ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-413/19 от 04.06.2019 Ефремовского районного суда (Тульская область)

Решение

именем Российской Федерации

04 июня 2019г. <адрес>

Ефремовский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего Алексеевой Л.Н.,

при секретаре Садыковой Я.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-413/2019 по иску администрации муниципального образования город Ефремов к ФИО1 о возмещении денежных средств на приобретение жилья,

установил:

глава администрации МО г.Ефремов ФИО4 обратился в суд с иском администрации МО г.Ефремов к ФИО1 о возмещении денежных средств на приобретение жилья.

В обоснование заявленного требования указано следующее.

В рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», согласно постановления администрации муниципального образования город Ефремов от 12.03.2015 №503, ФИО1 совместно с семьей в составе: ФИО2 - дочери, ФИО3 - сына, были признаны нуждающимися в жилом помещении. 26.06.2015 ФИО1 ФИО3, ФИО2 была предоставлена социальная выплата на приобретение квартиры по адресу: <адрес>, общей площадью 57,7 кв. м., в сумме 945000 рублей, из федерального бюджета - 378945,00 рублей и из областного бюджета 566055,00 рублей.

Согласно Типового положения №4 к федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» о предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам РФ, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, одним из условий права на получение социальной выплаты имеет гражданин постоянно проживающий в сельской местности, работающий по трудовому договору в сельской местности, имеющий собственные и (или) заемные средства в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, признанный нуждающимся в улучшении жилищных условий, а также молодая семья, под которой понимаются состоящие в зарегистрированном браке лица в возрасте на дату подачи заявления не старше 35 лет или неполная семья, которая состоит из одного родителя, чей возраст на дату подачи заявления не превышает 35 лет, и одного или более детей, в том числе усыновленных, в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия: работа хотя бы одного из членов молодой семья по трудовому договору или осуществление индивидуального предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сферы (основное место работы) в сельской местности, постоянное проживании в сельской местности, в которой хотя бы один из членов молодой семьи работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сферы.

Существенными условиями договора являются: обязательство члена молодой семьи (молодого специалиста) работать у работодателя по трудовому договору (осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в муниципальном образовании) не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты; право органа исполнительной власти (органа местного самоуправления) истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае невыполнения членом молодой семьи (молодым специалистом) обязательства.

В случае досрочного расторжения трудового договора право члена молодой семьи на социальную выплату сохраняется, если член молодой семьи (молодой специалист) в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем или организовал иную индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности.

При несоблюдении названных условий уполномоченный орган вправе в судебном порядке истребовать социальную выплату у получившего ее члена молодой семьи.

Ответчик ФИО1 свои обязательства не исполнила, уволилась из МУП «АгроЖилСервис» по собственному желанию 27.04.2016, об увольнении своевременно не уведомила, документы с нового места работы предоставила только после направления ей уведомлений.

ФИО1 на предприятиях агропромышленного комплекса или социальной сферы сельской местности после увольнения из МУП «АгроЖилСервис» не работала, в связи с чем, ей было предложено вернуть сумму социальной выплаты в связи с нарушением условий договора, в соответствии с которыми была произведена социальная выплата.

Сумма 945000 рублей, перечисленная ответчику по платежным поручениям №1837 от 27.07.2015, №624364 от 28.07.2015 представляет собою неосновательное обогащение и подлежит возврату в бюджет муниципального образования.

На основании изложенного, просит суд взыскать с ФИО1 в пользу администрации муниципального образования город Ефремов неосновательное обогащение за пользование денежными средствами на приобретение жилья в размере 945000 рублей.

В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО5 поддержала исковое требование по основаниям, изложенным в иске.

Ответчик ФИО1 в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, в представленном в суд возражении на иск указала следующее. В случае досрочного прекращения трудовых отношений не по инициативе члена молодой семьи и по основаниям, не связанным с нарушением им норм трудового законодательства, а также при наличии уважительных причин, явившихся причиной для досрочного расторжения трудового договора по инициативе члена молодой семьи (например, изменения организационной структуры и системы работы предприятия работодателя, невыплаты работодателем заработной платы в срок, необходимости ухода за тяжелобольным членом семьи и др.), член молодой семьи, постоянно проживающий в сельской местности и продолжающий осуществлять в этой местности трудовую деятельность, в том числе при отсутствии у него реальной (фактической) возможности трудоустроиться в течение 6 месяцев с момента прекращения трудовых отношений в организацию агропромышленного комплекса или социальной сферы, не может быть лишен права на социальную выплату на приобретение (строительство) жилого помещения». (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 03.12.2018 №89-КГ 18-10).

В данном случае считает, что у нее имелись уважительные причины для увольнения, поскольку у нее на иждивении находятся двое несовершеннолетних детей, которых она воспитывает одна после расторжения брака с мужем, а заработная плата, выплачиваемая в МУП «АгроЖилСервис», не могла обеспечить достойное проживание ей и ее детям. Каких-либо предприятий агропромышленного комплекса в д.Заречье с вакантными местами не имеется. Она продолжала трудиться и все организации, где она работала, находились в сельской местности. Предоставляемые в администрацию справки о месте ее работы, сомнений не вызывали. В связи с чем считает, что к ней не могут быть применены меры, связанные с нарушением условий социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности. Кроме того, указала, что она постоянно проживает с детьми в приобретенной квартире, другого жилья не имеет, как и других источников дохода.

Постановление Правительства РФ от 15.07.2013 №598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» утратило силу с 01.01.2018 в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 12.10.2017 №1243. Реализация мероприятий данной программы будет осуществляться в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. В соответствии с Приложением №1 (Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам.) Постановления Правительства РФ от 14.07.2012 №717 (ред. от 06.09.2018) «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы», гражданин имеет право на получение социальной выплаты при соблюдении в совокупности следующих условий: а) постоянное проживание в сельской местности (регистрация по месту жительства); б) работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности (непрерывно в течение не менее одного года на дату включения в сводные списки участников мероприятий - получателей социальных выплат и получателей жилья по договорам найма жилых помещений (далее - сводный список). Форма сводного списка утверждается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации; в) наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 13 настоящего Типового положения, а также средств, необходимых для строительства (приобретения) жилья в случае, предусмотренном пунктом 18 настоящего Типового положения. Доля собственных и (или) заемных средств (в процентах) в расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, в том числе отдельно по гражданам и молодым семьям (молодым специалистам), устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В случае если указанная доля установлена в размере менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, разница компенсируется за счет средств регионального (местного) бюджета субъекта Российской Федерации (муниципального образования). При отсутствии (недостаточности) собственных и (или) заемных средств гражданином могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в порядке, установленном Правилами направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.12.2007 №862 «О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий»; г) признание нуждающимся в улучшении жилищных условий. В целях настоящего Типового положения признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления, а также высшим исполнительным органом государственной власти г.Севастополя или органом исполнительной власти г.Севастополя, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти г.Севастополя по месту их постоянного жительства по основаниям, установленным статьей 51 ЖК РФ. Граждане, намеренно ухудшившие жилищные условия, могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий. Таким образом, на момент обращения в суд нормы, обязывающие ее работать в агропромышленном комплексе либо в социальной сфере сельской местности, не действуют. Основным требованием является проживание в сельской местности и работа не менее года. Кроме того, указала, что она постоянно проживает с детьми в приобретенной квартире, другого жилья не имеет, как и других источников дохода.

На основании изложенного, просит суд в исковых требованиях администрации МО город Ефремов отказать.

Выслушав пояснения явившихся в судебное заседание участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, оценив в совокупности все собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

В силу пунктов «ж», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий установлены Федеральным законом от 29.12.2006 №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (часть 2 статьи 1 указанного закона).

К основным целям государственной аграрной политики относится обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве (пункт 2 части 2 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2006 №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства»).

Пунктом 2 статьи 2 ЖК РФ предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Постановлением Правительства РФ от 15.07.2013 №598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» была утверждена федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», основными целями которой являлись: создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности; стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе путем создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности; содействие созданию высокотехнологичных рабочих мест на селе; активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов; формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни.

В рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» предусмотрены мероприятия по

улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе для молодых семей и молодых специалистов (Приложение №2 к федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года»).

Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.07.2013 №598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» (Приложение №3 к Постановлению Правительства РФ от 15.07.2013 №598) установлены порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности), в том числе молодых семей и молодых специалистов, осуществляемые в сельской местности, в которой реализуются инвестиционные проекты в сфере агропромышленного комплекса в первую очередь с государственной поддержкой за счет средств федерального бюджета.

Приложением №4 к Постановлению Правительства РФ от 15.07.2013 №598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» является Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам российской федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (далее - Типовое положение).

Пунктом 2 Типового положения установлено, что социальные выплаты гражданам, молодым семьям и молодым специалистам предоставляются за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов.

Социальные выплаты не предоставляются гражданам, молодым семьям и молодым специалистам, а также членам их семей, ранее реализовавшим право на улучшение жилищных условий в сельской местности с использованием средств социальных выплат (пункт 3 Типового положения).

Пунктом 4 Типового положения определены условия возникновения у граждан Российской Федерации права на получение социальной выплаты, к числу которых отнесены, в частности:

- постоянное проживание в сельской местности (подпункт «а» пункта 4);

- работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности (в течение не менее одного года на дату подачи заявления о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, по форме согласно приложению №6 к федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 №598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» (подпункт «б» пункта 4);

- наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 13 настоящего Типового положения, а также средств, необходимых для строительства (приобретения) жилья в случае, предусмотренном пунктом 18 настоящего Типового положения. Доля собственных и (или) заемных средств в процентах от расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, в том числе отдельно по гражданам и молодым семьям (молодым специалистам), устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В случае если указанная доля установлена в размере менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, разница компенсируется за счет средств регионального (местного) бюджета субъекта Российской Федерации (муниципального образования). При отсутствии (недостаточности) собственных и (или) заемных средств гражданином могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в порядке, установленном Правилами направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 №862 «О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий» (подпункт «в» пункта 4);

- признание нуждающимся в улучшении жилищных условий. В целях настоящего Типового положения признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса РФ. Граждане, намеренно ухудшившие жилищные условия, могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий(подпункт «г» пункта 4).

Порядок предоставления социальных выплат молодым семьям и молодым специалистам установлен разделом III Типового положения.

Согласно подпункту «а» пункта 33 Типового положения, право на получение социальных выплат на условиях, предусмотренных настоящим разделом, имеют: молодая семья, под которой понимаются состоящие в зарегистрированном браке лица в возрасте на дату подачи заявления в соответствии с пунктом 39 настоящего Типового положения не старше 35 лет или неполная семья, которая состоит из одного родителя, чей возраст на дату подачи заявления не превышает 35 лет, и одного или более детей, в том числе усыновленных, в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия:

- работа хотя бы одного из членов молодой семьи по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности;

- постоянное проживание в сельской местности, в которой хотя бы один из членов молодой семьи работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере;

- признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 4 Типового положения;

- наличие у молодой семьи собственных и (или) заемных средств в соответствии с пунктом 4 Типового положения.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 33 Типового положения, право на получение социальных выплат на условиях, предусмотренных настоящим разделом, имеет молодой специалист, под которым понимается одиноко проживающее или состоящее в браке лицо в возрасте на дату подачи заявления не старше 35 лет, имеющее законченное высшее (среднее профессиональное) образование, в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия:

- работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности в соответствии с полученной квалификацией;

- постоянное проживание молодого специалиста (и членов его семьи) в сельской местности, в которой молодой специалист работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере;

- признание молодого специалиста (и членов его семьи) нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 4 Типового положения;

- наличие у молодого специалиста (и членов его семьи) собственных и (или) заемных средств в соответствии с подпунктом «в» пункта 4 Типового положения.

На основании п.36 Типового положения:

а) под агропромышленным комплексом понимаются сельскохозяйственные товаропроизводители, признанные таковыми в соответствии со статьей 3 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства»;

б) под социальной сферой понимаются организации независимо от их организационно-правовой формы (индивидуальные предприниматели), выполняющие работы или оказывающие услуги в сельской местности в области здравоохранения, в том числе ветеринарной деятельности в сфере агропромышленного комплекса, образования, социального обслуживания, культуры, физической культуры и спорта.

Пунктом 42 Типового положения определено, что в случае предоставления молодой семье (молодому специалисту) социальной выплаты орган исполнительной власти (орган местного самоуправления - в случае перечисления субсидий в бюджет соответствующего муниципального образования), член молодой семьи (молодой специалист) и работодатель заключают трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты.

Согласно п.43 Типового положения, существенными условиями договора, указанного в пункте 42 настоящего Типового положения, являются:

а) обязательство члена молодой семьи (молодого специалиста) работать у работодателя по трудовому договору (осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в муниципальном образовании) не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты;

б) право органа исполнительной власти (органа местного самоуправления) истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае невыполнения членом молодой семьи (молодым специалистом) обязательства, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта.

Пунктом 45 Типового положения предусмотрено, что в случае досрочного расторжения трудового договора (прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности) право члена молодой семьи (молодого специалиста) на социальную выплату сохраняется, если член молодой семьи (молодой специалист) в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем или организовал иную индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности. При этом период трудовой деятельности у прежнего работодателя (период ведения прежней индивидуальной предпринимательской деятельности) учитывается при исполнении членом молодой семьи (молодым специалистом) обязательства, предусмотренного договором, указанным в пункте 42 Типового положения. При несоблюдении указанных условий орган исполнительной власти (орган местного самоуправления) сохраняет право истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты, что должно быть отражено в договоре, указанном в пункте 42 Типового положения.

Действие Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» досрочно прекращено с 01.01.2018 в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 12.10.2017 №1243 «О реализации мероприятий федеральных целевых программ, интегрируемых в отдельные государственные программы Российской Федерации».

Согласно Постановлению Правительства РФ от 12.10.2017 №1243 «О реализации мероприятий федеральных целевых программ, интегрируемых в отдельные государственные программы Российской Федерации», реализация мероприятий программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» будет осуществляться в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, включенной в перечень.

В судебном заседании установлено следующее.

Ответчик по делу ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является участником мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», в соответствии с условиями Программы ей и членам ее семьи: сыну- ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и дочери - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, была предоставлена социальная выплата в размере 945000 рублей на приобретение жилого помещения.

Распоряжением администрации МО Ясеновское Ефремовского района №46-к от 21.05.2014 ФИО1, с семьей в составе - сына ФИО3 и дочери - ФИО2 признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Постановлением администрации МО г.Ефремов от 12.03.2015 №503 «О признании граждан, нуждающихся в жилом помещении, и включении в списки участников Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года»», ФИО1, с семьей в составе - сына ФИО3 и дочери - ФИО2 были внесены в списки участников мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» государственной программы Тульской области «Развитие сельского хозяйства Тульской области».

Согласно договору купли-продажи, заключенному 03.07.2015, ФИО9 (продавец) продал покупателю ФИО1, действующей за себя лично и в интересах малолетних детей ФИО2 и ФИО3 в общую долевую собственность (с 1/3 долей у каждого) квартиру общей площадью 57,7 кв.м., расположенную по адресу: <адрес> В зачет стоимости квартиры вошли денежные средства в размере 945000 рублей (из федерального бюджета - 378945,00 руб. и из областного бюджета 566055,00 руб.), предоставленные ФИО1 в виде социальной выплаты, в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».

Как следует из материалов дела и пояснений ответчика ФИО1, у нее имелись уважительные причины для увольнения, поскольку у нее на иждивении находятся двое несовершеннолетних детей: ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которых она воспитывает одна после расторжения брака с мужем ФИО10ДД.ММ.ГГГГ, а заработная плата, выплачиваемая в МУП «АгроЖилСервис», не могла обеспечить достойное проживание ей и ее детям. Каких-либо предприятий агропромышленного комплекса в д.Заречье с вакантными местами не имеется. Она продолжала трудиться и все организации, где она работала, находились в сельской местности. Предоставляемые в администрацию справки о месте ее работы, сомнений не вызывали. В связи с чем считает, что к ней не могут быть применены меры, связанные с нарушением условий социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности. Кроме того, указала, что она постоянно проживает с детьми в приобретенной квартире, другого жилья не имеет, как и других источников дохода.

Судом установлено, что после увольнения 26.04.2016 из МУП «АгроЖилСервис», 27.04.2016 ФИО1 была принята на работу на должность кассира-контролера в отдел системы взимания платы в обособленное подразделение ПВП-322 ООО «Объединенные Системы Сбора платы», расположенном по адресу: <адрес>; 30.09.2016 трудовой договор расторгнут в связи с истечением срока трудового договора, (п.2 ч.1 ст.77 ТК РФ).

В период с 23.10.2016 по 24.03.2017 ФИО1 работала бухгалтером у ИП ФИО6, юридический и фактический адрес: <адрес>.

Как следует из материалов дела и доводов истца, 25.07.2016 администрацией МО Ефремовский район в адрес ФИО1 направлено информационное письмо о необходимости трудоустройства в срок до 31.07.2016 на предприятие агропромышленного комплекса (или социальной сферы) сельской местности.

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля Свидетель №1 пояснила, что в адрес ФИО1 неоднократно направлялись информационные письма о необходимости предоставления информации о месте ее трудоустройства. Предоставленные впоследствии ФИО1 сведения о ее месте работы были приняты, вместе с тем, ей было разъяснено о необходимости трудоустройства на предприятие агропромышленного комплекса или социальной сферы сельской местности.

Таким образом, из приведенных обстоятельств следует, что после увольнения 26.04.2016 ФИО1 из МУП «АгроЖилСервис», она не смогла найти на территории Ефремовского района Тульской области работу на предприятиях агропромышленного комплекса и в учреждениях социальной сферы, в связи с чем трудоустраивалась в организации, расположенные в сельской местности, на территории Ефремовского района Тульской области.

Разрешая спор, суд, руководствуясь вышеприведенными положениями нормативных актов, из которых следует, что формой обеспечения жилым помещением молодых семей (молодых специалистов), нуждающихся в улучшении жилищных условий, проживающих и работающих в сельской местности в организациях агропромышленного комплекса или социальной сферы, является предоставление им за счет бюджетных средств социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья. Одним из условий предоставления этой выплаты является работа гражданина (члена молодой семьи, молодого специалиста) в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности в течение 5 лет с момента предоставления такой выплаты. В случае досрочного расторжения трудового договора право члена молодой семьи на социальную выплату сохраняется, если член молодой семьи (молодой специалист) в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем или организовал иную индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности. При несоблюдении названных условий уполномоченный орган вправе в судебном порядке истребовать социальную выплату у получившего ее члена молодой семьи.

Вместе с тем, с учетом целей и задач государственной аграрной политики, направленных на повышение уровня жизни сельского населения, включая обеспечение жильем молодых семей, проживающих и работающих в сельской местности и не имеющих достаточных собственных средств для приобретения жилья, путем предоставления им социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения, само по себе досрочное расторжение трудового договора с членом молодой семьи - получателем социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения - без учета того, по чьей инициативе были прекращены трудовые отношения, и без учета конкретных обстоятельств, приведших к досрочному расторжению трудового договора, в случае если член молодой семьи в срок, не превышающий 6 месяцев, не продолжил работу в сельской местности в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы, в том числе путем осуществления предпринимательской деятельности в названных сферах, не может служить безусловным основанием для истребования у него этой выплаты.

Следовательно, в случае досрочного прекращения трудовых отношений не по инициативе члена молодой семьи и по основаниям, не связанным с нарушением им норм трудового законодательства, а также при наличии уважительных причин, явившихся причиной для досрочного расторжения трудового договора по инициативе члена молодой семьи (например, изменения организационной структуры и системы работы предприятия работодателя, невыплаты работодателем заработной платы в срок, необходимости ухода за тяжелобольным членом семьи и др.), член молодой семьи, постоянно проживающий в сельской местности и продолжающий осуществлять в этой местности трудовую деятельность, в том числе при отсутствии у него реальной (фактической) возможности трудоустроиться в течение 6 месяцев с момента прекращения трудовых отношений в организацию агропромышленного комплекса или социальной сферы, не может быть лишен права на социальную выплату на приобретение (строительство) жилого помещения.

Исходя из установленных в ходе судебного разбирательства по делу обстоятельств, суд принимает во внимание, что изменение ФИО1 места работы было вызвано обстоятельствами, которые суд признает уважительными, при этом, учитывает, что ФИО1 не утратила статус члена молодой семьи, имеет на иждивении двух несовершеннолетних детей, за указанный период работала и работает в настоящее время на предприятии в сельской местности, постоянно проживает в приобретенной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, в связи с чем право на социальную выплату на строительство (приобретение) жилья в сельской местности у ФИО1 сохраняется.

Сохранение за ФИО1 права на социальную выплату на строительство (приобретение) жилья в сельской местности отвечает целям и задачам федерального целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013г. №598, и не противоречит сути государственной программы по улучшению жизненных условий молодых семей, проживающих в сельской местности, и не обладающих достаточными собственными средствами для приобретения жилья.

Принимая во внимание изложенное, учитывая требование п.1 ст.67 ГПК РФ, согласно которой суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, и, в силу положений ст.ст.59, 60 ГПК РФ, признавая их относимыми, допустимыми доказательствами по делу, принятыми судом, с учетом установленных обстоятельств, исходя из требований вышеуказанных норм права, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований администрации МО г.Ефремов к ФИО1 о возмещении денежных средств на приобретение жилья.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований администрации муниципального образования город Ефремов к ФИО1 о возмещении денежных средств на приобретение жилья, отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Ефремовский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 07.06.2019.

Председательствующий