Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-414/11
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
04 февраля 2011 года Орджоникидзевский районный суд
г. Екатеринбурга в составе: председательствующего судьи
Поползухиной Л. А., при секретаре Федяковой Е. С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дел по иску прокурора Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ЗАО «Орджоникиждзевская УЖК» о возложении обязанности по созданию рабочих мест для приема на работу инвалидов,
у с т а н о в и л :
прокурор Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, к ЗАО «Орджоникиждзевская УЖК» о возложении обязанности по созданию рабочих мест для приема на работу инвалидов, указав, что в результате проведенной проверки установлено, что ЗАО «Орджоникиждзевская УЖК» не выполняются требования ст. 21 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также Постановлений Правительства Свердловской области от 31.03.2005 № 246-ПП, от 27.09.2010 № 1406-ПП и от 24.12.2009 № 1915-ПП в части выполнения квоты для трудоустройства инвалидов и создания специальных рабочих мест для их трудоустройства.
Как указано в исковом заявлении, на момент обращения с данным иском, среднесписочная численность работников ЗАО «Орджоникиждзевская УЖК» составляла 756 человек. При этом, как указано в заявлении, данное предприятие должно создать для приема инвалидов 22 рабочих мест. По состоянию на 19.11.2010 на предприятии фактически трудоустроено только 14 инвалидов. Прокурор считает, что действия ЗАО «Орджоникиждзевская УЖК» не только незаконны, но и ущемляют права инвалидов в области занятости, гарантированные законодательством Российской Федерации.
Прокурор обратился в суд с указанным иском и просит суд обязать ЗАО «Орджоникиждзевская УЖК» создать либо выделить рабочие места для приема инвалидов в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.
В судебном заседании представитель прокурора Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга Бякшев В. А. уточнил исковые требования: просил ЗАО «Орджоникиждзевская УЖК» создать рабочие места для приема инвалидов в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.
Представитель ЗАО «Орджоникиждзевская УЖК», действующая на основании доверенности, с исковым заявлением прокурора не согласилась, указав, что предприятие выдерживает установленную квоту для приема на работу инвалидов, о чем в установленные законом сроки представляются данные в Центр занятости населения по Орджоникидзевскому району. При этом она указала, что среднесписочный состав работающих на предприятии на день обращения прокурора с иском составлял 756 человек. Согласно действующего законодательства предприятию установлена квота для приема на работу инвалидов 3% от среднесписочной численности, то есть 22 рабочих места.
Как пояснила представитель ответчика, какой-либо проверки прокуратура Орджоникидзевского района на предприятии не проводила. 17.11.2010 прокурором было направлено только письмо на имя генерального директора ЗАО «Орджонкидзевская УЖК» с указанием о необходимости представления информации по созданию специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, которые установлены Постановлением Правительства Свердловской области № 246-ПП от 31.03.2005.
Представитель ответчика указала, что 19.11.2010 прокурору Орджоникидзевского района была направлено письмо, в котором было указано, что установленная квота - 22 рабочих места предприятием выполняется, однако с учетом объективных условий на предприятии по состоянию на 19.11.2010 работало только 14 человек, которые в течение 2010 года обратились с работодателю о приеме на работе и соответственно предприятием были трудоустроены. Что касается 8 единиц, то представитель ответчика указала, что в спорном периоде инвалиды с просьбой о трудоустройстве на квотируемые места на предприятии не обращались, также из службы занятости такая группа работников на предприятие не направлялась, и соответственно предприятие указанной категории работников в трудоустройстве в 2010 году не отказывало.
Что касается создания специализированных рабочих мест для инвалидов, то представитель ответчика пояснила, что поскольку имеется определенная специфика работы жилищно-коммунального хозяйства - работа на высоте, на улице в неблагоприятных погодных условиях, сверхурочная работа по ликвидации аварий либо экстренных внештатных ситуаций, работы в выходные и праздничные дни, то предприятием в настоящее время совместно с Федеральным государственным учреждением «Всероссийский научно-исследовательский институт охраны и экономики труда» Министерства здравоохранения и социального развития РФ проводится аттестация рабочих мест по условиям труда в проводится ЗАО «Орджонкидзевская УЖК», включая и аттестации рабочих мест специально для инвалидов. Поскольку данная работа требует не только серьезного подхода по определению специального рабочего места для инвалида, а также и обязательного согласования в различных инстанциях, то соответственно, в установленные прокурором сроки - два дня, предприятие объективно не могло создать специальные рабочие места для инвалидов, как было указано в письме и.о. прокурора Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга от 17.11.2010 № 2-346в-10.
Представитель третьего лица государственного учреждения занятости населения Свердловской области «Екатеринбургский центр занятости» отделение по Орджоникидзевскому району ФИО1, действующий на основании доверенности, требования прокурора поддержал полностью. При этом, представитель третьего лица не представил суду доказательств того, что в 2010 году предприятие отказывало по установленным квотам в приеме на работу инвалидам.
Выслушав объяснения представителя прокуратуры, ответчика, третьего лица, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Статья 21 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» устанавливает, что организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.
Организациям, расположенным на территории Свердловской области с численностью работников более 100 человек установлена квота для приема на работу инвалидов в размере 3 процентов от среднесписочной численности работников, что предусматривается пунктом 1 Постановления Правительства Свердловской области от 31.03.2005 № 0246-ПП «Об установлении квот для приема на работу инвалидов в организациях, расположенных на территории Свердловской области».
Организациям, в которых по результатам аттестации всех рабочих мест по условиям труда более 50 процентов признаны условно аттестованными, а условия труда - противопоказанными для трудоустройства инвалидов, - 2 процента от среднесписочной численности работников.
По результатам аттестации рабочих мест работодатель самостоятельно рассчитывает размер квоты для приема на работу инвалидов в размере 2 процентов и в течение трех рабочих дней со дня принятия решения о снижении квоты в письменном виде информирует органы службы занятости населения по месту расположения организации.
Статьей 22 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов это рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.
В соответствии со ст. 24 того же Федерального закона на работодателей возлагается обязанность создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
Статьей 23 Федерального закона предусмотрено, что инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. При этом законодатель указывает, что необходимые условия труда должны создаваться работодателем для всех лиц, подпадающих под определение, закрепленное в ст. 1 указанного Федерального закона, без исключения.
В соответствии с действующим законодательством квотирование является одной из дополнительных гарантий занятости гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, Согласно статьи 13 Закона от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», путем создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов. Согласно ч. 1 ст. 25 того же Закона, работодатели обязаны содействовать проведению государственной политики занятости населения на основе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов и трудоустройства определяемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления числа граждан, особо нуждающихся в социальной защите, или резервирования отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких граждан.
При этом, в соответствии со статьей 21 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
Постановлением Правительства Свердловской области от 31.03.2005 № 246-ПП, в целях обеспечения дополнительных гарантий трудоустройства инвалидов и во исполнение ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» была установлена организациям, расположенным на территории Свердловской области с численностью работников более 100 человек квота для приема на работу инвалидов в размере 3 процентов, а организациям, в которых по результатам аттестации всех рабочих мест по условиям труда более 50 процентов признаны условно аттестованными, а в условиях труда - противопоказанными для трудоустройства инвалидов, установлена квота для приема на работу инвалидов в размере 2 процента от среднесписочной численности населения.
Как следует из материалов дела, при наличии на предприятии ЗАО «Орджоникиждзевская УЖК» 756 работающих, установленная квота для приема инвалидов должна составлять 22 единицы. Фактически на день вынесения судебного решения на предприятии работает 14 инвалидов.
Представитель прокурора в судебном заседании уточняя требования о создании рабочих мест для инвалидов, в обоснование предъявленного иска ссылался на статью 21 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
При этом, в соответствии с вышеуказанным законом, создание специальных рабочих мест регламентируется не статьей 21, на которую ссылался представитель прокуратуры в судебном заседании, а статьей 22, которая устанавливает, что специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - это рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.
Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.
Необходимо отметить, что создание таких рабочих мест регламентируется не только законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», но и нормативными актами, которые принимаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Однако, требуя создать рабочие места для инвалидов, представитель прокуратуры ни на один нормативный акт, регламентирующий порядок создания рабочих мест для инвалидов как органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации, так и органа местного самоуправления не сослался.
Суд приходит к выводу, что требования прокурора о создании рабочих мест для инвалидов, по сути, сводится к требованию по приему на работу инвалидов на квотируемые единицы по среднесписочному составу предприятия, что устанавливает ст. 21 закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». На данную норму закона, как обоснование иска, прокурором была сделана ссылка в исковом заявлении (л.д. 2). Во время судебного разбирательства представитель прокурора Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга также ссылался только на указанную норму закона, указывая, что квота по трудоустройству составляет 22 единицы от среднесписочного состава, а фактически трудоустроено только 14 инвалидов, поэтому для оставшихся 8 единиц следует создать рабочие места.
Представитель третьего лица, поддерживая исковое требование прокурора, также ссылался на установленные квоты, предоставив суду в качестве доказательств ежемесячные отчеты ответчика о выполнении установленной квоты. Из данных документов усматривается, что на предприятии размер установленной квоты составляет 22 единицы, однако фактически в декабре 210 года, когда проводилась проверка, фактически работало 15 человек.
Представитель третьего лица, хотя и является специалистом Орджоникидзевского центра занятости, поддерживая требования прокурора, также полагает, что установленные квоты для приема на работу инвалидов и создание специальных рабочих мест для инвалидов является одним и тем же. Между тем, как суд указал ранее, квоты устанавливаются в соответствии со статьей 21, а специальные рабочие места для инвалидов создаются в соответствии со статьей 22 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также нормативными актами органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органа местного самоуправления.
Поскольку ответчиком не в полной мере выполнены требования законодательства по трудоустройству инвалидов, а именно, как указывает представитель прокуратуры, ст. 21 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», что является незаконным и нарушает охраняемые законом интересы граждан, имеющих статус инвалидов, суд принимает решение об удовлетворении искового заявления прокурора Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга по уточненному требованию и возложении на ответчика обязанности по созданию рабочих мест для приема на работу инвалидов, в соответствии с утвержденной квотой.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
исковое заявление прокурора Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ЗАО «Орджоникиждзевская УЖК» о возложении обязанности по созданию рабочих мест для приема на работу инвалидов удовлетворить.
Обязать ЗАО «Орджоникиждзевская УЖК» создать рабочие места для приема на работу инвалидов.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через районный суд в течение десяти дней.
Мотивированное решение составлено судом 04 февраля 2011 года.
Судья Л. А. Поползухина