ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-413/2021 от 20.09.2021 Сланцевского городского суда (Ленинградская область)

Дело № 2 – 413/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Сланцы 20 сентября 2021 года

Сланцевский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Кошелевой Л.Б.

с участием прокурора Кулешовой С.Г.,

при помощнике судьи Нигуле А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сланцевского городского прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению «Сланцевская средняя общеобразовательная школа №3» об обязании обеспечить доступ в здание образовательного учреждения для маломобильных групп населения,

УСТАНОВИЛ:

Сланцевский городской прокурор, действующий в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском к ответчику МОУ «Сланцевская средняя общеобразовательная школа №3» об обязании обеспечить доступность образовательного учреждения, расположенного по адресу: <...>, для маломобильных групп населения путем установки пандуса, соответствующего требованиям СП59.13330.2016 в срок 12 месяцев после вступления решения суда в законную силу.

В исковом заявлении указано, что во исполнение задания прокуратуры Ленинградской области в сфере обеспечения доступа к объектам социальной сферы маломобильным категориям граждан, Сланцевской городской прокуратурой проведена проверка, в ходе которой выявлены нарушения, допущенные МОУ«Сланцевская средняя общеобразовательная школа №3».

Как установлено проверкой, в нарушение положений ст.ст.2,15,19 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", и требований СП 59.13330 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденного Приказом Минстроя России от 14.11.2016 №798/пр ни один из входов в здание МОУ «Сланцевская СОШ №3», по адресу осуществления образовательной деятельности: ул. Грибоедова, д. 19б, г. Сланцы Ленинградской области, не оборудован пандусом, что нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе права маломобильных групп граждан на обеспечение условий доступности объектов образования

С учетом изложенного, несоблюдение условий доступности для инвалидов объектов и представляемых на них услуг в сфере образования является дискриминацией инвалидов.

В судебном заседании старший помощник Сланцевского городского прокурора Кулешова С.Г. требования поддержала в полном объёме по доводам, изложенным в исковом заявлении, пояснила, что при проведении прокуратурой проверки соблюдения действующего законодательства в образовательных учреждениях на территории Сланцевского муниципального района в МОУ «Сланцевская СОШ №3» были выявлены нарушения законодательства об образовании и защите прав инвалидов, а именно: не один из входов в образовательное учреждение не оборудован пандусом, что нарушает права неопределенного круга лиц. Просила обязать МОУ «Сланцевская СОШ №3» обеспечить доступность образовательного учреждения для маломобильных групп населения, а именно: обеспечить доступность образовательного учреждения, расположенного по адресу: <...>, для маломобильных групп населения, путем установки пандуса в срок 12 месяцев после вступления решения суда в законную силу.

Представитель ответчика МОУ «Сланцевская СОШ №3» ФИО1, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования прокурора признал в полном объёме, при этом пояснил, что в настоящее время образовательным учреждением получено несколько коммерческих предложений по поводу установки пандуса, в связи с чем принимаются меры к подготовке необходимой документации для выполнения работ.

Суд, заслушав пояснения прокурора, представителя ответчика, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации независимо от организационно-правовых форм обязаны создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

В соответствии со ст. 18 ФЗ РФ от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

В силу ст. 19 Закона государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки.

В силу ст. 9 «Конвенции о правах инвалидов» меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться на здания, дороги, транспорт и другие, внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.

К объектам социальной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся: жилые здания государственного и муниципального жилищного фонда; административные здания и сооружения; объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.); объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, кредитные учреждения; гостиницы, отели, иные места.

Перечисленные в ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" гарантии являются конституционными и направлены на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод. При этом исполнение установленной в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" обязанности по осуществлению мер социальной защиты инвалидов по созданию беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры не поставлено в зависимость от строительства и реконструкции данного объекта.

Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах: СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утвержденных Приказом Минстроя России от 14 ноября 2016 года № 798/пр.Так, согласно п. 4.4 СП 59.13330.2016, в зданиях и сооружениях должны быть обеспечены для маломобильных групп населения условия для использования в полном объеме помещений для безопасного осуществления необходимой деятельности самостоятельно либо с помощью сопровождающего, а также эвакуации в случае чрезвычайной ситуации.

В силу пункта 6.1.1 СП 59.13330.2016 в общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием.

Из п. 6.1.2 СП 59.13330.2016 следует, что в доступных входах в здание (сооружение) следует свести к минимуму разность отметок тротуара и тамбура. При перепаде высот входные площадки кроме лестницы должны иметь пандус. Их поручни должны соответствовать техническим требованиям к опорным стационарным устройствам. При ширине лестниц на основных входах в здание 4,0 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные двусторонние поручни. Наружный пандус должен иметь уклон не круче 1:20 (5%). При ограниченном участке застройки или наличии подземных коммуникаций перед входом допускается проектировать пандус с уклоном не круче 1:12 (8%) при длине марша не более 6,0 м. Параметры пандуса следует принимать по 5.1.15.

В соответствии с п. 5.1.15 СП 59.13330.2016, длина горизонтальной площадки прямого пандуса должна быть не менее 1,5 м. В верхнем и нижнем окончаниях пандуса следует предусматривать свободные зоны размерами не менее 1,5 x 1,5 м. Аналогичные площадки (не менее 1,5 x 1,5 м) должны быть предусмотрены при каждом изменении направления пандуса.

Пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 и 0,7 м с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам. Расстояние между поручнями пандуса одностороннего движения должно быть в пределах 0,9 - 1,0 м. По продольным краям марша пандуса следует устанавливать бортики высотой не менее 0,05 м.

Верхний и нижний поручни пандуса должны находиться в одной вертикальной плоскости. Размеры длины и высоты поручней всех лестниц и пандусов допускается изменять по месту в пределах +/- 0,03 м.

Как видно из материалов дела, по результатам проверки, проведенной Сланцевской городской прокуратурой, установлено, что в нарушение требований статьи 15 Федерального закона № 181-ФЗ должностными лицами МОУ «Сланцевская средняя общеобразовательная школа №3» не принято мер, направленных на предоставление условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Согласно ч. 4 ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственники этих объектов по согласованию с общественными объединениями инвалидов должны осуществлять меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Вышеуказанные нормы федерального законодательства предусматривают публичную обязанность по обеспечению доступности самих зданий и сооружений (а не просто услуг) для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, при этом законодатель не связывает эту обязанность с тем, когда было построено то или иное здание, являющееся объектом социальной инфраструктуры, кому из субъектов оно принадлежит на праве собственности.

Доступность зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения обеспечивается, в том числе путем оборудования в указанных зданиях и сооружениях пандусов.

При таких обстоятельствах, неисполнение ответчиком своих обязанностей по обеспечению маломобильным категориям граждан условий для беспрепятственного доступа к объектам социального назначения, нарушает их право на достойную жизнь и свободное развитие.

Таким образом, все исследованные обстоятельства указывают на то, что прокурор правомерно обратился в суд с иском в порядке ст. 45 ГПК РФ, его требования направлены на понуждение ответчика исполнить обязанности, возложенные на него законом.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика со взысканием с него необходимых расходов.

В силу положений части 2 указанной статьи, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Из содержания вышеприведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса сторон.

С учётом характера гражданского дела, объема работ, которые предстоит ответчику выполнить, принципа разумных пределов исполнения решения, суд считает, что испрошенный прокурором срок, в течение которого судебное решение должно быть исполнено, является разумным и достаточным для принятия ответчиком мер по устранению нарушений действующего законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования Сланцевского городского прокурора действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению «Сланцевская средняя общеобразовательная школа №3» об обязании обеспечить доступ в здание образовательного учреждения для маломобильных групп населения удовлетворить.

Обязать МОУ «Сланцевская средняя общеобразовательная школа №3» обеспечить доступность образовательного учреждения, расположенного по адресу: <...>, для маломобильных групп населения путем установки пандуса, соответствующего требованиям СП 59.13330.2016, в срок 12 месяцев после вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Ленинградский областной суд с подачей жалобы через Сланцевский городской суд Ленинградской области.

Председательствующий судья Кошелева Л.Б.

Мотивированное решение составлено 24 сентября 2021 года.