Дело № 2-4133/21
УИД-09RS0001-01-2021-006837-51
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Черкесск КЧР 28 октября 2021 года
Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе судьи Турклиевой Ф.М., при секретаре судебного заседания Абитовой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО6 и ФИО7, действующей в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетних детей ФИО3 и ФИО4 к Министерству туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики об обязании предоставить социальную выплату,
УСТАНОВИЛ:
ФИО6, ФИО7, также в интересах несовершеннолетних детей ФИО3 и ФИО4 обратились в Черкесский городской суда КЧР с иском к Министерству туризма, курортов и молодежной политики КЧР об обязании предоставить социальную выплату. В обоснование доводов исковых требований сослались, что их семья в составе 4 человек являлась участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 гг. 17 декабря 2018 года их семье выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты в размере 926265,60 руб. на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства № (далее –Свидетельство) со сроком действия до 17 июля 2019 года включительно. Указанное свидетельство подлежало предъявлению в банк до 17 января 2019 года. 01 октября 2018 г. моя семья по договору купли - продажи недвижимости приобрела в собственность квартиру, расположенную по адресу: РФ, КЧР, <адрес>, стоимостью 2600000 руб. у ФИО8. Пунктом 3.1. указанного договора купли-продажи определено, что оплата части стоимости приобретаемой квартиры в размере 500000 руб. оплачивается за счет собственных средств покупателей до подписания договора. Оплата другой части стоимости приобретаемой квартиры производится путем перечисления денежных средств в размере 2100000 руб., что составляет 80,77 % от стоимости указанной квартиры, предоставленных ПАО Сбербанк по кредитному договору № от 26 сентября 2018 года на счет продавца в установленный законом срок. Государственная регистрация перехода права собственности на указанную квартиру осуществлена 04 октября 2018 г. Пунктом 2.4. настоящего договора предусмотрено, что в соответствии со ст. 77 ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» от 16 июля 1998 года № 102-ФЗ «Недвижимость», указанная в п. 1.1. настоящего Договора, считается находящейся в залоге у Кредитора в силу закона с момента государственной регистрации права собственности «Покупателя» на «Недвижимость», в обеспечение обязательств, принятых по вышеуказанному Кредитному договору. В период возникновения права их семьи в 2018 году, государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодым семьям на территории Карачаево-Черкесской республики предоставлялась в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище на 2015-2020 г.г.», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 №1050 (далее Подпрограмма). Однако по день их обращения в суд социальная выплата по указанному свидетельству не осуществлена. На обращение об осуществлении социальной выплаты из Министерства туризма, курортов и молодежной политики КЧР поступило уведомление о том, что в соответствии с п.5 Правил срок действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты составляет не более 7 месяцев с даты выдачи, указанной в этом свидетельстве, продление указанного срока действия Правилами не предусмотрено, таким образом, продлить срок действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты для приобретения жилья не представляется возможным. Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2015-2020 годы (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), которая включает подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей» Согласно паспорту Подпрограммы, утвержденному Постановлением Правительства КЧР от 31 января 2019 г. №34 «О государственной программе «Развитие туризма, курортов и молодежной политики КЧР», ответственным исполнителем Подпрограммы является Министерство туризма, курортов и молодежной политики КЧР. Финансовое обеспечение в 2017-2019 г.г. включительно производилось за счет средств федерального бюджета в объеме и за счет средств республиканского бюджета КЧР. В нарушение норм закона, их семья со дня выдачи свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства № 592, выданное 17 декабря 2018 г., реализовав свое право на улучшение жилищных условий, путем приобретения по договору купли- продажи квартиры, зарегистрировав переход права собственности на него, не может воспользоваться правом на получение выделенной ей социальной выплаты по причинам от нее не зависящим. Просят суд: 1. Обязать Министерство туризма, курортов и молодежной политики КЧР включить ФИО6, ФИО7, несовершеннолетних ФИО3 и ФИО4, как молодую семью, в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства на 2021 год. 2. Обязать Министерство туризма, курортов и молодежной политики КЧР включить ФИО6, ФИО7, несовершеннолетних ФИО3 и ФИО4, как молодую семью, в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создания объекта индивидуального жилищного строительства на 2021 год. 2. Обязать Министерство туризма, курортов и молодежной политики по Карачаево-Черкесской республике до 31 декабря 2021 года выплатить ФИО6, ФИО7 и несовершеннолетним ФИО3 и ФИО4, социальную выплату, предусмотренную свидетельством о праве на получение социальной выплаты № от 17 декабря 2018 года на приобретение жилого помещения или создания объекта индивидуального жилищного строительства. 3. Обязать Министерство туризма, курортов и молодежной политики по Карачаево-Черкесской Республике выплатить молодой семье в составе: ФИО6, ФИО7 и несовершеннолетних ФИО3 и ФИО4, денежные средства на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в размере 926 265,60 руб. (девятьсот двадцать шесть тысяч двести шестьдесят пять руб. 60 коп.), путем перевода денежных средств в счет погашения задолженности по ипотечному кредиту № от 26 сентября 2018 года заключенному между ФИО7, и ФИО6, совместно именуемые созаемщики и Карачаево-Черкесское отделение № 8585 ПАО «Сбербанк» г.Черкесска, БИК: 040702615, ИНН: <***>, КПП:090102001, кор/счет: 30101810907020000615 на ссудный счет № 40817.810.5.6031.4037204.
В ходе рассмотрения дела от истцов поступило заявление об уточнении исковых требований (в составе заявления о рассмотрении дела в их отсутствие), в соответствии с которым они просят: 1. Обязать Министерство туризма, курортов и молодежной политики КЧР включить ФИО6, ФИО7, несовершеннолетних ФИО3 и ФИО4, как молодую семью, в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства на 2021 год. 2. Обязать Министерство туризма, курортов и молодежной политики по Карачаево-Черкесской Республике выплатить молодой семье в составе: ФИО6, ФИО7 и несовершеннолетних ФИО3 и ФИО4, денежные средства на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в размере 926 265,60 руб. (девятьсот двадцать шесть тысяч двести шестьдесят пять руб. 60 коп.), путем перевода денежных средств в счет погашения задолженности по ипотечному кредиту № от 26 сентября 2018 года заключенному между ФИО7, и ФИО6, совместно именуемые созаемщики и Карачаево-Черкесское отделение № 8585 ПАО «Сбербанк» г.Черкесска, БИК: 040702615, ИНН: <***>, КПП:090102001, кор/счет: 30101810907020000615 на ссудный счет № 40817.810.5.6031.4037204.
В судебное заседание истцы ФИО6, ФИО7, действующая в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетних детей ФИО11 и ФИО12., в судебное заседание не явились, о нем уведомлены, от них в приемную суда поступило заявление о рассмотрении дела в их отсутствие в связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией в регионе.
Представитель ответчика Министерства туризма, курортов и молодежной политики КЧР и представитель третьего лица Карачаево-Черкесского республиканского казенного предприятия «Дирекция капитального строительства» в судебное заседание не явились, о нем уведомлены, направили в суд заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Согласно поступившим письменным возражениям ответчика, Министерство с исковыми требованиями не согласно по следующим основаниям. Право молодой семьи –участницы мероприятия ведомственной целевой программы на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом-свидетельством о праве на получение социальной выплаты (далее-Свидетельство), срок действия которой составляет не более 7 месяцев с даты выдачи (пункт 5 Правил). Продление указанного срока Правилами не предусмотрено. Согласно пункту 35 Правил социальная выплата предоставляется владельцу Свидетельства в безналичной форме путем зачисления соответствующих средств на его банковский счет, открытый в банке, на основании заявки банка на перечисление бюджетных средств. В соответствии с пунктом 39 Правил для оплаты приобретаемого жилого помещения по договору купли-продажи жилого помещения или строительства жилого дома распорядитель счета представляет в банк договор банковского счета, договор купли-продажи жилого помещения либо договор строительного подряда, выписку (выписки) из ЕГРН на приобретаемое жилое помещение (построенный жилой дом) и документ, подтверждающий наличие достаточных средств для оплаты приобретаемого жилого помещения по договору купли-продажи жилого помещения или строящегося жилого дома в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. Исковое заявление и приложенные к нему материалы не содержат информации о выполнении вышеуказанных условий, следовательно, основания для перечисления на счет семьи У-вых предусмотренной Свидетельством социальной выплаты не имеются.
При таких обстоятельствах, суд, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц с учетом сведений об их извещении, заявлений о рассмотрении дела без их участия, позиции по делу и представленных в обоснование позиции материалов.
Исследовав материалы дела, суд пришел к выводу об обоснованности и законности заявленных требований.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляет, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7), материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1 статьи 38), каждому гарантируется право на жилище, условия для осуществления которого создаются органами государственной власти и органами местного самоуправления (части 1 и 2 статьи 40).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 8 июля 2014 года N 21-П "По делу о проверке конституционности подпункта "г" пункта 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050) в связи с жалобой гражданки ФИО9", одно из важнейших направлений жилищной политики Российской Федерации - принятие органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах своих полномочий мер, направленных на обеспечение условий для осуществления гражданами права на жилище.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2015 - 2020 годы (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), которая включает подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей".
В соответствии с пунктом 24 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее также –Правила), являющихся приложением N 1 к упомянутой выше программе, местного самоуправления до 1 июня года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 25 Правил порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 26 Правил предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий основного мероприятия из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации основного мероприятия, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой ответственным исполнителем основного мероприятия.
В соответствии с пунктом 27 Правил, только после доведения ответственным исполнителем основного мероприятия сведений о размере субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий основного мероприятия, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации основного мероприятия, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Согласно пункту 28 Правил, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 10 дней со дня утверждения списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году доводит до органов местного самоуправления выписки из утвержденного списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Порядок формирования списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются Правительством Карачаево-Черкесской Республики.
До 01 апреля 2019 года на территории Карачаево-Черкесской Республики действовало и подлежало применению Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 20 декабря 2016 N 338 "О внесении изменений в постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31 октября 2013 N 364 "Об утверждении государственной программы "Развитие туризма и социального предпринимательства в Карачаево-Черкесской Республике до 2018 года", которое содержало аналогичные положения. Согласно этому постановлению ответственным исполнителем подпрограммы 2 "Обеспечение жильем молодых семей на 2016 - 2020 годы" (исполнителем государственной программы) было определено Министерство туризма, курортов и молодежной политики КЧР. Целью подпрограммы являлась поддержка молодых семей, в том числе в решении жилищных проблем.
С 01 апреля 2019 года на территории Карачаево-Черкесской Республики действовало и подлежало применению постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31.01.2019 N 34 "О государственной программе "Развитие туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики", которое также содержит аналогичные положения.
В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования право молодой семьи - участницы основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее - основное мероприятие) на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты, которое не является ценной бумагой.
Согласно пункту 4 Правил выдача свидетельства на основании решения о включении молодой семьи в список участников подпрограммы осуществляется органом местного самоуправления в соответствии с выпиской из утвержденного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
В целях названных выше Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 01 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 7 Правил).
Согласно пункту 6 Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет (подпункт "а"); молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил (подпункт "б"); наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (подпункт "в").
В соответствии с пунктом 10 Правил социальная выплата предоставляется в размере не менее 35 % расчетной (средней) стоимости жилья - для молодых семей с детьми. Расчет размера социальной выплаты производится исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного в соответствии с пунктом 15 Правил, количества членов молодой семьи участницы мероприятия ведомственной целевой программы и норматива стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по муниципальному образованию, в котором молодая семья включена в список участников мероприятия ведомственной целевой программы (пункт 13 Правил).
Как установлено судом и следует из материалов дела, семья У-вых, состоящая из четырех человек (ФИО6, ФИО7 и несовершеннолетние ФИО3 и ФИО4), являлась участницей подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы "Развитие туризма, курортов и молодежной политики в Карачаево-Черкесской Республике на 2015 - 2020 годы".
19 мая 2017 года между Министерством туризма, курортов и молодежной политики КЧР и Карачаево-Черкесским Республиканским Казенным Предприятием «Дирекция капитального строительства» было заключено соглашение о сотрудничестве и взаимодействии, в соответствии с которым а КЧР КП «Дирекция капитального строительства» приняло на себя обязанности в том числе по своевременному ежегодному (до 1 сентября года, предшествующему планируемому) формированию списка молодых семей - участников Подпрограммы и предоставлению данных списков в Министерство туризма, курортов и молодежной политики КЧР для дальнейшего утверждения.
17 декабря 2018 года КЧР КП «Дирекция капитального строительства» ФИО10 выдано свидетельство №592 о праве на получение социальной выплаты в размере 926 265 руб. 60 коп. на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства со сроком действия до 17 июля 2019 года (включительно). Свидетельство подлежало предъявлению в банк до 17 января 2019 года.
20 декабря 2018 года между ПАО "Сбербанк России" и ФИО6 заключен договор банковского счета для обслуживания подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы со сроком действия до окончания действия Свидетельства.
В этот же день (20 декабря 2018 года) ФИО6 предъявил в ПАО "Сбербанк России" свидетельство на получение социальной выплаты.
В соответствии с пунктом 19 Правил, для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктом "е" пункта 2 социальные выплаты используются для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома.
Таким образом, социальная выплата может быть предоставлена молодой семье для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по кредитам, предоставляемым для приобретения жилья.
Ранее 01 октября 2018 года ФИО7 с использованием средств ипотечного кредита по договору купли-продажи приобрела у ФИО1, М.Б., Ф.М. и Р.Б. квартиру, площадью 90,2 кв.м., расположенную по адресу: КЧР, <адрес>, за 2600000 руб., из которых 500000 руб. собственные средства покупателя, а 2100000 руб. (80,77% от стоимости квартиры) кредитные средства по кредитному договору № от 26 сентября 2018 года, заключенному с ПАО «Сбербанк России».
Государственная регистрация перехода права собственности на недвижимое имущество по указанному выше адресу к ФИО7 осуществлена 04 октября 2018 года.
В соответствии с пунктом 43 Правил приобретаемое жилое помещение или построенный жилой дом оформляются в общую собственность всех членов молодой семьи, указанных в свидетельстве о праве на получение социальной выплаты. В случае использования средств социальной выплаты на цели, предусмотренные подпунктами "г" и "е" пункта 2 настоящих Правил, допускается оформление приобретенного жилого помещения или построенного жилого дома в собственность одного из супругов или обоих супругов.
Таким образом, как установлено судом, участниками подпрограммы все ее требования выполнены, вины истцов в неперечислении денежных средств нет, ответчик в нарушение условий подпрограммы свою обязанность по принятию решения о предоставлении семье социальной выплаты не выполнил.
Так, в соответствии с пунктом 35 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования социальная выплата предоставляется владельцу свидетельства о праве на получение социальной выплаты в безналичной форме путем зачисления соответствующих средств на его банковский счет, открытый в банке, на основании заявки банка на перечисление бюджетных средств. Владелец свидетельства о праве на получение социальной выплаты в течение 1 месяца со дня его выдачи сдает это свидетельство в банк. Банк заключает с владельцем свидетельства о праве на получение социальной выплаты договор банковского счета и открывает на его имя банковский счет для учета средств, предоставленных в качестве социальной выплаты.
Договор банковского счета заключается на срок, оставшийся до истечения срока действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты (пункт 36 Правил).
Согласно пункту 46 Правил банк в течение 5 рабочих дней со дня получения документов, предусмотренных пунктами 39 - 42, 44 и подпунктами "а" или "б" "а" "б" пункта 45" настоящих Правил, осуществляет проверку содержащихся в них сведений и в течение одного рабочего дня после вынесения решения о принятии договора купли-продажи жилого помещения, документов на строительство и документов, предусмотренных пунктами 41, 42, 44 и подпунктами "а" и "б" пункта 45 настоящих Правил, направляет в орган местного самоуправления заявку на перечисление бюджетных средств в счет оплаты расходов на основании указанных документов.
Пунктом 47 Правил предусмотрено, что орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней со дня получения от банка заявки на перечисление средств из местного бюджета на банковский счет проверяет ее на соответствие данным о выданных свидетельствах о праве на получение социальной выплаты и при их соответствии перечисляет банку средства, предоставляемые в качестве социальной выплаты.
Социальная выплата считается предоставленной участнику подпрограммы со дня исполнения банком распоряжения распорядителя счета о перечислении банком зачисленных на банковский счет распорядителя счета средств (пункт 50 Правил).
Вопреки доводам возражений ответчика подпунктом "а" пункта 49 Правил предусмотрено, что по соглашению сторон договор банковского счета может быть продлен, если до истечения срока действия договора банковского счета банк принял договор купли-продажи жилого помещения, документы на строительство и документы, предусмотренные пунктами 41, 42, 44, подпунктами "а" и "б" пункта 45 и пунктом 45(1) настоящих Правил, но оплата не произведена.
Пунктом 52 Правил установлено, что если владелец свидетельства о праве на получение социальной выплаты по какой-либо причине не смог в установленный срок действия этого свидетельства воспользоваться правом на получение выделенной ему социальной выплаты, он представляет в орган местного самоуправления, выдавший свидетельство, справку о закрытии договора банковского счета без перечисления средств социальной выплаты и сохраняет право на улучшение жилищных условий, в том числе на дальнейшее участие в подпрограмме на общих основаниях.
Применительно к настоящему спору, владелец свидетельства о праве на получение социальной выплаты не смог в установленный срок действия этого свидетельства воспользоваться правом на получение выделенной ему социальной выплаты не по своей вине, семья в установленные в Свидетельстве сроки предоставила в Банк все необходимые документы.
Установить причину отсутствия социальной выплаты суду не представляется возможным. Из представленного ответчиком протокола изъятия УЭБ и ПК МВД по КЧР от 15 сентября 2020 года, видно, что в рамках возбужденного уголовного дела папки с реестрами участников подпрограммы, со списками молодых семей, получивших свидетельства, имеющих право на социальную выплату, и все иные документы касательно реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей на 2015 - 2020 годы" изъяты. Третьим лицом КЧР КП «Дирекция капитального строительства» на запрос суда о предоставлении учетного дела истца также представлен протокол выемки от 28 сентября 2020 года об изъятии ГУ МВД России по СКФО сшивов документов со сводными списками получателей социальных выплат, сшивов документов со сведениями о получателях социальных выплат и иных документов, имеющих значение для уголовного дела.
При таких данных, право истцов на приобретение жилья в качестве государственной поддержки нарушено, в отношении семьи не исполнены все предусмотренные действующим законодательством мероприятия по предоставлению социальной выплаты.
Истец ФИО13 обратился в Министерство туризма, курортов и молодежной политики КЧР с заявлением о включении его в список претендентов на получение в 2021 году социальной выплаты для приобретения жилья на состав семьи из 4х человек, восстановлении (продлении) срока действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты или выдаче нового свидетельства, предоставлении социальной выплаты.
Из письма Министерства туризма, курортов и молодежной политики КЧР от 29 июня 2021 года № 321 следует, что продлить срок действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты для приобретения жилья не представляется возможным, при этом основные требования ФИО13 оставлены без ответа.
Указанный ответ неправомерен, поскольку семья У-вых в течение 7 месяцев со дня выдачи свидетельства не смогла воспользоваться правом на получение выделенной им социальной выплаты, в связи с чем, на ответчике лежала обязанность рассмотреть вопрос о включении семьи в список претендентов на получение социальной выплаты на 2021 год и последующем предоставлении социальной выплаты, предусмотренной Свидетельством от 17 декабря 2018 года. Довод ответчика, что свидетельство, выданное семье истцов, удостоверяющее их право на получение социальной выплаты, является недействительным в виду окончания срока его действия, не обоснован, поскольку из содержания пункта 36 Правил договор банковского счета заключается на срок, оставшийся до истечения срока действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты, а согласно подпункту "а" пункта 49 Правил следует возможность продления договора банковского счета в случаях, когда банком принят договор купли-продажи, однако оплата по нему не произведена. То есть оплата может быть произведена уже после истечения срока действия свидетельства.
Поскольку государство, включая молодую семью истцов в качестве участника указанной подпрограммы, и признавая тем самым ее право на получение социальной выплаты, взяло на себя определенное публично-правовое обязательство по ее социальной поддержке, то исключается произвольный отказ от него.
Молодая семья У-вых, в установленном законом порядке признанная нуждающейся в жилом помещении, претендующая на реализацию своего права по установленным условиям вышеуказанной федеральной программы, вправе получить меры социальной поддержки. На момент выдачи Свидетельства семья полностью соответствовала всем критериям, установленным для молодых семей, выдачей Свидетельства за семьей признано право на получение социальной выплаты в указанном в нем размере. Свидетельство никем не оспорено, недействительным не признано.
По данному делу юридически значимым обстоятельством является выяснение судом вопроса о том, был ли истцами, как участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы «Жилище» и подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», нарушен порядок и сроки при реализации права на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения.
Как установлено судом, семья истца, реализовывая право на улучшение жилищных условий, приобрела по договору купли-продажи жилое помещение. Договор купли-продажи жилого помещения был заключен, переход права собственности по нему зарегистрирован и подтверждающие указанные обстоятельства документы представлены истцом в банк в установленные в Свидетельстве и в Правилах сроки.
Судом отмечается, что спорная социальная выплата финансируется из средств федерального, республиканского и местного бюджетов. В случае неиспользования средств, предназначенных для предоставления социальных выплат в текущем году, они могут быть перераспределены в очередном финансовом году на те же цели в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
При таких данных, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд полагает, что нарушенное право истцов на приобретение жилья в качестве государственной поддержки подлежит восстановлению в текущем году и приходит к выводу об обоснованности исковых требований.
На основании выше изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО14 и ФИО15 к Министерству туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики об обязании предоставить социальную выплату к Министерству туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики об обязании предоставить социальную выплату – удовлетворить.
Обязать Министерство туризма, курортов и молодежной политики КЧР включить ФИО6, ФИО7, несовершеннолетних ФИО3 и ФИО4, как молодую семью, в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства на 2021 год.
Обязать Министерство туризма, курортов и молодежной политики по Карачаево-Черкесской Республике выплатить молодой семье в составе: ФИО6, ФИО7 и несовершеннолетних ФИО3 и ФИО4, денежные средства на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в размере 926 265,60 руб. (девятьсот двадцать шесть тысяч двести шестьдесят пять руб. 60 коп.), путем перевода денежных средств в счет погашения задолженности по ипотечному кредиту № от 26 сентября 2018 года заключенному между ФИО2, и ФИО5, совместно именуемые созаемщики и Карачаево-Черкесское отделение № 8585 ПАО «Сбербанк» г.Черкесска, БИК: 040702615, ИНН: <***>, КПП:090102001, кор/счет: 30101810907020000615 на ссудный счет № 40817.810.5.6031.4037204 до 31 декабря 2021 года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Карачаево-Черкесской Республики в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме с подачей жалобы через Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики. В окончательной форме мотивированное решение изготовлено 28 октября 2021 года.
Судья Черкесского городского суда КЧР Ф.М. Турклиева