Мотивированное решение
изготовлено 10 июня 2016 года
Дело № 2-4135/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 июня 2016 года город Мурманск
Октябрьский районный суд города Мурманска
в составе председательствующего судьи Киселевой Е.А.,
при секретаре Марущак В.А.,
с участием истца Канаева В.М.,
представителя ответчика Крыловой Т.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Канаева В.М. к ФГУП «Почта России» о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Канаев В.М. обратился в суд с указанным иском, в обоснование заявленных требований указав, что в течение 10 последних лет он проживает по адресу: г. Мурманск, <адрес>. Дом обслуживается 32 отделением связи, расположенным по адресу: Мурманск, <адрес>, находящимся в трех минутах пешей досягаемости. В течение всех этих лет, истец по многу раз в год вынужден писать жалобы, претензии и заявления в ФГУП «Почта России», УФПС <адрес>, Мурманский почтамт, ТУ Роскомнадзора, ТУ Роспотребнадзора, в Управление Федеральной антимонопольной службы по <адрес> по факту систематического нарушения сотрудниками ОПС-32 лицензионных требований, выражающихся в нарушении сроков доставки корреспонденции, в т.ч. заказной и судебной, отправлений 1 класса. Указывает, что с ДД.ММ.ГГГГ истцу неожиданно перестали доставлять почту, которая обычно приходит ежедневно, кроме воскресенья. ДД.ММ.ГГГГ, истец, отследив по сайту «Почта Россия» прибытие почтового отправления 1 класса и, не дождавшись извещения, пришел в ОПС №. Получив названное отправление истец выразил и.о. начальника отделения свою озабоченность по факту длительного отсутствия корреспонденции. Через два часа истец обнаружил в почтовом ящике 12 почтовых отправлений, из них 4 заказных и три судебных.
Заказное почтовое отправление (судебное) № прибыло в ОПС ДД.ММ.ГГГГ. В отправлении содержалось определение судьи Фрунзенского районного суда <адрес>, которое истцу надлежало исполнить в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В данном деле истец представляет на основании доверенности интересы ФИО1, проживающего в городе Лондон (Великобритания). Поскольку почтовое отправление с определением суда, по независящим от истца причинам, в связи с ненадлежащим исполнением своих профессиональных обязанностей сотрудниками ОПС-32, было получено истцом в субботу вечером ДД.ММ.ГГГГ, истец не исполнил в установленный срок требования определения, в связи с чем, административный исковый материал был оставлен судом без рассмотрения.
В связи с длящейся в течение многих лет халатностью сотрудников ОПС-32 истцу причинен значительный моральный вред в виде понесенных переживаний и нравственных страданий вследствие систематического нарушения его прав, невозможности в полной мере пользоваться своими гражданскими правами, игнорирования его законных требований, необходимости постоянно оправдываться перед сотрудниками аппарата суда и судьями за пропуск судебных заседаний и процессуальных сроков. Кроме того, истец понес значительные репутационные потери.
ДД.ММ.ГГГГ в УФПС <адрес> истцом была зарегистрирована претензия. ДД.ММ.ГГГГ истцом получен ответ на претензию, в котором требования о выплате компенсации причиненного морального вреда были проигнорированы и принесены очередные извинения.
Просит суд взыскать с УФПС <адрес> - филиала ФГУП «Почта России» компенсацию причиненного морального вреда в размере <данные изъяты>.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, на удовлетворении требований настаивал.
Представитель ответчика в судебном заседании, не оспаривая фактов, изложенных истцом, с исковыми требованиями не согласилась, указав, что доказательств того, что истцу был причинен моральный вред, материалы дела не содержат. УФПС <адрес>, как филиал ФГУП «Почта России», не является самостоятельным юридическим лицом, в связи с чем на Управление не может быть возложена обязанность за возмещение вреда, причиненного истцу. Кроме того, указала, что Федеральным законом от 07.07.2003г. № 126-ФЗ «О связи» возмещение морального вреда не предусмотрено. Просит в иске отказать в полном объеме.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, полагает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 176-ФЗ "О почтовой связи" права пользователей услуг почтовой связи защищаются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О связи", Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", гражданским законодательством Российской Федерации, правилами оказания услуг почтовой связи, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статьей 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 176-ФЗ "О почтовой связи" на операторов почтовой связи возложена обязанность обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки.
Согласно статье 17 Федерального закона «О почтовой связи» от ДД.ММ.ГГГГ № 176-ФЗ операторы почтовой связи осуществляют деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензий, получаемых в соответствии с Федеральным законом «О связи». Указанные лицензии, а также сертификаты на средства и услуги почтовой связи оформляются и выдаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление деятельностью в области почтовой связи, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Лицензия на оказание услуг почтовой связи является разрешением на осуществление совокупности операций, составляющих единый производственно-технологический процесс оказания услуг почтовой связи, в том числе прием.
В соответствии со статьей 27 Закона РФ "О защите прав потребителей" исполнитель обязан осуществить выполнение работы (оказание услуги) в срок, установленный правилами выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) или договором о выполнении работ (оказании услуг).
Судом установлено, что истец Канаев В.М. проживает по адресу: г. Мурманск, <адрес>.
Указанный многоквартирный дом обслуживается 32 отделением связи, расположенным по адресу: Мурманск, <адрес>.
Согласно представленным в материалы дела копий писем за период 2013-2014 года следует, что истец в связи с неудовлетворительной работой указанного почтового отделения по оказанию услуг почтовой связи жалобы многократно обращался с претензиями и заявлениями в ФГУП «Почта России», УФПС <адрес>, Мурманский почтамт, ТУ Роскомнадзора, и др. органы по факту систематического нарушения сотрудниками ОПС-32 лицензионных требований выражающихся в нарушении сроков доставки корреспонденции, в т.ч. заказной и судебной, отправлений 1 класса.
Как установлено судом и не оспаривалось представителем ответчика в судебном заседании, с ДД.ММ.ГГГГ истцу, без наличия на то оснований, была прекращена доставка почтовой корреспонеденции.
ДД.ММ.ГГГГ, истец, отследив по сайту «Почта Россия» прибытие почтового отправления 1 класса и, не получив о том соответствующего извещения из отделения почтовой связи, самостоятельно обратился в отделение за его получением, выразив руководителю отделения свою озабоченность по факту длительного отсутствия корреспонденции.
Спустя непродолжительное время истец обнаружил в почтовом ящике 12
почтовых отправлений, из них 4 заказных и три судебных.
При этом, заказное почтовое отправление (судебное) № прибыло в ОПС ДД.ММ.ГГГГ. В отправлении содержалось определение судьи Фрунзенского районного суда <адрес>, которое истцу надлежало исполнить в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Данные обстоятельства представителем ответчика в судебном заседании также не оспаривались.
На основании статьи 37 Федерального закона «О почтовой связи» от 17.07.1999 года № 176-ФЗ при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оказанию услуг почтовой связи пользователь услуг почтовой связи вправе предъявить оператору почтовой связи претензию, в том числе с требованием о возмещении вреда.
Претензии в связи с недоставкой, несвоевременной доставкой, повреждением или утратой почтового отправления либо невыплатой переведенных денежных средств предъявляются в течение шести месяцев со дня подачи почтового отправления или почтового перевода денежных средств.
Претензии предъявляются в письменном виде и подлежат обязательной регистрации в установленном порядке.
Согласно пункт 4 статьи 55 Федерального закона от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ "О связи" до подачи искового заявления в суд обязательный претензионный порядок урегулирования споров предусмотрен в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения оператором связи обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи.
ДД.ММ.ГГГГ в УФПС <адрес> истцом была зарегистрирована претензия. ДД.ММ.ГГГГ истцом получен ответ на претензию, в котором требования о выплате компенсации причиненного морального вреда были проигнорированы и принесены очередные извинения.
В соответствии с положениями ст. 55 закона «О связи», претензия должна быть рассмотрена не позднее чем через шестьдесят дней со дня ее регистрации. О результатах рассмотрения претензии лицу, предъявившему претензию, должно быть сообщено в письменной форме (пункт 7).
При этом, в силу пункта 8 указанной статьи Закона, для претензий отдельных видов предусматриваются особые сроки их рассмотрения:
1) претензии, связанные с почтовыми отправлениями и почтовыми переводами денежных средств, пересылаемых (переводимых) в пределах одного поселения, рассматриваются в течение пяти дней со дня регистрации претензий;
2) претензии, связанные со всеми другими почтовыми отправлениями и почтовыми переводами денежных средств, рассматриваются в срок, установленный пунктом 7 настоящей статьи.
Из материалов дела следует, что ответ на претензию истца, зарегистрированную ответчиком ДД.ММ.ГГГГ, был дан ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, УФПС <адрес> срок рассмотрения претензии истца не нарушен. Вместе с тем, своевременный ответ на претензию не устраняет негативных последствий нарушения прав истца в результате некачественного оказания ему услуг почтовой связи.
Как указано выше, руководством УФПС <адрес> – филиал ФГУП «Почта России» в адрес истца в ответ на его ранние обращения и, в частности на претензию от ДД.ММ.ГГГГ, направлялись письма, с указанием на неукомплектованность штата почтальонов, о взятии на контроль доставки корреспонденции, об усилении контроля за работой доставочной службы, принесении извинений.
Таким образом, судом установлен факт нарушения прав потребителя Канаева В.М., как получателя услуг почтовой связи.
В соответствии со статьёй 13 ФЗ «О защите прав потребителей» определяет, что за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.
В соответствии со статьей 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
В соответствии со статьей 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Суд, признает факт причинения истцу действиями ответчика нравственных страданий, которые выразились в негативных переживаниях по поводу нарушения его прав, как потребителя. В результате виновных действий ответчика, потребитель вынужден был тратить время и средства для защиты своих прав, что привело к ряду неудобств, создало психотравмирующую ситуацию.
Исходя из обстоятельств дела, с учетом объема и характера причиненных истцу нравственных страданий, степени вины ответчика, а также с учетом требований разумности и справедливости, суд определяет размер компенсации морального вреда в <данные изъяты>, полагая денежную компенсацию морального вреда, заявленную истцом, завышенной.
Согласно статье 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден в силу закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Канаева В.М. к ФГУП «Почта России» о взыскании компенсации морального вреда - удовлетворить частично.
Взыскать с ФГУП «Почта России» в пользу Канаева В.М. денежную компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>, в удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.
Взыскать с ФГУП «Почта России» в доход бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты>.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Е.А.Киселева