ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4141/2023 от 21.12.2023 Ленинскогого районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ года г. Ростов-на-Дону

Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Лепетюх А.В.,

при секретаре Однороб В.В.,

с участием представителя истца – помощника прокурора Ленинского района г.Ростова-на-Дону Лебедевой А.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда г.Ростова-на-Дону гражданское дело по иску прокурора г.Волгодонска Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к ТУ Росимущества по Ростовской области, третьи лица Министерство имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области, Департамент по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области, администрация г.Волгодонска Ростовской области, МКУ «Управление по делам ГО и ЧС г.Волгодонска Ростовской области, Управление федерального казначейства по Ростовской области, ГУ МЧС России по Ростовской области, ООО «ВетроСтройдеталь» об обязании оформления права федеральной собственности на защитное сооружение гражданской обороны,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г.Волгодонска Ростовской области обратился в суд с настоящим иском в интересах неопределенного круга лиц, указав в его обоснование, что прокуратурой г. Волгодонска проведена проверка соблюдения на поднадзорной территории требований законодательства о гражданской обороне. В ходе надзорных мероприятий установлено, что комиссией в составе представителей Администрации города и МКУ «Управление ГОЧС г. Волгодонска» ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка наличия и оценка готовности к использованию по предназначению ЗСГО, расположенных на территории города, в том числе защитного сооружения гражданской обороны (инв. , принято в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ), расположенного по адресу: <адрес>. По результатам комиссионного обследования вышеуказанного защитного сооружения гражданской обороны был составлен акт инвентаризации, оценки содержания и использования убежища гражданской обороны инв. от ДД.ММ.ГГГГ и утвержден главой Администрации города. Из содержания данного акта следует, что убежище гражданской обороны ни в чьей собственности не состоит, в реестре числится, в мирное время не используется, находится в ненадлежащем состоянии в связи с разрушением строительных конструкций ЗСГО, по результатам которого, сделан вывод об отсутствии готовности данного убежища к приему укрываемых. По информации, полученной из МКУ «Управление ГОЧС» установлено, что ТУ Росимущества Ростовской области в реестр федерального имущества не внесены сведения о защитном сооружении гражданской обороны (инв. , принято в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ), расположенного по адресу: <адрес>. Проведенной проверкой установлено, что ТУ <адрес> ненадлежащим образом осуществляет учет федерального имущества, расположенного на территории <адрес>. Кроме того, проверкой, проведенной прокуратурой города совместно с начальником отдела гражданской обороны, защиты населения и территории МКУ «Управление ГОЧС <адрес>», заместителем начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по <адрес>, установлено, что данное убежище, находится в непригодном для укрытия населения состоянии, расположенного на территории ООО «Ветростройдеталь» по адресу: 347360, <адрес>, инв. , группа по ГО населенного пункта - II, Категории по <данные изъяты> не имеет, не продолжает свою деятельность в период мобилизации и в военное время, не обеспечивает жизнедеятельность городов, отнесенных к особой группе по гражданской обороне или организаций, отнесенных к категории особой важности по гражданской обороне, убежище - гражданской обороны принято в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ, балансодержатель не установлен, ведомственной принадлежностью отнесено как бесхозяйное ЗС ГО. Убежище гражданской обороны ни в чьей собственности не состоит, в реестре числится, в мирное время не используется. Вид правообладания – иное. В период с ДД.ММ.ГГГГ на поддержание в готовности ЗС ГО финансовых средств выделено не было. Текущий ремонт не производился. ДД.ММ.ГГГГ проведено ТО ЗС ГО. Выполнение мероприятий по восстановлению и реконструкции инженерных коммуникаций и работ по усилению фундамента и конструкций здания являются весьма дорогостоящими, технически сложными, поэтому защитное сооружение инв. целесообразно снять с учета. Истец просит обязать Территориальное управление Росимущества в Ростовской области оформить в установленном порядке право федеральной собственности на защитное сооружение гражданской обороны (инв. , принято в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ), расположенное по адресу: <адрес>.

В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Ленинского района г.Ростова-на-Дону ФИО4, поддержала требования, изложенные в иске, просила удовлетворить.

Представитель ответчика ТУ Росимущества в РО по доверенности ФИО5 в судебном заседании возражал против удовлетворения иска.

Представитель третьего лица ГУ МЧС России по Ростовской области по доверенности ФИО6 в судебном заседании поддержал исковые требования.

Представители третьих лиц: Минимущества РО, Департамента по предупреждению и ликвидации ЧС РО, администрации г.Волгодонска РО, МКУ «Управление по делам ГО и ЧС г.Волгодонска РО, Управления федерального казначейства по РО, ООО «Ветростройдеталь» надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об отложении не просили, в связи с чем в отсутствие представителей третьих лиц дело рассмотрено в порядке ст.167 ГПК РФ.

Заслушав позиции представителей истца и ответчика, а также представителя третьего лица, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Статьями 2 и 6 Федерального закона от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне» предусмотрено, что одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению убежищ.

Согласно ГОСТу Р22.0.02-94 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий", утвержденному постановлением Госстандарта Российской Федерации от 22.12.1994 №327, под защитным сооружением понимается инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате последствий аварий и катастроф на потенциально опасных объектах, либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов, а также от воздействия современных средств поражения.

Согласно п.2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 №1309 к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

В соответствии с п.13 Порядка в мирное время объекты гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению.

Приказом МЧС России от 15.12.2002 №583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее – Правила), рассчитанные на все случаи: режим повседневной деятельности, военное время, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

Статус защитного сооружения гражданской обороны, как объекта гражданской обороны, в силу п.1.2 Правил определяется наличием паспорта убежища, заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений защитного сооружения гражданской обороны, заверенных органами технической инвентаризации.

Согласно п.2.1 Правил учет защитных сооружений гражданской обороны ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе защитные сооружения гражданской обороны, в журнале учета ЗС ГО.

В силу пункта 2.2 Правил документальным основанием для ведения учета защитного сооружения гражданской обороны является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Обязательными приложениями к паспорту ЗС ГО являются копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта ГО, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией - балансодержателем ЗС ГО и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Прокурором г.Волгодонска Ростовской области в ходе надзорных мероприятий установлено, что комиссией в составе представителей Администрации города и МКУ «Управление ГОЧС г. Волгодонска» ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка наличия и оценка готовности к использованию по предназначению ЗСГО, расположенных на территории города, в том числе защитного сооружения гражданской обороны (инв. , принято в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ), расположенного по адресу: <адрес>.

По результатам комиссионного обследования вышеуказанного защитного сооружения гражданской обороны был составлен акт инвентаризации, оценки содержания и использования убежища гражданской обороны инв. от ДД.ММ.ГГГГ и утвержден главой Администрации города. Из содержания данного акта следует, что убежище гражданской обороны ни в чьей собственности не состоит, в реестре числится, в мирное время не используется, находится в ненадлежащем состоянии в связи с разрушением строительных конструкций ЗСГО, по результатам которого, сделан вывод об отсутствии готовности данного убежища к приему укрываемых.

По информации, полученной из МКУ «Управление ГОЧС» установлено, что ТУ Росимущества Ростовской области в реестр федерального имущества не внесены сведения о защитном сооружении гражданской обороны (инв. , принято в эксплуатацию в 1982 году), расположенного по адресу: <адрес>.

Проведенной проверкой установлено, что ТУ Росимушества Ростовской области ненадлежащим образом осуществляет учет федерального имущества, расположенного на территории <адрес>. Кроме того, проверкой, проведенной прокуратурой города совместно с начальником отдела гражданской обороны, защиты населения и территории МКУ «Управление ГОЧС <адрес>», заместителем начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по <адрес>, установлено, что данное убежище, находится в непригодном для укрытия населения состоянии, расположенного на территории ООО «Ветростройдеталь» по адресу: 347360, <адрес>, инв. , группа по ГО населенного пункта - II, Категории по <данные изъяты> не имеет, не продолжает свою деятельность в период мобилизации и в военное время, не обеспечивает жизнедеятельность городов, отнесенных к особой группе по гражданской обороне или организаций, отнесенных к категории особой важности по гражданской обороне, убежище - гражданской обороны принято в эксплуатацию в 1982 году, балансодержатель не установлен, ведомственной принадлежностью отнесено как бесхозяйное ЗС ГО. Убежище гражданской обороны ни в чьей собственности не состоит, в реестре числится, в мирное время не используется. Вид правообладания – иное. В период с 2014 по 2022 на поддержание в готовности ЗС ГО финансовых средств выделено не было. Текущий ремонт не производился. ДД.ММ.ГГГГ проведено ТО ЗС ГО.

В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» предусмотрена обязанность федеральных органов исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществлять меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.

В соответствии с п.8 постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 №1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» федеральные органы государственной власти по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию, ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

В соответствии с п.3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов.

Убежища (защитные сооружения) относятся к объектам гражданской обороны, которые не указаны в Приложениях 1 - 3 к настоящему постановлению, следовательно, со дня вступления в силу данного постановления относятся к федеральной собственности.

Согласно п.2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 №2284, защитные сооружения гражданской обороны относятся к объектам, находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена.

Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации в соответствии спостановлениемПравительства Российской Федерации от 05.06.2008 №432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

ТУ Росимущества в Ростовской области осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта РФ, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта РФ, в том числе составляющего государственную казну РФ.

Таким образом, полномочия собственника в отношении расположенного на территории Ростовской области федерального имущества, в том числе составляющего государственную казну РФ, выполняет ТУ Росимущества в РО, и именно на него возложена обязанность по оформлению в установленном законом порядке права федеральной собственности на защитное сооружение.

Отсутствие убежища в составе казны Российской Федерации, и, как следствие, невозможность осуществления ТУ Росимущества в РО полномочий по содержанию, распоряжению, контролю за техническим состоянием защитного сооружения, привело к тому, что в настоящее время оно не может использоваться по основному назначению, что нарушает права Российской Федерации как собственника такого имущества, исключает реализацию основных задач в области гражданской обороны, предусмотренных ст.2 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» и создает угрозу нарушения прав граждан на защиту на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

При таком положении, суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования прокурора г.Волгодонска Ростовской области подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования прокурора г.Волгодонска Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц, - удовлетворить.

Обязать ТУ Росимущества в Ростовской области оформить в установленном порядке право федеральной собственности на защитное сооружение гражданской обороны инвентарный , принять в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ, расположенное по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий А.В.Лепетюх