ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4138/2022 от 29.06.2022 Октябрьского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

№2-4138/2022

УИД - 03RS0005-01-2022-006317-13

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 июня 2022 года г. Уфа, РБ

Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе

председательствующего судьи Гибадатова У.И.,

при секретаре Шевченко Л.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Советского района г.Уфы РБ в интересах ФИО1, к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Советского района г.Уфы РБ обратился в суд в интересах ФИО1, с иском к Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда.

В обоснование иска указано, что прокуратурой Советского района г.Уфы РБ проведена проверка исполнения жилищного законодательства. В ходе проверки установлено, что родители ФИО1 - ФИО7 и ФИО5 решением ДД.ММ.ГГГГ районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишены родительских прав в отношении несовершеннолетних детей - ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р.

Постановлением главы администрации района РБ от ДД.ММ.ГГГГФИО12 разрешено создать приемную семью, заключив договор с Отделом образования района о передаче ей на воспитание несовершеннолетних детей ФИО6 и ФИО1

Распоряжением главы администрации Советского района г. Уфы от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., поставлен на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений специализированного найма по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей».

ФИО1 в ДД.ММ.ГГГГ окончил по специальности «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения», в настоящее время осуществляет трудовую деятельность.

ФИО1 относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспеченных в соответствии с законом жилым помещением, достиг возраста 18 лет, с ДД.ММ.ГГГГ г. состоит на учете граждан нуждающихся в предоставлении жилых помещений специализированного найма по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей» в администрации Советского района ГО г. Уфа.

Вместе с тем, ФИО1 с момента окончания образовательного учреждения до настоящего времени не предоставлено жилое помещение в виде жилого дома или квартиры, благоустроенного применительно к условиям данного населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Тем самым нарушены жилищные права ФИО1., который имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке со стороны государства.

На основании изложенного просит обязать Администрацию ГО г. Уфа РБ предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда в черте города Уфа и заключить с ним договор найма специализированного помещения сроком на 5 лет.

Представитель Прокуратуры Советского района г. Уфы на судебное заседание явился, исковые требования поддержал.

Истец на судебное заседание явился, иск поддержал.

Представитель ответчика Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан в судебном заседании иск не признала, просила отказать.

Третьи лица Администрации Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан на судебное заседание не явились, извещены надлежаще.

Представители третьих лиц Правительства Республики Башкортостан Министерства Республики Башкортостан по строительству и архитектуре, Министерства финансов Республики Башкортостан, Министерства образования Республики Башкортостан не присутствовали, извещены надлежащим образом.

В силу ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Участие в деле прокурора предусмотрено ст.45 ГПК РФ.

Статьей 40 Конституции РФ регламентировано право каждого на жилище.

Конституционное право на жилище предполагает обязанность создания органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления, для предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (определения от 22 марта 2012 года N 509-О-О, от 25 февраля 2013 года N 192-О и др.).

При этом законодатель в рамках своих дискреционных полномочий вправе определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

В ФЗ от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" одновременно с упразднением с 1 января 2013 года права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилых помещений по договорам социального найма расширены основания предоставления жилья - предоставление им благоустроенных жилых помещений специализированного жилого фонда в целях их социализации по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", упразднено внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

Частью 2 статьи 4 данного Федерального закона, распространено действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу данного Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу данного Федерального закона;

В силу пункта 7 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) лицам, указанным в пункте 1 данной статьи, предоставление жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений предусмотрено в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. В соответствии с пунктом 6 данной статьи срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 данной статьи, составляет пять лет и такой договор может быть один раз заключен на новый пятилетний срок; по окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 данной статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять в отношении данного жилого помещения решение об исключении его из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 данной статьи, в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации, договор социального найма жилого помещения.

Согласно пунктам 1 и 9 той же статьи благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда подлежат обеспечению также дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, что не предусматривалось ранее действовавшим законодательством; право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона РФ № 159-ФЗ от 21.12.1996г. (в редакции Федерального закона от 29.02.2012г. № 15-ФЗ) (о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

Согласно свидетельству о рождении ФИО1 родился ДД.ММ.ГГГГ, родителями указаны: мать – ФИО7, отец – ФИО5

Родители ФИО1 - ФИО7 и ФИО5 решением районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишены родительских прав в отношении несовершеннолетних детей - ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р.

Постановлением главы администрации района РБ от ДД.ММ.ГГГГФИО12 разрешено создать приемную семью, заключив договор с Отделом образования района о передаче ей на воспитание несовершеннолетних детей ФИО6 и ФИО1

Распоряжением главы администрации Советского района г. Уфы от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., поставлен на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений специализированного найма по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей».

ФИО1 в ДД.ММ.ГГГГ окончил по специальности «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения», в настоящее время осуществляет трудовую деятельность.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом ст.1 Федерального закона РФ № 159-ФЗ от 21.12.1996, и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В соответствии с ч.1 ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

Согласно ч.1 ст.92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Частью 8 ст.8 Федерального Закона РФ от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. ФЗ от 29.02.2012г. №15-ФЗ) установлено, что дополнительные гарантии прав детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

В соответствии с ч.6 ст.19 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов муниципальной власти отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации.

При этом в силу статей 1, 2, 8 Закона Республики Башкортостан от 28декабря 2005года N 260-з "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" обязанность по исполнению государственных полномочий по социальной поддержке, по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, возложена на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан; финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления государственных полномочий, предоставляются органам местного самоуправления в виде субвенций из бюджета Республики Башкортостан.

Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 06 сентября 2013 года N 407 "О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Республики Башкортостан" предусмотрено, что жилые помещения для детей-сирот предоставляются по месту их жительства в муниципальном образовании Республики Башкортостан, на территории которого эти лица включены в список. Жилое помещение для детей-сирот, предоставляемое по договору найма специализированных жилых помещений, должно соответствовать требованиям благоустроенности применительно к условиям соответствующего населенного пункта, а именно: общая площадь жилого помещения должна соответствовать норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления муниципального образования Республики Башкортостан, на территории которого предоставляется жилое помещение; жилое помещение должно соответствовать требованиям жилищного законодательства, санитарным, техническим и иным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, предоставляемым гражданам для постоянного проживания (пункты 8.3, 8.4).

Таким образом, суд отмечает, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации и может быть возложена ими на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.

В развитие указанных предписаний статьей 86 Бюджетного кодекса РФ установлено, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.

Исходя из положений ч. 4 ст. 49 ЖК РФ следует, что определенным федеральным законом или законом субъекта РФ категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном порядке государственными полномочиями по обеспечению указанных категорий граждан жилыми помещениями.

В соответствии с п.3 и п.5 ст. 19 Федеральном законом от 06.10.2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом из законом субъекта Российской Федерации. Финансовое обеспечение отделенных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Применительно к изложенному выше, обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральном законом от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Судом установлено, и материалами дела подтверждается, что ФИО1 относится к лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма, очередность установлена в льготном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В настоящее время ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспеченных в соответствии с законом жилым помещением, достиг возраста 18 лет.

Иное жилье, а также субсидии или социальные выплаты ФИО1 не выделялись, в материалы дела представлены доказательства, подтверждающие доводы истца о необходимости предоставления ФИО1 жилого помещения, подтверждающие его статус, отсутствие недвижимого имущества на территории ГО г.Уфа, постановку его на специальный учет.

Само по себе нормативное положение, закрепленное в абзаце втором пункта 1 статьи 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласуется с положениями Конституции Российской Федерации, ее статей 7, 10, 12, 72 и 133, и не нарушает гарантированную ею самостоятельность местного самоуправления, так как возлагает обязанности по осуществлению государственного полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации и не допускает возможности их передачи органам местного самоуправления без принятия в установленном федеральном законом порядке закона субъекта РФ о наделении органов муниципальной власти соответствующими полномочиями.

Законом Республики Башкортостан от 28.12.2005 г № 260-3 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2012 г.) к государственным полномочиям Республики Башкортостан, передаваемым органам местного самоуправления, отнесены полномочия по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).

В соответствии с Законом РБ № 188-з от 27.10.1998 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по договорам найма специализированных жилых помещений, они предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Судом установлено, и материалами дела подтверждается, что ФИО1 относится к лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма, очередность установлена в льготном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Обязанность по предоставлению жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей лежит на соответствующих органах местного самоуправления по месту проживания указанных граждан (городских округов, муниципальных районов).

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что, поскольку ФИО1 в силу статьи 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" относится к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на обеспечение его жилым помещением специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, в связи с чем, возлагает обязанность на Администрацию городского округа город Уфа РБ предоставить истцу в черте города Уфы Республики Башкортостан благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения в пределах социальной нормы представления жилья, предусмотренной решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 44/10 22 апреля 2015 г. "О внесении изменений в решение Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 8 июня 2006 года N 12/22 "Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения, нормы предоставления площади жилого помещения, об установлении порога размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, периода накопления денежных средств, достаточных для приобретения жилого помещения, действующих на территории городского округа город Уфа РБ".

Руководствуясь ст. ст. 12, 193 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

удовлетворить исковые требования прокурора Советского района г.Уфы РБ в интересах ФИО1, к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда.

Возложить обязанность на Администрацию городского округа г.Уфа Республики Башкортостан предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца через Октябрьский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан с момента вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий судья Гибадатов У.И.