Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 апреля 2017 года город Киреевск Тульской области
Киреевский районный суд Тульской области в составе
председательствующего Феоктистова Д.Н.,
при секретаре Афанасьевой Т.Г.,
с участием представителей:
истца – старшего помощника Киреевского межрайонного прокурора
Щербаковой С.А.,
ответчика – администрации муниципального образования Киреевский район
по доверенности ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-414/17 по иску Киреевского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Киреевский район об обязании утвердить Порядок определения платы за платные услуги, оказываемые муниципальным бюджетным учреждением,
у с т а н о в и л :
Киреевский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным иском по следующим основаниям.
Киреевской межрайонной прокуратурой Тульской области проводилась проверка исполнения администрацией муниципального образования Киреевский район законодательства о некоммерческих организациях, о бухгалтерском учете Российской Федерации в муниципальном бюджетном учреждении «Физкультурно-оздоровительный комплекс» муниципального образования город Киреевск Киреевского района (далее – МБУ «ФОК»).
Учредителем МБУ «ФОК» является муниципальное образование город Киреевск Киреевского района, функции которого в силу п. 1.7 Устава МБУ «ФОК», утвержденного постановлением администрации муниципального образования Киреевский район от 19 января 2016 года №6, исполняет администрация муниципального образования Киреевский район.
В соответствии с п. 2.6 Устава Учреждение вправе сверх установленного муниципального задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного муниципального задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренные настоящим Уставом в сфере физической культуры и спорта, для граждан и юридических лиц за плату: услуги плавательного бассейна, инфракрасная сауна, сауна под заказ, занятия в спортивных залах (тренировочных), услуги тренажерного зала, бильярд, теннис, услуги катка.
Пунктом 2.7 Устава МБУ «ФОК» Порядок определения указанной платы устанавливается по согласованию с учредителем.
Проведенной проверкой установлено, что Порядок определения платы за платные услуги, оказываемые учреждением, администрацией муниципального образования Киреевский район не разработан и не утвержден.
Оказание платных услуг в отсутствие Порядка определения платы за платные услуги, оказываемые учреждением и обоснования цены оказываемых услуг на платной основе, создает благоприятную почву для коррупционных проявлений со стороны должностных лиц органов местного самоуправления и учреждения, из корыстной или личной заинтересованности.
О необходимости обеспечить разработку указанного Порядка указывалось в представлении, вынесенном в адрес главы муниципального образования Киреевский район. Однако органом местного самоуправления требования прокурора не исполнены.
Первоначально в своём иске Киреевский межрайонный прокурор просил обязать ответчика в срок до 1 мая 2017 года утвердить Порядок определения платы за платные услуги, оказываемые муниципальным бюджетным учреждением «Физкультурно-оздоровительный комплекс».
Представитель истца – старший помощник Киреевского межрайонного прокурора Щербакова С.А. в судебном заседании, воспользовавшись правом, предоставленным ст.39 ГПК РФ, уточнила исковые требования в части даты исполнения обязанности, просила обязать ответчика утвердить Порядок определения платы за платные услуги, оказываемые муниципальным бюджетным учреждением «Физкультурно-оздоровительный комплекс» в срок до 1 сентября 2017 года.
Представитель ответчика – администрации муниципального образования Киреевский район по доверенности ФИО1 против удовлетворения исковых требований с учетом уточнения не возражала.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п.п.1,2 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее Закон) некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
В соответствии со п. 9.1. Закона государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием.
Типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные.
Функции и полномочия учредителя в отношении муниципального учреждения, созданного муниципальным образованием, в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, осуществляются органом местного самоуправления.
Согласно п. 9.2 Закона бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.
Бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ст. 24 Закона некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.
Основной деятельностью бюджетного и казенного учреждений признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых они созданы. Исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетные и казенные учреждения могут осуществлять в соответствии с целями их создания, определяется учредительными документами учреждений.
Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.
В соответствии с п. 2.6 Устава МБУ «ФОК», данное учреждение вправе сверх установленного муниципального задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного муниципального задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренные настоящим Уставом в сфере физической культуры и спорта, для граждан и юридических лиц за плату: услуги плавательного бассейна, инфракрасная сауна, сауна под заказ, занятия в спортивных залах (тренировочных), услуги тренажерного зала, бильярд, теннис, услуги катка.
Порядок определения указанной платы устанавливается по согласованию с учредителем (п. 2.7 Устава).
Проведенной Киреевской межрайонной прокуратурой проверкой установлено, что администрацией муниципального образования Киреевский район, исполняющей функции города Киреевска Киреевского района, являющейся в соответствии с п. 1.7 Устава МБУ «ФОК», утвержденного постановлением администрации муниципального образования Киреевский район от 19 января 2016 года №6, учредителем МБУ «ФОК», не разработан и не утвержден Порядок определения платы за платные услуги, оказываемые муниципальным бюджетным учреждением «Физкультурно-оздоровительный комплекс».
Ранее, 15 декабря 2016 года, на имя главы муниципального образования Киреевский район было вынесено представление о необходимости разработать указанный Порядок.
Таким образом, ответчик не выполнил приведенные выше требования законодательства Российской Федерации о некоммерческих организациях и о бухгалтерском учете.
По таким основаниям заявленные требования суд находит законными и обоснованными и полагает необходимым исковые требования Киреевского межрайонного прокурора удовлетворить.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
исковые требования Киреевского межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Киреевский район в срок до 1 сентября 2017 года утвердить Порядок определения платы за платные услуги, оказываемые муниципальным бюджетным учреждением «Физкультурно-оздоровительный комплекс».
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путём подачи апелляционной жалобы, представления в Киреевский районный суд Тульской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий