ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-413/13 от 21.08.2013 Руднянского районного суда (Волгоградская область)

Дело № 2-413/2013

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п. Рудня 21 августа 2013 года

Руднянский районный суд Волгоградской области в составе:

председательствующего судьи Е.В. Лемешкина,

при секретаре Осьмаковой О.И.,

с участием заявителя ФИО1,

представителя заинтересованного лица - администрации Руднянского муниципального района Волгоградской области – ФИО2 по доверенности,

заместителя прокурора Руднянского района Волгоградской области Кузнецова М.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании части нормативного правового акта органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с вышеназванным заявлением, в обоснование указав, что постановлением администрации Руднянского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Административный регламент предоставления администрацией Руднянского муниципального района муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Руднянского муниципального района, юридическим и физическим лицам в аренду, постоянное (бессрочное) пользование» (далее – Административный регламент). Пунктом <данные изъяты> установлен перечень оснований для оставления заявки без рассмотрения и возврата документов Заявителю. Оставление без рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления не предусмотрено действующим законодательством. ФЗ от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином РФ (далее – гражданин) закрепленного за ним Конституцией РФ права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Согласно п. 1 ст. 9 ФЗ от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 10 вышеуказанного Федерального закона, орган местного самоуправления дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. 11 указанного Федерального закона. Конституционное право обращения граждан в органы местного самоуправления согласно ст. 55 Конституции РФ может быть ограничено только федеральными законами, а не актом органа местного самоуправления, каковым является Административный регламент, утвержденный постановлением администрации Руднянского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с п. 4 ст. 2 ФЗ от 27.07.2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», административный регламент является нормативным правовым актом, устанавливающим порядок и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги. Считает п. <данные изъяты> Административного регламента, утвержденного постановлением администрации Руднянского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ противоречащим ст. 55 Конституции РФ, а так же п. 1 ст. 9 и пп. 4 п. 1 ст. 10 ФЗ от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и нарушающим конституционное право обращения граждан в органы местного самоуправления. Просит суд признать п. <данные изъяты> Административного регламента предоставления администрацией Руднянского муниципального района муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Руднянского муниципального района юридическим и физическим лицам в аренду, постоянное (бессрочное) пользование», утвержденного постановлением администрации Руднянского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, недействующим со дня его принятия; взыскать с администрации Руднянского муниципального района в ее пользу судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.

В судебном заседании требования поддержала, пояснив, что ст. 33 Конституции РФ гражданам Российской Федерации гарантировано право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Нормативное содержание права, закрепленного ст. 33 Конституции РФ, включает в себя как правомочие личного обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, так и правомочие требования рассмотрения обращения в установленный срок компетентным лицом аппарата публичной власти и получения на него мотивированного и обоснованного ответа по существу поставленных в обращении вопросов. п. <данные изъяты> Административного регламента, утвержденного постановлением администрации Руднянского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, противоречит указанным принципам, а так же ФЗ п. 1 ст. 9 и пп. 4 п. 1 ст. 10 ФЗ от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Просит требования удовлетворить.

Представитель администрации Руднянского муниципального района Волгоградской области требования признала, пояснив, что п. <данные изъяты>. Регламента действительно не соответствовал ФЗ 210 «Об организации предоставления государственный и муниципальных услуг». В настоящее время, постановлением главы администрации Руднянского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ в регламент внесены изменения и п. <данные изъяты>. в соответствии с ФЗ № 210 от 27.07.2010 года предусмотрены основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги. Законом от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», на который ссылается заявитель, регулируются иные правоотношения, не связанные с организацией предоставления муниципальных услуг.

Выслушав заявителя, представителя заинтересованного лица, заключение прокурора, полагающего требования подлежащими удовлетворению, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствие со ст. 251 ГПК РФ Гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Согласно ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

В судебном заседании установлено, что в соответствии с Уставом Руднянского муниципального района Волгоградской области глава муниципального образования издает в пределах своих полномочий правовые акты в виде постановлений и распоряжений Главы муниципального образования, подлежащие обязательному исполнению на всей территории Руднянского муниципального района.
Постановлением главы администрации Руднянского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Административный регламент предоставления администрацией Руднянского муниципального района муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Руднянского муниципального района, юридическим и физическим лицам в аренду, постоянное (бессрочное) пользование».

Согласно п. 4 ст. 2 ФЗ от 27.07.2010 года № 210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», административный регламент является нормативным правовым актом, устанавливающим порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.

Постановление «Об утверждении регламента» опубликовано в районной газете «Трибуна» от ДД.ММ.ГГГГ, текст регламента обнародован на сайте Администрации Руднянского муниципального района.

Компетенция органа, принявшего нормативный правовой акт, заявителем не оспаривается. Нормативный акт принят администрацией Руднянского муниципального района в пределах своих полномочий на правовое регулирование данного вопроса.

Согласно пункту 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Проверяя соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего:

Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, регулируются ФЗ № 210 от 27.07.2010 г. «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

В силу пункта 1 статьи 6 указанного Федерального закона органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

Пунктом <данные изъяты> Административного регламента предоставления администрацией Руднянского муниципального района муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Руднянского муниципального района, юридическим и физическим лицам в аренду, постоянное (бессрочное) пользование», установлен перечень оснований для оставления заявки о предоставлении муниципальной услуги без рассмотрения и возврата документов Заявителю.

В статье 14 ФЗ 210 от 27.07.2010 г. «Об организации предоставления государственный и муниципальных услуг», указаны требования к стандарту предоставления государственной или муниципальной услуги.

Так п.п. 7 и 8 указанной статьи предусмотрены:

7) исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги;

8) исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной или муниципальной услуги;

При этом оснований для оставления заявки о предоставлении муниципальной услуги без рассмотрения и возврата на этом основании документов Заявителю, как указано п. <данные изъяты> Административного регламента, нормами ФЗ № 210 от 27.07.2010 г. не предусмотрено.

Таким образом, п. <данные изъяты> Административного регламента противоречит Федеральному Закону, имеющему большую юридическую силу, и подлежит признанию не действующим со дня его принятия.

Согласно п. 28 Постановления пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 г. № 48 (ред. от 09.02.2012 г.) «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд в соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

То обстоятельство, что заявитель оспаривал часть нормативного правового акта, считая его не соответствующим ФЗ № 59, в то время как суд пришел к выводу о противоречии его другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а именно ФЗ № 210, не может быть основанием для отказа заявителю.

Согласно части 3 статьи 246 ГПК РФ суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, оспариваемый акт или его часть подлежит проверке на предмет соответствия не только нормативным правовым актам, указанным в заявлении, но и другим нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу.

Учитывая изложенное, заявление ФИО1 подлежит удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 253, 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Заявление ФИО1 об оспаривании части нормативного правового акта администрации органа местного самоуправления Руднянского муниципального района Волгоградской области удовлетворить.

Признать п. <данные изъяты> Административного регламента предоставления администрацией Руднянского муниципального района муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Руднянского муниципального района юридическим и физическим лицам в аренду, постоянное (бессрочное) пользование», утвержденного постановлением администрации Руднянского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, недействующим со дня его принятия

Взыскать с администрации Руднянского муниципального района Волгоградской области в пользу ФИО1 расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Волгоградского областного суда через Руднянский районный суд в течение 1 (одного) месяца.

Судья: Е.В. Лемешкин.