Тандинский районный суд Республики Тыва
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Тандинский районный суд Республики Тыва — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-413/2011
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
12 ноября 2011 год село Бай-Хаак
Тандинский районный суд Республики Тыва в составе:
председательствующего Шожал Г.М.,
с участием заместителя прокурора Тандинского района Республики Тыва Хертек А.К.,
при секретаре Ховалыг Ж.В.,
рассмотрев заявление ФИО1 о признании незаконным и отмене решений Территориальной избирательной комиссии Тандинского кожууна Республики Тыва от 02 ноября 2011 года за № 75 «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Хурала Представителей Тандинского кожууна четвертого созыва по Бай-Хаакскому Пушкинскому одномандатному избирательному округу № 1», от 02 ноября 2011 года за № 76 «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Хурала Представителей Тандинского кожууна третьего созыва по Юбилейному одномандатному округу № 1»
у с т а н о в и л :
ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене решений Территориальной избирательной комиссии Тандинского кожууна Республики Тыва от 02 ноября 2011 года за № 75 «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Хурала Представителей Тандинского кожууна четвертого созыва по Бай-Хаакскому Пушкинскому одномандатному избирательному округу № 1», от 02 ноября 2011 года за № 76 «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Хурала Представителей Тандинского кожууна третьего созыва по Юбилейному одномандатному округу № 1», указывая на то, что 17 октября 2011 в 11 часов 20 минут им было написано заявление и сданы подписные листы в территориальную избирательную комиссию. Решения территориальной избирательной комиссией Тандинского кожууна об отказе в регистрации кандидата ему было выдано 07.11.2011 года, в нарушение требований ФЗ- № 67 от 12.06.2002 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее по тексту ФЗ-№ 67), где его были должны вызвать в течение 3 суток. Территориальной избирательной комиссией (далее по тексту ТИК) не был опубликован в средствах массовой информации календарный план проведения выборов, чем были нарушены требования ч. 2 ст. 67 № 67 - ФЗ. Решения ТИК подписаны председателем и секретарем, когда как должны быть подписаны членами ТИК с правом решающего голоса в количестве 5-14 человек. Согласно итоговому протоколу у него принято достоверных подписей в полном объеме, в количестве 24 и 15 подписей. Вместе с тем Территориальная избирательная комиссия не имела кворума, поскольку выбыли двое членов и не был объявлен конкурс через средства массовой информации.
Согласно части 17 статьи 38 №67-ФЗ при проведении выборов в представительные органы муниципальных образований со средней нормой представительства избирателей, установленной законом, но не более 10 тысяч, сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов может не осуществляться. По Бай-Хаакско - Пушкинскому округу число избирателей составляет 451 лицо, по Юбилейному 140.
В обоснование заявленных требований ФИО1 в ходе судебного разбирательства указал, что при вынесения решений ТИК Тандинского кожууна не имел кворума, поскольку двое членов комиссии ФИО2 и ФИО3 выбыли и конкурс через средства массовой информации в газете «Танды-Уулаа» не объявлялся. Решения ТИК было вручено ему по истечении пяти дней. Календарный план о проведении выборных мероприятий не был опубликован. Просил суд признать решения ТИК по Тандинскому кожууна незаконными и отменить.
Представители заинтересованной стороны – ТИК Тандинского кожууна по доверенности ФИО4 и ФИО5 просили суд отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку в соответствии с действующим законодательством в подписных листах указаны неполные сведения о лице, осуществляющим сбор подписей, в связи с чем, все подписи избирателей в подписном листе являются недействительными, а также кандидатом не была представлена информация об изменениях в сведения о кандидате, что является прямым нарушением законодательства о выборах. Изложенные в заявлении доводы необоснованные, поскольку решение ТИК подписывается согласно ФЗ № 67 председателем ТИК и секретарем. В подписных листах представленных заявителем в территориальную избирательную комиссию не указаны полные сведения адреса, места жительства лица, осуществляющего сбор подписей.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение заместителя прокурора полагавшего удовлетворить заявление, суд приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 260 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения.
Решением ТИК Тандинского кожууна Республики Тыва за № 75 от 02 ноября 2011 года ФИО1 отказано в регистрации кандидата в депутаты Хурала представителей Тандинского кожууна по Бай-Хаакскому Пушкинскому одномандатному избирательному округу № 1. Основанием отказа в регистрации кандидата ТИК Тандинского кожууна указаны пункт «в» части 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, п. «в» части 5 статьи 26 Закона Республики Тыва № 781 ВХ-1 «О выборах депутатов представительного органа, муниципального образования, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Тыва» (далее по тексту Закон № 781 ВХ-1), а также пункт «д» части 24 статьи 38 № 67-ФЗ и пункт «ж» части 5 статьи 26 Закона № 781 ВХ-1.
Решением ТИК Тандинского кожууна Республики Тыва за № 76 от 02 ноября 2011 года ФИО1 отказано в регистрации кандидата в депутаты Хурала представителей Тандинского кожууна по Юбилейному одномандатному избирательному округу № 1. Причиной отказа в регистрации кандидата послужили аналогичные основания.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 названного Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 названного закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата.
Согласно подпункту "в" пункта 24 приведенной нормы основанием для отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом N 67-ФЗ, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Статья 24 Закона Республики Тыва от 22 августа 2011 года N 781 ВХ-1 "О выборах депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Тыва" в пункте 3 части 1 предусматривает обязанность кандидата представить в соответствующую избирательную комиссию необходимые для регистрации документы не позднее чем за 40 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени единовременно информацию об изменениях в сведениях о кандидате, ранее представленных в соответствии с ч. 2 ст. 19 названного Закона, либо об отсутствии изменений в указанных сведениях.
В пункте 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 25.07.2011) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основаниями отказа в регистрации кандидата указаны:
в подпункте «в» – отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата;
в подпункте «д» – недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.
Из материалов дела следует, что 23 октября 2011 года ФИО1 в избирательную комиссию на регистрацию выдвинутого кандидата в порядке самовыдвижения в депутаты Хурала представителей Тандинского кожууна четвертого созыва по одномандатному избирательному округу Бай-Хаакский Пушкинский представлены документы: подписные листы с подписями на восьми листах; протокол об итогах сбора подписей в поддержку выдвижения кандидата, о чём имеется подтверждение ТИК Тандинского кожууна о приёмке документов на регистрацию за № 24. Информация об изменениях в сведениях о кандидате ФИО1 не была представлена и за день до окончания регистрации кандидатов.
Для регистрации выдвинутого кандидата в порядке самовыдвижения в депутаты Хурала представителей Тандинского кожууна четвертого созыва по одномандатному избирательному округу Юбилейный сумона Бай-Хаак кандидатом ФИО1 23 октября 2011 года были представлены документы: подписные листы с подписями на пяти листах; протокол об итогах сбора подписей в поддержку выдвижения кандидата, о чём имеется подтверждение ТИК Тандинского кожууна о приёмке документов на регистрацию за №23. Информация об изменениях в сведениях о кандидате ФИО1 не была представлена и за день до окончания регистрации кандидатов.
Поскольку в соответствии с п. «в» ч. 5 ст. 26 Закона Республики Тыва от 22 августа 2011 года N 781 ВХ-1 "О выборах депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Тыва" отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата является основанием для отказа в регистрации кандидата, то решение ТИК Тандинского кожууна об отказе кандидату ФИО1 в регистрации является обоснованным.
Согласно итоговым протоколам от 2 ноября 2011 года проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата ФИО1, выдвинутого по Бай-Хаакскому Пушкинскому одномандатному округу было представлено 24 подписи, по Юбилейному - 15 подписей, где основаниями признания недостоверных подписей послужили неполные сведения о лице, осуществляющем сбор подписей.
В соответствии с пунктом 12 статьи 37 № 67- ФЗ от 12.06.2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения.
Согласно требованиям пункта «з» части 6.4 статьи 38 ФЗ-67 от 12.06.2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе признаются недействительными в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, кандидата, уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, …либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа….
Также из п. 3.7 Инструкции о порядке приёма и проверки подписных листов с подписями в поддержку выдвижения кандидатов (списка кандидатов) на выборах депутатов представительных органов и выборного должностного лица местного самоуправления Республики Тыва к Постановлению Избирательной комиссии Республики Тыва от 20 сентября 2011 года № 5/39-6 следует, что все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и (или) уполномоченного представителя политической партии, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом и (или) уполномоченным представителем политической партии имеются исправления, специально не оговоренные лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, и (или) уполномоченным представителем политической партии, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) об уполномоченном представителе политической партии указаны не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно, то подписи признаются недействительными.
Так, согласно протоколам об итогах проверки подписных листов кандидата ФИО1 от 23 сентября 2011 года видно, что из представленных кандидатом по двум округам 5 подписным листам с 15 подписями и 8 листам с 24 подписями комиссией проверены все представленные кандидатом ФИО1 подписные листы. В подписных листах ФИО1 не указаны полные сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей, в частности не указано наименование субъекта Российской Федерации и района, в котором проживает кандидат ФИО1, в связи с чем избирательная комиссия обоснованно пришла к выводу о том, что все представленные кандидатом подписи недействительны, поскольку под адресом места жительства избирателя, участника референдума в соответствии с подпунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Доводы заявителя ФИО1 о том, что решение ТИК должно подписываться членами ТИК с правом решающего голоса в количестве 5- 14 человек суд считает несостоятельными, поскольку согласно части 16 статьи 28 № 67- ФЗ решения комиссии подписываются председателем и секретарем комиссии (председательствующим на заседании и секретарем заседания).
В соответствии с частью 17 статьи 28 № 67-ФЗ члены комиссии с правом решающего голоса, несогласные с решением комиссии, вправе изложить в письменной форме особое мнение, отражаемое в протоколе комиссии и прилагаемое к ее решению, в связи с которым это мнение изложено. Если в соответствии с законом указанное решение комиссии подлежит опубликованию (обнародованию), особое мнение должно быть опубликовано (обнародовано) в том же порядке, что и решение комиссии.
Доводы заявителя ФИО1 об отсутствии кворума при вынесении решения в связи с выбытием двух членом комиссии суд находит необоснованными, поскольку согласно постановлениям избирательной комиссии от 18 октября 2011 года за № 10\92-6 в состав территориальной избирательной комиссии назначен ФИО6 и постановлением от 25 октября 2011 года за № 11\101-6 назначена ФИО7.
Из представленной суду выписки из протокола № 13 от 2 ноября 2011 года заседания ТИК по Тандинскому кожууну видно, что на заседании присутствовали
Не нашли своего подтверждения в ходе судебного заседания доводы ФИО1 о том, что по случаю выбытия членов комиссии ТИК не был объявлен конкурс и отсутствует публикация в газете, поскольку в представленных суду газетах «Тувинская правда» от 13 октября 2011 года за № 110 ( 17133) и от 6 октября 2011 года за № 107 (17130) имеются сообщения о досрочном прекращении полномочий членов территориальной избирательной комиссии Тандинского кожууна.
Доводы заявителя ФИО1 о том, что в соответствии с частью 17 статьи 38 № 67-ФЗ при проведении выборов в представительные органы муниципальных образований со средней нормой представительства избирателей, установленной законом, но не более 10 тысяч, сбор подписей в поддержку выдвижения кандидатов может не осуществляться суд находит не состоятельными.
Из материалов дела следует, 17 октября 2011 года ФИО1 подал в ТИК Тандинского кожууна заявления о регистрации в качестве кандидата в депутаты Хурала представителей сумона Бай-Хаак и кандидата в депутаты Хурала представителей по Бай-Хаакско Пушкинскому одномандатному округу, в порядке самовыдвижения. Количество избирателей по Бай-Хаакско Пушкинскому округу 451 избиратель, по Юбилейному сумона Бай-Хаак – 140 избирателей.
В соответствии со статьей 20 Закона РТ № 781 ВХ-1 самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом муниципальную (территориальную) комиссию, в которой будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 17 статьи 38 Федерального закона.
Доводы заявителя ФИО1 о нарушении его прав в получении информации в связи с не опубликованием календарного плана мероприятий суд считает не состоятельными поскольку в соответствии с частью 2 статьи 30 № 63 ФЗ опубликованию подлежат решения комиссий, непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов, референдума, публикуются в государственных или муниципальных периодических печатных изданиях либо доводятся до сведения избирателей, участников референдума иным путем, а также передаются в иные средства массовой информации в объеме и в сроки, которые установлены законом. Календарный план является внутренним документом и не содержит признаков нормативно правового акта, подлежащего официальному опубликованию. Таким образом нельзя согласиться с доводами заявителя о том, что в результате применения оспариваемой нормы в конкретном деле были нарушены его конституционные права, в том числе право свободно получать информацию.
Доводы заместителя прокурора о том, что решение ТИК не мотивировано суд находит обоснованными, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 26 Закона РТ № 781 ВХ-1 территориальная комиссия не позднее чем через 10 дней после приема необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов документов принимает решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо мотивированное решение об отказе в его регистрации.. Однако, допущенное избирательной комиссией нарушение требования закона, не влечет отмену решения ТИК Тандинского кожууна об отказе в регистрации кандидата.
Доводы ФИО1 о том, что в соответствии с п.23 ст.38 ФЗ-67 в случае отказа в регистрации кандидата, соответствующая комиссия в течение одних суток с момента принятия ею решения об отказе в регистрации, обязана выдать кандидату копию соответствующего решения с изложением оснований отказа, обоснованны. Поскольку в соответствии с пунктом 23 статьи 38 ФЗ-67 в случае отказа в регистрации кандидата, соответствующая комиссия в течение одних суток с момента принятия ею решения об отказе в регистрации, обязана выдать соответственно кандидату копию соответствующего решения с изложением оснований отказа, исключения кандидата из списка кандидатов. Однако, допущенное избирательной комиссией нарушение требования ФЗ-67, не влечет отмену решения ТИК Тандинского кожууна об отказе в регистрации кандидата.
При таких обстоятельствах, судом установлено, что основания отказа в регистрации, указанные в п. 5 ст. 26 Закона РТ «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Тыва» в отношении ФИО1 имелись. В связи с чем, решения ТИК Тандинского кожууна об отказе в регистрации ФИО1 кандидатом в депутаты Хурала Представителей Тандинского кожууна четвертого созыва по Бай-Хаакскому Пушкинскому одномандатному избирательному округу № 1, а также об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Хурала представителей Тандинского кожууна третьего созыва по Юбилейному округу № 1 являются законными и обоснованными, оснований для их отмены не имеются.
Таким образом, заявление ФИО1 не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления ФИО1 о признании незаконным и отмене решений Территориальной избирательной комиссии Тандинского кожууна Республики Тыва от 02 ноября 2011 года № 75 «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Хурала Представителей Тандинского кожууна четвертого созыва по Бай-Хаакскому Пушкинскому одномандатному избирательному округу № 1», от 02 ноября 2011 года за № 76 «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Хурала Представителей Тандинского кожууна третьего созыва по Юбилейному одномандатному округу № 1» – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Тыва через Тандинский районный суд Республики Тыва в течение 5 дней со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено – 15 ноября 2011 года.
Председательствующий Шожал Г.М.