ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-414 от 03.12.2019 Акбулакского районного суда (Оренбургская область)

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

п. Акбулак 03 декабря 2019 года

Акбулакский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Стойко С.В., при секретаре Кузьминовой Т.В., с участием представителя истца АО «Энергосбыт Плюс» Коцкого О.В., ответчика Овчарова С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Акционерного общества «Энергосбыт Плюс» к Овчарову С.А. о взыскании задолженности за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами и по встречному иску Овчарова С.А. к Акционерному обществу «Энергосбыт Плюс» об обязании списать задолженности и пени по оплате услуг за вывоз твердых коммунальных отходов,

УСТАНОВИЛ:

АО «Энергосбыт Плюс» обратилось в суд с исковым заявлением к Овчарову С.А. о взыскании задолженности за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, указав, что Овчарову С.А., проживающему по адресу: <адрес>, в период с ДД.ММ.ГГГГ по 3105.2019 года была предоставлена услуга по обращению с ТКО. Лицевой счет оформлен за номером 8900432100. С ДД.ММ.ГГГГ официальным региональным оператором, осуществляющим оказание услуг населению Оренбургской области по вывозу и утилизации бытовых отходов, является ООО «Природа» согласно Соглашению об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с Министерством строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области. Данная информация доведена до сведения жителей Оренбургской области общедоступным способом путем опубликования в областной общественно-политической газете «Оренбуржье» ДД.ММ.ГГГГ, с указанием официального сайта регионального оператора при одновременном размещении в данном номере типовой формы договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Порядок деятельности регионального оператора по обращению с ТКО, регламентируется Правилами обращения с твердыми коммунальным отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016. Обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО возникла у собственников помещений в многоквартирных и жилых домах с 01.01.2019 года в силу ст. 156 ЖК РФ, п. 20 ст. 12 ФЗ от 29.06.2015 г. № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ». Согласно агентскому договору от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между АО «Энергосбыт Плюс» и ООО «Природа», АО «Энергосбыт Плюс» производит начисление платы за услуги, оказываемые населению по обращению с ТКО, а также производит взыскание своевременно не оплаченных сумм основного долга и пени при нарушении

потребителями сроков оплаты за услугу. Стоимость услуги определяется, исходя из норматива накопления ТКО, утвержденного приказом Департамента по ценам и регулированию тарифов Оренбургской области единого тарифа на услугу по обращению с ТКО. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ у ответчика образовалась задолженность в размере 1353 рубля 88 копеек. Просили взыскать с Овчарова С.А. задолженность за услуги по обращению с ТКО в размере 1353 рубля 88 копеек, из которых: 1345 рублей 95 копеек – основной долг, 07 рублей 93 копейки – пеня, а также расходы по уплате госпошлины в размере 400 рублей.

Овчаров С.А. обратился в суд со встречным исковым заявлением к АО «Энергосбыт Плюс» об обязании списать задолженности и пени по оплате услуг за вывоз твердых коммунальных отходов, указав, что договор на оказание услуг по сбору и вывозу ТКО между ним и АО «Энергосбыт Плюс» считает не заключенным, так как услуг по обращению с ТКО со стороны АО 2Энергосбыт Плюс» ему не было оказано, и ни одного условия содержащегося в ч. 1 ст. 438 ГК РФ им не выполнено. Услугами регионального оператора по сбору и вывозу ТКО в п. Акбулак ООО «Природа», в период указанный в исковом заявлении, он не пользовался. Просил обязать АО «Энергосбыт Плюс» списать задолженность по оплате услуг за вывоз ТКО и пеню за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представитель истца АО «Энергосбыт Плюс» Коцкий О.В., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении, просил удовлетворить.

Ответчик по иску АО «Энергосбыт Плюс» - Овчаров С.А., он же истец по встречному иску к АО «Энергосбыт Плюс», в судебном заседании с исковыми требованиями АО «Энергосбыт Плюс» не согласился в полном объеме и представил письменные возражение, в которых указал, что публичным признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится. В ст. 426 ГК РФ указано, что при необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные ст. 445 ГК РФ, согласно корой, если сторона, для которой заключение договора обязательно, уклоняется от заключения, то другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

Согласно п. 58 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 01.07.1996 №6/8 «О некоторых вопросах, связных с применениям части первой Гражданского кодекса РФ», при разрешении преддоговорных споров, а также споров, связанных с использованием обязательств, необходимо иметь ввиду, что для квалификации конклюдентных действий в качестве акцепта достаточно, чтобы лицо, получившее оферту (в том числе проект договора), приступило к ее исполнению на условиях, указанных в оферте, и в установленный для ее акцепта срок. Полагает, что именно фактическое пользование услугами поставщика услуг следует считать акцептом потребителем оферты,

предложенной ответчиком. Применительно к рассматриваемому вопросу об обращении ТКО акцептом, то есть непосредственно конклюдентными действиями будет хотя бы один факт выбрасывания мусора на обслуживаемой региональным оператор площадке. Причем региональный оператор должен будет доказать этот факт. Рассматриваемые нормы постановления Правительства №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами» вошли в противоречие с имеющейся законодательной и судебной практикой. Считает, что Правительство РФ вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, но у правительства нет права расширительно толковать Федеральные законы. Это в свою очередь не позволяет считать все договоры с региональным оператором «по умолчанию» заключенными в силу предписаний правительства. В силу ст. 161 ГК РФ, сделки юридических лиц между собой и гражданами совершаются в письменной форме. Также косвенным подтверждением того, что договор с региональным оператором все же должен заключаться в письменной форме, является сам образец типового договора, утвержденного Правительством. Пункт 29 в нем гласит, что все изменения, которые вносятся в настоящий договор, считаются действительными, если они оформлены в письменном виде и подписаны уполномоченными на то лицами. Просил отказать в удовлетворении требований в полном объеме. Свои исковые требования к АО «Энергосбыт Плюс» об обязании списать задолженности и пени по оплате услуг за вывоз твердых коммунальных отходов, поддержал в полном объеме.

Суд, заслушав представителя истца по основному иску Коцкого О.В. и ответчика и истца по встречному иску Овчарова С.А., изучив материалы дела, приходит к следующему.

Частями 3, 4, ст. 154 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 г. № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта РФ, но не позднее 01.01.2019 года.

ООО «Природа» в соответствии с Соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами № 38-18/П от 28.04.2018 года, заключенным с Министерством строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области, является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Оренбургской области.

Данная информация доведена до сведения жителей Оренбургской области общедоступным способом путем опубликования в областной общественно-политической газете «Оренбуржье» 28.12.2018 года, с указанием официального сайта регионального оператора при одновременном размещении в данном номере типовой формы договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами

Приказом Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от ДД.ММ.ГГГГ установлен и введен в действие предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Оренбургской области для ООО «Природа» на 2019 года с календарной разбивкой: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 2730 руб./тонна и 540.54 руб/м3 (без учета НДС), 3276 руб./тонна и 648.65 руб./м3 (с учетом ГДС); с ДД.ММ.ГГГГ о ДД.ММ.ГГГГ – 2718,05 руб./тонна и 538.17 руб./м3 (без учета НДС), 3261.66 руб./тонна и 645.80 руб./м3 (с учетом НДС).

Таким образом, на территории Оренбургской области, соблюдены все предусмотренные действующим законодательством условия для возникновения обязанности по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО.

Федеральный закон от 26.04.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определяет правовые основы обращения с отходами производства или потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

В соответствии с п. 4 ст. 24.7 данного Федерального закона, собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством РФ.

Порядок деятельности регионального оператора по обращению с ТКО регламентируется Правилами обращения с твердыми коммунальным отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156.

В соответствии с п. 8.4 Правил № 1156, основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (п. 8.17 Правил).

Пунктом 6 ст. 157.2 ЖК РФ предусмотрено, что договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между собственником помещения в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами заключаются на неопределенный срок в соответствии с типовыми договорами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Заключение договора в письменной форме не требуется.

На официальном сайте ООО «Природа» размещено предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО, адресованное неопределенному кругу лиц, содержащее разъяснения порядка деятельности регионального оператора, основания, обязывающие граждан заключить договор, а также непосредственно типовой договор.

Таким образом, с учетом приведенного толкования нормативно-правовых актов, а также положений ст. 435, 437, 438 ГК РФ (оферта, акцепт), договор на оказание услуги по обращению с ТКО считается заключенным с потребителем и в отсутствие оформленного в письменной форме договора.

По указанным основаниям, суд отвергает доводы ответчика Овчарова С.А. о том, что он считает договор не заключенным, ввиду отсутствия письменного договора, а также доводы о том, что услугами регионального оператора по сбору и вывозу ТКО в п. Акбулак ООО «Природа», в период указанный в исковом заявлении, он не пользовался, а, следовательно, не обязан оплачивать эти услуги, являются несостоятельными, так как эти доводы основаны на неправильном толковании норм права, подлежащих применению в спорном правоотношении.

В связи с чем, встречные исковые требования Овчарова С.А. к АО «Энергосбыт Плюс» об обязании списать задолженность и пени по оплате за вывоз твердых коммунальных отходов, являются необоснованными и подлежащими отклонению.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о возникновении у Овчарова С.А. с ДД.ММ.ГГГГ обязанности по внесению платы за услугу по обращению с ТКО, которую он не исполнял, и подтвердил это в судебном заседании.

Согласно агентскому договору от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ООО «Природа» и АО «Энергосбыт Плюс», последнее производит начисление платы за услуги, оказываемые населению по обращению с ТКО, а так же производит взыскание неоплаченных сумм основного долга и пени при нарушении потребителями сроков оплаты за услугу. Исходя из положений этого договора, истец вправе требовать взыскания в свою пользу образовавшейся у потребителя задолженности за услугу по обращению с ТКО. Порядок взаимоотношений с ООО «Природа», распределения взысканных сумм договором предусмотрены. Соответствие договора требованиям действующего законодательства, сомнений не вызывает.

Расчет задолженности, начисленный Овчарову С.А. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на сумму 1345 рублей 95 копеек и пени на сумму 7 рублей 93 копейки, судом проверен, соответствует утвержденным тарифам, его обоснованность сомнений не вызывает, ответчиком расчет не оспаривался, иной расчет ответчиком не представлен.

На основании изложенного суд пришел к выводу, что исковые требования АО «Энергосбыт Плюс», подлежат удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В соответствии с указанной нормой закона, с учетом удовлетворения исковых требований, с ответчика Овчарова С.А. в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 400 рублей.

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Акционерного общества «Энергосбыт Плюс», удовлетворить.

Взыскать с Овчарова С.А. в пользу Акционерного общества «Энергосбыт Плюс» задолженность за услуги по обращению твердыми коммунальными отходами за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1353 рубля 88 копеек, из которых: 1345 рублей 95 копеек – основной долг, 07 рублей 93 копейки – пени, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 рублей.

Встречные исковые требования Овчарова С.А, к Акционерному обществу «Энергосбыт Плюс» об обязании списать задолженность и пени по оплате услуг за вывоз твердых коммунальных отходов, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда, через Акбулакский районный суд Оренбургской области, в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено судом 06.12.2019 года.

Судья