Дело № 2-4148/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 сентября 2023 года г.Новосибирск
Калининский районный суд г.Новосибирска в составе:
председательствующего судьи Мяленко М.Н.
при секретаре Баяндиной А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 ФИО к Межрайонной ИФНС России №23 по Новосибирской области о взыскании компенсации, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации за задержку выплаты заработной платы, морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Межрайонной ИФНС России №23 по Новосибирской области и просит взыскать с ответчика компенсацию в размере четырех окладов месячного денежного содержания в сумме 110 445,80 руб.; компенсацию за неиспользованный отпуск в сумме 2 827,11 руб.; денежную компенсацию (проценты) за задержку выплат за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты (28.08.2021) на день подачи заявления (25.08.2022) в размере 24 808,64 руб.; после вынесения решения, по существу, обязать ответчика самостоятельно рассчитать и выплатить дополнительную сумму указанных процентов с 26.08.2022 г. по день фактического исполнения решения суда; моральный ущерб в сумме 50 000 руб.; понесенные судебные расходы: почтовые расходы в сумме 558,08 руб., оплата услуг представителя в сумме 25 000 руб., оплата за составление доверенности в сумме 1 000 руб.
В обоснование заявленных требований истец указывая на то, что ФИО1 ФИО, в период с 11.11.2013 г. по 27.08.2021 г. на основании служебного контракта от 11.11.2013 г. работала в Межрайонной ИФНС России № 15 по Новосибирской области, которая 29.08.2021 была реорганизована в форме присоединения к ИФНС России по Калининскому району г. Новосибирска, переименованной в Межрайонную ИФНС России № 23 по Новосибирской области. В результате занимаемая ею должность - главный специалист-эксперт правового отдела была сокращена, в связи с чем 27.08.2021 она была уволена с государственной гражданской службы в соответствии с приказом от 16.08.2021 № 04-02/185 на основании п. 8.2 ч. 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» (далее по тексту - Закон № 79- ФЗ). Считает, что при её сокращении были нарушены нормы законодательства о государственной гражданской службе, выразившееся в том, что при расчете месячного денежного содержания, от которого зависит размер компенсации, выплачиваемой при сокращении должностей федеральной государственной гражданской службы, а также при расчете компенсации за неиспользованный отпуск не учтены выплаченные истцу в период с августа 2020 по июль 2021 средства материального стимулирования.
Частью 7 статьи 11 Трудового кодекса РФ установлено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
В силу статьи 73 Закона №79-ФЗ федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным Федеральным законом.
Из вышеуказанных положений закона следует, что действие трудового законодательства распространяется на отношения, связанные с государственной гражданской службой, только в части, не урегулированной специальным законодательством.
В соответствии с п.4 ч.1 статьи 14 Закона №79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Согласно ч.1 статьи 46 Закона №79-ФЗ гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.
Частью 13 статьи 46 названного федерального закона предусмотрено, что при прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
Частью 1 статьи 50 Закона №79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (ч.2 статьи 50 Закона №79-ФЗ).
Размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. По отдельным должностям гражданской службы указом Президента Российской Федерации может устанавливаться денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, в котором учтены должностной оклад, оклад за классный чин и ежемесячные надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, но не учтены премии и ежемесячное денежное поощрение (ч.3 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
Частью 5 статьи 50 указанного закона к дополнительным выплатам законодатель отнес следующее: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе в определенных размерах; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается); ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
Частью 10 статьи 50 закона №79-ФЗ предусмотрена возможность произведения гражданским служащим других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Согласно п.8.2 ч.1 ст.37 Закона №79-ФЗ служебный контракт, может быть, расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.
В соответствии с п.3.1 ч.3 ст.37 вышеуказанного закона в случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным п.п.8.1-8.3 ч.1 ст.37, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007г. №562.
Пунктом 2 указанных Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Абзацем первым пункта 8 Правил №562, в частности, определено, что в случае, предусмотренном подпунктом «д» (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.
Согласно абзацу второму пункта 8 Правил №562 месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а» - «г» пункта 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д» - «ж» пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
В соответствии с частью 3 статьи 51 Закона №79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется, в том числе, за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 51 Закона №79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006г. №763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 Указа №763 предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абз. 8 пп. «р» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012г. №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 01 июля 2012г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
Материальное стимулирование государственных гражданских служащих, осуществляемое в рамках мероприятий, предусмотренных Указом №601, производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности.
Из приведенных нормативных положений следует, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Закона №79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
Поскольку в соответствии с положениями части 3 статьи 51 названного закона фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, выплаченные истцу в период с августа 2020г. по июль 2021 года средства материального стимулирования и дополнительное материальное стимулирование (транш) должно учитываться при расчете среднего денежного содержания для расчета компенсации при увольнении и компенсации за неиспользованный отпуск.
В соответствии с пунктом 10 раздела IV служебного контракта, заключенного со мною, гражданскому служащему производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
В период с августа 2020г. по июль 2021 года Межрайонной ИФНС России №15 по Новосибирской области в пределах выделенных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих по результатам оценки эффективности деятельности территориального налогового органа производилось начисление своим гражданским служащим и выплата средств материального стимулирования и дополнительного стимулирования, которые также подлежат включению в состав денежного содержания гражданского служащего.
Так, 07.10.2021 г. истцу выплачены средства материального стимулирования за 11 квартал 2021 г. - 21 849 руб., 24.12.2021 г. истцу выплачены средства материального стимулирования за III квартал 2021 г. - 15 185 руб.
Таким образом, сумма денежного содержания ФИО1 должна составлять 27 038,62 (расчет ответчика) + 27 611,45 (неучтенное материальное стимулирование) = 54 650,07 руб. На основании этого увеличивается сумма компенсации при сокращении работника.
Статья 236 Трудового кодекса РФ предусматривает, что при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты и по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически невыплаченных в срок сумм.
Согласно ст.140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплаты всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения.
Учитывая, что в установленный срок причитающиеся ему (истцу) выплаты произведены ответчиком не в полном объеме, следовательно, он (ответчик) обязан выплатить их с уплатой процентов.
Не имея специального образования и соответствующих навыков, он (истец) для реализации судебной защиты его нарушенных прав был вынужден обратиться за юридической помощью. Данный факт подтверждает договор на оказание юридических услуг от 25.08.2022г. №02/05/22, согласно которому она (истец) понесла расходы на оплату услуг представителя в сумме 25 000 рублей.
Неправомерными действиями ответчика, которые выразились в неполной выплате денежных компенсаций, нарушены его (истца) имущественные права. Согласно пункту 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004г. N2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Трудового кодекса РФ вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав. Моральный вред, причиненный ему (истцу) неправомерными действиями ответчика, он (истец) оценивает в 50 000 рублей.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела извещена, заявлений не сделала.
Представитель ответчика Межрайонной ИФНС России №23 по Новосибирской области – ФИО2 в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, по основаниям указанным в письменных возражениях на иск.
Суд, выслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, считает, что исковые требования, подлежат удовлетворению частично.
Из обстоятельств дела видно, что истец ФИО1 ФИО, в период с 11.11.2013 г. по 27.08.2021 г. на основании служебного контракта от 11.11.2013 г. работала в Межрайонной ИФНС России № 15 по Новосибирской области, которая 29.08.2021 была реорганизована в форме присоединения к ИФНС России по Калининскому району г. Новосибирска, переименованной в Межрайонную ИФНС России № 23 по Новосибирской области.
Занимаемая истцом должность - главный специалист-эксперт правового отдела была сокращена, в связи с чем 27.08.2021 ФИО1 была уволена с государственной гражданской службы в соответствии с приказом от 16.08.2021 № 04-02/185 на основании п. 8.2 ч. 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» (л.д.102 том 1).
В связи с сокращением замещаемой должности при увольнении, истцу была выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 108 154,48 рублей и компенсация за неиспользованный отпуск за 1 день в сумме 880,17 руб. (л.д.100 том 1).
При расчете месячного денежного содержания, полагаемого истцу, от которого зависит размер компенсации, выплачиваемой при сокращении должностей федеральной государственной гражданской службы, а также при расчете компенсации за неиспользованный отпуск не учтены выплаченные истцу в период с августа 2020г. по июль 2021г. средства материального стимулирования в сумме 159 899 руб. 53 коп. и дополнительное материальное стимулирование в сумме 134 404 руб. 01 коп.
Федеральным законом от 27.07.2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлены правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2004г. №79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Пунктами 3.1, 3.2 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004г. №79-ФЗ предусмотрено, что в случае расторжения служебного контракта, в том числе, при сокращении должностей гражданской службы в государственном органе гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания, а также дополнительно выплачивается компенсация за пятый и шестой месяцы со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при наличии установленных Законом оснований.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004г. №79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004г. №79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004г. №79-ФЗ).
В соответствии с частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004г. №79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007г. №562 в соответствии с подпунктом «б» пункта 13 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006г. №763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» (далее - Правила).
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а)ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д)премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Абзацем первым пункта 8 Правил определено, что в случае, предусмотренном подпунктом «д» (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.
Согласно, абзацу второму пункта 8 Правил месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а»-«г» пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д»-«ж» пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004г. №79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004г. №79-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004г. №79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004г. №79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006г. №763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006г. №763 предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацем восьмым подпункта «р» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012г. №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 01 июля 2012г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в частях 2 и 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004г. №79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.
Судом установлено, что во исполнение мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012г. №601, Минфин России ежегодно разрабатывает и вносит в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект постановления о материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих.
Из информации Минфина России следует, что в период с 2015г. по 2017г. Правительством Российской Федерации принимались постановления о выделении федеральным государственным органам, в том числе ФНС России, дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих сверх установленных фондов оплаты их труда: в 2015г. -постановление от 31 марта 2015г. №302-12, в 2016г. -постановление от 23 апреля 2016г. №347-7, в 2017г. -постановление от 23 февраля 2017г. №228-7. В постановлениях предусмотрены бюджетные ассигнования на материальное стимулирование гражданских служащих территориальных органов ФНС России в общем годовом объеме, без распределения между управлениями ФНС, а также без разделения по категориям и группам должностей федеральной государственной гражданской службы.
Из приведенных нормативных положений следует, что указанное материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
Поскольку в соответствии с положениями части 3 статьи 51 названного закона фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, суд приходит к выводу, что выплаченное истцу материальное стимулирование должно учитываться при расчете его среднего заработка (денежного содержания) для расчета компенсации при увольнении.
Оценивая доводы ответчика о том, что выплаты материального стимулирования не входят в состав денежного содержания, суд исходит из следующего.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2007г. №611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2007г. №90н утвержден Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов федеральной налоговой службы (далее-Порядок), которым установлен механизм осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы.
Согласно пункту 2 Порядка материальное стимулирование, предусмотренное пунктом 1 Порядка, не входит в состав денежного содержания гражданского служащего.
Между тем в пункте 1 постановления Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007г. №611 указано на осуществление материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих, в том числе территориальных органов Федеральной налоговой службы, с 01 января 2007г., в 2008 - 2012 года и в 2013г. В силу пункта 2 указанного постановления Правительства Российской Федерации материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих, территориальных органов Федеральной налоговой службы осуществлялось в 2007 - 2010 годах за счет средств, предусматриваемых в федеральном бюджете. Исходя из приведенных положений следует, что материальное стимулирование, которое было предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007г. №611 и выплачивалось в соответствии с Порядком осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, производилось за счет средств, направленных на обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора в 2007 - 2010 годах, и не входило в состав денежного содержания гражданского служащего.
Согласно, разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014г. №14-04-05/34482, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007г. №562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенный статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004г. №79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014г. №237-7.
Суд считает необоснованными доводы ответчика о том, что содержащиеся в названном письме Министерства финансов Российской Федерации разъяснения не подлежат применению к спорным правоотношениям.
Таким образом, дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих, осуществляемое в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012г. №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», имеет иную правовую природу, так как производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, в связи с чем, к нему не подлежат применению положения Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы.
В период с августа 2020г. по июль 2021г. Межрайонной ИФНС России №15 по Новосибирской области в пределах выделенных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих по результатам оценки эффективности деятельности территориального налогового органа производилось начисление своим гражданским служащим и выплата средств материального стимулирования и дополнительного стимулирования, которые также подлежат включению в состав денежного содержания гражданского служащего.
Так, в период с августа 2020г. по июль 2021г. истцу выплачены средства материального стимулирования в размере 159 899 руб. 53 коп. и дополнительное материальное стимулирование 134 404 руб. 01 коп.
Выплаченное ФИО1 материальное стимулирование было осуществлено в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012г. №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в части совершенствования системы оплаты труда гражданских служащих.
Однако, после увольнения - 07.10.2021 г. истцу выплачены средства материального стимулирования за 11 квартал 2021 г. - 21 849 руб., 24.12.2021 г. истцу выплачены средства материального стимулирования за III квартал 2021 г. - 15 185 руб.
Согласно пункту 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 сентября 2007 года №562, в случаях, предусмотренных подпунктами «д» и «з» пункта 1 настоящих Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.
Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а» - «г» пункта 2 настоящих правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д» - «ж» пункта 2 настоящих Правил, к числу которых относятся премии за выполнение особо важных и сложных заданий, а также материальная помощь выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих, дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
Таким образом, исходя из буквального толкования пункта 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2007г. №562, при определении месячного денежного содержания гражданского служащего в его расчет включаются только те стимулирующие выплаты (премии за выполнение особо важных и сложных заданий), которые были фактически начислены гражданскому служащему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
Поскольку контракт с ФИО1 расторгнут 27 августа 2021г., расчетным периодом, за который подлежат учету суммы начисленных истцу стимулирующих выплат, будет являться период с августа 2020г. по июль 2021г. (12 месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта).
Таким образом, сумма денежного содержания ФИО3 должна составлять 13324,95 руб. + 8 440,67 руб. (неучтенное материальное стимулирование) = 21 765,62 руб. На основании этого увеличивается сумма компенсации при сокращении работника.
Таким образом, сумма, подлежащая включению в месячное денежное содержание составит 21 765 руб. 62 коп., недоплаченная компенсация при сокращении составит 87 062 руб. 48 коп. (21 765 руб. 62 коп.х4).
С учетом указанных выше выплат, разница между фактически выплаченной компенсацией за неиспользованный отпуск составляет 742 руб.
Статья 236 Трудового кодекса РФ предусматривает, что при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты и по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически невыплаченных в срок сумм.
Согласно ст.140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплаты всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения.
Учитывая, что в установленный срок причитающиеся истцу выплаты произведены ответчиком не в полном объеме, оплата произведена 28.04.2023г., следовательно, ответчик обязан выплатить их с уплатой процентов, размер которых за период с 28.08.2021г. по 28.04.2023г. составит 32909 руб. 61 коп., исходя из следующего расчета:
c 28 августа 2021 г. по 12 сентября 2021 г. (16 дн.) в сумме 603 руб. 63 коп. (87062.48 руб. х 6.5% х 1/150 х 16 дн.)
— c 13 сентября 2021 г. по 24 октября 2021 г. (42 дн.) в сумме 1 645 руб. 48 коп. (87062.48 руб. х 6.75% х 1/150 х 42 дн.)
— c 25 октября 2021 г. по 19 декабря 2021 г. (56 дн.) в сумме 2 437 руб. 75 коп. (87062.48 руб. х 7.5% х 1/150 х 56 дн.)
— c 20 декабря 2021 г. по 13 февраля 2022 г. (56 дн.) в сумме 2 762 руб. 78 коп. (87062.48 руб. х 8.5% х 1/150 х 56 дн.)
— c 14 февраля 2022 г. по 27 февраля 2022 г. (14 дн.) в сумме 771 руб. 95 коп. (87062.48 руб. х 9.5% х 1/150 х 14 дн.)
— c 28 февраля 2022 г. по 10 апреля 2022 г. (42 дн.) в сумме 4 875 руб. 50 коп. (87062.48 руб. х 20% х 1/150 х 42 дн.)
— c 11 апреля 2022 г. по 3 мая 2022 г. (23 дн.) в сумме 2 269 руб. 43 коп. (87062.48 руб. х 17% х 1/150 х 23 дн.)
— c 4 мая 2022 г. по 26 мая 2022 г. (23 дн.) в сумме 1 868 руб. 94 коп. (87062.48 руб. х 14% х 1/150 х 23 дн.)
— c 27 мая 2022 г. по 13 июня 2022 г. (18 дн.) в сумме 1 149 руб. 22 коп. (87062.48 руб. х 11% х 1/150 х 18 дн.)
— c 14 июня 2022 г. по 24 июля 2022 г. (41 дн.) в сумме 2 260 руб. 72 коп. (87062.48 руб. х 9.5% х 1/150 х 41 дн.)
— c 25 июля 2022 г. по 18 сентября 2022 г. (56 дн.) в сумме 2 600 руб. 27 коп. (87062.48 руб. х 8% х 1/150 х 56 дн.)
— c 19 сентября 2022 г. по 28 апреля 2023 г. (222 дн.) в сумме 9 663 руб. 94 коп. (87062.48 руб. х 7.5% х 1/150 х 222 дн.)
Итого 32909 руб. 61 коп.
Неправомерными действиями ответчика, которые выразились в неполной выплате денежных компенсаций, нарушены имущественные права истца.
Согласно пункту 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004г. N2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Трудового кодекса РФ вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав. Истец, оценивает, причиненный ему ответчиком моральный вред в размере в 50 000 рублей.
Суд приходит к выводу о том, что действительно неправомерными действиями ответчика истцу причинены нравственные страдания. Для восстановления нарушенного права, истец был вынужден обратиться в суд, однако, по мнению суда учитывая принципы разумности и справедливости необходимо взыскать компенсацию морального вреда в размере 4 000 рублей.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию почтовые расходы 439,92 руб., пропорционально удовлетворенным требованиям. Указанные расходы понесены истцом в связи с рассмотрением настоящего спора, являлись необходимыми, подтверждены суду документально.
Оснований для взыскания с ответчика расходов за удостоверение доверенности в размере 1000 руб. суд не находит, исходя из следующего:
Как разъяснил Верховный Суд РФ в абзаце 3 пункта 2 Постановления Пленума от 21 января 2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" расходы на оформление доверенности представителя могут быть признаны судебными издержками, если такая доверенность выдана для участия представителя в конкретном деле или конкретном судебном заседании по делу.
Из представленной в материалы дела доверенности от 05.09.2022 года не усматривается, что данная доверенность выдана для участия в конкретном деле или конкретном судебном заседании. Как следует из текста доверенности, полномочия представителя истца не ограничены представительством только в судебных органах и только по конкретному гражданскому делу, следовательно, расходы на оформление указанной доверенности не могут быть признаны судебными издержками.
В соответствии с ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Согласно п. 12, 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (часть 1 статьи 100 ГПК РФ, статья 112 КАС РФ, часть 2 статьи 110 АПК РФ).
25.08.2022г. между ИП ФИО4 (Исполнитель) и ФИО1 (Заказчик) был заключен Договор оказания юридических услуг, по условиям которого Заказчик поручает, а Исполнитель принимают на себя обязательство по оказанию юридических услуг по представлению интересов Заказчика при рассмотрении гражданского дела по иску ФИО1 к Межрайонной ИФНС России №23 по Новосибирской области.
ФИО1 оплатила ИП ФИО4 стоимость услуг 25 000 руб., что подтверждается представленным в материалы дела рчеком от 25.08.2022г.
Также из материалов дела следует, что интересы ФИО1 в суде первой инстанции представляла ФИО4
Таким образом, на основании представленных доказательств, суд полагает, что истцом представлены доказательства понесенных судебных расходов по оплате услуг представителя в размере 25 000 руб.
Определяя размер понесенных расходов, подлежащих взысканию, суд исходит из следующего.
Согласно п.п. 10, 121, 13, 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек. Разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (часть 3 статьи 111 АПК РФ, часть 4 статьи 1 ГПК РФ, часть 4 статьи 2 КАС РФ).
В целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (статьи 2, 35 ГПК РФ, статьи 3, 45 КАС РФ, статьи 2, 41 АПК РФ) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
Таким образом, с учетом объема оказанных услуг (подготовка искового заявления, уточненных исковых заявлений, представление интересов заказчика в судебном заседании и на стадии подготовки дела к судебному разбирательству); сложности дела и его объем, ознакомление с материалами дела, что гражданское дело требовало подготовки и представления доказательств; то есть, изучив все заслуживающие внимания обстоятельства, суд полагает взыскать судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 10 000 руб., что по мнению суда, является разумным и обоснованным.
Поскольку подлежащие взысканию с ответчика денежные суммы выплачены по платежным поручениям №724 от 06.06.2023, №38 от 04.07.2023, №634 от 06.06.2023, №15 от 24.04.2023, №219 от 28.04.2023, суд считает необходимым указать в решении суда о том, что в исполнение его не приводить.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФИО1 ФИО удовлетворить частично.
Взыскать с Межрайонной ИФНС России №23 по Новосибирской области в пользу ФИО1 ФИО недоплаченную компенсацию при сокращении 87 062 руб. 48 коп., компенсацию за неиспользованный отпуск 742 руб., компенсацию морального вреда 4000 руб., компенсацию за задержку выплаты заработной платы в размере 32909 руб. 61 коп., судебные расходы 10 439 руб. 92 коп., а всего взыскать 135 154 руб. 01 коп.
В остальной части в удовлетворении требований истца отказать.
Данное решение о взыскании с Межрайонной ИФНС России №23 по Новосибирской области в пользу ФИО1 ФИО недоплаченной компенсации при сокращении 87 062 руб. 48 коп., компенсации за неиспользованный отпуск 742 руб., компенсации морального вреда 4000 руб., компенсации за задержку выплаты заработной платы в размере 32909 руб. 61 коп., судебных расходов 10 439 руб. 92 коп., а всего 135 154 руб. 01 коп., в исполнение не приводить.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд г.Новосибирска.
Мотивированное решение изготовлено 11 сентября 2023г.
Председательствующий судья (подпись)
подлинник решения находится в материалах дела № 2-4148/2023 Калининского районного суда г. Новосибирска.
УИД 54RS0004-01-2022-005098-23
решение не вступило в законную силу: «___»____________2023 г.
Судья: М.Н. Мяленко
Секретарь Баяндина А.В.