представляет страховщику, в том числе, карту учета опасного производственного объекта в государственном реестре и сведения, характеризующие опасный производственный объект, подготовленные в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции функции по контролю и надзору в области безопасности соответствующих опасных объектов.

Согласно п. 4.1.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 г. № 115, (далее Правил) эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами.

На основании п. 4.1.2 Правил при поступлении в организацию, расходовании на производство и хранении на складах и в резервуарах организовывается учет всего топлива по количеству и качеству.

В п. 4.1.3 Правил предусмотрено, что качество всех видов поставляемого для котельных топлива должно соответствовать государственным стандартам и техническим условиям на поставку. В документах на поставку топлива указываются: для твердого топлива - марка, низшая теплота сгорания, группа по зольности, предельное значение зольности и влажности, содержание летучих, класс по крупности, отсутствие в топливе посторонних включений, кроме того, для кузнецких углей - группа окисленности, а для торфа - минимальное значение влажности; для жидкого топлива - марка, низшая теплота сгорания, температура вспышки и предельное содержание серы, допустимое содержание влаги; для газообразного топлива - низшая теплота сгорания, плотность газа и предельное содержание влаги, конденсата, механических примесей и серы.

Согласно п. 4.2.32 Правил по утвержденному графику проводятся: наружный осмотр мазутопроводов и арматуры - не реже одного раза в год; выборочная ревизия арматуры - не реже одного раза в 4 года; проверка паспортов на мазутопроводы и паровые спутники.

Пунктом 4.2.41 Правил установлено, что текущий и капитальный ремонты насосов жидкого топлива производятся по утвержденному графику и в сроки, соответствующие требованиям завода-изготовителя.

В судебном заседании факт необходимости устранения вышеуказанных нарушений не оспаривался. Из информации специалиста по вопросам эксплуатации тепловых энергоустановок № от 06.11.2013 г. (л. д. 87) усматривается, что ООО «СибЭнергоСтрой» до настоящего времени не выполнено предписание № от 24.09.2013 г., нарушения не устранены.

Несоблюдение ответчиком требований вышеуказанного законодательства создает реальную угрозу возникновения на территории г. Катайска аварийной ситуации, поскольку на территории г. Катайска отсутствует иной источник теплоснабжения, кроме вышеуказанной котельной.

Доводы представителя ответчика о том, что рассмотрение данного гражданского дела не подсудно Катайскому районному суду, суд признает не состоятельными, поскольку в силу положений ч. 2 ст. 17 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей» иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту: нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства; жительства или пребывания истца; заключения или исполнения договора. Поскольку все потребители тепловой энергии – неопределенный круг лиц, в интересах которых заявлены исковые требования прокурором, находятся в г. Катайске (л. д. 35-43), которые пользуются услугами ООО «СибЭнергоСтрой» по теплоснабжению, то прокурор вправе обратиться в суд по месту жительства неопределенного круга лиц и исполнения договора подачи тепловой энергии.

В соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком.

В данном случае с учетом мнения прокурора, исходя из реальных возможностей ООО «СибЭнергоСтрой» по выполнению мероприятий, связанных с устранением оставшихся нарушений, суд соглашается со сроком, указанным прокурором в уточненном исковом заявлении.

В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 9 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В порядке, определенном статьей 15, пунктом 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, суд взыскивает с ответчикагоспошлину в доход бюджета муниципального образования Катайского района в размере 4 000 рублей, поскольку в силу п. 3 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации размер госпошлины при подаче искового заявления неимущественного характера для организаций составляет ... рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Исковые требования прокурора Катайского района в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «СибЭнергоСтрой» о признании бездействия незаконным и обязании совершить определенные действия удовлетворить в полном объеме.

Признать бездействие общества с ограниченной ответственностью «СибЭнергоСтрой» по непроведению работ, необходимых для безопасной эксплуатации котельной в осенне-зимний период 2013-2014 г.г., расположенной по адресу: г. Катайск, ... незаконным.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «СибЭнергоСтрой» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения законодательства, а именно:

- представить в Уральское Управление Ростехнадзора сведения об организации производственного контроля за 2012 г.; отчет о выполнении графика ТО И ППР оборудования за 2012 г.; график освидетельствования и испытания оборудования за 2013 г.; график диагностирования оборудования отработавшего нормативный срок службы; план проведения контрольно-профилактических проверок на 2013 г., отчет о проведении противоаварийных тренировок на 2013 г., план локализации и ликвидации аварий;

- в договоре на аварийно-диспетчерское обеспечение определить порядок взаимодействия сторон при локализации и ликвидации аварий и условия выполнения аварийно-восстановительных работ, связанных с возобновлением подачи газа;

- согласовать план взаимодействия по договору на оказание по аварийным заявкам практической и методической помощи по локализации и ликвидации аварийных ситуаций с ОАО «Шадринскмежрайгаз»;

- провести идентификацию и регистрацию в Государственном реестре опасных производственных объектов опасного производственного объекта – склада ГСМ;

- заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте – склада ГСМ;

- восстановить трубопровод подачи мазута, обратный трубопровод мазута, трубопровод пара Центральной котельной ООО «СибЭнергоСтрой»;

- представить в Уральское управление Ростехнадзора документы на поставку жидкого топлива, где указывается марка, низшая теплота сгорания, температура вспышки и предельное содержание серы, допустимое содержание влаги;

- забетонировать площадки для сливного оборудования;

- разработать и утвердить график наружного осмотра мазутопроводов и арматуры, проверки паспортов на мазутопроводы и паровые спутники;

- разработать график текущего и капитального ремонта насосов жидкого топлива.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «СибЭнергоСтрой» государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования Катайский район в размере ... рублей ... копеек.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Катайский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий судья: О. А. Бутакова

Мотивированное решение изготовлено 8 ноября 2013 года.