Центральный районный суд г.Тулы
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Центральный районный суд г.Тулы — Судебные акты
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 февраля 2010 года г. Тула
Центральный районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Баркашовой С.В.,
при секретаре Козловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-414/10 по исковому заявлению Паринской ФИО25 к Администрации г. Тулы, ФИО26 о признании постановления администрации г. Тулы, схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) недействительными, обязании выдачи документов,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации г. Тулы, ФИО26 о признании недействительными постановления Администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории по адресу: » и схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане), обязании выдачи копии данной схемы.
Истец считает вышеназванное постановление Администрации г. Тулы незаконным, поскольку этим постановлением передается ФИО2 земельный участок, расположенный по адресу: , в размерах 1039 кв.м, однако последняя правами на земельный участок в указанном размере не обладает, так как первоначально выделялся земельный участок в размере 939 кв.м, а его увеличение произошло за счет земель общего пользования – квартального проезда, ширина которого сужена на 1,5 м.
Изъятием земель общего пользования нарушены права заявителя как собственника земельного участка, расположенного по адресу: , так как затруднен проезд пожарных машин, скорой помощи, спецтехники для ремонта её дома и ремонта инженерных сетей.
В судебном заседании истец ФИО1 поддержала заявленные требования в полном объеме, просила иск удовлетворить.
Представитель истца ФИО1, привлеченный в порядке ч. 6 ст. 53 ГПК РФ ФИО3, также поддержал заявленные требования ФИО1 в полном объеме, просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика администрации г. Тулы по доверенности ФИО4 исковые требования ФИО1 не признала, в удовлетворении иска просила отказать.
Представитель ответчика ФИО26 по доверенности ФИО5 исковые требования ФИО1 не признал, просил в их удовлетворении отказать.
Третье лицо ФИО2 исковые требования ФИО1 не признала, просила иск оставить без удовлетворения.
Выслушав объяснения истца, его представителя, представителей ответчиков и третьего лица, заслушав свидетелей, исследовав доказательства по делу, суд полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 264 ГК РФ земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.
В силу ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом (п. 1).
Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления (пп.3 п. 1.1).
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта (п. 5).
Как видно из материалов дела и установлено судом, ФИО7 на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, реестровый №; решения Центрального районного народного суда г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, решения Центрального районного народного суда г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, принадлежит на праве собственности домовладение № по .
ДД.ММ.ГГГГ ФИО26 разработало схему расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории по указанному адресу.
Согласно уставу ФИО26, утвержденному решением Комитета по управлению имуществом г. Тулы № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО26 учреждено постановлением Главы администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ № и является правопреемником реорганизованного (присоединенного) ФИО32 в соответствии с решением Тульской городской Думы Муниципального образования город Тула Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ № (п. 1.1 Устава).
Согласно п. 1.9 Устава, основными предметом и видами деятельности предприятия являются проведение кадастровых съёмок (п.1.9.2.); осуществление геодезической и картографической деятельности, в том числе (п. 1.9.3.): выполнение геодезических и топографических работ при проведении инженерных изысканий, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений, межевания земель, ведение кадастров, а также иных изысканий и специальных работ (п.п. 1.9.3.1.); составление, обновление, подготовка к изданию, издание, копирование в графическом, цифровом (электронном) и иных видах тематических карт, планов (п.п. 1.9.3.2.).
Таким образом, ФИО26, разрабатывая схему расположения земельного участка, правообладателем которого являлась ФИО2, действовало в рамках имеющихся в соответствии с вышеназванным Уставом полномочий.
На основании лицензии № № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Министерством транспорта РФ Федерального агентства геодезии и картографии на осуществление геодезической деятельности, действующей до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 150) ФИО26, имеет право на осуществление геодезической деятельности.
Постановлением Главы Администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ № было утверждено Положение «О порядке утверждения и выдачи схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующей территории».
Согласно п. 1.4. Положения составление схемы расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующей территории осуществляется, в том числе при изменении ранее сформированных земельных участков, используемых на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, аренды или безвозмездного срочного пользования, а также земельных участков, зарегистрированных на праве собственности Российской Федерации, Тульской области или муниципального образования город Тула, в случае изменения (увеличения) земельного участка путем присоединения к нему дополнительного земельного участка, свободного от прав каких-либо лиц, и кратковременно формируемого для данной цели из состава резервных земель или земель общего пользования (пп. 3).
Изготовление Схемы вправе осуществлять любое юридическое или физическое лицо.
Заинтересованным в получении Схемы лицам рекомендуется привлекать к ее изготовлению проектировщиков, специализирующихся на выполнении земельных кадастровых работ, предусмотренных Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (п. 1.5.).
Вышеприведенные нормы законодательных актов ФИО26 были соблюдены, поскольку оспариваемая схема земельного участка составлена на основании задания, выданного заказчиком ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно п. 3.1.1 данного Положения работы по изготовлению схемы состоят из подготовительных работ и изготовления документации в текстовом и графическом видах.
В соответствии с п. 3.1.2 названного Положения подготовительные работы включают в себя:
1) получение топографо-геодезического плана территории в М 1:500, являющегося подосновой для графической части схемы, отображающей границы земельного участка;
2) получение сведений о проектируемом земельном участке и смежных с ним земельных участках из ГКН в виде плана территории и сведений об их границах, правообладателях и их правах;
3) получение сведений из государственного технического учета об объектах капитального строительства, расположенных на проектируемом земельном участке, из государственного кадастра недвижимости или технических паспортов этих объектов, выданных организациями технической инвентаризации;
4) получение сведений из ЕГРП о правах на объекты капитального строительства, расположенные на проектируемом земельном участке;
5) получение сведений из ЕГРП о правах на объекты капитального строительства, расположенные на смежных земельных участках, если сведения о границах земельных участков, на которых расположены эти постройки, отсутствуют в данных государственного кадастрового учета;
6) получение сведений о территориальной зоне, зонах с особыми условиями использования и иной необходимой информации из ИСОГД;
7) получение предпроектного обоснования капитального строительства или временного размещения некапитальных объектов (схема генплана, схема планировки и т.п.);
8) получение иных документов и сведений, необходимых для надлежащего составления схемы;
9) изучение и анализ полученных документов и материалов.
10) при формировании земельного участка должна предусматриваться возможность доступа к нему от земель общего пользования (резервных земель), в т.ч. через соседние земельные участки, путем ограниченного использования их части на основании сервитута.
11) граница проектируемого земельного участка должна совпадать с границей смежного земельного участка, за исключением случаев, когда между проектируемым и ранее сформированным земельными участками необходимо создание территории общего пользования (для прохода, проезда или прокладки инженерных коммуникаций и т.п.).
Как установлено судом, подготовительные работы по заданию заказчика были осуществлены ФИО26, о чем свидетельствует топографическая съемка земельного участка, выполненная ведущим специалистом ФИО26 ФИО8
Данные обстоятельства подтверждаются также межевым планом, ведомостью вычисления площади земельного участка код @ 30991, в которой был произведен расчет площади проектируемого земельного участка аналитическим способом с использованием компьютерных программ «GEOD», «MapInfo» с применением алгоритма вычисления площади по координатам вершин поворотных точек. Данная ведомость подписана директором и ведущим специалистом ФИО26 и подтверждена в судебном заседании представителем ФИО26 и третьим лицом ФИО2
Таким образом, довод истца ФИО9, что топографическая съемка для составления схемы расположения границ земельного участка в 2007-2009 годах не производилась, суд считает несостоятельным.
Согласно п. 3.1.4. названного Положения границы земельного участка проектируются с учетом сведений государственного кадастра недвижимости о проектируемом земельном участке и границах смежных с ним земельных участков.
3.3.1. Определение границы земельного участка может осуществляться путем проведения согласительных процедур, производимых с участием:
- лиц, обладающих правами на приобретение проектируемого и смежного с ним земельного участка по основаниям статьи 36 Земельного кодекса РФ;
- иных заинтересованных лиц.
3.3.2. Проведение согласительных процедур по определению спорной границы проектируемого земельного участка осуществляется проектировщиком по собственной инициативе или по поручению Управления и оформляется соответствующим актом согласования спорной границы (в дальнейшем - Акт).
3.3.4. Согласование спорной границы земельного участка производится в следующем порядке:
1) о месте и времени согласования спорной границы земельного участка заинтересованные лица заблаговременно (не менее чем за пять рабочих дней) информируются проектировщиком заказным письмом с уведомлением; при отсутствии достаточной информации о заинтересованном лице или его адресе информация о проведении собрания по согласованию спорной границы публикуется в официальных печатных органах муниципального образования город Тула или Тульской области (газеты "Тула" или "Тульские известия").
2) прибывшие на собрание заинтересованные лица обязаны подтвердить свои полномочия посредством представления документов, удостоверяющих их личность и права на здание, указанное в уведомлении или информационном сообщении, при этом представители юридических лиц обязаны представить соответствующую доверенность на представление интересов этого юридического лица.
3) проектировщик обязан разъяснить участникам собрания существо возможного спора и представить им свои предложения о месте установления спорной границы.
4) при достижении договоренности о месте установления спорной границы присутствующие осуществляют соответствующую надпись на Акте.
Как видно из материалов дела, в таблице акта согласования границ земельного участка в графе «Сведения о смежных земельных участках» указаны: земельные участки индивидуальных жилых домов по и , правообладателями которых являются ФИО10 и ФИО11
В листах согласования (приложения 1 и 2 к названному акту), подписанных ФИО12 и ФИО11, указано, что с границами земельного участка ФИО2 они согласны.
Граница спорного земельного участка от 2 до 4 точки, смежная с проездом, согласована директором ФИО26 ФИО13 на основании доверенности, выданной ему Главой администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ № сроком на три года на право согласования от имени муниципального образования г. Тула местоположения границ земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования г. Тула.
Изложенное свидетельствует, что границы земельного участка, на который претендовала ФИО2, впоследствии переданный ей в собственность, были согласованы со всеми смежными землепользователями.
Доводы истца о нарушении её прав как пользователя проездом в связи с затруднением прохода по данному проезду пожарных машин, скорой помощи, спецтехники для ремонта её дома и ремонта инженерных сетей, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства по следующим основаниям.
Как следует из письма Администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ №, внутриквартальный проезд (проход) шириной 3,5 м, необходимый для подъезда к земельным участкам домовладений по и и для сквозного проезда автомашин противопожарной службы и карет скорой помощи и неотложной медицинской помощи от соответствует санитарным нормам и правилам СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», п. 1.10 СНиП 2.08.01-89 «Жилые здания», п. 4.2.4 СП 30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства».
Согласно ответу Управления по административно-техническому надзору администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ специалистами данного Управления был обследован земельный участок ФИО2 и нарушений земельного законодательства не выявлено.
Прокуратурой г. Тулы была проведена проверка обращений ФИО1 о несогласии с обжалуемым Постановлением администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ №, с выходом на место по адресу: , комиссии в составе представителей прокуратуры, территориального управления администрации г. Тулы по Центральному району г. Тулы, Управления по административно-техническому надзору администрации г. Тулы, по результатам которой установлено, что ширина проезда составляет со стороны -4 м 39 см, со стороны –4 м 64 см (ответ от ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ Глава администрации г. Тулы ФИО14 дал ответ на обращения ФИО1, что по результатам проверки с выходом на место ДД.ММ.ГГГГ сотрудников администрации г. Тулы захвата муниципальной земли не выявлено, сформированный земельный участок под частным домом, принадлежащим ФИО2, не является препятствием для пользования земельным участком, на котором расположено домовладение ФИО1 и землями общего пользования, муниципальной земли по данному адресу нет.
Согласно акту проверки соблюдения земельного законодательства, составленному Управлением по административно-техническому надзору администрации от ДД.ММ.ГГГГ №, нарушения захвата земли со стороны ФИО2 не выявлено.
Решение Центрального районного суда г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску ФИО2 к Территориальному управлению Администрации г. Тулы по Центральному району, которым постановлено об обязании ФИО2 снести самовольно возведенное строение- гараж литер Г8, в силу положений ст. 61 ГПК РФ, не имеет преюдициального значения для рассмотрения данного спора, и не может служить основанием к отказу в составлении схемы расположения границ земельного участка по фактически занимаемой ФИО2 площади земельного участка при вышеустановленных обстоятельствах.
Решение Центрального районного суда г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску ФИО3 к ФИО2 об устранении препятствий в пользовании проездом между домами № и № по и № и № по , по встречному иску администрации Центрального района г. Тулы к ФИО2 об освобождении самовольно захваченного земельного участка, по встречному иску ФИО2 к администрации Центрального района г. Тулы и ФИО24 о признании недействительным постановления Главы администрации № от ДД.ММ.ГГГГ не относится к обстоятельствам настоящего спора, не имеет правового значения для рассмотрения настоящего гражданского дела, поскольку свидетельствует о состоянии сквозного проезда между и на период 2005 года.
В силу п. 7 ст. 36 ЗК РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
Каких-либо доказательств, с достоверностью свидетельствующих о допущенных нарушениях земельного и градостроительного законодательства при разработке схемы расположения границ земельного участка ФИО2, со стороны истца не представлено.
Напротив, согласно пояснениям представителя ФИО26 по доверенности ФИО5, а также данных вышеназванной схемы, красные линии не пересекают границы сформированного участка, в спорном проезде красных линий не установлено, все коммуникации остались в проезде и не были тронуты, в границы земельного участка не входят.
Как установлено судом, изготовленная схема расположения земельного участка ФИО2 была проверена, в ней отсутствовали замечания, а поэтому она была согласована управлением градостроительства и архитектуры администрации города Тулы.
При согласовании схемы Управление присвоило ей идентификационный номер, состоящий из кода земельного участка, соответствующего коду земельного участка на электронной карте города, входящей в состав информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город Тула, и даты согласования этой Схемы - №.
Согласованная Управлением схема утверждается постановлением главы администрации города Тулы (п. 1.7 вышеназванного Положения).
Постановлением администрации города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории по адресу: , (код №), площадью 1039 м2, установлен вид разрешенного использования земельного участка - для эксплуатации индивидуального жилого дома с надворными постройками.
Вышеназванное постановление подписано Главой администрации г. Тулы ФИО15
Проверяя правомочность данного лица на подписание обжалуемого постановления, суд приходит к следующему.
Законом Тульской области «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле» от 10.12.2008 года № 1168-ЗТО функции по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле, переданы департаменту имущественных и земельных отношений администрации Тульской области.
Согласно постановлению администрации г. Тулы от 05.02.2009 г. № 180 комитет имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы осуществляет подготовку проектов постановлений главы администрации г. Тулы об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровой карте (плане) территории, в случаях предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в административном центре Тульской области- городе Туле, для целей, не связанных со строительством, в том числе земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения.
Таким образом, поскольку земельный участок ФИО2 был сформирован для целей, не связанных со строительством, по заявлению ФИО2 об утверждении схемы расположения земельного участка комитетом имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы принято положительное решение, то глава администрации г. Тулы ФИО15 правомерно подписал обжалуемое постановление.
Доводы истца о неправомочности подписания постановления от ДД.ММ.ГГГГ главой администрации г. Тулы не основаны на фактических обстоятельствах дела и положениях закона.
Представленные истцом ФИО1 фотографии, а также показания допрошенных в судебном заседании по её ходатайству свидетелей ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, с достоверностью не свидетельствуют о площади земельного участка ФИО2, размер которого указан в оспариваемой истцом схеме, поскольку их пояснения сводились к тому, что на протяжении длительного периода времени границы земельного участка ФИО2 изменялись, а в настоящее время в связи с погодными условиями, поскольку выпало большое количество снега зимой 2009-2010 годов, действительно затруднен проход машин по проезду.
В связи с этим представленные истцом ФИО1 доказательства суд считает несостоятельными, поскольку их достоверность опровергается совокупностью приведенных выше доказательств, свидетельствующих об отсутствии каких-либо нарушений при формировании земельного участка ФИО2
Утвержденная постановлением главы администрации города Тулы Схема является основанием для проведения кадастровых работ и постановки земельного участка на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (п. 1.8 Положения).
Как следует из материалов дела, управлением Роснедвижимости по Тульской области ДД.ММ.ГГГГ был изготовлен кадастровый паспорт земельного участка ФИО6 с присвоением ему кадастрового номера №.
Решением департамента имущественных и земельных отношений Тульской области № от ДД.ММ.ГГГГ был предоставлен ФИО2 из земель населенных пунктов земельный участок с кадастровым №, площадью 1039 кв.м, расположенный по адресу: .
Согласно договору купли-продажи земельного участка, заключенному ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом имущественных и земельных отношений Тульской области, в лице директора Департамента ФИО22, и ФИО2, последней на основании решения департамента имущественных и земельных отношений Тульской области № от ДД.ММ.ГГГГ передан в собственность земельный участок, кадастровый №, площадью 1039 кв.м, по цене 3 116 рублей 36 коп., в том числе 8/11 бесплатно, для эксплуатации индивидуального жилого дома с надворными постройками
Согласно акту приёма-передачи от ДД.ММ.ГГГГ департаментом имущественных и земельных отношений Тульской области вышеназванный земельный участок площадью 1039 кв.м был передан ФИО2
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 выдано свидетельство серии № № о праве собственности на земельный участок, площадью 1039 кв.м. по адресу: .
Таким образом, в настоящее время ФИО2 является собственником земельного участка площадью 1039 кв.м., расположенного по адресу: .
Право собственности ФИО2 никем не оспорено.
Оценив всю совокупность доказательств по делу, суд приходит к выводу, что законных оснований для признания недействительной оспариваемой схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) не имеется. Обжалуемое постановление администрации г. Тулы № от ДД.ММ.ГГГГ было принято органом, уполномоченным на принятие такого рода решений в силу закона и подзаконных нормативно-правовых актов, в установленном законом порядке. Содержание решения соответствует требованиям закона и нормативно-правовым актам, регулирующим данные правоотношения.
Существенных нарушений процедуры принятия решения, требований к их форме и содержанию, являющихся основанием для признания оспариваемых, по сути правильных, решений незаконными, не усматривается.
Доказательств нарушения прав и законных интересов истца суду не представлено, а поэтому заявленные исковые требования в указанной части не подлежат удовлетворению.
Что касается требований истца об обязании администрации г. Тулы предоставить вышеназванную схему расположения границ земельного участка ФИО23 в его адрес, то они также не подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 2 ст. 307 ГК РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
Каких-либо законных или предусмотренных условиями договора оснований для совершения администрацией г. Тулы в пользу ФИО1 такого действия, как передача оспариваемой схемы, не имеется. Доказательств обоснованности иска в указанной части истцом не предоставлено. Помимо этого, в ходе судебного разбирательства истец получил копию вышеназванной схемы из материалов данного гражданского дела, о чем свидетельствует расписка.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что в удовлетворении заявленных исковых требований ФИО1 следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
в удовлетворении исковых требований Паринской ФИО25 к администрации г. Тулы, ФИО26 о признании недействительными постановления администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ № и схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории по адресу: , обязании выдачи копии схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории, утвержденной постановлением администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ № – отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в течение 10-ти дней со дня его принятия судом в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы в Центральный районный суд г. Тулы.
Председательствующий –