Дело <номер>
УИД 18RS0<номер>-30
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 октября 2021 года
Октябрьский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Стех Н.Э.,
при секретаре ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об установлении факта, имеющего юридическое значение,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в суд с заявлением об установлении факта, имеющего юридическое значение. Заявление мотивировал тем, что с <дата> проживает на территории ФИО2 Республики, с <дата> в <адрес> в общежитии Бюджетного профессионального образовательного учреждения ФИО2 Республики «Ижевский монтажный техникум» (БПОУ УР «ИМТ»). <дата> получил гражданство Российской Федерации. В период с <дата> осуществляет трудовую деятельность на территории ФИО2 Республики. Постоянную регистрацию по месту жительства получить не имеет возможности. Установления факта проживания на территории ФИО2 Республики необходимо для назначения досрочной пенсии по старости, поскольку в соответствии с нормами Соглашения о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых государств в области пенсионного обеспечения от <дата>, пенсии гражданам государств – участников Соглашения назначается по законодательству государства, на территории которого они постоянно проживают.
В последующем представитель заявителя ФИО6 требование заявления изменила, просила признать факт постоянного проживания ФИО1 на территории Российской Федерации в период с <дата> по день вынесения решения судом.
В судебное заседание заявитель ФИО1, будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте рассмотрения дела, не явился. Дело рассмотрено в его отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Представитель заявителя ФИО6 заявление поддержала по доводам, в нем изложенным, просила его удовлетворить.
Постановлением Пенсионного фонда Российской Федерации от <дата><номер>п постановлено реорганизовать Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по ФИО2 в форме присоединения к нему следующих подведомственных территориальных органов ПФР: Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес>ФИО2 Республики (межрайонного), Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес>ФИО2 Республики (межрайонного), Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес>ФИО2 Республики (межрайонного), Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес>ФИО2 Республики (межрайонного), Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес>ФИО2 Республики (межрайонного), Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес>ФИО2 Республики (межрайонного), Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес>ФИО2 Республики (межрайонного) и Государственного учреждения – Центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в ФИО2, Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по ФИО2 переименовано в Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по ФИО2. Реорганизация и переименование осуществлены <дата>.
Представитель Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по ФИО2 К.Ф., будучи надлежащим образом уведомленной о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Представила отзыв следующего содержания. Поскольку реализация права на назначение пенсии граждан, переселившихся из государств – участников Соглашения от <дата> происходит по территориальному принципу, заявителю необходимо подтвердить факт постоянного проживания на территории Российской Федерации. Факт постоянного проживания на территории Российской Федерации подтверждается отметкой о регистрации по месту жительства в паспорте гражданина Российской Федерации. Отметка о регистрации по месту проживания в паспорте ФИО7 отсутствует. Факт постоянного проживания на территории Российской Федерации может быть установлен в судебном порядке.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя заинтересованного лица в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Допрошенная в качестве свидетеля ФИО3 дала суду показания, что работает сторожем общежития БПОУ УР «ИМТ», трудоустроена официально, режим работы: сутки через двое, сутки через трое. Сидит у входа, проверяет, кто заходит. Вход в общежитие по пропускам. Заявитель знаком, относится к нему нейтрально. Семью знает с 2015 года. ФИО7 проживает в общежитии на М.Горького с супругой и мамой непрерывно с 2015 года. Никуда не выезжал.
Выслушав представителя заявителя, показания свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности установления утраченных документов (статья 265 ГПК РФ).
ФИО1<дата> года рождения является гражданином Российской Федерации, документирован паспортом, выданным МВД по ФИО2<дата>.
Решением Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> от <дата><номер>ФИО1 отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктом 5 части 1 статьи 30 Закона от <дата> в связи с отсутствием права на пенсию. В решении в частности указано, что пенсионное обеспечение граждан, переселившихся на территорию России с территории Украины, в том числе с территории ДНР, осуществляется в соответствии с нормами Соглашения от <дата> "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения". Согласно ст. 1 указанного Соглашения пенсия гражданам государств-участников Соглашения назначается по законодательству государства, на территории которого они постоянно проживают. При этом стаж учитывается в соответствии со ст. 6 Соглашения от <дата>, т.е. для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств – участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу указанного Соглашения. При этом сделан вывод о том, что право на получение пенсии по нормам указанного Соглашения наступает при наличии факта постоянного места жительства лица на территории Российской Федерации, который подтверждается паспортом гражданина Российской Федерации с отметкой о регистрации по месту жительства. В целях материального обеспечения пенсионеров из числа граждан Российской Федерации, вынужденно покинувших место постоянного проживания на Украине (<адрес>), не имеющих регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации и документа о снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства, страховая пенсия может быть назначена по нормам Закона от <дата> без применения норм Соглашения от <дата>, при условии регистрации по месту пребывания на территории Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о регистрации по месту пребывания на территории Российской Федерации, выданным органами регистрационного учета Российской Федерации. Таким образом, для определения права на страховую пенсию страховой стаж учитывается в соответствии со ст. 11 Закона от <дата>. В соответствии с указанной нормой в страховой стаж включаются периоды работы, которые выполнялись на территории Российской Федерации (РСФСР, СССР) по <дата>. Периоды работы, которые выполнялись после <дата> на территории Украины, то есть за пределами Российской Федерации, могут быть учтены в страховой стаж в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от <дата> № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Согласно ответу отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по ФИО2 от <дата><номер>-ш/3487, адресованному ФИО1, поскольку реализация права на назначение пенсии граждан, переселившихся из государств – участников Соглашения от <дата> происходит по территориальному принципу, ему необходимо подтвердить факт постоянного проживания на территории Российской Федерации. Факт постоянного проживания на территории Российской Федерации подтверждается отметкой о регистрации по месту жительства в паспорте гражданина Российской Федерации. Отметка о регистрации по месту проживания в паспорте ФИО7 отсутствует. Факт постоянного проживания на территории Российской Федерации может быть установлен в судебном порядке.
Решением Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации от <дата><номер>ФИО1 отказано в назначении социальной пенсии по инвалидности, поскольку ФИО1 зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес>, постоянной регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации не имеет. Согласно паспорту гражданина Украины имеет постоянную регистрацию по адресу: Украина, <адрес>. Документ, подтверждающий снятие с регистрационного учета на территории Украины заявителем не представлен. В связи с тем, что у заявителя имеется регистрация по месту пребывания на территории Российской Федерации и отсутствует информация о снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства на территории Украины, оснований для отнесения ФИО1 к гражданам, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, не имеется.
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от <дата> "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (далее - Соглашение), в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Из преамбулы Соглашения, подписанного, в том числе Россией и Украиной, следует, что оно заключено Правительствами государств - участников настоящего Соглашения, исходя из необходимости защиты прав граждан в области пенсионного обеспечения, сознавая, что каждое государство - участник Содружества должно нести непосредственную ответственность за пенсионное обеспечение своих граждан, признавая, что государства - участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других ФИО2 за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств - участников Соглашения.
В силу пункта 2 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Приказом Минтруда России от <дата> N 958н (далее Перечень документов), для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные настоящим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
В силу пункта 57 Перечня документов, документом, подтверждающим место жительства гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, с отметкой о регистрации по месту жительства, временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, а для лиц, не достигших 14-летнего возраста - свидетельство о регистрации по месту жительства, выданное территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Согласно ответу БПОУ УР «ИМТ» от <дата><номер>, адресованному ФИО6, общежитие БПОУ УР «ИМТ» в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права <адрес> от <дата> является жилым помещением специализированного жилищного фонда, относящимся к категории жилых помещений в общежитии согласно статьям 92 и 94 ЖК РФ, и предназначено для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. ФИО6 и членам ее семьи было предоставлено жилое помещение в общежитии в качестве гуманитарной помощи беженцам, в период временного предоставления убежища на территории российской Федерации по договору <номер> от <дата>. В 2016 году жилое помещение предоставлено для временного проживания как работнику учреждения. Договор найма жилого помещения заключается на определенный срок исходя из возможности техникума предоставить свободные комнаты для временного проживания работников. В соответствии с условиями договора ФИО6 и членам ее семьи предоставлена временная регистрация. Учитывая вышеизложенное, с учетом вида жилого помещения, в котором они проживают, БПОУ УР «ИМТ» не может предоставить постоянную регистрацию.
Факт проживания ФИО1 на территории Российской Федерации в период с <дата> по день вынесения решения судом - <дата> подтвержден в судебном заседании совокупностью исследованных доказательств, а именно: показаниями свидетеля ФИО3, справкой <номер> от <дата> о вызовах скорой медицинской помощи, выпиской из амбулаторной карты <номер>, выпиской из регистра получателей государственных услуг в сфере занятости населения – физических лиц о регистрации гражданина в качестве безработного от <дата><номер>, справкой АО «Парки Ижевска» о выполнении ФИО1 работ в АО «Парки Ижевска» по договорам подряда в различные периоды времени, договорами найма жилого помещения по адресу: <адрес>, сведениями трудовой книжки, срочными трудовыми договорами, заключенными между ФИО1 и АО «Парки Ижевска», свидетельствами о регистрации по месту пребывания.
Таким образом, суд полагает установленным факт постоянного проживания на территории Российской Федерации ФИО7ФИО1 на территории Российской Федерации в период с <дата> по день вынесения решения судом - <дата>. Указанный факт имеет для ФИО1 юридическое значение, установление данного факта необходимо для установления ему пенсии по старости либо назначения социальной пенсии по инвалидности. Спора о праве между ФИО1 и заинтересованным лицом по данному факту не имеется. Установить факт постоянного проживания на территории Российской Федерации ФИО7ФИО1 на территории Российской Федерации в период с <дата> по день вынесения решения судом - <дата> иным путем, кроме судебного, не возможно.
Заявление подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Заявление ФИО1 об установлении факта, имеющего юридическое значение, удовлетворить.
Установить факт проживания ФИО1 на территории Российской Федерации в период с <дата> по день вынесения решения судом - <дата>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд УР в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через районный суд.
Решение в окончательной форме изготовлено судьей на компьютере <дата>.
Судья Стех Н.Э.