ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-412/2021 от 28.12.2021 Таштыпского районного суда (Республика Хакасия)

Дело Номер

УИД Номер

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ<адрес>

Таштыпский районный суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего Петраковой Э.В.,

при ведении протокола помощником судьи Бурнашовой Т.В.,

с участием помощника прокурора Таштыпского района Республики Хакасия Петровой Е.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело Номер по исковому заявлению прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к дошкольной образовательной организации муниципальному бюджетному учреждению «Детский сад «Чылтызах» о возложении обязании совершить определенные действия по устранению нарушения законодательства в сфере защиты прав инвалидов,

У С Т А Н О В И Л:

прокурор <адрес>, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к дошкольной образовательной организации муниципальному бюджетному учреждению «Детский сад «Чылтызах» (далее по тексту – ДОО МБУ «Детский сад Чылтызах») о возложении обязании совершить определенные действия по устранению нарушения законодательства в сфере защиты прав инвалидов. Мотивировал требования тем, что прокуратурой <адрес> Республики Хакасия проведена проверка исполнения требований действующего законодательства сфере защиты прав инвалидов, по результатам которой в деятельности ДОО МБУ «Детский сад Чылтызах» выявлены нарушения закона. В рамках проведенной проверки установлено, что у входа в здание ДОО МБУ «Детский сад Чылтызах» отсутствует информационная вывеска с названием организации, графиком работы, плана здания, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля, на контрастном фоне, а также обозначения путей движения и предупреждения об опасностях. ДД.ММ.ГГГГ в адрес заведующей ДОО МБУ «Детский сад Чылтызах» было внесено представление, которое было рассмотрено, вместе с тем, согласно представленному ответу установлено, что дошкольной образовательной организацией не исполнены требования прокуратуры района. Просит обязать ответчика в течение года со дня вступления решения суда в законную силу установить информационную вывеску с названием организации, графиком работы, плана здания, выполненную рельефно-точечным шрифтом Брайля, на контрастном фоне с обозначением путей движения и предупреждения об опасностях.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Республики Хакасия ФИО2 исковые требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме, с доводами ответчика о продлении срока исполнения согласилась частично и просила обязать установить информационную вывеску у входа в ДОО МБУ «Детский сад Чылтызах» в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика, заведующая ДОО МБУ «Детский сад Чылтызах» ФИО3, будучи надлежащим образом извещенной о месте и времени проведения судебного заседания, в судебное заседание не явилась, в письменном заявлении с исковыми требованиями истца согласилась, просила дело рассмотреть в её отсутствие и продлить срок исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку бюджет администрации <адрес> Республики Хакасия с лимитами и расходами, связанными с деятельностью муниципальных бюджетных образовательных учреждений на 2022 год уже сформирован, а расходы на приобретение и установку информационной вывески в бюджет 2022 года заложены не были.

Третье лицо муниципальное бюджетное учреждение «Управление образования администрации <адрес>», будучи надлежащим образом, извещенным о месте и времени проведения судебного заседания, в судебное заседание своих представителей не направило, о причинах неявки суду не сообщило.

Принимая во внимание, что явка в суд является правом, а не обязанностью сторон, в соответствии с ч.ч.3-5 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав участвующего прокурора, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

Учитывая, что невозможно индивидуализировать круг лиц, посещающих образовательные учреждения, права которых на беспрепятственного доступа к информации затронуты, то прокурор вправе обратиться с иском в суд в защиту неопределенного круга лиц по данному делу.

Конституция Российской Федерации провозгласила Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации), в котором обеспечивается в том числе, государственная поддержка инвалидов (ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации).

Частью 1 статьи 9 Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Российской Федерацией (Федеральный закон от 3 мая 2012 года № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов») предусмотрено, что для наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни государства - участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-телекоммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться в частности на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации в Российской Федерации не допускается дискриминация по признаку инвалидности. Для целей настоящего Федерального закона под дискриминацией по признаку инвалидности понимается любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью либо результатом которых является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех гарантированных в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области.

Согласно ст. 14 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181 - ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации.

Согласно п.п. 5, 6 ч. 1 ст. 15 указанного закона, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно- правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла- коляски и собак- проводников) надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности, дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.

Во исполнение требований указанной выше статьи Федерального закона разработана и действует система нормативных документов «ГОСТ Р 52131-2003 Средства отображения информации знаковые для инвалидов. Технические требования» (введены в действие с 1 июля 2004 года Постановлением Госстандарта России от 04 ноября 2003 года № 309-ст). Данный ГОСТ распространяется на знаковые средства отображения информации (предупреждающие знаки, пиктограммы, таблички и наклейки), с помощью которых инвалиды получают информацию о доступности объектов средств жизнедеятельности и устанавливает размеры и технические требования к средствам изображения информации, размещаемых на объектах среды жизнедеятельности и их элементах, общественном пассажирском транспорте, приборах и оборудовании различных видов.

Пунктом 4.1 ГОСТ Р 51131-2003 установлено, что с помощью знаковых средств отображения информации инвалидам должна быть представлена необходимая и достаточная визуальная информация, способствующая уверенной ориентации, безопасности и эффективной жизнедеятельности при нахождении в инфраструктуре Городов, микрорайонов, поселков и других населенных пунктов, в том числе на дорогах, зданиях, общественном пассажирском транспорте, и при пользовании приборами, оборудованием, элементами объектов среды жизнедеятельности.

Требования к обеспечению входа и передвижения инвалидов в помещении закреплены в СНиП 35-01-2001, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14.11.2016 № 798/пр «Об утверждении СП 59.13330 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

Методическими рекомендациями, утвержденными письмом Министерства здравоохранения и социального развития России от 11 апреля 2012 года № 30-7/10/2 - 3602, установлено, что визуальная информация для инвалидов по зрению должна быть выполнена крупным (высота прописных букв не менее 7,5 см.) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля.

Состав наборов символов, их кодирование в системе Брайля должны соответствовать следующим параметрам: число символов печатаемых в строке для шага печати должно составлять не менее 35 знаков, размер элемента символа на носителе данных – основной диаметр – 1,60 мм, высота – 0,55 мм, разброс элементов символов: по вертикали не более 0,1 мм, по горизонтали не более 0,1 мм, основной шаг для 6-точеченого представления – 10 мм, (8-точеченого представления -12,5 мм), основной шаг печати 6 мм, взаимное расположение соседних элементов символов для шага печати 6 мм и шага строки 100 мм (12,5 мм при 8-точечном представлении символа) по вертикали – 2,50 мм, по горизонтали – 2,50 мм, под взаимным расположением соседних элементов символа следует понимать расстояние между центрами отпечатка возможных ближайших элементов одного символа по вертикали и горизонтали.

В силу п. «а» п. 4 приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, должно обеспечиваться наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, а также должна быть обеспечена возможность беспрепятственного входа в объект и выхода из него, возможность самостоятельного передвижения по территории объекта.

Таким образом, в силу закона на объектах жизнедеятельности, в том числе и на зданиях общеобразовательных учреждений должна быть размещена графическая информация об учреждении выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля.

В судебном заседании установлено, и подтверждается исследованными в судебном заседании материалами дела, а именно: представлением об устранении нарушений законодательства в сфере защиты прав инвалидов от ДД.ММ.ГГГГ; фото материалами; ответом на представление заведующей ДОО МБУ «Детский сад Чылтызах» от ДД.ММ.ГГГГ; копией приказа от ДД.ММ.ГГГГНомер/з-од «О дисциплинарном взыскании», что при входе в здание дошкольной образовательной организации отсутствует информационное табло (тактильная табличка) с наименованием учреждения, местом его нахождения, графиком работы и иной информации с использованием шрифта Брайля.

Таким образом, оценивая собранные по делу доказательства, руководствуясь положениями Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181 - ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», суд приходит к выводу о необходимости возложения обязанности на ответчика о принятии мер по обеспечению беспрепятственного доступа к информации лицам, имеющим ограничения по зрению, в части установки информационного табло (тактильной таблички) с наименованием учреждения, местом его нахождения, графиком работы и иной значимой информации с плосковыпуклым шрифтом и текстом, с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, в случае если указанные действия могут быть совершены только ответчиком.

Суд принимая во внимание доводы ответчика о том, что бюджет администрации <адрес> Республики Хакасия с лимитами и расходами, связанными с деятельностью муниципальных бюджетных образовательных учреждений на 2022 год уже сформирован, а расходы на приобретение и установку информационной вывески в бюджет 2022 года заложены не были, а также частичное согласие истца с доводами ответчика о продлении срока исполнения по установке информационной вывески, а также учитывая, что ответчик является муниципальным учреждением, его финансирование производится из местного бюджета, суд считает, что для устранения выявленных нарушений, возможно, установить срок до ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного и руководствуясь положениями Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181 - ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к дошкольной образовательной организации муниципальному бюджетному учреждению «Детский сад «Чылтызах» о возложении обязании совершить определенные действия по устранению нарушения законодательства в сфере защиты прав инвалидов удовлетворить.

Возложить обязанность на администрацию дошкольной образовательной организации муниципального бюджетного учреждения «Детский сад «Чылтызах» устранить нарушения законодательства в сфере защиты прав инвалидов путем установки информационной вывески с названием организации, графиком работы, плана здания, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля, на контрастном фоне, а также с обозначением путей движения и предупреждения об опасностях в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы Таштыпский районный суд.

Председательствующий Э.В. Петракова

Настоящее решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.