ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-414/18 от 06.09.2018 Ейского районного суда (Краснодарский край)

Дело № 2-414/2018г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 сентября 2018 года г. Ейск

Ейский районный суд Краснодарского края в составе

Председательствующего – судьи Гумилевской О.В.,

при секретаре Барабановой М.А.,

представителя ответчика Управления жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства администрации муниципального образования Ейский район ФИО1, действующей на основании доверенности ,

представителя третьего лица – Управления по вопросам семьи и детства администрации МО Ейский район, ФИО2, действующей на основании доверенности от дата,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Управлению жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства администрации муниципального образования Ейский район, третьи лица: Министерство труда и социального развития Краснодарского края, Управления по вопросам семьи и детства администрации МО Ейский район, Управление образования администрация МО Ейский район, о восстановлении срока на обращение с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением, по категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей,

установил:

Бойко (до брака Харьковская) Н.Ю. обратилась в суд с вышеуказанными требованиями, и, уточнив их, ссылается на то, что она родилась дата в <данные изъяты>. Её родителями являются: ФИО4 и ФИО5, что подтверждается свидетельством о рождении. дата умер отец, дата умерла мать. На основании решения исполнительного комитета Ясенского Совета народных депутатов от дата истица находилась под опекой бабушки ФИО6 с дата по дата (до достижения возраста 18 лет). С дата по дата истица обучалась в НОУ «Кубанский торгово-экономическом институте» по профессии «бухгалтер». дата ФИО7 вступила в брак и сменила фамилию на Бойко.

Истица обратилась в управление жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования Ейский район с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Ответом Управления жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства администрации муниципального образования Ейский район от 20.02.2018 года ей было разъяснено, что на момент обращения она достигла возраста 31 год, соответственно ею пропущен срок обращения за постановкой на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, рассмотрение вопроса о принятии на учет, возможно в случае восстановления пропущенного срока только в судебном порядке.

Истица полагает, что имеет право состоять на учете в качестве нуждающейся по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Причины пропуска срока для постановки на учет как нуждающегося в обеспечении жилым помещением в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» возникли не по её вине, а вследствие недостаточной работы органов опеки и попечительства, которые не обеспечили в полном объеме защиту её прав и законных интересов, не оказали содействия в реализации жилищных прав.

В настоящее время истица лишена возможности встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, поскольку рассмотрение вопроса о принятии её на учет возможно в случае восстановления пропущенного срока в судебном порядке.

В связи с чем она обратилась в суд и просит восстановить ей срок для постановки на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением, по категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

В судебном заседании 18.06.2018г. истица уточнила заявленные требования в порядке ст.39 ГПК РФ, увеличив их, просила восстановить ей срок на обращение с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением, по категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей и признать за ней право на обеспечение жилым помещением, как за лицом, нуждающимся по категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.

В судебном заседании 16.07.2018г. истица вновь уточнила заявленные требования в порядке ст.39 ГПК РФ, уменьшив их, просила восстановить ей срок на обращение с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением, по категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.

Истица Бойко (до брака Харьковская) Н.Ю. в судебное заседание не явилась, согласно письменному заявлению просила рассмотреть дело в ее отсутствие, настаивала на удовлетворении уточненных требований.

Ответчик – представитель Управления жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства администрации муниципального образования Ейский район ФИО1, в судебном заседании не возражала против удовлетворения уточненных исковых требований.

Третье лицо – Министерство труда и социального развития Краснодарского края, представитель в судебное заседание не явился, согласно письменному заявлению просил отказать в удовлетворении заявленных требований ФИО3 в полном объеме.

Третье лицо – Управление по вопросам семьи и детства администрации МО Ейский район, ФИО2, в судебном заседании просила отказать ФИО3 в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, пояснив, что согласно Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до вступления в силу настоящего Федерального закона. Такое правовое регулирование осуществлено в интересах лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не может рассматриваться как нарушающее конституционное право граждан, на которых действие данного Федерального закона не распространяется, в том числе тех, кто к моменту введения в действие данного Федерального закона достиг возраста 23 лет. До достижения ФИО8 возраста 23 лет, в орган местного самоуправления по вопросу включения ее в список детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей она не обращалась, и что ею не отрицается. Доводы истицы о том, что она своевременно не обратилась в государственный орган для включения ее в список детей-сирот, так как не знала об этом, ей никто не разъяснил, что она имеет право на предоставление жилого помещения как ребенок сирота, управление полагает несостоятельными, поскольку каких-либо препятствий в осуществлении прав истицей на включение в список детей-сирот со стороны государственных органов не установлено. Государственный орган право гражданки ФИО8 не нарушал, доказательства нарушения права данной гражданки со стороны ответчика отсутствуют, а потому право не подлежит восстановлению и судебной защите. Доказательств каких-либо уважительных причин, объективно препятствующих ФИО8 реализовать свои права до достижения возраста 23 лет не представлено, обязанности у органов государственной власти и органа местного самоуправления по разъяснению гражданам, не обращавшимся к ним с заявлениями нет.

Третье лицо – Управление образования администрация МО Ейский район, представитель, в судебное заседание не явился, о месте и времени заседания уведомлен надлежащим образом, согласно письменному заявлению просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Третье лицо – Администрация Муниципального образования Ейский район Краснодарского края, представитель в судебное заседание не явился, о месте и времени заседания уведомлен надлежащим образом.

В судебном заседании свидетель ФИО6 пояснила, что является бабушкой ФИО3, это её внучка. С какого возраста проживала с ней ФИО3 и она являлась опекуном внучки она не помнит.

В судебном заседании свидетель ФИО9 пояснила, что она работала с опекуном ФИО3 В 90-е годы, когда ребенок оставался без попечения родителей, функции по назначению опекуна возлагались на сельскую администрацию через Управление образования. Управление формировало личное дело на опекаемого ребенка, которое хранилось там же. Управление осуществляло контроль за воспитанием и содержанием ребенка, его оздоровлением, сотрудники знакомили опекуна ежегодно с изменениями в законодательстве, по мере необходимости выезжали по месту жительства опекуна и опекаемого ребенка, работали с ними, обследовали жилищные условия ребенка, выясняли - где он учится, чем занят в не учебное время. Ранее, квартирно-правовая служба занималась вопросом постановки на учет в жилом помещении детей, оставшихся без попечения родителей. Но только по личному обращению граждан. На ежегодных общих собраниях с опекунами, сотрудники Управления образования, в частности и она, разъясняли, что у опекаемых детей есть право на обращение в Администрацию МО Ейский район за получением жилья. Присутствовала ли ФИО6 на собрании ФИО9 не помнит точно, так как это было очень давно и на собрании всегда присутствовало много опекунов. На собраниях всегда велся протокол, в котором отмечалась повестка заседания. С ФИО6 она периодически встречалась и доводила до нее всю необходимую информацию по правам ребенка. Также информация, касающаяся права опекаемых детей на предоставление жилья, сотрудниками Управления образования доводилась до директоров школ, где учились опекаемые дети, которые в свою очередь также разъясняли эти права опекунам и опекаемым. После того, как функции по установлению, осуществлению и прекращению опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами были в 2008г. из Управления Образования переданы органам исполнительной власти, и при администрации МО Ейский район было организовано Управление по вопросам семьи и детства, всеми вопросами, касающимися разъяснения прав опекаемых стало заниматься этот исполнительный орган местного самоуправления. Ранее, закон не обязывал сотрудников Управления образования, которые работали с опекунами, под роспись разъяснять опекунам права опекаемых лиц, в том числе на бесплатное жилье. В связи с чем, разъяснение их прав происходило на собраниях опекунов, но документально это подтвердить невозможно.

Суд, выслушав мнение участвующих в деле лиц, свидетелей, находит, что уточненные требования истицы удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии с частью 2 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке".

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).

Таким образом, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Аналогичные положения содержатся и в Законе Краснодарского края от 3 июня 2009 года N 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае".

Исходя из приведенных норм, правом на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения в муниципальном образовании Краснодарского края на основании Закона Краснодарского края от 3 июня 2009 года N 1748-КЗ обладают граждане Российской Федерации, относящиеся к категории лиц: дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в понятиях, предусмотренных Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", проживавшие и проживающие на территории соответствующего муниципального образования Краснодарского края, вставшие на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в возрасте до 23 лет.

При этом предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении, из чего следует, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. При обращении в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении после достижения возраста 23 лет указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на постановку на учет, как лица, имеющие право на предоставление предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ мер социальной поддержки, так как при этом не соблюдается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено Федеральным законом.

Из материалов дела видно, что истица Бойко (до брака Харьковская) Н.Ю. родилась в г.<данные изъяты> края датаг. В связи со смертью её родителей - ФИО4, дата и ФИО5, дата, истица, до достижения 18 летнего возраста, с дата по дата, проживала и находилась под опекой бабушки - ФИО6 на основании решения исполнительного комитета Ясенского Совета народных депутатов от дата (л.д.10,11,33).

Также установлено, что с дата по дата истица обучалась в НОУ «Кубанском торгово-экономическом институте» по профессии «бухгалтер» (л.д.14). дата истица заключила брак с ФИО10, после заключения брака ей была присвоена фамилия Бойко, что подтверждается справкой о заключении брака . дата брак между ФИО10 и ФИО3 был прекращен, что подтверждается свидетельством о расторжении брака (л.д.8,9).

Установлено, что в управление жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования Ейский район с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении истица обратилась лишь в 2018г., т.е. когда ей уже исполнился 31 год. Ранее с указанным заявлением в управление жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования Ейский район истица не обращалась, т.е. не состояла на учете лиц, нуждающихся в жилом помещении.

Ответом Управления жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства администрации муниципального образования Ейский район от дата истице было разъяснено, что поскольку на момент обращения она достигла возраста 31 год, ею пропущен срок обращения за постановкой на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и рассмотрение вопроса о принятии на учет, возможно только в случае восстановления пропущенного срока в судебном порядке (л.д.12-13).

На основании представленных суду документов и пояснений истицы в судебном заседании также было установлено, что на момент своего совершеннолетия, а именно на 09.01.2005г. она являлась наследником после смерти дедушки - ФИО11, умершего 10.10.2005г. и у нее возникло право собственности на 1/3 долю наследственного имущества, состоящего из: 3/5 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок, площадью 429 кв.м. и 3/5 долей в праве общей долевой собственности на жилой дом, площадью 35 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>.

Также установлено, что истица вступила в наследство после смерти бабушки – ФИО12, умершей 13.06.2013г. и у нее возникло право собственности на 1/2 долю наследственного имущества, состоящего из: 1/5 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок, площадью 429 кв.м. и 1/5 долей в праве общей долевой собственности на жилой дом, площадью 35 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>.

Таким образом, истица в установленном законом порядке вступила в наследственные права после смерти бабушки и дедушки, однако свидетельства о праве на наследство по закону <адрес>5 и <адрес>2 получила только 25.11.2015г.

Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости от 06.09.2018г. в собственности ФИО3 находились 3/10 части жилого дома, с кадастровым , общей площадью 70,1 кв.м. и 3/10 части земельного участка, с кадастровым номером , площадью 750 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>. На основании договора купли-продажи от 14.09.2017г. и передаточного акта от того же числа истица произвела отчуждение указанного недвижимого имущества в пользу ФИО13 (л.д.52-58).

С учетом изложенного, при принятии решения, суд учитывает, что истица ФИО8, являясь собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, норма площади которого соответственно ее доли (21 кв.м.) позволяла ей проживать в нем, по своему собственному усмотрению распорядившись указанным недвижимым имуществом, произведя его отчуждение в пользу ФИО13, намеренно ухудшив свое жилищное положение, обратилась с заявлением в Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации Муниципального образования Ейский район о постановке её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Доказательств наличия объективных и исключительных причин, препятствовавших обращению истицей в компетентный орган по вопросу постановки на учет в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением, в период с 18 до 23 лет, суду не представлены.

Доводы истицы о том, что она своевременно не обратилась с заявлением в уполномоченный орган местного самоуправления о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как не знала, что у нее имеется право на обеспечение жилым помещением, суд не может принять во внимание, поскольку данные причины не своевременного обращения не являются исключительным обстоятельством для восстановления срока постановки на учет.

Доводы истицы о том, что она своевременно не обратилась с заявлением в уполномоченный орган местного самоуправления о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как органы опеки и попечительства, не обеспечили в полном объеме защиту её прав и законных интересов, не оказали содействия в реализации жилищных прав, суд отклоняет, ввиду того, что они не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.

Учитывая вышеизложенное, а также то, что на момент обращения ответчицы с соответствующим заявлением в суд, возраст ФИО3 составляет 31 год, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении уточненных требований ФИО3 о восстановлении срока на обращение с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением, по категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований ФИО3 к Управлению жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства администрации муниципального образования Ейский район о восстановлении срока на обращение с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением, по категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, - отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда, через Ейский районный суд Краснодарского края, в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда в окончательной форме, то есть, начиная с 11.09.2018 года.

Судья

Ейского районного суда О.В.Гумилевская