Дело № 2-4139/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 мая 2015 года г. Стерлитамак
Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Забировой З.Т.,
при секретаре Терехиной М.В.
с участием представителя истцов по доверенности Королевой С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Халилова Р.Х., Курбановой А.А. к ООО «<данные изъяты>» о восстановлении водительских классов по договорам ОСАГО, признании действий страховщика ущемляющими права потребителей, восстановлении водительских классов, взыскании компенсации морального вреда
УСТАНОВИЛ:
Курбанова А.А. и Халилов Р.Х. обратились в суд с уточненным иском к ООО «<данные изъяты>», в котором просят признать незаконными и ущемляющими права потребителей действия ООО «<данные изъяты>», выразившиеся в необоснованном занижении водительских классов истцам по договорам ОСАГО №, №, №, №, восстановить нарушенное право истцов путем признания за Халиловым Р.Х. по полису №, №, серии № права на «№» водительский класс на начало годового срока страхования, признания за Курбановой А.А. по полису ОСАГО № и полису ОСАГО № права на «№» водительский класс на начало годового срока страхования, признания за Курбановой А.А. по полису ОСАГО №№ и полису ОСАГО серии № права на «№» водительский класс на начало годового срока страхования, возложения на ООО «<данные изъяты>» обязанности внести в АИС РСА изменения о сведениях по страхованию по договорам ОСАГО №, №, №, № в части водительских классов лиц допущенных к управлению транспортными средствами на начало годового срока страхования, взыскания с ООО «Росгосстрах» в пользу Халилова Р.Х. <данные изъяты> рублей в качестве возврата переплаченной части страховой премии по полису ОСАГО №, <данные изъяты> рублей в качестве возврата переплаченной части страховой премии по полису ОСАГО №, <данные изъяты> рублей в качестве возврата переплаченной части страховой премии по полису ОСАГО №, <данные изъяты> рублей в качестве компенсации морального вреда за нарушение прав потребителя и присвоение «№» водительского класса при заключении договора ОСАГО №, <данные изъяты> рублей в качестве компенсации морального вреда за нарушение прав потребителя и присвоение «№» водительского класса при заключении договора ОСАГО №, <данные изъяты> рублей в качестве компенсации морального вреда за нарушение прав потребителя и присвоение «№» водительского класса при заключении договора ОСАГО №, <данные изъяты> рублей в качестве компенсации морального вреда за нарушение прав потребителя на своевременное выявление несоответствий допущенных при заключении договоров ОСАГО, заключенных в отношении Халилова Р.Х. в ООО «<данные изъяты>» до ДД.ММ.ГГГГ., и своевременное уведомление о переплате страховой премии соответствии со ст.6 Федерального закона от 25.12.2012 N 267-ФЗ, штраф в размере 50% от присужденной суммы; взыскания с ООО «<данные изъяты>» в пользу Курбановой А.А. <данные изъяты> рублей в качестве возврата переплаченной части страховой премии по полису ОСАГО №, <данные изъяты> рублей в качестве компенсации морального вреда за нарушение прав потребителя и присвоение «№» водительского класса при заключении договора ОСАГО №, <данные изъяты> рублей в качестве компенсации морального вреда за нарушение прав потребителя и присвоение «№» водительского класса при заключении договора ОСАГО №, <данные изъяты> в качестве компенсации морального вреда за нарушение прав потребителя и присвоение «№» водительского класса при заключении договора ОСАГО №, <данные изъяты> рублей в качестве компенсации морального вреда за нарушение прав потребителя и присвоение «№» водительского класса при заключении договора ОСАГО №, <данные изъяты> рублей в качестве компенсации морального вреда за нарушение прав потребителя на своевременное выявление несоответствий допущенных при заключении договоров ОСАГО, заключенных в отношении Халилова Р.Х. в ООО «<данные изъяты>» до ДД.ММ.ГГГГ., и своевременное уведомление о переплате страховой премии соответствии со ст.6 Федерального закона от 25.12.2012 N 267-ФЗ, штраф в размере 50% от присужденной суммы.
Исковые требования Курбанова А.А. и Халилов Р.Х. мотивировали тем, что на протяжении многих лет страхуют гражданскую ответственность по договорам ОСАГО, в связи с чем, по их мнению, имеют необоснованно заниженные водительские классы по ОСАГО равные значению «3», что влечет для них увеличение стоимости ОСАГО за счет применения базового значения КБМ=№, который применяется при страховании лиц впервые страхующих свою автогражданскую ответственность по ОСАГО в то время, как Халилов Р.Х. страхует свою автогражданскую ответственность с самого введения обязательного страхования автогражданской ответственности, а Курбанова А.А. с момента получения водительского удостоверения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ года. По мнению истцов, страховщик без каких-либо на то законных оснований не учитывает водительский класс, не применяется понижающий коэффициент «бонус-малус» (КБМ).
Истцы Курбанова А.А. и Халилов Р.Х. на судебное заседание не явились, извещены судом надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением.
Представитель ответчика ООО «<данные изъяты>» на судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением.
Суд, заслушал представителя истцов Королеву С.И, исследовав материалы гражданского дела, считает необходимым исковые требования Курбановой А.А. и Халилова Р.Х. удовлетворить частично по следующим основаниям.
В соответствии с частью 5 ст.4 Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
До ДД.ММ.ГГГГ года правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, а также правила расчета страховых премий при заключении договоров ОСАГО, включая правила применения коэффициента «бонус-малус», были урегулированы Законом РФ № 40-ФЗ от 25.04.2002г. "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее – Закон Об ОСАГО), Страховыми тарифами ОСАГО, утвержденными Постановлением Правительства № 739 от 08.12.2005г., Правилами ОСАГО, утвержденными Постановлением Правительства № 236 от 07.05.2003 г.
С ДД.ММ.ГГГГ. порядок применения коэффициента «бонус-малус» (КБМ) при заключении договоров ОСАГО, правила расчета страховых премий регулируются Законом Об ОСАГО, Указанием Банка России от 19.09.2014 N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее – Страховые тарифы ОСАГО), Положением Банка России от 19 сентября 2014 года N 431-П "О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств", зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 2014 года N ("Вестник Банка России" от 2014 года N ).
Согласно п.2 ст.15 Закона Об ОСАГО договор обязательного страхования заключается в отношении владельца транспортного средства, лиц, указанных им в договоре обязательного страхования, или в отношении неограниченного числа лиц, допущенных владельцем к управлению транспортным средством в соответствии с условиями договора обязательного страхования, а также иных лиц, использующих транспортное средство на законном основании.
В силу п.1, п. 6 ст.9 Закона Об ОСАГО страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона. Страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона. Установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя.
Согласно п.п. «б» п.2 ст.9 ФЗ РФ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" один из коэффициентов (КБМ), входящий в состав страховых тарифов, устанавливается в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей.
Как Страховыми тарифами ОСАГО, утвержденными Постановлением Правительства № 739 от 08.12.2005г. (раздел I, пункт 3), прекративши свое действие с ДД.ММ.ГГГГ., так и Страховыми тарифами ОСАГО, утвержденными Указанием Банка России от 19.09.2014 N 3384-У (пункт 2 приложения 2), применяемых с ДД.ММ.ГГГГ, аналогично установлено, что один из коэффициентов страховых тарифов находится в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (КБМ).Данными нормативными актами установлено 15 страховых водительских классов, начиная с «М», «0», «1», «2»…до «13», за каждым из которых закреплен соответствующий коэффициент «бонус-малус» (КБМ), который применяется при расчете страховой премии по договору ОСАГО со сроком действия 1 год, уменьшая или увеличивая ее размер в зависимости от присвоенного водителю водительского класса, который определяется началом годового срока страхования и имеет значение на конец годового срока страхования. Значение водительского класса по договору ОСАГО на начало годового срока страхования на прямую зависит от количества произведенных страховых выплат в течение срока действия предшествующего договора ОСАГО. Значение водительского класса по договору ОСАГО на конец годового срока страхования находится в зависимости от количества произведенных страховых выплат в течение срока действия непосредственно того договора ОСАГО, по которому следует определить класс на конец годового срока. По договору обязательного страхования, не предусматривающему ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, класс определяется на основании информации в отношении собственника транспортного средства и присваивается собственнику транспортного средства, указанного в договоре обязательного страхования. По договору обязательного страхования, предусматривающему ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, водительский класс определится в отношении каждого водителя и присваивается каждому водителю, допущенному к управлению транспортным средством. Для определения класса могут учитываются сведения по договорам обязательного страхования, прекратившим свое действие не более чем за один год до даты начала срока страхования по договору обязательного страхования.
В целях применения коэффициента «бонус-малус» в соответствии с п.3 ст.30 Закона об ОСАГО создана и действует автоматизированная информационная система обязательного страхования (АИС РСА).
Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1245 пункт 20 Правил ОСАГО был дополнен нормами права, согласно на страховщиков возложена была обязанность вносить в АИС РСА сведения о заключенных договорах страхования, а также осуществлять сверку представленных страхователем сведений о страховании и сведений, указанных в заявлении о заключении договора обязательного страхования и (или) представленных при заключении такого договора, с информацией, содержащейся в АИС и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра. При выявлении несоответствий представленных страхователем сведений информации, содержащейся в АИС страховщик должен был заключать договор обязательного страхования в соответствии с указанными страхователем в заявлении о заключении договора обязательного страхования сведениями и вносит сведения о выявленном несоответствии в автоматизированную систему страхования для последующей проверки оператором этой системы причин несоответствия данных и их корректировки в случае необходимости.
С ДД.ММ.ГГГГ Правила ОСАГО были дополнены пунктом 20.1, согласно которому с ДД.ММ.ГГГГ заключение договора обязательного страхования без внесения страховщиком сведений о страховании в автоматизированную систему страхования и проверки соответствия представленных страхователем сведений информации, содержащейся в этой системе и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра, не допускалось.
С ДД.ММ.ГГГГг. вступили в силу поправки в Законе Об ОСАГО, а именно - вступил в силу пункт 10.1 ст. 15 Закона Об ОСАГО, которым аналогично Правилам ОСАГО установлено, что заключение договора обязательного страхования без внесения сведений о страховании в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и проверки соответствия представленных страхователем сведений содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра информации не допускается.
С введением с 11.10.2014г. Страховых тарифов ОСАГО, утвержденных Указанием Банка России от 19.09.2014 N 3384-У, установлено, что сведения о предыдущих договорах обязательного страхования (в том числе досрочно прекращенных), необходимые для определения класса собственника транспортного средства (водителя), могут быть получены из автоматизированной информационной системы обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", если иное не установлено Положением Банка России от 19 сентября 2014 года N 431-П "О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств", зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 1 октября 2014 года N 34204 ("Вестник Банка России" от 8 октября 2014 года N 93) (далее - сведения) (пункт 3 примечаний к пункту 2 приложения 2).
Также следует отметить, что страховыми тарифами ОСАГО, утвержденными Постановлением Правительства № 739 от 08.12.2005г. (раздел I, пункта 3 примечаний к подразделу 3) было предусмотрено, что информация о предыдущих договорах обязательного страхования (в том числе досрочно прекращенных), необходимая для определения класса собственника транспортного средства (водителя), может быть получена из представленных страхователем сведений о страховании и (или) на основании имеющихся у страховщика данных о наличии (отсутствии) страховых выплат (далее - информация). При этом Страховые тарифы ОСАГО, утвержденные Постановлением Правительства № 739 от 08.12.2005г., существовали в редакции от 01.12.2012 года и изменениям не подвергались.
Однако ранее было предусмотрено абз.2 п.20 Правил ОСАГО, утвержденных Постановлением Правительства № 236 от 07.05.2003 г., что лица, ежегодно перезаключающие договор обязательного страхования у одного страховщика освобождались от необходимости предоставлять страховщику какие-либо сведения о своем страховании при заключении договора ОСАГО.
С 1 января 2013 года до 30 июня 2014 года включительно на страховщиков была возложена дополнительная обязанность осуществить сверку сведений, указанных в заявлении на страхование, с информацией, содержащейся в автоматизированной системе страхования, пунктами 3,5,6 статьи 6 ФЗ РФ от 25.12.2012 N 267-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", из содержания которых усматривается правовая возможность заключения договора ОСАГО с применяем КБМ=1 и исходя из данных, указанных в заявлении о заключении договора обязательного страхования, но при соблюдении условия отсутствия сведений о страховании, а также отсутствия в месте заключения договора обязательного страхования необходимой информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей техническую возможность получения содержащихся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования сведений о страховании. При этом в случае применения коэффициента, предусмотренного подпунктом "б" пункта 2 статьи 9 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", исходя из данных, указанных в заявлении о заключении договора обязательного страхования, страховщик не позднее чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты заключения договора обязательного страхования проверяет соответствие данных, указанных страхователем в заявлении о заключении договора обязательного страхования, сведениям о страховании, содержащимся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и, в случае выявления несоответствия данных, указанных страхователем в заявлении о заключении договора обязательного страхования и необходимых для расчета КБМ, сведениям о страховании, содержащимся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, осуществляет следующие действия: а) направляет страхователю уведомление о несоответствии данных, указанных страхователем в заявлении о заключении договора обязательного страхования, сведениям о страховании, содержащимся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, и о перерасчете страховой премии; б) вносит в автоматизированную информационную систему обязательного страхования сведения о владельцах транспортных средств, предоставивших страховщику заведомо ложные сведения, если эти сведения повлекли за собой уменьшение размера страховой премии; в) возвращает страхователю излишне уплаченную им часть страховой премии при наличии соответствующего заявления страхователя в письменной форме, если данные, указанные страхователем в заявлении о заключении договора обязательного страхования, повлекли за собой увеличение размера страховой премии.
Из анализа действующего законодательства следует, что обязанность производить правильный расчет страховой премии, вносить сведения в АИС РСА, а также производить сверку с АИС РСА правильности примененного при страховании КБМ, указанного в заявлении на страховании, возложена на страховщика, а не на страхователя.
По данным, представленным Российским Союзом страховщиков, АИС РСА содержит сведения о страховании Курбановой А.А. и Халилова Р.Х. начиная с ДД.ММ.ГГГГ года, в связи с чем исполнение страховщиком обязанности по сверке с АИС РСА сведений о страховании, указанных заявлении о заключении договора обязательного страхования, могло уже с ДД.ММ.ГГГГ года обеспечивать правильность определения, учета водительских классов и применения КБМ при заключении договоров ОСАГО в отношении истцов.
Как в соответствии с ранее действующим законодательством, так и в соответствии с действующим в настоящее время законодательством водителю мог быть присвоен водительский класс «№» при условии, что отсутствуют сведения о его страховании водителя либо водитель, имевший повышенный водительский класс, совершил виновное дорожно-транспортное происшествие, повлекшее выплаты страховых возмещений.
В силу того обстоятельства, что доказательств совершения страховых выплат суду не предоставлено, а АИС РСА содержались сведения о страховании Халилова Р.Х. и Курбановой А.А., у суда нет оснований полагать, что они при заключении спорных договоров ОСАГО являлись лицами, в отношении которых отсутствовали сведения о страховании, в связи с чем суд, приходит к выводу о том, что водительские классы в нарушение действующего законодательства не определялись по АИС РСА, т.к., в проливном случае, не могли принять значение «№».
Судом установлено и не оспорено ответчиком, что по договорам ОСАГО №, №, №, серии № при страховании были присвоены водительские классы со значением № (КБМ=1), что нашло свое подтверждение по сведениям о страховании, предоставленным из АИС РСА, в связи с чем суд находит обоснованным и подлежащим удовлетворению требование истцов о признании незаконным и ущемляющим права потребителей действия ООО «<данные изъяты>», выразившиеся в необоснованном занижении водительских классов по договорам ОСАГО №, №, №, №, поскольку, по мнению суда, при должном соблюдении законодательства со стороны страховщика по выполнению обязательства по определению водительских классов по АИС РСА, водительские классы истцов по указанным договорам ОСАГО не могли принять значение «№».
Согласно п.28 Постановления Пленума Верховного Суда № 17 от 28.06.2012г. «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при разрешении требований потребителей необходимо учитывать, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере) (пункт 4 статьи 13, пункт 5 статьи 14, пункт 5 статьи 23.1, пункт 6 статьи 28 Закона о защите прав потребителей, статья 1098 ГК РФ).
Доказательств того, что в момент заключения указанных договоров в АИС РСА не имелось сведений о страховании истцов, либо что непосредственно в месте заключения договоров отсутствовала необходимая информационно-телекоммуникационная инфраструктура, обеспечивающая техническую возможность получения содержащихся в АИС РСА сведений о страховании суду не представлено, ровно как и нет доказательств того, что ООО «Росгосстрах» в соответствии со 6 статьи 6 ФЗ РФ от 25.12.2012 N 267-ФЗ исполнил обязанность и произвел не позднее чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты заключения договоров ОСАГО (для договоров заключенных в период с 01.01.2013г. по 01.07.2014г.) проверку соответствие данных, указанных страхователем в заявлении о заключении договора обязательного страхования, сведениям о страховании, содержащимся в АИС РСА, выявил несоответствие данных и направил уведомление страхователю.
Суд принимает во внимание, что по запросу суда ООО «<данные изъяты>» не предоставил испрашиваемые сведения о страховании в отношении истцов и заявления на заключение договоров ОСАГО №, №, №, №.
По сведениям предоставленным АИС РСА Халилов Р.Х. с ДД.ММ.ГГГГ года имеет безаварийную историю вождения и безубыточного страхования, в связи с чем суд находит требование Халилова Р.Х. о признания за ним по полису №, №, № права на «№» водительский класс на начало годового срока страхования обоснованным.
Из анализа таблицы водительских классов, приведенных в Страховых тарифах ОСАГО, утверждённых Указанием Банка России от 19.09.2014 N 3384-У, следует, что водительский класс определяется моментом начала годового срока страхования и окончания годового срока страхования, т.е. указанными в полисе ОСАГО моментами начала и окончания его действия.
Признавая за истцом Халиловым Р.Х. права на «№» водительский класс по полису ОСАГО № со сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. суд учитывает, что согласно сведениям имеющимся в АИС РСА, предшествующим полисом ОСАГО прекратившим свое действие не более чем за один год до даты начала срока страхования по договору ОСАГО № считался договор ОСАГО № со сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., заключенный также в ООО «Росгосстрах» по «3-му» водительскому классу, который безубыточно прекратил свое действие в №. ДД.ММ.ГГГГ., сведения о нем имелись в АИС РСА и могли быть приняты во внимание страховщиком при заключении договора ОСАГО №.
В тоже время по отношению к полису ОСАГО № со сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., согласно сведениям имеющимся в АИС РСА, предшествующим полисом ОСАГО прекратившим свое действие не более чем за один год до даты начала срока страхования по договору ОСАГО № считался договор ОСАГО № со сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., заключенный в страховой компании СГ «МСК» по «№-му» водительскому классу, который безубыточно прекратил свое действие в №. ДД.ММ.ГГГГ., сведения о нем имелись в АИС РСА и могли быть приняты во внимание страховщиком при заключении договора ОСАГО №, а также после заключения договора ОСАГО при должном соблюдении требований статьи 6 ФЗ РФ от 25.12.2012 N 267-ФЗ.
По отношению к полисам ОСАГО № и серии № со сроками действия с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. согласно сведениям, имеющимся в АИС РСА, предшествующим полисом ОСАГО прекратившим свое действие не более чем за один год до даты начала срока страхования считался договор ОСАГО № со сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., сведения о безубыточном прекращении его действия имелись в АИС РСА и могли быть приняты во внимание страховщиком при заключении договоров ОСАГО № и серии №.
Из толкования п.п. «а» п.2 ст. 9 Закона об ОСАГО и Страховых тарифов ОСАГО следует, что единственным правовым основанием для понижения водительского класса (ухудшения положения страхователя или лица допущенного к управлению транспортным средством по полису ОСАГО) является установленный факт наличия страховой выплаты при наступлении страхового случая, произошедшего в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Суд с учетом отсутствия правовых оснований для сохранения за Халиловым Р.Х. «№» водительского класса считает необходимым признать за ним по договорам ОСАГО №, серии №, серии № права на «№» водительский класс на начало годового срока страхования, учитывая, что по договору ОСАГО № водительский класс Халилова Р.Х. должен был принять значение «№» на начало годового срока страхования («№» класс на момент окончания срока), если бы со стороны ООО «Росгосстрах» были бы приняты законные и своевременные меры, направленные на устранение несоответствий в части присвоенного водительского класса по данному полису.
Анализ представленных АИС РСА сведений показывает, что имеются основания для признания за Курбановой А.А.по полису ОСАГО № и полису ОСАГО № права на «№» водительский класс на начало годового срока страхования, а по полису ОСАГО № и полису ОСАГО № - права на «№» водительский класс на начало годового срока страхования.
Признавая за Курбановой А.А.по полису ОСАГО № со сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., заключенному на условиях без ограничения лиц, допущенных к управлению, где она являлась собственником транспортного средства, права на «№ водительский класс, суд учитывает наличие в АИС РСА сведений о страховании по предшествующему договору ОСАГО № со сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., где у Курбановой А.А. был «№-й» водительский класс. Договор ОСАГО № безубыточно прекратил свое действие на момент заключения договора ОСАГО № и сведения по нему могли быть приняты во внимание с целью применения КБМ.
Признавая за Курбановой А.А.по полису ОСАГО № права на «№ водительский класс, суд также учитывает наличие в АИС РСА сведений о страховании по предшествующему безубыточно прекратившему действие договору ОСАГО № со сроком действия, где у Курбановой А.А. был «№-й» водительский класс.
Признавая за Курбановой А.А. право на «№-й» водительский класс по полисам ОСАГО № и № со сроками действия с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. суд учитывает, что согласно сведениям, имеющимся в АИС РСА, предшествующим полисом ОСАГО прекратившим свое действие не более чем за один год до даты начала срока страхования Курбановой А.А. считался договор ОСАГО № со сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., сведения о безубыточном прекращении его действия имелись в АИС РСА и могли быть приняты во внимание страховщиком при заключении договоров ОСАГО № и №, если бы водительский класс Курбановой А.А. по полису ОСАГО № не был нарушен, либо был бы своевременно восстановлен при должном соблюдении требований статьи 6 ФЗ РФ от 25.12.2012 N 267-ФЗ.
Как следует из материалов дела и не оспорено ответчиком, истцы направляли в адрес ответчика претензии № от ДД.ММ.ГГГГ., в которых просили произвести правильность применения КБМ при заключении договоров ОСАГО №, №, №, серии №, вернуть переплаченные страховые премии.
В соответствии с п.1 ст.31 ФЗ РФ «О защите прав потребителей» требования потребителя об уменьшении цены за выполненную работу (оказанную услугу), о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами, а также о возврате уплаченной за работу (услугу) денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора, предусмотренные пунктом 1 статьи 28 и пунктами 1 и 4 статьи 29 настоящего Закона, подлежат удовлетворению в десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования. Ответчиком суду не были представлены доказательства добровольного удовлетворения требований Халилова Р.Х. и Курбановой А.А. по претензии.
В рамках рассмотрения обращений Халилова Р.Х. и Курбановой А.А. ООО «ДД.ММ.ГГГГ» имел возможность восстановить права страхователей. Доказательств удовлетворения требований истцов в добровольном порядке суду не представлено, в связи с чем суд считает необходимым произвести возврат переплаченных страховых премий страхователям с учетом восстановленных водительских классов.
В соответствии с п. 1 ст. 1102 Г К РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество.
Переплата по договору ОСАГО № составила <данные изъяты> рублей (<данные изъяты>-1980*1,1*0,85*1*1,8).
Переплата по договору ОСАГО № составила <данные изъяты> рублей (<данные изъяты>-1980*1,4*0,85*1-415,80).
Переплата по договору ОСАГО № составила <данные изъяты> рублей (<данные изъяты>-2574*1,1*0,8*1).
Переплата по договору ОСАГО № составила <данные изъяты> рублей (<данные изъяты>-2574*1,4*0,8*1).
На какие-либо иные обстоятельства, влияющие на правильность расчёта страховой премии, её размер стороны не ссылались.
Суд также считает возможным взыскать в пользу истцов компенсацию морального вреда на основании ст.15 ФЗ РФ «О защите прав потребителей» с учетом позиции Пленума Верховного Суда РФ, изложенной в п.45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", предписывающей при решении вопроса о компенсации потребителю морального вреда учитывать, что достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
С учетом разумности и объема нарушенных прав истцов в пользу Халилова Р.Х. подлежит взысканию <данные изъяты> рублей, а в пользу Курбановой А.А. – <данные изъяты> рублей в качестве компенсации морального вреда.
В соответствии с п. 6 ст. 13 ФЗ "О защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Сумма штрафа по настоящему иску подлежит взысканию в пользу Халилова Р.Х. с ответчика ООО «<данные изъяты>» в размере <данные изъяты> рублей = (<данные изъяты> + <данные изъяты> + <данные изъяты> + <данные изъяты>) / 2, а в пользу Курбановой А.А. - в размере <данные изъяты> рублей = (<данные изъяты> + <данные изъяты>) / 2.
Согласно статьей 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.56,59,60,68,98,100,113,167,194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Халилова Р.Х. и Курбановой А.А. – удовлетворить частично:
Признать незаконными и ущемляющими права потребителей действия ООО «<данные изъяты>», выразившиеся в необоснованном занижении водительских классов истцам по договорам ОСАГО №, №, №, №.
Признать за Халиловм Р.Х. по полису №, №, № права на «№» водительский класс на начало годового срока страхования,
Признать за Курбановой А.А.по полису ОСАГО № и полису ОСАГО № права на «№» водительский класс на начало годового срока страхования.
Признать за Курбановой А.А.по полису ОСАГО № и полису ОСАГО № права на «№» водительский класс на начало годового срока страхования,
Возложить на ООО «<данные изъяты>» обязанность внести в АИС РСА изменения о сведениях по страхованию по договорам ОСАГО №, серии №, №, № в части водительских классов лиц допущенных к управлению транспортными средствами на начало годового срока страхования.
Взыскать с ООО «<данные изъяты>» в пользу Халилова Р.Х. <данные изъяты> рублей в качестве неосновательного обогащения, <данные изъяты> рублей в качестве компенсации морального вреда, <данные изъяты> рублей в качестве штрафа.
Взыскать с ООО «<данные изъяты>» в пользу Курбановой А.А. <данные изъяты> рублей в качестве неосновательного обогащения, <данные изъяты> рублей в качестве компенсации морального вреда, <данные изъяты> рублей в качестве штрафа.
Взыскать с ООО «<данные изъяты>» в доход местного бюджета ГО г.Стерлитамак <данные изъяты> рублей в качестве государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 1 месяца со дня изготовления решения суда через Стерлитамакский городской суд РБ.
Председательствующий судья . З.Т.Забирова
.
.
.