ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-413/2022 от 20.07.2022 Октябрьского районного суда (Ростовская область)

61RS0047-01-2022-000332-33 Дело № 2-413/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Каменоломни 20 июля 2022 года

Октябрьский районный суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Купченко Н.В., при секретаре Кулагиной Г.Ф., с участием представителя истца – помощника прокурора Октябрьского района Ростовской области Крылова А.А., представителей ответчика ФИО1 и ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ростовского межрайонного природоохранного прокурора к муниципальному бюджетному учреждению «Эксплуатация и благоустройство», третьи лица: Донское бассейновое водное управление федерального агентства водных ресурсов, Министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области, Администрация Октябрьского района Ростовской области, об обязании совершить определенные действия,-

У С Т А Н О В И Л :

Ростовский межрайонный природоохранный прокурор в интересах РФ обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному учреждению «Эксплуатация и благоустройство», об обязании совершить определенные действия. В обоснование заявленных исковых требований истец указал на те обстоятельства, что Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе надзора за исполнением законов в сфере охраны и использовании водных объектов выявлены нарушения законов, допущенные муниципальным бюджетным учреждением «Эксплуатация и благоустройство» при сбросе сточных вод в водные объекты. Установлено, что МБУ «Эксплуатация и благоустройство» является водопользователем, осуществляет сброс сточных вод в водные объекты р. Аюта и б. Цурюпа на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от 27.03.2020 года . В нарушение норм ст. 3, 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч.ч. 1,2 ст. 30 Водного кодекса Российской Федерации,, постановления Правительства Российской Федерации от 10.04.2007 № 219 ответчик осуществляет сброс сточных вод без использования приборов учета. Согласно п.п. 4, 11 Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, утвержденного приказом Минприроды России от 09.11.2020 года № 903, измерение объема сброса сточных, в том числе, дренажных, вод осуществляется на каждом выпуске сточных, в том числе, дренажных, вод средствами измерения расходов (уровней) воды, которые устанавливаются на сооружениях для сброса сточных, в том числе дренажных, вод. По согласованию с соответствующим территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов в случае отсутствия технической возможности установки средств измерений, объем забранной воды (сбрасываемых сточных, в том числе дренажных, вод) определяется исходя из времени работы и производительности технических средств (насосного оборудования), норм водопотребления (водоотведения) или с помощью других методов. Иных исключений данный Порядок не содержит. Согласно действующему решению о предоставлении водного объекта в пользование от 27.03.2020 года, а также приложениям к нему в виде пояснительной записки, расчета и обоснования заявленного объема сброса сточных вод и показателей их качества, плана водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водного объекта на 2020 - 2021 гг., ведение учета объема сброса должно быть обеспечено в соответствии с Порядком ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества до 31.12.2021 года. Донским БВУ в 2020 году МБУ «Эксплуатация и благоустройство» утверждена схема систем водопотребления и водоотведения, а также, использования косвенной методики учета сбрасываемых сточных вод, при условии установки средств учета в 4 квартале 2021 года. Сброс сточных вод МБУ «Эксплуатация и благоустройство» в водные объекты в отсутствие средств измерения расходов (уровней) воды также подтверждается отчетами о выполнении условий использования водного объекта за 2, 3, 4 кварталы 2021 года, направленным учреждением в Донское БВУ, согласно которым, установка контрольно-измерительной аппаратуры планируется в рамках капитального ремонта в 2020-2021 гг. Указанный факт свидетельствует о наличии технической возможности установки средств измерений объемов сбрасываемых МБУ «Эксплуатация и благоустройство» сточных вод в водные объекты. Вместе с тем, наличие согласованной методики косвенного учета не освобождает водопользователя от возложенных обязанностей, при наличии технической возможности, по установке средств измерений на выпусках сточных вод. В нарушение ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 39 Водного кодекса Российской Федерации", п. 4 Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, утвержденного приказом Минприроды России от 09.11.2020 № 903, МБУ «Эксплуатация и благоустройство» учет объема сброса сточных вод в водный объект средствами измерений, внесенными в Государственный реестр средств измерений, не ведется. По фактам выявленных нарушений директору МБУ «Эксплуатация и благоустройство» 09.11.2021 года внесено представление, вместе с тем, нарушения законов фактически не устранены, средства учета объемов сбрасываемых сточных вод в водные объекты в 4 квартале 2021 года не установлены, что подтверждается информациями министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области, Донского БВУ. На основании изложенного, с учетом последующих уточнений исковых требований, истец просил суд обязать муниципальное бюджетное учреждение «Эксплуатация и благоустройство» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать выпуск сточных вод № 1, сбрасываемых с очистных сооружений в водный объект р. Аюта и выпуск сточных вод № 2, сбрасываемых в водный объект б. Цурюпа, средствами измерений, внесенными в Государственный реестр средств измерений.

Представитель истца Крылов А.А. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске и просил суд их удовлетворить.

Представители ответчика ФИО1 и ФИО2 в судебном заседании возражали относительно удовлетворения уточненных исковых требований. В обоснование возражений указали на те обстоятельства, что у МБУ «Эксплуатация и благоустройство» отсутствует техническая возможность для оборудования выпуска сточных вод № 1, сбрасываемых с очистных сооружений в водный объект р. Аюта и выпуска сточных вод № 2, сбрасываемых в водный объект б. Цурюпа, средствами измерений, внесенными в Государственный реестр средств измерений, так как сбрасываемые шахтные сточные воды имеют очень активный химический состав, разрушающий любые приборы измерений, в связи с чем, предприятием используются косвенные способы измерений, что согласовано в действующем в настоящий период времени решении о предоставлении предприятию водного объекта в пользование от 27.03.2020 года .

Представители третьих лиц - Донского бассейнового водного управления федерального агентства водных ресурсов, Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области, Администрации Октябрьского района Ростовской области, в судебное заседание не явились, о месте и времени проведения судебного заседания извещались надлежащим образом.

Суд, на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в материалах дела доказательств, выслушав объяснения сторон, приходит к выводу о том, что исковые требования Ростовского межрайонного природоохранного прокурора к муниципальному бюджетному учреждению «Эксплуатация и благоустройство», третьи лица: Донское бассейновое водное управление федерального агентства водных ресурсов, Министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области, Администрация Октябрьского района Ростовской области, об обязании совершить определенные действия, не подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

Согласно п.5 ч.2 ст. 39 Водного кодекса РФ, собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны: вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

Согласно п.п. 3-5 Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества", утвержденного Приказом Минприроды России № 903 от 09.11.2020 года, учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества включает измерение объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, обработку и регистрацию результатов таких измерений и осуществляется по формам 1.1 - 1.4, указанным в приложении к Порядку. Измерение объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов или объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется на каждом водозаборе и выпуске сточных, в том числе дренажных, вод средствами измерения расходов (уровней) воды, которые устанавливаются на водозаборных сооружениях и сооружениях для сброса сточных, в том числе дренажных, вод. Учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод должен производиться аттестованными средствами измерений. Выбор средств измерений определяется величиной измеряемых расходов воды (максимального и минимального), производительностью водозаборных и водосбросных сооружений, составом сточных, в том числе дренажных, вод.

Согласно п. 11 Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества", утвержденного Приказом Минприроды России № 903 от 09.11.2020 года, по согласованию с соответствующим территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов в случае отсутствия технической возможности установки средств измерений объем забранной воды (сбрасываемых сточных, в том числе дренажных, вод) определяется исходя из времени работы и производительности технических средств (насосного оборудования), норм водопотребления (водоотведения) или с помощью других методов и осуществляется по формам 1.5 и 1.6.

Анализируя приведенные выше нормы правовых актов в их совокупности, суд полагает, что установка средств измерений объема сбрасываемых сточных вод производится, согласно п. 11 «Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества", утвержденного Приказом Минприроды России № 903 от 09.11.2020 года, только при наличии технической возможности установки.

Как следует из материалов дела, МБУ «Эксплуатация и благоустройство» осуществляет сброс сточных вод в выпуске № 1 - в водный объект «река Аюта» и в выпуске № 2 – в водный объект «балка Цурюпа», на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от 27.03.2020 года .

Согласно п. 10 решения о предоставлении водного объекта в пользование от 27.03.2020 года , использование водного объекта может производиться водопользователем при осуществлении мероприятий по установке приборов учета объемов сточных вод в срок до 31 декабря 2021 года.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2021 года №109 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 года № 440», срок действия разрешительного документа - решения о предоставлении МБУ «Эксплуатация и благоустройство» водного объекта в пользование от 27.03.2020 года № 61-05.01.05.009-Р-РСБХ-С-2020-05044/00, продлен до 31.12.2022 года.

Согласно выводам, содержащимся в п.4 заключения №322 от 05.07.2022 года «О порядке учета сбрасываемых шахтных вод с «Комплекса сооружений по приемке и очистке шахтных вод шахты им. С.М. Кирова» и о возможности установки счетчика-расходомера шахтной воды», выполненного специалистами Северо-Кавказского филиала ООО «Институт горной геомеханики и геофизики - межотраслевой научный центр «ГЕОМЕХ» по заказу Администрации Октябрьского района Ростовской области, у муниципального бюджетного учреждения «Эксплуатация и благоустройство» отсутствует техническая возможность для оборудования выпуска сточных вод № 1, сбрасываемых с очистных сооружений в водный объект р. Аюта и выпуска сточных вод № 2, сбрасываемых в водный объект б. Цурюпа, средствами измерений, внесенными в Государственный реестр средств измерений.

Согласно ч.1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со ст. 60 ГПК РФ, обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Согласно ч.1 ст. 79 ГПК РФ, при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу. Проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.

Учитывая, что обстоятельством, имеющим значение для рассмотрения настоящего спора по существу, является, в частности, факт наличия либо отсутствия у МБУ «Эксплуатация и благоустройство» технической возможности для оборудования выпуска сточных вод № 1, сбрасываемых с очистных сооружений в водный объект р. Аюта и выпуска сточных вод № 2, сбрасываемых в водный объект б. Цурюпа, средствами измерений, внесенными в Государственный реестр средств измерений, принимая во внимание, что для установления данного факта требуются специальные знания в области геомеханики и геофизики, при этом, истец, в подтверждение своей позиции, не ходатайствовал о назначении по делу комплексной судебной строительно-геотехнической экспертизы и согласился на окончание рассмотрения дела по существу по имеющимся в деле доказательствам, суд приходит к выводу о том, что истцом, в нарушение ст. ст. 56,60 ГПК РФ, не предоставлена совокупность доказательств, объективно подтверждающих наличие обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения настоящего спора по существу.

На основе полного и всестороннего исследования имеющихся в материалах дела доказательств, выслушав объяснения сторон, учитывая, что установка средств измерений объема сбрасываемых сточных вод производится, согласно п. 11 «Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества", утвержденного Приказом Минприроды России № 903 от 09.11.2020 года, только при наличии технической возможности для такой установки, которая, согласно выводам, содержащимся в п.4 заключения №322 от 05.07.2022 года «О порядке учета сбрасываемых шахтных вод с «Комплекса сооружений по приемке и очистке шахтных вод шахты им. С.М. Кирова» и о возможности установки счетчика-расходомера шахтной воды», выполненного специалистами Северо-Кавказского филиала ООО «Институт горной геомеханики и геофизики - межотраслевой научный центр «ГЕОМЕХ» по заказу Администрации Октябрьского района Ростовской области, у муниципального бюджетного учреждения «Эксплуатация и благоустройство» отсутствует, принимая во внимание, что до 31.12.2022 года ответчиком с территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов, ввиду отсутствия технической возможности установки средств измерений, согласована возможность определения объема сбрасываемых сточных вод косвенными методами исходя, в том числе, из времени работы и производительности технических средств (насосного оборудования), что подтверждается п. 10 решения о предоставлении водного объекта в пользование от 27.03.2020 года с учетом продления срока его действия до 31.12.2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2021 года №109 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 года №440», суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения уточненных исковых требований Ростовского межрайонного природоохранного прокурора к муниципальному бюджетному учреждению «Эксплуатация и благоустройство», об обязании муниципального бюджетного учреждения «Эксплуатация и благоустройство» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать выпуск сточных вод № 1, сбрасываемых с очистных сооружений в водный объект р. Аюта и выпуск сточных вод № 2, сбрасываемых в водный объект б. Цурюпа, средствами измерений, внесенными в Государственный реестр средств измерений.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, судья, -

Р Е Ш И Л :

Ростовскому межрайонному природоохранному прокурору в удовлетворении исковых требований к муниципальному бюджетному учреждению «Эксплуатация и благоустройство», об обязании совершить определенные действия, отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Октябрьский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья: подпись

Решение принято в окончательной форме 29.07.2022 года.