РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации 13 августа 2014 года.
Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону в составе:
судьи Бородько Л. Д.
при секретаре Иваненко И. Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление ФИО1 ФИО7 о признании незаконным действий должностных лиц; заинтересованное лицо УФМС России по РО и межрайонного отдела УФМС России по РО в городе Сальске, -
У С Т А Н О В И Л:
Заявитель обратилась с иском о признании незаконными действий должностных лиц УФМС России по РО и межрайонного отдела УФМС России по РО в городе Сальске заключающиеся в необоснованном требовании обратится с заявлением об определении гражданства и оплатить государственную пошлину за определение гражданства, пояснив в обоснование требований, что она действительно не получила своевременно, т.е. при достижении 14-летнего возраста, паспорт гражданки РФ из-за того, что её мать ФИО5 утратила необходимые для получения паспорта документы. С 2009 г. заявитель стала обращаться в Межрайонный отдел ФИО2 РФ по Ростовской области в городе Сальске по вопросу выдачи паспорта гражданки РФ. Работники этого Межрайонного отдела каждый раз отказывали в выдаче паспорта, ссылаясь на то, что не хватает нужных документов, ДД.ММ.ГГГГ начальник Межрайонного отдела УФМС РФ по Ростовской области в городе Сальске поставил вопрос о необходимости определения её гражданства РФ. Данное требование заявитель считает необоснованным, так как паспорт ей должны были выдать в 14 лет и по состоянию на тот период времени не было сомнений в её гражданстве. Следовательно, и впоследствии не должно было возникнуть таких сомнений. ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратилась с жалобой к начальнику УФМС РФ по Ростовской области, при этом в жалобе она не ставила вопрос об определении её гражданства, однако её жалоба была истолкована как обращение по вопросу определения гражданства РФ. С требованием об определении гражданства заявитель не была согласна, однако у неё не было выбора, поскольку если бы она не написала такое заявление и не оплатила государственную пошлину, то не получила бы паспорт. В конце марта 2014 г. она написала заявление об установлении её гражданства РФ и ДД.ММ.ГГГГ оплатила государственную пошлину в размере 2000 руб. на расчетный счет УФМС по Ростовской области. ДД.ММ.ГГГГ Межрайонным отделом ФИО2 РФ по Ростовской области в городе Сальске ей был выдан паспорт гражданки РФ № после чего ДД.ММ.ГГГГ паспорт был зарегистрирован по адресу <адрес>. Заявитель полагает, что своими действиями Управление Федеральной миграционной службы РФ по Ростовской области и Межрайонный отдел ФИО2 РФ по Ростовской области в городе Сальске нарушили Указ Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» и Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о паспорте гражданина РФ, образца бланка и описания паспорта гражданина РФ», поскольку не выдали ей паспорт в соответствии с этими документами. Несвоевременная выдача паспорта нарушила ее права, гарантированные Конституцией Российской Федерации, поскольку в течение всего времени необоснованной задержки с выдачей паспорта заявитель не могла воспользоваться своими конституционными правами. В соответствии со ст. ст. 15, 16 ГК РФ она вправе требовать возмещения убытков, причиненных ей вышеуказанными неправомерными действиями Управления Федеральной миграционной службы РФ по Ростовской области и Межрайонного отдела УФМС РФ по Ростовской области в городе Сальске. Её убытки составили <данные изъяты> руб., которые она заплатила в виде государственной пошлины за установление гражданства РФ. Просит вынести решение которым признать незаконными действия Управления Федеральной миграционной службы РФ по Ростовской области и Межрайонного отдела УФМС РФ по Ростовской области в городе Сальске, заключающиеся в том, что вместо выдачи заявителю паспорта гражданки РФ эти государственные органы потребовали подать заявление об определении гражданства РФ и оплатить государственную пошлину за определение гражданства. Взыскать с Управления Федеральной миграционной службы РФ по Ростовской области в мою пользу <данные изъяты> руб.
Заявитель в судебное заседание явилась и пояснила, что её требования заключаются в том, что должностные лица УФМС необоснованно вынудили её оплатить <данные изъяты> рублей, требование об установлении гражданства было незаконным, она действительно своевременно не получила паспорт, но это не дает права должностным лицам необоснованно заставлять оплачивать государственную пошлину. Оплатила данную пошлину, так как хотела быстрее получить паспорт.
Представитель УФМС России по РО ФИО3, действующая на основании доверенности, явилась, требования не признала и дала суду пояснения аналогичные изложенным в письменных возражениях. Просит в удовлетворении требований отказать.
Суд, выслушав заявителя и представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии со ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", принимая во внимание положения статьи 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.
Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.
Как установлено в ходе рассмотрения дела заявитель фактически оспаривает действия должностных лиц заключающиеся в обязании обратится с заявлением об определении гражданства РФ и оплатить государственную пошлину за подачу данного заявления, так как по мнению заявителя не вызывало сомнений то обстоятельство, что она является гражданкой РФ по рождению.
Наличие гражданства Российской Федерации, согласно ст. 45 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.11.2002 N 1325, может быть удостоверено: паспортом гражданина Российской Федерации; дипломатическим паспортом; служебным паспортом; паспортом моряка (удостоверением личности моряка); паспортом гражданина СССР образца 1974 года с указанием гражданства Российской Федерации либо с вкладышем, свидетельствующим о наличии гражданства Российской Федерации, либо со штампом прописки по месту жительства, подтверждающим постоянное проживание на территории Российской Федерации на 06.02.1992; удостоверением личности (военным билетом) военнослужащего с вкладышем, свидетельствующим о наличии гражданства Российской Федерации; свидетельством о рождении с вкладышем, подтверждающим наличие гражданства Российской Федерации.
Положение «О паспорте гражданина Российской Федерации» утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 г. № 828 указывает, что для получения паспорта гражданина Российской Федерации при необходимости представляются документы, свидетельствующие о принадлежности к гражданству Российской Федерации (п. 11 Положения).
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" определение наличия гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации, относится к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальных органов.
В силу пункта "а" статьи 5 и части 7 статьи 4 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" гражданами Российской Федерации являются лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу Федерального закона; наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.
Согласно статье 13 ранее действовавшего Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года № 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" гражданами Российской Федерации признавались все граждане бывшего СССР, постоянно проживавшие на территории Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Закона (6 февраля 1992 года), если в течение одного года после этого дня они не заявили о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 31.05.2002г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» гражданство Российской Федерации приобретается: по рождению; в результате приема в гражданство Российской Федерации; в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации; по иным основаниям, предусмотренным Федеральным законом.
Статьей 32 Федерального закона от 31.05.2002г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002г. № 62-ФЗ, установлен порядок подачи заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации.
Заявление по вопросам гражданства Российской Федерации подается по месту жительства заявителя, проживающим на территории Российской Федерации, - в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.
Заявитель в ходе рассмотрения дела не оспаривала, что на момент обращения с заявлением о выдаче паспорта у неё отсутствовали документы удостоверяющие наличие гражданства Российской Федерации, как пояснила заявитель у неё данных документов не было по семейным обстоятельствам, Также заявитель не оспаривает того, что после подачи соответствующего заявления в марте 2014 года, рассмотрение которого сопровождается оплатой государственной пошлиной, был разрешен вопрос с наличием гражданства и она, в соответствии с действующим законодательством, документирована паспортом гражданина Российской Федерации. Заявитель также не оспаривает того, что действительно при обращении с данным заявлением она должна была оплатить государственную пошлину, то есть заявитель оспаривает само по себе требование должностных лиц УФМС обратиться с заявлением об определении гражданства.
Согласно п. 34 Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденным Приказом ФМС России от ДД.ММ.ГГГГ № для получения паспорта гражданин лично либо через должностных лиц многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, с которыми заключены соглашения о взаимодействии, представляет: заявление о выдаче (замене) паспорта по форме № (приложение № к Административному регламенту), заполненное от руки или машинописным способом гражданином, обратившимся за получением паспорта. Личная подпись гражданина в заявлении заверяется уполномоченным на это сотрудником подразделения; свидетельство о рождении. В случае отсутствия у гражданина свидетельства о рождении ему рекомендуется обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Российской Федерации, по месту регистрации рождения или по месту жительства для получения повторного свидетельства о рождении; две личные фотографии в черно-белом или цветном исполнении размером 35 х 45 мм с четким изображением лица строго в анфас без головного убора, документы, свидетельствующие о принадлежности к гражданству Российской Федерации (при наличии обстоятельств, предусмотренных пунктом 51 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № №); документы, необходимые для проставления обязательных отметок в паспорте (военный билет, свидетельства о рождении детей в возрасте до 14-ти лет, документы, подтверждающие регистрацию по месту жительства, свидетельство о регистрации брака, свидетельство о расторжении брака); квитанцию об уплате государственной пошлины за выдачу паспорта.
В соответствии с п. 51 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации (утеря, кража, порча и тому подобное), возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств.
Поскольку в ходе рассмотрения дела установлено что заявитель при обращении с заявлением о выдаче паспорта не представила в соответствии с Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации документов подтверждающих наличие гражданства РФ указывая на то что данные документы у неё отсутствуют, а в последствии самостоятельно обратилась с заявлением об определение наличия гражданства РФ, то оснований для признания действий должностных лиц не законными не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворения заявления ФИО1 ФИО8 о признании незаконным действий должностных лиц; заинтересованное лицо УФМС России по РО и межрайонного отдела УФМС России по РО в городе Сальске – отказать в полном объеме
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону в течение одного месяца.
Судья
Решение в окончательной форме изготовлено 18 августа 2014 года.