№ 2-413/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Абатское 06 октября 2016 года
Абатский районный суд Тюменской области в составе:
председательствующего судьи Лихачевой Н.В.,
при секретаре Чикишевой Н.Б.,
с участием истца ФИО5, представителя Межрайонного управления социальной защиты населения (Абатский, Викуловский и Сорокинский районы) ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО7 <данные изъяты> к Межрайонному управлению социальной защиты населения (Абатский, Викуловский и Сорокинский районы), Департаменту социального развития Тюменской области о признании незаконными решения об отказе в выдаче удостоверения «Ветеран труда», об обязании Департамента социального развития Тюменской области присвоить звание «Ветеран труда», выдаче удостоверения,
установил:
Истец ФИО5 обратилась в суд с иском к межрайонному управлению социальной защиты населения (Абатский, Викуловский, и Сорокинский районы) о признании незаконным решения об отказе в выдаче удостоверения «Ветеран труда» и о понуждении к выдаче удостоверения «Ветеран труда», мотивируя свои требования тем, что она обратилась к ответчику с заявлением присвоении ей звания «Ветеран труда» и представила документы. Ответчик ответом от 06.05.2016 года № 270 отказал в присвоении звания «Ветеран труда». Она считает, что данный отказ незаконный. Она в период с 06.10.1978 г. по 29.09.1980 г. работала в должности инструктора Абатского райкома ВЛКСМ. На основании распоряжения работодателя и Абатского районного совета народных депутатов была направлена на работу в органы статистики для проведения Всесоюзной переписи населения и утверждена в должности зам. начальника первого переписного сельского отдела. Она была освобождена от основной работы на 4 дня в ноябре 1978 года для прохождения инструктажа и 54 дня рабочих дня в декабре 1978 года и январе-феврале 1979 года, с сохранением среднего заработка по месту основной работы. Она проверяла правильность переписи населения, в том числе путем выборочного обхода граждан, представляла отчеты в органы статистики. Распоряжением Абатского районного совета народных депутатов зам. начальника первого переписного сельского отдела была утверждена ФИО1. Однако ФИО1 в переписи не участвовала, а вместо неё на указанную должность была назначена она. Постановлением Совета Министров СССР № 640 от 02.07.1979 года всем работникам, принимавшим участие в проведении Всесоюзной переписи населения 1979 года была объявлена благодарность. Запись об объявлении благодарности за участие в проведении Всесоюзной переписи населения 1979 года была внесена в её трудовую книжку, она была награждена почетной грамотой. Полагает, что она имеет право на получение удостоверения «Ветеран труда», так как имеет необходимый трудовой стаж и ведомственный знак отличия в труде. Получение удостоверения «Ветеран труда» даст ей возможность пользоваться льготами и мерами социальной поддержки, которые установлены действующим законодательством о ветеранах. Однако межрайонным управлением социальной защиты населения (Абатский, Викуловский и Сорокинский районы), куда она обратилась за решением вопроса о присвоении ей звания «Ветеран труда», в присвоении указанного звания ей было отказано, поскольку они считают, что объявление благодарности может быть рассмотрено как ведомственный знак отличия в труде только в отношении штатных работников органов государственной статистики, а она на штатную должность в органы статистики зачислена не была. Просит признать незаконным отказ от 16 мая 2016 года за № 270 межрайонного управления социальной защиты населения (Абатский, Викуловский и Сорокинский районы) в присвоении ей звания «Ветеран труда» и обязать межрайонное управление социальной защиты населения (Абатский, Викуловский и Сорокинский районы) присвоить ей звание «Ветеран труда» и выдать удостоверение «Ветеран труда».
В ходе рассмотрения дела истец ФИО5 увеличила исковые требования, просила также признать отказ Департамента социального развития Тюменской области от 09.08.2016 г года № 145 в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным. Обязать департамент социального развития Тюменской области присвоить ей звание «Ветеран труда» и выдать удостоверение «Ветеран труда», поскольку в настоящее время полномочия по решению вопроса о выдаче удостоверения «Ветеран труда» переданы Департаменту социального развития Тюменской области.
В судебном заседании истец исковые требования поддержала по основаниям указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика межрайонного управления социальной защиты населения (Абатский, Викуловский и <адрес>ы) по доверенности ФИО6 с исковыми требованиями ФИО5 не согласилась, суду пояснила, что письмом Федеральной службы государственной статистики № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что объявление благодарности ФИО1 работникам, принимавшим участие в проведении переписи 1979 и 1989 годов, является формой поощрения ФИО1. Данные награды могут быть рассмотрены как ведомственные знаки отличия в труде только в отношении штатных работников органов государственной статистики. Следовательно, благодарность следует рассматривать как форму поощрения, а не как ведомственный знак отличия в труде, что не является основанием для получения истцом удостоверения «Ветеран труда». Считает исковые требования ФИО2 необоснованными, просит в удовлетворении иска отказать.
Представитель ответчика Департамента социального развития Тюменской области в судебное заседание не явился, от представителя ФИО2 поступило заявление о рассмотрении дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав стороны, допросив свидетелей, оценив представленные доказательства в совокупности и взаимосвязи, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
Статьей 7 Федерального закона «О ветеранах» № 5-ФЗ от 12 января 1995 года предусмотрено, что ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статьёй 2 Закона Тюменской области «О ветеранах труда в Тюменской области» № 23 от 26.09.2007 года установлены критерии определения категории «ветеран труда». Указанной статьей Закона Тюменской области к ветеранам труда отнесены, в том числе и лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Положения вышеуказанных Федерального закона «О ветеранах» и Закона Тюменской области «О ветеранах труда в Тюменской области» не содержат условий отнесения тех или иных знаков отличия к ведомственным, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда».
Постановлением Совета Министров СССР от 29.04.1975 г. № 353 принято решение о проведении Всесоюзной переписи населения в январе 1979 года. Обязанности по подготовке и проведению Всесоюзной переписи населения 1979 года были возложены на ЦСУ СССР и его органы в республиках, краях, областях, городах и районах.
Пунктом 6 вышеуказанного Постановления Совета Министров СССР № 353 от 29.04.1975 Советам Министров союзных и автономных республик, исполкомам краевых, областных, городских и районных Советов депутатов трудящихся на территории, где будет проводится подобная перепись населения, было указано привлечь в качестве счетчиков и инструкторов –контролеров работников учреждений, организаций и предприятий для выполнения по проведению этой переписи. Лица, привлекаемые для проведения пробной переписи населения, освобождались от основой работы с сохранением за ними среднего заработка ( включая премии, входящие в фонд заработной платы) по месту их основной работы, на следующие сроки: счетчики в городских поселениях на 18 и в сельской местности на 20 рабочих дней, инструкторы - контролеры в городских поселениях на 28 и в сельской местности на 30 рабочих дней.
Таким образом, вышеуказанным Постановлением Совета Министров СССР № 353 от 29.04.1975 лица, привлекаемые для подготовки, проведения Всесоюзной переписи населения 1979 года и разработки ее материалов были привлечены по своим правам, гарантиям и компенсациям к штатным работникам органов статистки, на которые была возложена обязанность по проведению переписи населения.
Постановлением Совета Министров СССР «О поощрении работников, принимавших участие в проведении Всесоюзной переписи населения 1979 года» № 640 от 02 июля 1979 г. всем работникам, принимавшим участие в проведении Всесоюзной переписи населения 1979 года была объявлена благодарность. (л.д.24)
Приказом Центрального статистического управления СССР от 05.07.1979 № 347 руководителям предприятий, учреждений и организаций приказано внести в трудовые книжки работников, принимавших участие в проведении Всесоюзной переписи населения 1979 года, запись об объявленной им благодарности. (л.д.25)
Указание Совета Министров СССР обеспечить направление соответствующих представлений об объявлении благодарности работникам предприятий, учреждений и организаций, привлекавшимся наряду с работниками органов статистики к проведению Всесоюзной переписи населения 1979 года, указывает на то, что объявленная указанным лица благодарность по своей сути направлена на отличительную оценку уполномоченным руководящим органом вклада указанных работников в деятельность в области статистики.
Таким образом, объявление благодарности работникам предприятий, учреждений и организаций, привлекавшимся наряду с работниками органов статистики к работе по подготовке и проведению Всесоюзной переписи населения 1979 года, относится к ведомственному знаку отличия.
В соответствии с Постановлением Правительства Тюменской области от 18.03.2016 г. № 97-р органом, уполномоченным рассматривать вопросы о выдаче удостоверения «Ветеран труда» определен Департамент социального развития Тюменской области. На основании приказа Департамента социального развития Тюменской области от 25.04.2016 № 95-п решение о выдаче (об отказе в выдаче) удостоверений принимается и подписывается начальником управления обеспечения социальных гарантий Департамента социального развития Тюменской области. (л.д. 35-72)
Согласно информации архивного отдела администрации Абатского муниципального района документы Абатского райкома ВЛКСМ на хранение в архивный отдел не поступали (л.д.19)
Согласно информации ГБУТО ГАСПИТО сведений за 1978-1980 годы о направлении ФИО8 на общественную работу для участия в переписи населения нет, документы исполнительного комитета Абатского районного совета народных депутатов на государственное хранение не поступали. Из архивной справки ГБУТО ГАСПИТО следует, что ФИО8 получала заработную плату за период с октября 1978 года по сентябрь 1980 года (л.д.21-22)
Свидетель ФИО3 суду показал, что в конце 70-х годов ФИО5 (ФИО9), работала в райкоме комсомола инструктором. Он в те годы работал заведующим организационным отделом райкома комсомола. В 1979 году проходила всесоюзная перепись населения и по приказу на перепись была направлена ФИО1 У ФИО10 на конец года была большая отчетность, т.к. она была заведующей отделом, поэтому руководство решило на перепись направить ФИО11
Свидетель ФИО4 суду показала, что в 1979 году она работала на переписи населения. ФИО11 была начальником их отдела переписи. Они ей сдавали все отчеты по переписи. Они с ФИО5 делали выездные проверки по переписи, выборочно проверяли по бланкам перепись. Их награждали грамотами Совета Министров и вносили запись в трудовую книжку.
Свидетель ФИО1 показала: с 1977 по 1981 год она работала в райкоме комсомола заведующей сектором учета и финансов. В 1979 году проходила всесоюзная перепись населения. Она была внесена в переписные кадры, однако участие в переписи не принимала. Вместо нее по распоряжению руководителя была направлена ФИО8 (ФИО7). Документально это оформлено не было. На время участия ФИО8 в переписи за ней сохранялось заработная плата по основному месту работы.
Судом установлено, что ФИО5, в период с 06.10.1978 года по 29.09.1980 года работала в должности инструктора Абатского райкома ВЛКСМ. Из распоряжения № 164 от 29 сентября 1978 года «Об утверждении переписных кадров по Всесоюзной переписи населения» усматривается, что в переписные кадры была включена ФИО1 (л.д.20) Однако на основании распоряжения работодателя на работу в органы статистики для проведения Всесоюзной переписи населения была направлена ФИО11, которая была утверждена в должности зам. начальника первого переписного сельского отдела. На этот период ФИО8 была освобождена от основной работы с сохранением заработной платы.
Как следует из материалов дела, в разделе «Сведения о поощрениях и награждениях» трудовой книжки ФИО12 имеется запись об объявлении ей благодарности от имени Совета Министров СССР за успешное проведение Всесоюзной переписи населения 1979 года. (л.д.15)
В материалах дела имеется почетная грамота о награждении ФИО13 (ФИО7) Тюменским ОБКОМОМ ВЛКСМ за активное участие в проведении Всесоюзной переписи населения 1979 года. (л.д.18)
Согласно свидетельству о заключении брака ФИО8 после заключения брака присвоена фамилия ФИО7. (л.д.12)
По факту обращения истца к ответчику Межрайонное управление социальной защиты населения (Абатский, Викуловский и Сорокинский районы) с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» истице было отказано, поскольку объявление благодарности в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР для лиц, привлеченных из сторонних организаций, следует рассматривать как форму поощрения, а не как ведомственный знак отличия в труде. (л.д.26)
По факту обращения истца к ответчику Департаменту социального развития Тюменской области с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» истице отказано, в обосновании отказа указано - несоответствие награды. (л.д.92-93)
В трудовой книжке ФИО5 23.08.1979 года на основании Постановления Совета Министров СССР «О поощрении работников, принимавших участие в проведении Всесоюзной переписи населения 1979 года» № 640 от 02 июля 1979 г, работодателем была внесена запись об объявлении ей благодарности за успешное проведение Всесоюзной переписи населения 1979 года, т.е. она была награждена ведомственным знаком отличия в труде. (л.д.15)
Наличие у ФИО5 трудового стажа ответчиком не оспаривается. Согласно копии удостоверения ФИО5 является получателем трудовой пенсии по старости с 30.01.2016 года. (л.д.17)
При таких обстоятельствах награждение ФИО5 ведомственным знаком отличия в труде и наличие у нее необходимого трудового стажа свидетельствует о наличии законных оснований для присвоения ей звания «Ветеран труда»
Факт участия ФИО5 в переписи ответчиками не оспаривается.
На основании изложенного суд пришел к выводу, что отсутствие соответствующей документации о направлении истца для участия в переписи, а также невнесение в трудовую книжку истца записи об его участии в проведении Всесоюзной переписи населения 1979 года свидетельствует о неправильности ведения делопроизводства в организации, что не зависело от ФИО5 и не может лишить ее права на присвоение звания «Ветеран труда» и получения мер социальной поддержки, установленных для ветерана труда.
Сообщение архивного отдела администрации Абатского муниципального района и ГБУТО ГАСПИТО об отсутствии документов по итогам Всесоюзной переписи населения 1979 года не свидетельствует о том, что ФИО5 в проведении Всесоюзной переписи населения не участвовала.
Учитывая вышеизложенное, ФИО5 имеет законное право на присвоение звания «Ветеран труда».
Таким образом, отказ Межрайонного управления социальной защиты населения (Абатский, Викуловский и Сорокинский районы) и отказ Департамента социального развития Тюменской области в выдаче ФИО5 удостоверения «Ветеран труда» являются незаконными, а исковые требования ФИО5 подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Иск ФИО7 <данные изъяты> удовлетворить.
Признать отказ Межрайонного управления социальной защиты населения (Абатский, Викуловский и Сорокинский районы) от 06.05.2016 года № 270 в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным.
Признать отказ Департамента социального развития Тюменской области от 09.08.2016 г года № 145 в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным.
Признать за ФИО7 <данные изъяты> право на присвоение звания «Ветеран труда».
Обязать Департамент социального развития Тюменской области выдать ФИО7 <данные изъяты> удостоверение «Ветеран труда».
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Абатский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий:
Решение суда в окончательной форме принято 11 октября 2016 года