ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4140/2021 от 15.03.2022 Анапского городского суда (Краснодарский край)

дело №2-477/2022

УИД: 23RS0003-01-2021-008359-73

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

город-курорт Анапа "15" марта 2022 года

Анапский городской суд Краснодарского края в составе:

судьи Аулова А.А.

при секретаре Засеевой О.В.

с участием: истца ФИО1

представителя ответчика - ИФНС России по городу-курорту Анапа Краснодарского края ФИО2, действующей на основании доверенности №03-30/09271 от 29 июля 2021 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ИФНС России по городу-курорту Анапа Краснодарского края УФНС России по Краснодарскому краю Министерства Финансов России о взыскании невыплаченной части компенсации при увольнении в связи с сокращением численности (штата) сотрудников,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в Анапский городской суд с иском к ИФНС России по городу-курорту Анапа Краснодарского края УФНС России по Краснодарскому краю Министерства Финансов России о взыскании невыплаченной части компенсации при увольнении в связи с сокращением численности (штата) сотрудников, сославшись на то, что 30 июня 2021 года приказом ИФНС России по городу-курорту Анапа Краснодарского края №02-3-08/101 от 23 июня 2021 года был прекращен служебный контракт от 20 июня 2019 года, заключенный между ней и ИФНС России по городу-курорту Анапа Краснодарского края, в связи с сокращением должности гражданской службы в государственном органе. В соответствии с п.3.1. ст.37 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным п.п. 8.1.-8.3. ч.1 настоящей статьи, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. Согласно представленного ИФНС России по городу-курорту Анапа Краснодарского края расчетного листа ей была выплачена денежная компенсация в размере месячного денежного содержания в сумме 38 037 рублей 21 копейки. Однако размер выплаченной денежной компенсации произведен ИФНС России по городу-курорту Анапа Краснодарского края неверно. Так, в соответствии с положениями ч.3 ст.51 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, в связи с чем выплаченное ей в период с 01 июля 2020 года по 30 июля 2021 года материальное стимулирование должно учитываться при расчете среднего заработка (денежного содержания) для расчета компенсации при увольнении, что согласуется с разъяснениями, данными в письме Министерства труда и социальной защиты РФ от 05 мая 2021 года №14-0/10/В-5300, и правовой позицией, изложенной в Определении Верховного Суда РФ от 22 июля 2019 года №34-КГ19-4. Согласно справок о доходах за 2020 год от 10 февраля 2021 года и за 2021 год от 30 июня 2021 года её годовой доход с июля 2020 года по июль 2021 года составил 467 922 рубля 90 копеек, таким образом, размер денежной компенсации, подлежащей выплате при сокращении штата, должен был составить 155 974 рубля 30 копеек, исходя из расчета: (467 922 рубля 90 копеек - сумма дохода за период с июля 2020 года по июль 2021 года) / (12 - количество месяцев в году) х (4 - количество месяцев, за которые выплачивается компенсация), следовательно, размер невыплаченной компенсации составляет 117 937 рублей 09 копеек, исходя из расчета: (155 974 рубля 30 копеек - 38 037 рублей 21 копейка). Вместе с тем, в доплате невыплаченной части компенсации ИФНС России по городу-курорту Анапа Краснодарского края ей было отказано. В связи с чем истец ФИО1 обратилась в суд с настоящим исковыми требованиями и просит взыскать с ответчика - ИФНС России по городу-курорту Анапа Краснодарского края невыплаченную часть компенсации при увольнении в связи с сокращением численности (штата) сотрудников в размере 117 937 рублей 09 копеек.

В судебном заседании истец ФИО1 заявленные исковые требования поддержала по изложенным доводам и основаниям.

Представитель ответчика - ИФНС России по городу-курорту Анапа Краснодарского края ФИО2 в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, сославшись на то, что в соответствии с п.3.1 ст.37 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным п.п.8.1-8.3 ч.1 настоящей статьи, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. Денежная компенсация в размере месячного денежного содержания составила 64 589 рублей 20 копеек и была выплачена ФИО1 следующими платежами: 49 068 рублей 28 копеек; 13 421 рубль 92 копейки; 2 099 рублей, что подтверждается платежными поручениями №887050 от 30 июня 2021 года, №273220 от 06 октября 2021 года, №648178 от 24 декабря 2021 года. В соответствии с ч.1 ст.50 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы. Согласно ч.2 ст.50 указанного закона денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты). В соответствии с ч.5 ст.50 приведенного закона к дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих. Согласно ч.10 ст.50 закона гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06 сентября 2007 года №562, установлен порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом. Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 ст.50 закона денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д)премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска. Абзацем 1 п.8 приведенных Правил определено, что в случае, предусмотренном подпунктом "д" (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц. Согласно абзц.2 п.8 Правил месячное денежное содержание исчисляется, исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных пп."а"-"г" п.2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных пп."д"-"ж" п.2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта. Таким образом, расчет месячного денежного содержания гражданских служащих для выплаты компенсации при увольнении в связи с сокращением должности гражданской службы или упразднением государственного органа осуществляется в соответствии с п.8 Правил. Согласно данному пункту месячное денежное содержание в указанных случаях исчисляется, исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, включающих ежемесячную надбавку к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, ежемесячную надбавку к должностному окладу за особые условия гражданской службы, ежемесячную процентную надбавку к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, а также ежемесячное денежное поощрение. Кроме того, при исчислении денежного содержания гражданского служащего в данном случае учитываются также 1/12 размера премий за выполнение особо важных и сложных заданий, материальной помощи, выплачиваемой за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих, и единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта. Таким образом, из положений п.8 Правил следует, что денежные средства дополнительного материального стимулирования не учитываются при определении размера денежного содержания, в тоже время в соответствии с ч.10 ст.50 приведенного закона данные выплаты относятся к категории "другие выплаты", следовательно, из буквального толкования положений Правил следует, что при исчислении денежного содержания гражданских служащих в предусмотренных ими случаях учету подлежат те выплаты, которые прямо предусмотрены в составе денежного содержания в соответствии с ФЗ№79-ФЗ. В соответствии с п.8 Правил расчет месячного денежного содержания ФИО1 для выплаты компенсации при увольнении в связи с сокращением состоял из: должностного оклада в размере 3 572 рублей; оклада за классный чин в размере 1 038 рублей; надбавки за выслугу лет в размере 358 рублей; ежемесячной надбавки за особые условия в размере 2 144 рублей; ежемесячного денежного поощрения в размере 3 572 рублей и составлял 10 684 рубля. Также в расчет были включены дополнительные выплаты, учитываемые 1/12 размера фактически начисленных в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта, а, именно, с июля 2020 года по июнь 2021 года. Размер начислений приведен в расчете денежного содержания и составил 65 559 рублей 53 копейки / 12 = 5 463 рубля 30 копеек. Таким образом, сумма сохраняемого денежного содержания за полный месяц составила 16 147 рублей 30 копеек, исходя из расчета: 10 684 рубля + 5 463 рубля 30 копеек. В соответствии с п.3.1 ст.37 закона ИФНС России по городу-курорту Анапа Краснодарского края выплатила ФИО1 компенсацию в размере четырехмесячного денежного содержания, а, именно, 64 589 рублей 20 копеек, исходя из расчета: (16 147 рублей 30 копеек - сумма сохраняемого денежного содержания за полный месяц х 4 - количество месяцев). Средства материального стимулирования не включены в расчет денежного содержания, поскольку это не предусмотрено положениями п.8 Правил. В связи с чем просила в удовлетворении заявленных ФИО1 исковых требований отказать.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - УФНС России по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о дате, времени и месте разбирательства дела, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 35344064322095, ходатайств о рассмотрении дела в его отсутствие либо об уважительности причин неявки в судебное заседание в адрес суда не представил, в связи с чем суд в соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие представителя указанного лица.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные исковые требования, подлежащими частичному удовлетворению, по следующим основаниям.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 года №79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 27 июля 2004 года №79-ФЗ).

Согласно пункта 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (ч.2 ст.50 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч.5 ст.50 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ).

В соответствии с частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года №562 (далее - Правила).

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

Абзацем первым пункта 8 Правил, в частности, определено, что в случае, предусмотренном подпунктом "д" пункта 1 данных Правил (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.

Согласно абзацу второму пункта 8 Правил месячное денежное содержание исчисляется, исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.

В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (ч.2 ст.51 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года №763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с абзацем восьмым подпункта "р" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству Российской Федерации было поручено до 01 июля 2012 года представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

Как следует из материалов дела, приказом начальника ИФНС России по городу-курорта Анапа №02-3-08/105 от 20 июня 2019 года ФИО1 назначена на должность специалиста 1 разряда в отдел камеральных проверок №3 и 20 июня 2019 года с ней был заключен служебный контракт о прохождении государственной службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации в ИФНС России по городу-курорту Анапа Краснодарского края.

Вышеприведенным приказом установлено денежное содержание: месячный оклад в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации в размере 3 324 рублей; дополнительные выплаты: ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере 1 995 рублей (60%); ежемесячное денежное поощрение в размере 3 324 рублей.

В соответствии с пунктами 9, 10 служебного контракта денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации в размере 3 324 рублей; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы Российской Федерации в размере 60% этого оклада; ежемесячного денежного поощрения в размере одного должностного оклада в месяц; премии за выполнение особо важных и сложных заданий с учетом обеспечения задач и функций ИФНС России по городу-курорту Анапа Краснодарского края, исполнения должностного регламента; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи; других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На основании приказов начальника ИФНС России по городу-курорту Анапа Краснодарского края №02-3-09/06дсп от 02 июля 2020 года, №02-3-09/09дсп от 28 сентября 2020 года, №02-3-09/12дсп от 16 декабря 2020 года, №02-3-08/35 от 02 марта 2021 года ФИО1 выплачены средства материального стимулирования в размере 30 000 рублей, в размере 31 200 рублей, в размере 39 000 рублей, в размере 4 789 рублей 24 копеек, соответственно.

Приказом начальника ИФНС России городу-курорту Анапа Краснодарского края №02-3-08-101 от 23 июня 2021 года прекращено действие служебного контракта от 20 июня 2019 года №647 и ФИО1 уволена с государственной гражданской службы по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе.

При увольнении ИФНС России по городу-курорту Анапа Краснодарского края ФИО1 выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 64 589 рублей 20 копеек, исходя из расчета размера ежемесячного денежного содержания в сумме 16 147 рублей 30 копеек, что подтверждается расчетом денежного содержания и платежными поручениями: №887050 от 30 июня 2021 года на сумму 49 068 рублей 28 копеек; №273220 от 06 октября 2021 года на сумму 13 421 рубль 92 копейки; №648178 от 24 декабря 2021 года на сумму 6 316 рублей 88 копеек.

Как усматривается из расчета денежного содержания сотрудника ФИО1, денежное содержание, учитываемое в полном размере, состоит из: должностной оклад государственного гражданского служащего - 3 572 рубля; ежемесячное денежное поощрение - 3 572 рубля; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы - 2 144 рубля; ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - 358 рублей; месячный оклад в соответствии с присвоенным классным чином гражданской службы - 1 038 рублей, итого: 10 684 рубля. Дополнительные выплаты, учитываемые в размере 1/12 фактически начисленных сумм, за расчетный период с 01 июля 2020 года по 30 июня 2021 года: сентябрь 2020 года - премия за выполнение особо важных и сложных заданий - 13 030 рублей 28 копеек, учтено в расчете 1 085 рублей 86 копеек; ноябрь 2020 года - премия за выполнение особо важных и сложных заданий - 16 026 рублей, учтено в расчете 1 335 рублей 50 копеек; декабрь 2020 года - премия за выполнение особо важных и сложных заданий - 12 562 рубля 46 копеек, учтено в расчете 1 046 рублей 87 копеек; январь 2021 года - премия за особо важные и сложные задания без учета фактического отработанного времени предыдущего месяца - 2 108 рублей, учтено в расчете 175 рублей 67 копеек; февраль 2021 года - премия за особо важные и сложные задания без учета фактического отработанного времени предыдущего месяца - 2 297 рублей, учтено в расчете 191 рубль 42 копейки; март 2021 года - премия за особо важные и сложные задания без учета фактического отработанного времени предыдущего месяца - 5 894 рубля 79 копеек, учтено в расчете 491 рубль 23 копейки; апрель 2021 года - премия за особо важные и сложные задания без учета фактического отработанного времени предыдущего месяца - 189 рублей, учтено в расчете 15 рублей 75 копеек; апрель 2021 года - материальная помощь за счет ФОТ - 4 610 рублей, учтено в расчете 384 рубля 17 копеек; апрель 2021 года - единовременная выплата к отпуску государственного служащего - 9 220 рублей, учтено в расчете 768 рублей 33 копейки; май 2021 года - премия за особо важные и сложные задания без учета фактического отработанного времени предыдущего месяца - (- 378 рублей), учтено в расчете – (-31 рубль 50 копеек); итого 65 559 рублей 53 копейки, учтено в расчете 5 463 рубля 30 копеек.

При этом при расчете денежного содержания для исчисления компенсации при увольнении не были учтены средства материального стимулирования, производимые за счет дополнительных лимитов бюджетных обязательств на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих сверх установленного фонда оплаты труда.

30 сентября 2021 года ФИО1, полагая, что ей не в полном размере выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания, обратилась в ИФНС России по городу-курорту Анапа Краснодарского края с заявлением о перерасчете размера денежного содержания, в котором указала, что при расчете ежемесячного денежного содержания, из которого производилось исчисление компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, инспекцией неверно был определен годовой доход с июля 2020 года по июль 2021 года, который составил 467 922 рубля 90 копеек и не были учтены начисленные и выплаченные ей средства материального стимулирования, что, по мнению ФИО1, привело к занижению размера ее денежного месячного содержания, а также неправильному расчету сумм компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания.

По результатам рассмотрения ИФНС России по городу-курорту Анапа Краснодарского края данного обращения ФИО1 19 октября 2021 года последняя была проинформирована о том, что расчет компенсации при увольнении с гражданской службы в связи с сокращением должности гражданской службы произведен в соответствии с п.3.1. ст.37 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ "О государственной службе Российской Федерации", а также в соответствии с Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года №562. Выплата компенсации при увольнении произведена 30 июня 2021 года в сумме 49 068 рублей 28 копеек, а также 06 октября 2021 года в сумме 13 421 рубля 92 копеек.

Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05 мая 2021 года №14-0/10/В-5300 о применении пунктов 6, 8 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года №562, в соответствии с частями 1 и 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон №79-ФЗ) оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы (далее - гражданская служба) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, перечень которых установлен частью 5 данной статьи Федерального закона №79-ФЗ. Таким образом, указанными положениями Федерального закона №79-ФЗ определен состав денежного содержания гражданского служащего. При этом в структуре денежного содержания единственной выплатой, имеющей стимулирующий характер и не предусматривающей фиксированного размера, является премия за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которой определяется представителем нанимателя. Частью 10 статьи 50 Федерального закона №79-ФЗ предусмотрена возможность осуществления гражданским служащим других выплат в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Однако отнесение иных выплат, возможность произведения которых гражданским служащим предусмотрена частью 10 статьи 50 Федерального закона №79-ФЗ, к составным частям денежного содержания гражданского служащего в том понятии, в котором оно установлено нормами Федерального закона №79-ФЗ, законодательно прямо не предусмотрено. В целях реализации мероприятий по совершенствованию системы материальной мотивации гражданских служащих, доведению уровня оплаты их труда до конкурентного на рынке труда, увеличению в оплате труда гражданских служащих доли, обусловленной реальной эффективностью их работы, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года №601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", ежегодно актами Правительства Российской Федерации предусматривается выделение дополнительных объемов бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, а также иных федеральных государственных органов (далее - средства материального стимулирования). При этом постановления Правительства Российской Федерации, принимаемые ежегодно в целях утверждения объемов средств материального стимулирования федеральным государственным органам, не содержат норм, регламентирующих правовую форму и порядок выплаты указанных средств гражданским служащим. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года №562 утверждены Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих (далее - Правила). В пункте 2 Правил установлен исчерпывающий перечень выплат, учитываемых при исчислении денежного содержания гражданского служащего в тех случаях, на которые распространяется действие Правил. Никакие иные выплаты, кроме тех, что перечислены в частях 2 и 5 статьи 50 Федерального закона №79-ФЗ, в указанном пункте Правил не предусмотрены. Расчет месячного денежного содержания гражданских служащих для выплаты компенсации при увольнении в связи с сокращением должности гражданской службы или упразднением государственного органа осуществляется в соответствии с пунктом 8 Правил. Согласно данному пункту Правил месячное денежное содержание в указанных случаях исчисляется, исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, включающих ежемесячную надбавку к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, ежемесячную надбавку к должностному окладу за особые условия гражданской службы, ежемесячную процентную надбавку к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, а также ежемесячное денежное поощрение. Кроме того, при исчислении денежного содержания гражданского служащего в рассматриваемом случае учитываются также 1/12 размера премий за выполнение особо важных и сложных заданий, материальной помощи, выплачиваемой за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих, и единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта. При этом средства материального стимулирования в качестве самостоятельной выплаты пунктом 8 Правил не предусмотрены. Таким образом, из буквального толкования положений Правил следует, что при исчислении денежного содержания гражданских служащих в предусмотренных ими случаях учету подлежат те выплаты, которые прямо предусмотрены в составе денежного содержания в соответствии с Федеральным законом №79-ФЗ. В целях обеспечения принципов справедливости и системности в вопросах оплаты труда и исчисления денежного содержания гражданских служащих при одновременном соблюдении установленного Правилами порядка Минтруд России придерживается позиции о том, что средства, доводимые до органов в целях дополнительного материального стимулирования гражданских служащих, должны выплачиваться в виде премий за выполнение особо важных и сложных заданий. Только такой порядок их реализации позволяет не допустить ущемление прав гражданских служащих и одновременно соблюсти установленные Правилами положения. Вместе с тем, как показывает правоприменительная практика, выплата средств материального стимулирования в отдельных федеральных государственных органах осуществляется в рамках иных выплат, не предусмотренных частями 2 и 5 статьи 50 Федерального закона №79-ФЗ в составе денежного содержания гражданских служащих. Такой порядок выплаты средств материального стимулирования не согласуется с положениями Правил, определяющими перечень выплат, учитываемых при исчислении денежного содержания гражданского служащего, в том числе в целях расчета компенсации при увольнении с гражданской службы в связи с сокращением должности гражданской службы или упразднении государственного органа, что не является обоснованным и создает условия для ущемления прав гражданских служащих соответствующих федеральных государственных органов.

В письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 года №14-04-05/34482 указано, что в соответствии со статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" определен состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих. Кроме того, частью 10 данной статьи предусмотрена возможность осуществления гражданским служащим других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. При этом в соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона №79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих формируется за счет средств для выплаты (в расчете на год) денежного содержания, состав которого определен статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ, а также за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Учитывая положения статей 50 и 51Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ, формирование фонда оплаты труда гражданских служащих федерального государственного органа должно осуществляться с учетом бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года №238-7.

Согласно разъяснениям, содержащимся в вышеуказанном письме, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года №562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенный статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года №237-7.

Таким образом, дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих, осуществляемое в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", имеет иную правовую природу, так как производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, в связи с чем к нему не подлежат применению положения Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2007 года №90н.

Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в частями 2 и 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих, а, следовательно, к юридически значимым обстоятельствам по настоящему делу с учетом заявленных ФИО1 исковых требований о составе её денежного содержания для исчисления компенсационных выплат в связи с увольнением относится определение правовой природы произведенных ей в течение 12 месяцев перед увольнением, а именно, с июля 2020 года по июнь 2021 года выплат в виде материального стимулирования.

Поскольку в соответствии с положениями части 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе, за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, выплаченное истцу материальное стимулирование должно учитываться при расчете его месячного денежного содержания для выплаты компенсации при увольнении по примененному основанию.

Указанные правовые позиции изложены в судебных актах Верховного суда Российской Федерации (Определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 22 июля 2019 года №34-КГ19-4, от 28 августа 2017 года №2-КГ17-13).

Согласно пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Аналогичная правовая норма закреплена статьей 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, то есть представлены сторонами. Разрешая гражданско-правовой спор в условиях конституционных принципов состязательности и равноправия сторон и связанного с ними принципа диспозитивности, осуществляя правосудие как свою исключительную функцию (ч.1 ст.118 Конституции Российской Федерации), суд не может принимать на себя выполнение процессуальных функций сторон.

В силу пункта 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Таким образом, в силу присущего исковому виду судопроизводства начала диспозитивности, эффективность правосудия обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности процесса, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий.

Суд, содействуя сторонам в реализации этих прав, осуществляет, в свою очередь, лишь контроль за законностью совершаемых ими распорядительных действий, основывая решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, и оценивая относимость, допустимость, достоверность каждого из них в отдельности, а также достаточность и взаимную связь их в совокупности.

Таким образом, поскольку выплаченное ФИО1 материальное стимулирование было осуществлено в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года №601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" в части совершенствования системы оплаты труда гражданских служащих, иных оснований для получения средств материального стимулирования ответчиком суду не предоставлено, при этом указанное материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч.10 ст.50 Федерального закона №79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, следовательно, выплаченное истцу ФИО1 в указанный расчетный период в соответствии с приказами начальника ИФНС России по городу-курорту Анапа Краснодарского края материальное стимулирование подлежало учету при расчете компенсации при увольнении в связи с сокращением штатной численности.

В хода рассмотрения настоящего гражданского дела на ответчика - ИФНС России по городу-курорту Анапа Краснодарского края была возложена обязанность представить суду расчет денежного содержания и расчет с учетом сумм материального стимулирования.

Согласно представленного расчета сумма сохраняемого денежного содержания за полный месяц составила 27 979 рублей 73 копейки, исходя из расчета: 10 684 рубля + 17 295 рублей 73 копейки, а сумма компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания составила 111 918 рублей 92 копейки, исходя из расчета: (27 979 рублей 73 копейки - сумма сохраняемого денежного содержания за полный месяц х 4 - количество месяцев).

Таким образом, невыплаченная часть компенсации при увольнении ФИО1 в связи с сокращением численности (штата) сотрудников составляет - 47 329 рублей 72 копейки, исходя из расчета (111 918 рублей 92 копейки - расчет денежного содержания с учетом сумм материального стимулирования) - (64 589 рублей 20 копеек - выплаченная ФИО1 компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания), которая подлежит взысканию с ответчика - ИФНС России по городу-курорту Анапа Краснодарского края в пользу истца ФИО1

При этом судом не может быть принят во внимание представленный истцом ФИО1 расчет невыплаченной части компенсации при увольнении в связи с сокращением численности (штата) сотрудников в размере 117 937 рублей 09 копеек, поскольку истцом при производстве расчета не применен установленный законодателем специальный порядок исчисления денежного содержания федерального государственного гражданского служащего.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к ИФНС России по городу-курорту Анапа Краснодарского края УФНС России по Краснодарскому краю Министерства Финансов России о взыскании невыплаченной части компенсации при увольнении в связи с сокращением численности (штата) сотрудников - удовлетворить частично.

Взыскать с ИФНС России по городу-курорту Анапа Краснодарского края УФНС России по Краснодарскому краю Министерства Финансов России в пользу ФИО1 невыплаченную часть компенсации при увольнении в связи с сокращением численности (штата) сотрудников в размере 47 329 рублей 72 копеек.

В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 к ИФНС России по городу-курорту Анапа Краснодарского края УФНС России по Краснодарскому краю Министерства Финансов России о взыскании невыплаченной части компенсации при увольнении в связи с сокращением численности (штата) сотрудников - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Анапский городской суд.

Судья:

Мотивированное решение суда изготовлено 21 марта 2022 года