ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-412/202005МА от 05.03.2020 Ломоносовского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

Дело № 2-412/2020 05 марта 2020 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе

председательствующего судьи Москвиной Ю.В.,

при секретаре Кузнецовой В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Архангельске гражданское дело по заявлению межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области и Ненецком автономном округе о признании движимой вещи бесхозяйной, передаче имущества в собственность Российской Федерации для распоряжения,

УСТАНОВИЛ:

межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области и Ненецком автономном округе (далее – МТУ Росимущества в Архангельской области и НАО) обратилось в суд с заявлением о признании бесхозяйным движимого имущества – автомобиля <***> c ключом зажигания (далее также – имущество, автомобиль), передаче автомобиля в собственность Российской Федерации для распоряжения МТУ Росимущества в Архангельской области и НАО.

В обоснование заявленных требований указано, что на ответственном хранении в соответствии с государственным контрактом от <Дата><№> у ООО «Компания «СеверПромСтрой» по адресу: ..., находится имущество, задержанное Архангельской таможней по протоколу задержания от <Дата><№>. Согласно п. 6.10 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата><№>, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (ФАУГИ) с целью реализации полномочий в установленной деятельности имеет право обращаться в суды с заявлениями по вопросам признания движимого имущества бесхозяйным.

Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица Архангельской таможни Нечаева Е.А. с иском не согласилась, поддержала доводы, указанные в отзыве на заявление, из которого следует, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и его территориальные органы наделены полномочиями по распоряжению товарами, задержанными таможенными органами. Автомобиль, о признании которого бесхозяйным просит суд МТУ Росимущества в Архангельской области и НАО, имеет статус задержанного таможенным органом. Признания его бесхозяйным для целей дальнейшей реализации или уничтожения не требуется. Кроме того, собственник автомобиля от принадлежащего ему имущества не отказывался.

Заинтересованные лица Тарабас И.Ю., Чурсанов И.Ф. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласились.

Заинтересованные лица Гилев А.Ю., Вильничинский А.Д., Пономарев С.Ю., представитель заинтересованного лица ООО «Компания «СеверПромСтрой», извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, по вызову суда в суд не явились.

По определению суда в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено при данной явке.

Заслушав представителя заинтересованного лица Архангельской таможни, заинтересованных лиц Тарабас И.Ю., Чурсанова И.Ф., исследовав материалы дела, представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

Пунктом 1 ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что право собственности может прекращаться лишь по основаниям, предусмотренным законом.

В силу п. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Согласно п. 1 ст. 226 ГК РФ движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 1 ст. 293 ГПК РФ суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение.

Исходя из вышеприведенных норм, для признания движимых вещей бесхозяйными необходимо представить доказательства того, что бесхозяйная вещь не имеет собственника или собственник отказался от права собственности на данную вещь.

В соответствии с положениями п. п. 1, 2 ст. 219 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее также – ТК ЕАЭС) таможенная процедура временного ввоза (допуска) - таможенная процедура, применяемая в отношении иностранных товаров, в соответствии с которой такие товары временно находятся и используются на таможенной территории Союза при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру и их использования в соответствии с такой таможенной процедурой, с частичной уплатой ввозных таможенных пошлин, налогов и без уплаты специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин либо без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без уплаты специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин. Товары, помещенные под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) (далее в настоящей главе - временно ввезенные товары), сохраняют статус иностранных товаров.

В силу положений пп. 1 п. 2 ст. 220 ТК ЕАЭС одним из условий использования товаров в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза (допуска) является соблюдение срока действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска), установленного таможенным органом.

Согласно п. 5 ст. 224 ТК ЕАЭС по истечении срока действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска), установленного таможенным органом, действие таможенной процедуры прекращается.

В соответствии с п. 2 ст. 222 ТК ЕАЭС временно ввезенные товары должны находиться в фактическом владении и пользовании декларанта, за исключением случаев, когда допускается их передача во владение и пользование иным лицам в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи. В иных случаях, чем установленные пунктом 3 настоящей статьи, передача декларантом временно ввезенных товаров во владение и пользование иным лицам допускается с разрешения таможенного органа либо в случаях, в порядке и сроки, которые определяются Комиссией, - после уведомления таможенного органа (п. 4 ст. 222 ТК ЕАЭС).

Из материалов дела следует, что в Архангельскую таможню поступило письмо УМВД России по г. Архангельску от <Дата><№>, согласно которому УМВД России по г. Архангельску зарегистрирован материал проверки КУСП <№> от <Дата> по факту обнаружения при совершении регистрационных действий в МРЭО ГИБДД УМВД России по Архангельской области автомобиля <***>, с признаками изменения идентификационных номеров кузова. Заключением эксперта ЭКЦ УМВД России по Архангельской области было установлено, что на сборочном заводе вышеуказанному автомобилю был присвоен идентификационный номер <***>.

В ходе проверочных мероприятий выявлено, что транспортное средство <***>, было ввезено на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее также ЕАЭС) в зоне деятельности таможенного поста МАПП Троебортное Брянской таможни 24 апреля 2013 года гражданином Республики Молдова <***> Транспортное средство зарегистрировано на территории Республики Молдова, собственником является <***>.

При перемещении транспортного средства <***>. для таможенного контроля и совершения таможенных операций представлена пассажирская таможенная декларация <№>, заявленная таможенная процедура – временный ввоз (допуск) транспортного средства для личного пользования.

24 апреля 2013 года таможенным постом МАПП Троебортное Брянской таможни разрешен выпуск транспортного средства в соответствии с заявленной таможенной процедурой с освобождением от уплаты таможенных платежей, при этом установлен срок временного ввоза – до 24 июля 2013 года.

Согласно сведениям, представленным Брянской таможней письмом от <Дата><№>, в регионе деятельности Брянской таможни фактов вывоза, продления срока временного ввоза, повторного ввоза транспортного средства марки <***> не зарегистрировано.

Транспортное средство <***> с таможенной территории ЕАЭС не вывезено, намерений задекларировать транспортное средство с уплатой таможенных платежей иностранный гражданин либо иное лицо, обладающее полномочиями в отношении распоряжения данным транспортным средством, не изъявили.

13 августа 2019 года автомобиль был задержан на основании протокола задержания товаров и документов на них <№> Архангельской таможней и помещен на производственно–складскую базу Архангельской таможни.

27 сентября 2019 года указанное транспортное средство передано ООО «Компания «СеверПромСтрой» как организации, уполномоченной МТУ Росимущества по Архангельской области и НАО на оказание услуг по приему, перевозке и ответственному хранению имущества по государственному контракту от <Дата><№>.

Учитывая судьбу спорного имущества, суд приходит к выводу об отсутствии у него статуса бесхозяйного, поскольку имеющиеся в материалах дела документы свидетельствуют о том, что автомобиль имеет статус товара, задержанного таможенным органом.

Согласно п. 10 ст. 88 ТК ЕАЭС товары, в отношении которых в сроки, определенные пунктами 5, 7 и абзацем первым пункта 8 настоящей статьи, или установленные законодательством государств-членов в соответствии с абзацем шестым пункта 7 и абзацем вторым пункта 8 настоящей статьи, не совершены таможенные операции, предусмотренные этими пунктами, или таможенные операции, установленные законодательством государств-членов в соответствии с абзацем шестым пункта 7 и абзацем вторым пункта 8 настоящей статьи, задерживаются таможенными органами в соответствии с главой 51 настоящего Кодекса.

Порядок задержания таможенными органами товаров и документов на них регламентирован положениями главы 51 ТК ЕАЭС, главой 55 Федерального закона от 03 августа 2018 года №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон №289-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 317 Закона №289-ФЗ таможенные органы задерживают товары, не являющиеся предметами административного правонарушения или преступления, и документы на эти товары либо товары, являющиеся предметами административного правонарушения или преступления, но не изъятые либо не арестованные в ходе проверки сообщения о преступлении, в ходе производства по уголовному делу или по делу об административном правонарушении по основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 379 Кодекса Союза.

При задержании товаров, не являющихся предметами административного правонарушения или преступления, и документов на эти товары либо товаров, являющихся предметами административного правонарушения или преступления, но не изъятых либо не арестованных в ходе проверки сообщения о преступлении, производства по уголовному делу или по делу об административном правонарушении, должностным лицом таможенного органа, осуществляющего задержание указанных товаров и документов, составляется протокол о задержании по форме, определяемой Комиссией, копии которого подлежат вручению декларанту. Если таможенное декларирование товаров не осуществлялось, копии протокола о задержании подлежат вручению собственникам товаров, а если собственник является иностранным лицом либо сведения о собственнике товаров у таможенного органа отсутствуют, - лицам, во владении которых товары находились на момент задержания (далее в настоящей главе - декларант или иные лица) (ч. 2 ст. 317 Закона №289-ФЗ).

Задержанные товары, не являющиеся предметами административного правонарушения или преступления, и документы на эти товары изымаются таможенными органами не позднее дня, следующего за днем истечения сроков временного хранения или иных сроков, установленных Кодексом Союза для осуществления вывоза товаров за пределы таможенной территории Таможенного союза, их таможенного декларирования либо совершения иных действий, предусмотренных статьями 12, 88, 98, 113, 133, 139, 152, 161, 215, 246, 258, 259 и 393 Кодекса Союза, на основании протокола о задержании, предусмотренного частью 2 настоящей статьи (ч. 3 ст. 317 Закона №289-ФЗ).

Задержанные товары, не являющиеся предметами административного правонарушения или преступления, либо товары, являющиеся предметами административного правонарушения или преступления, но не изъятые либо не арестованные в ходе проверки сообщения о преступлении, производства по уголовному делу или по делу об административном правонарушении, размещаются на складах временного хранения в соответствии со статьей 94 настоящего Федерального закона или передаются на хранение организации, осуществляющей складские услуги в регионе деятельности таможенного органа. Товары, требующие особых условий хранения, передаются в соответствующие специализированные организации (учреждения) или государственные органы. При передаче указанных товаров на хранение составляется акт приема-передачи, один экземпляр которого остается у таможенного органа, второй - у организации, государственного органа, осуществляющих хранение товаров. Копия такого акта направляется декларанту или иному лицу (ч. 4 ст. 317 Закона № 289-ФЗ).

Порядок передачи на хранение отдельных категорий товаров и порядок дальнейшего распоряжения ими устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 5 ст. 317 Закона №289-ФЗ).

Задержанные товары, не являющиеся предметами административного правонарушения или преступления, и документы на эти товары либо товары, являющиеся предметами административного правонарушения или преступления, но не изъятые либо не арестованные в ходе проверки сообщения о преступлении, производства по уголовному делу или по делу об административном правонарушении, подлежат возврату в случаях, установленных статьей 381 Кодекса Союза (ч. 6 ст. 317 Закона №289-ФЗ).

Согласно ч. ч. 11, 12 ст. 317 Закона №289-ФЗ в соответствии со статьей 380 Кодекса Союза таможенные органы осуществляют хранение задержанных товаров, не являющихся предметами административного правонарушения или преступления, либо товаров, являющихся предметами административного правонарушения или преступления, но не изъятых либо не арестованных в ходе проверки сообщения о преступлении, производства по уголовному делу или делу об административном правонарушении, в течение тридцати календарных дней со дня их задержания, за исключением товаров, которые подвергаются быстрой порче и срок хранения которых не может превышать двадцать четыре часа с момента задержания. Для целей применения настоящей части Правительство Российской Федерации вправе определить перечень товаров, подвергающихся быстрой порче. По истечении сроков, предусмотренных частью 11 настоящей статьи, невостребованные задержанные товары, не являющиеся предметами административного правонарушения или преступления, либо товары, являющиеся предметами административного правонарушения или преступления, но не изъятые либо не арестованные в ходе проверки сообщения о преступлении, производства по уголовному делу или делу об административном правонарушении, подлежат реализации или уничтожению в соответствии со статьей 320 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 2 ст. 320 Закона №289-ФЗ распоряжение товарами, задержанными таможенными органами, осуществляется путем их реализации, переработки или уничтожения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на организацию реализации, уничтожения или переработки (утилизации) товаров, задержанных или изъятых таможенными органами.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2017 года № 405 «О внесении изменения в Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в соответствии с законодательством Российской Федерации о таможенном деле осуществляет: учет переданных ему товаров, задержанных или изъятых таможенными органами; организацию проведения оценки переданных ему товаров, задержанных или изъятых таможенными органами; организацию реализации товаров, задержанных или изъятых таможенными органами; уничтожение либо переработку (утилизацию) товаров, задержанных или изъятых таможенными органами, в том числе организацию уничтожения либо переработки (утилизации) таких товаров.

Таким образом, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и его территориальные органы наделены полномочиями по распоряжению товарами, задержанными таможенными органами.

Согласно ч. 3 ст. 320 Закона №289-ФЗ порядок распоряжения задержанными товарами, осуществляемого уполномоченным органом, определяется Правительством Российской Федерации.

Из положений ч. ч. 12, 13 ст. 320 Закона № 289-ФЗ следует, что в целях обеспечения своевременности и полноты перечисления в федеральный бюджет причитающихся денежных средств реализация задержанных товаров осуществляется уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в возможно короткий срок, но не позднее трех месяцев со дня подписания акта приема-передачи. Если в течение срока, указанного в части 12 настоящей статьи, задержанные товары не будут реализованы, уполномоченный орган согласовывает с таможенным органом продление срока реализации, но не более чем еще на два месяца.

Из вышеприведенных положений законодательства в их взаимосвязи следует, что задержанные таможенным органом товары имеют особый статус, который в рамках осуществления процедуры задержания и последующего распоряжения ими позволяет уполномоченному органу исполнительной власти организовывать их реализацию без совершения каких-либо дополнительных действий, в том числе не требуется их обращения в федеральную собственность путем признания бесхозяйными.

Правовые последствия признания вещи бесхозяйной существенным образом отличаются от последствий завершения процедуры задержания товаров, осуществляемой таможенными органами. Так, судебное решение о признании вещи бесхозяйной является основанием для возникновения на нее права собственности иного лица, в данном случае федеральной собственности и, как следствие, правомочий по распоряжению ею по собственному усмотрению с последующим зачислением средств в доход федерального бюджета.

Вместе с тем в случае реализации задержанного товара, которая имеет целью пресечение нарушения установленных таможенных правил, в силу положений ст. 383 ТК ЕАЭС, ст. 321 Закона №289-ФЗ полученные от реализации денежные средства направляются на погашение неуплаченных таможенных платежей, расходов, связанных с перевозкой (транспортировкой), перегрузкой (погрузкой, выгрузкой), хранением и реализацией задержанных товаров, а оставшаяся часть подлежит возврату собственнику реализованного имущества по его требованию.

Таким образом, поскольку действующим законодательством предусмотрена возможность реализации товаров, задержанных таможенными органами, в качестве самостоятельной части таможенной процедуры задержания, правовых оснований для признания задержанного имущества бесхозяйным не имеется.

Отсутствие в настоящее время утвержденного Правительством Российской Федерации порядка распоряжения задержанными товарами, что порождает правовую неопределенность в части организации процедуры их реализации, не может рассматриваться как достаточное основание для удовлетворения заявленных требований.

Сведений об отказе собственника от спорного автомобиля материалы дела не содержат. Доказательств обратного заявителем не представлено. Факт нахождения автомобиля, задержанного таможенным органом, на ответственном хранении ООО «Компания «СеверПромСтрой» основанием для вывода о данном имуществе как бесхозяйном не является.

Таким образом, имущество, о признании которого бесхозяйным просит суд МТУ Росимущества в Архангельской области и НАО, имеет статус задержанного таможенным органом, следовательно, признание его бесхозяйным для целей дальнейшей реализации или уничтожения не требуется, в связи с чем заявленные требования не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявления межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области и Ненецком автономном округе о признании движимой вещи бесхозяйной, передаче имущества в собственность Российской Федерации для распоряжения заявителю отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Ю.В. Москвина