ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4144/2016 от 31.01.2017 Московского районного суда г. Твери (Тверская область)

Дело № 2-64/17

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«31» января 2017 года город Тверь

Московский районный суд г. Твери в составе

председательствующего судьи Климовой К.В.,

при секретаре Кузнецовой И.А.,

с участием представителя истца – старшего помощника прокурора Московского района г. Твери Яковлева Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Московского района г. Твери в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Объединенная электросетевая компания» о признании незаконным бездействия, выразившегося в невыполнении требований законодательства по заключению договора о квотировании рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите, обязании предоставить проект договора о квотировании рабочих мест для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите, обязании в период действия договора ежемесячно представлять в ГКУ Тверской области «Центр занятости населения города Твери» информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностях, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов,

у с т а н о в и л:

Прокурор Московского района г. Твери обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Объединенная электросетевая компания» о признании незаконным бездействия, выразившегося в невыполнении требований законодательства по заключению договора о квотировании рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите.

В обоснование иска указано, что прокуратурой Московского района г. Твери проведена проверка по информации ГКУ Тверской области «Центр занятости населения города Твери» по вопросу незаключения договора о квотировании рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите. Проведенной проверкой было установлено, что между ООО «Объединенная электросетевая компания» и ГКУ Тверской области «Центр занятости населения города Твери» договор о квотировании рабочих мест для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите, не заключен. Отсутствие заключенного договора о квотировании у ООО «Объединенная электросетевая компания» лишает ГКУ Тверской области «Центр занятости населения города Твери» возможности осуществлять действенный контроль за исполнением установленной организацией квоты для граждан, особо нуждающихся в социальной защите. Данное требование закона обуславливает контроль за исполнением работодателем своих обязанностей и трудоустройство граждан, особо нуждающихся в социальной защите. Ранее ООО «Объединенная электросетевая компания» требования указанного закона не исполнялись, следовательно, ранее ООО «Объединенная электросетевая компания» не исполняло обязанности по заключению вышеуказанного договора и предоставлению в соответствии с абз. 3 ст. 5 Закона Тверской области от 17.09.1997 года № 79 «О квотировании рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите» до 25 числа органам службы занятости Тверской области информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Просит признать незаконным бездействие ООО «Объединенная электросетевая компания», выразившееся в невыполнении требований законодательства по заключению договора о квотировании рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите; обязать ООО «Объединенная электросетевая компания» в срок до 01 января 2017 года предоставить в ГКУ Тверской области «Центр занятости населения города Твери» проект договора о квотировании рабочих мест для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите в соответствии с типовой формой, утвержденной приказом Главного управления по труду и занятости населения Тверской области; обязать ООО «Объединенная электросетевая компания» не позднее 1 декабря года истечения срока действия действующего договора, но до истечения срока его действия предоставить в ГКУ Тверской области «Центр занятости населения города Твери» проект договора о квотировании в соответствии с типовой формой, утвержденной приказом Главного управления по труду и занятости населения Тверской области.

В порядке ст. 39 ГПК РФ прокурор Московского района г. Твери уточнил исковые требования и просит признать незаконным бездействие ООО «Объединенная электросетевая компания», а именно: неисполнение требований Закона Тверской области от 17.09.1997 года №79 «О квотировании рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите»: непредставление не позднее 1 декабря 2015 года в ГКУ Тверской области «Центр занятости населения города Твери» проекта договора о квотировании в соответствии с типовой формой, утвержденной приказом Главного управления по труду и занятости населения Тверской области: непредставление в ГКУ Тверской области «Центр занятости населения города Твери» информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов; обязать ООО «Объединенная электросетевая компания» в период действия договора ежемесячно до 25 числа представлять в ГКУ Тверской области «Центр занятости населения города Твери» информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностях, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

В судебном заседании представитель истца Яковлев Д.С. заявленные исковые требования поддержал с учетом уточнений. В части требований о возложении обязанности на ООО «Объединенная электросетевая компания» в срок до 01 января 2017 года предоставить в ГКУ Тверской области «Центр занятости населения города Твери» проект договора о квотировании рабочих мест для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите в соответствии с типовой формой, утвержденной приказом Главного управления по труду и занятости населения Тверской области; обязании ООО «Объединенная электросетевая компания» в период действия договора ежемесячно до 25 числа представлять в ГКУ Тверской области «Центр занятости населения города Твери» информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностях, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов в связи с добровольным заключением договора отказался и отказ был принят судом, о чем вынесено определение о прекращении производства по делу в этой части.

В судебное заседание представитель ответчика ООО «Объединенная электросетевая компания» не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ГКУ Тверской области «Центр занятости населения г. Твери», надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствии представителя ГКУ Тверской области «Центр занятости населения г. Твери», в письменном отзыве пояснил, что в связи с предоставлением ООО «Объединенная электросетевая компания» в ГКУ Тверской области «Центр занятости города Твери» информации об уменьшении среднесписочной численности работников, ранее заключенный на 2017 год, договор «О квотировании рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите, резервировании рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов» будет расторгнут. В настоящее время проект соглашения о расторжении договора о квотировании рабочих мест находится в работе.

Принимая во внимание положения ч.3, 5 ст.167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора Московского района г. Твери подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.20 Федерального закона РФ от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда: установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов; резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов; стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов; создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов; создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов; организации обучения инвалидов новым профессиям. Порядок проведения специальных мероприятий, определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу ст.1 Закона Тверской области от 17 сентября 1997 года № 79 «О квотировании рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите», квотирование рабочих мест - это установление минимального количества рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите (в процентах к среднесписочной численности работников организации) и испытывающих трудности в поиске работы, которых работодатель обязан трудоустроить в данной организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанных в настоящей статье категорий.

Квотирование рабочих мест устанавливается для следующих категорий граждан: несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет (оставивших учебу, отчисленных из образовательных организаций, освобожденных из воспитательных колоний); детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; инвалидов; граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей; одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей или детей-инвалидов; лиц, освобожденных из мест лишения свободы.

Квота для приема на работу указанных категорий граждан устанавливается организациям, расположенным и осуществляющим свою деятельность на территории Тверской области независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.

В соответствии со ст.3 Закона Тверской области от 17 сентября 1997 года № 79 «О квотировании рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите», квотирование рабочих мест осуществляется на основе договоров, заключаемых с работодателями на срок не менее одного календарного года, с учетом ситуации, складывающейся на рынке труда, в порядке, установленном Правительством Тверской области.

Договор о квотировании должен содержать обязательные сведения о наименовании рабочего места, категориях граждан, для которых созданы или выделены рабочие места, санитарно-гигиенических условиях и режиме труда, источниках финансирования, а также условия ликвидации рабочих мест и санкции по отношению к стороне, не выполнившей условия договора, другие условия.

Ликвидация рабочих мест, созданных в рамках квот, производится в соответствии с условиями договора при обязательном уведомлении органа службы занятости Тверской области.

Постановлением Правительства Тверской области от 26 марта 2014 года № 149-пп утвержден Порядок заключения договоров о квотировании рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите.

Как следует из п. 3 Порядка заключения договоров о квотировании рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите, организации ежегодно не позднее 1 декабря текущего года представляют в центры занятости населения по месту нахождения организации проекты договоров о квотировании в соответствии с типовой формой, утвержденной Приказом Главного управления по труду и занятости населения Тверской области.

Приказом Главного управления по труду и занятости населения Тверской области от 28 января 2014 года № 20 утверждена типовая форма договора по квотированию рабочих мест для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите.

Приказом Главного управления по труду и занятости населения Тверской области от 19 ноября 2014 года № 159 установлена новая типовая форма договора по квотированию рабочих мест для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите, с разделами, содержащими обязательные сведения об источниках финансирования, а также условиях ликвидации рабочих мест.

Согласно ст. 9 Закона Тверской области от 17 сентября 1997 года № 79 «О квотировании рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите» квота для приема на работу несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет (оставивших учебу, отчисленных из образовательных организаций, освобожденных из воспитательных колоний), детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливается работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек, в размере не выше двух процентов среднесписочной численности работников с учетом ситуации, сложившейся на рынке труда.

Из ст.11 Закона Тверской области от 17 сентября 1997 года № 79 «О квотировании рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите» следует, что работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере двух процентов среднесписочной численности работников.

Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере двух процентов среднесписочной численности работников с учетом ситуации, сложившейся на рынке труда.

Если работодателями являются общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, данные работодатели освобождаются от соблюдения установленной квоты для приема на работу инвалидов.

В силу ст.14 Закона Тверской области от 17 сентября 1997 года № 79 «О квотировании рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите» граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей при прочих равных условиях имеют преимущественное право поступления на работу на государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Квота для приема их на работу устанавливается работодателям с учетом ситуации, сложившейся на рынке труда, в зависимости от численности этой категории граждан, обратившихся за содействием в трудоустройстве в службу занятости, но не менее одного процента от среднесписочного количества работников предприятий.

Согласно ст. 15 Закона Тверской области от 17 сентября 1997 года № 79 «О квотировании рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите» квота для трудоустройства одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей и детей-инвалидов, устанавливается работодателям с учетом ситуации, сложившейся на рынке труда, и потребности в рабочих местах для этой категории граждан.

В соответствии со ст. 16 Закона Тверской области от 17 сентября 1997 года № 79 «О квотировании рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите» квота для трудоустройства лиц, освобожденных из мест лишения свободы, устанавливается работодателям с учетом ситуации, сложившейся на рынке труда, но не менее 0,5 процентов среднесписочной численности в организациях с численностью работников более 100 человек.

В судебном заседании установлено, что ООО «Объединенная электросетевая компания» зарегистрировано в качестве юридического лица с ДД.ММ.ГГГГ.

Прокуратурой Московского района г. Твери проведена проверка по факту не заключения договора о квотировании рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите.

В ходе проверки установлено, что между ООО «Объединенная электросетевая компания» и ГКУ Тверской области «Центр занятости населения города Твери» договор о квотировании рабочих мест для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите, на момент проведения проверки заключен не был.

Как следует из абз.3 ст.5 Закона Тверской области от 17 сентября 1997 года № 79 «О квотировании рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите» работодатели обязаны ежемесячно до 25 числа представлять органам службы занятости Тверской области информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Информация о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов в орган службы занятости ООО «Объединенная электросетевая компания» не предоставлялась.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что ООО «Объединенная электросетевая компания» до 01 декабря 2015 года не исполнило обязанности по заключению договора о квотировании рабочих мест для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите в соответствии с типовой формой, утвержденной приказом Главного Управления по труду и занятости населения Тверской области и не предоставляло в соответствии с абз. 3 ст.5 Закона Тверской области от 17.09.1997 № 79 «О квотировании рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите» до 25 числа каждого месяца органам службы занятости Тверской области информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностях, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов, что свидетельствует о несоблюдении действующего законодательства в сфере социальной защиты инвалидов и лиц, находящихся на социальном обеспечении, а также ограничивает права и свободы инвалидов и других социально незащищенных категорий граждан.

Как установлено в судебном заседании, договор о квотировании рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите, резервировании рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов заключен ООО «Объединенная электросетевая компания» и ГКУ Тверской области «Центр занятости населения города Твери» 20.12.2016 года, что подтверждается копией данного договора.

Доказательств соблюдения требований действующего законодательства до момента заключения договора о квотировании рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите, резервировании рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите, ООО «Объединенная электросетевая компания» не представлено.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Московского района г. Твери к ООО «Объединенная электросетевая компания» подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194 -198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Московского района г. Твери, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ООО «Объединенная электросетевая компания» о признании незаконным бездействия, выразившегося в невыполнении требований законодательства по заключению договора о квотировании рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите, о возложении обязанности ежемесячно представлять в ГКУ Тверской области «Центр занятости населения города Твери» информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностях, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие ООО «Объединенная электросетевая компания», выразившееся в неисполнении требований Закона Тверской области от 17.09.1997 № 79 «О квотировании рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите»: непредставлении не позднее 1 декабря 2015 года в ГКУ Тверской области «Центр занятости населения города Твери» проекта договора о квотировании в соответствии с типовой формой, утвержденной приказом Главного управления по труду и занятости населения Тверской области, непредставлении в ГКУ Тверской области «Центр занятости населения города Твери» информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностях, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Московский районный суд г. Твери в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья К.В. Климова

Решение принято в окончательной форме 01.02.2017 г.