ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-412/2013 от 27.02.2013 Заводского районного суда г. Кемерова (Кемеровская область)

Дело № 2-412-13РЕШЕНИЕИменем Российской ФедерацииЗаводский районный суд города Кемерово

В составе председательствующего Иванова С.В.

При секретаре Калашниковой Е.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово 27.02.2013 года гражданское дело по заявлению Касьяновой ФИО12 об оспаривании действий (бездействия) Государственной жилищной инспекции <адрес>

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратились в суд с заявлением в порядке Главы 25 ГПК РФ. Просит обязать Государственную жилищную инспекцию по <адрес> выдавать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений действующего законодательства Российской Федерации по осуществлению надзора за исполнением членами ликвидационной комиссии: ФИО4, ФИО9, ФИО5 решения собственников многоквартирного дома по адресу <адрес> ликвидации организации ТСЖ «Экспресс» от ДД.ММ.ГГГГ

В качестве оснований заявленных требований указывает, что как собственник жилого помещения, с ДД.ММ.ГГГГ является учредителем некоммерческой организации Товарищество собственников жилья «Экспресс». ДД.ММ.ГГГГ на общем собрании собственников многоквартирного дома принято Решение о ликвидации ТСЖ «Экспресс», данное решение оформлено протоколом. ДД.ММ.ГГГГ Повторно собственники дома, по адресу: <адрес>, на общем собрании приняли решение о ликвидации и выбрали из числа собственников ликвидационную комиссию, в составе: Хорошевой (собственник жилого помещения ); Крыжиной (собственник жилого помещения ); Денесенко (собственник жилого помещения ). В июле 2008г. член ликвидационной комиссии ФИО6 обратилась в суд <адрес> с иском к ТСЖ «Экспресс» о признании недействительным собрание собственников о создании ТСЖ (дело ). ДД.ММ.ГГГГ Решение Заводского районного суда <адрес> о недействительности ТСЖ «Экспресс» вступило в законную силу. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время ликвидационная комиссия обещает, но действия не предпринимает по ликвидации ТСЖ «Экспресс».

Указывает, что ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась в суд <адрес> с Заявлением о признании ТСЖ «Экспресс» не правомочной организацией. ДД.ММ.ГГГГ Решение о неправомочном ТСЖ, как не обладающее более чем 51% голосов, вступило в законную силу (дело ). На основании Решения собственников дома от ДД.ММ.ГГГГ. и Решения <адрес> суда <адрес> (дело и ) отсутствуют правовые основания для внесения платы за коммунальные услуги и текущее содержание общего имущества, через организацию ТСЖ «Экспресс». До ликвидации товарищества собственников жилья ТСЖ «Экспресс», в силу пункта 1 статьи 143 Жилищного кодекса РФ, ФИО1 не вправе исполнить обязанность предусмотренную ст. 161 Жилищного кодекса РФ, что нашло отражение в деле рассмотренного в <адрес> районным суде <адрес>. Члены ликвидационной комиссии не оказывают услуги: отсутствует возможность вызвать слесаря, электрика и т.д. Третьи лица, привлеченные членами ликвидационной комиссии предъявляют материальные требования, не имея законных оснований. В результате деятельности членов ликвидационной комиссии созданы неблагоприятные условия для проживания, реализации прав по управлению недвижимым имуществом.

На основании ст. ст. 61 - 65 ГК РФ; ст. 141 ЖК РФ; ст. 161 ЖК РФ, п. 3 ст. 61 ГК РФ, Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ Положение о Государственной жилищной инспекции в РФ, Постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, Положение о Государственной жилищной инспекции <адрес> просит обязать Государственную жилищную инспекцию по <адрес> выдавать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений действующего законодательства Российской Федерации; осуществить надзор за исполнением членами ликвидационной комиссии: ФИО4; ФИО9; ФИО7 решения собственников многоквартирного дома, по адресу: <адрес>, о ликвидации организации ТСЖ «Экспресс» от ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ): по уведомлению ИФНС по <адрес> (формы Р 15001; Р 15002; Р 15003), установить трехдневный срок, с момента вступления Решения Заводского районного суда <адрес> по данному делу, в законную силу; по принятию мер, к выявлению кредиторов ТСЖ «Экспресс» и получению дебиторской задолженности с собственников многоквартирного дома, по адресу: <адрес>, установить срок 2 месяца, с момента вступления Решения Заводского районного суда <адрес> по данному делу, в законную силу в отношении проведеного общего собрания собственников многоквартирного дома, по адресу: <адрес>, а также установить срок 3 мес., с момента вступления Решения Заводского районного суда <адрес> по данному делу, в законную силу.

Заявитель ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрении я дела извещена своевременно и надлежащим образом (л.д.46), о причинах неявки не сообщила, представив в суд заявление с просьбой отложить рассмотрение дела в связи с тем, что ответ из ИФНС по <адрес> на судебный запрос не поступил, дополнительные доказательства Государственной жилищной инспекцией по КО не представлены (л.д. 65).

Ранее в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГФИО1 доводы, изложенные в заявлении поддержала, настаивала на удовлетворении заявленных требований.

Представитель заинтересованного лица, Государственной жилищной инспекции <адрес> - ФИО8, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, возражал против удовлетворения заявленных требований, представил в суд возражения на заявление в письменном виде (л.д. 39, 67), доводы которого поддержал в полном объеме. Суду пояснил, что истец не обосновал нормативно выдвинутые требования, так согласно ч.3 ст. 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме. Часть 4 указанной статьи определяет, что орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Часть 7 указанной статьи определяет, что любой собственник помещения в многоквартирном доме может обратиться в суд с требованием обязать органы местного самоуправления выбрать управляющую организацию в соответствии с положениями части 4 ст. 161 ЖК РФ. Действия инспекции по привлечению к ответственности в случае не избрания способа управления в отношении собственников помещений либо лица представляющего их интересы нормативно не определены. Административная ответственность за указанные действия не предусмотрена.

Указывает, что полномочиями по ликвидации ТСЖ, ликвидированного по решению суда инспекция не обладает. Исполнение решения суда, вступившего в законную силу осуществляется службой судебных приставов. Выявлением кредиторов и получением дебиторской задолженности с собственников инспекция не занимается. В силу норм ч.2 ст.45 ЖК РФ, определяющего, что проводимые помимо годового общего собрания общие собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются внеочередными. Внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе любого из данных собственников, инициатором общего собрания собственников многоквартирного дома Инспекция быть не может. Отмечает, что истец не представил доказательств, обращения в инспекцию и подтверждающих отказ Государственной жилищной инспекции от принятия мер. Просит исковое заявление об обязании совершить определенные действия оставить без удовлетворения.

Кроме того, заявил о пропуске ФИО1 без уважительных причин установленного ст.256 ГПК РФ срока для обращения в суд.

Заинтересованные лица - ФИО6, ФИО9, ФИО5, привлеченные к участию в деле определением суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 40-41), в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом (л.д. 48-50), о причинах неявки суду не сообщили.

На основании ч.3 ст.167, ч.2 ст.257 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Предусмотренные ч.1 ст.169 ГПК РФ основания для отложения разбирательства дела, как об этом просит заявитель, отсутствуют. Ответ ИФНС по <адрес> на судебный запрос, а также документы, находящиеся в распоряжении Государственной жилищной инспекцией по КО, к дате судебного заседания представлены в полном объеме.

Выслушав представителя заинтересованного лица – Государственной жилищной инспекции <адрес> - ФИО10, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявление ФИО1 не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Статья 33 Конституции РФ предусматривает право человека и гражданина на обращение в государственные органы и к должностным лицам и право на получение ответа на свое обращение.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Согласно ч.1 ст.254 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии с ч.1 ст.256 ГПК РФ, гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

В качестве оснований поданного заявления ФИО1 указывает на бездействие Государственной жилищной инспекции <адрес> по осуществлению государственного жилищного надзора в отношении собственников помещений в многоквартирном доме по <адрес> в <адрес>, созданного в данном доме товарищества собственников жилья. Правоотношения, связанные с нарушением прав, о которых указывает заявитель, носят длящийся характер и, как указывает ФИО1 продолжаются до настоящего времени.

Таким образом, с учетом длящегося характера правоотношений, установленный ч.1 ст.256 ГПК РФ срок для обращения ФИО1 в суд с настоящим заявлением (поступило ДД.ММ.ГГГГ), не истек. Заявление подлежит рассмотрению по существу в судебном заседании.

Судом установлено, что ФИО1 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается копией свидетельства о регистрации права (л.д. 9).

Как указывает заявитель и следует из представленных в материалы дела документов, с ноября 2003 года по март 2008 года управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес> на основании решения общего собрания собственников данного многоквартирного дома, проведенного в соответствии с положениями ст.161 ЖК РФ, осуществлялось управляющей компанией ООО «Южный».

Решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, ранее выбранный способ управления многоквартирным домом собственниками помещений дома был изменен на управление товариществом собственников жилья – ТСЖ «Экспресс».

Собраниями, проводимыми в очной форме – ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, собственники помещений в многоквартирном доме приняли решение о ликвидации ТСЖ «Экспресс», и об изменении способа управления домом. Была назначена ликвидационная комиссия в составе трех человек – ФИО4, ФИО9, ФИО5 (л.д.16-28).

Решением <адрес> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по <адрес> о создании товарищества собственников жилья от ДД.ММ.ГГГГ и о создании правления товарищества собственников жилья от ДД.ММ.ГГГГ признаны недействительными.

Кроме того, решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от ДД.ММ.ГГГГ о создании ТСЖ «Экспресс» и от ДД.ММ.ГГГГ о создании правления ТСЖ было оспорено одним из собственников помещений данного дома – ФИО1 в судебном порядке.

Решением <адрес> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску ФИО1 к ФИО4, ФИО9, ФИО5, ТСЖ «Экспресс» о признании недействительным решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, исковые требования ФИО1 были удовлетворены. Судом постановлено: признать не правомочным решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о создании Товарищества собственников жилья. Определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, решение <адрес> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, апелляционная жалоба ТСЖ «Экспресс», в лице председателя правления ФИО1 – без удовлетворения (л.д.13-15).

Согласно сведениям, представленным ИФНС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, инспекцией не зарегистрированы сведения о ликвидации ТСЖ «Экспресс», данное юридическое лицо является действующим, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д.53-64).

Ссылаясь на указанные обстоятельства, ФИО1 полагает незаконным бездействие Государственной жилищной инспекции <адрес>, как органа, осуществляющего государственный жилищный надзор.

Суд считает доводы заявителя не основанными на нормах действующего законодательства.

Осуществление государственного жилищного надзора закреплено нормами ст. 20 ЖК РФ.

В силу положений п. 1 ст. 20 ЖК РФ уполномоченные федеральные органы исполнительной власти осуществляют полномочия и функции в сфере государственного надзора за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, посредством организации и проведения проверок, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Согласно п.2 указанной статьи государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.

Предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований п.4 ст.20 ЖК РФ).

Полномочия органов государственного жилищного надзора закреплены в п.5 ст.20 ЖК РФ, в соответствии с которым должностные лица органов государственного жилищного надзора, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе:

1) запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований;

2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного жилищного надзора, о назначении проверки посещать территории и расположенные на них многоквартирные дома, помещения общего пользования многоквартирных домов, а с согласия собственников жилые помещения в многоквартирных домах и проводить их обследования, а также исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю, проверять соответствие устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений требованиям законодательства Российской Федерации, а по заявлениям собственников помещений в многоквартирном доме проверять правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, соответствие устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений требованиям законодательства Российской Федерации, правомерность избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья председателя правления товарищества и других членов правления товарищества, правомерность принятия собственниками помещений в многоквартирном доме на общем собрании таких собственников решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - управляющая организация), в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом в соответствии со статьей 162 настоящего Кодекса, правомерность утверждения условий этого договора и его заключения;

3) выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.

Указанные полномочия органов государственного жилищного надзора также закреплены Положением о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1086; Положением о Государственной жилищной инспекции <адрес>, утвержденным Постановлением Коллегии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 198 (раздел 3).

В силу п.6 ст.20 ЖК РФ органы государственного жилищного надзора вправе обратиться в суд с заявлениями о ликвидации товарищества, о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, и о признании договора управления данным домом недействительным в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям или в случаях выявления нарушений порядка создания товарищества собственников жилья, выбора управляющей организации, утверждения условий договора управления многоквартирным домом и его заключения.

Из содержания указанных правовых норм следует, что Государственная жилищная инспекция <адрес>, являясь региональным органом государственного жилищного надзора, не наделена полномочиями по осуществлению надзора за исполнением членами ликвидационной комиссии судебного решения о признании недействительным общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о создании товарищества собственников жилья.

При этом, в силу подп.2 п.5 ст.20 ЖК РФ, абз.7 п.3.7 Положения о Государственной жилищной инспекции <адрес>, проверять правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, соответствие устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений требованиям законодательства Российской Федерации, правомерность избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья председателя правления товарищества и других членов правления товарищества, правомерность принятия собственниками помещений в многоквартирном доме на общем собрании таких собственников решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - управляющая организация), в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом в соответствии со статьей 162 настоящего Кодекса, правомерность утверждения условий этого договора и его заключения, - Государственная жилищная инспекция вправе только по заявлениям собственников помещений в многоквартирном доме.

Как следует из представленных в материалы дела документов (л.д. 68-78), Государственной жилищной инспекцией <адрес> проводились отдельные проверки нарушений действующего жилищного законодательства по требованиям прокуратуры Заводского района г.Кемерово в 2008г. и в 2011г., об ином предмете и по иным основаниям.

Доводы, указанные заявителем, предметом проверки Государственной жилищной инспекции <адрес> не являлись, какие-либо нарушения требований действующего жилищного законодательства инспекцией не устанавливались. С соответствующими заявлениями и жалобами ФИО1 в данный орган государственной власти не обращалась, что не оспаривалось заявителем в ходе судебного разбирательства по делу.

При таких обстоятельствах, основания для возложения на Государственную жилищную инспекцию <адрес> обязанности выдавать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений и осуществить надзор за исполнением членами ликвидационной комиссии решения собственников многоквартирного дома по <адрес> в <адрес> о ликвидации ТСЖ «Экспресс», - отсутствуют.

В соответствии с ч.4 ст.258 ГПК РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Учитывая установленные судом обстоятельства, заявление ФИО1 является необоснованным и удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 254-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований ФИО1 об оспаривании действий (бездействия) Государственной жилищной инспекции <адрес>, – отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 11.03.2013г.

Председательствующий:

<данные изъяты> ФИО2