ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-414/19 от 05.03.2019 Новокуйбышевского городского суда (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«05» марта 2019 года город Новокуйбышевск

Новокуйбышевский городской суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Н.И.Шигановой,

при секретаре А.С. Дружковой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-414/2019 по исковому заявлению Батыровой Ю. Р. к государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Новокуйбышевск Самарской области о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право для назначения досрочной страховой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Батырова Ю.Р. обратилась в суд с иском к государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Новокуйбышевск Самарской области об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной пенсии по старости и включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.

Истец просит суд включить в специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ периоды: с <Дата> по <Дата> (1 мес. 5 дн.) - командировка, с <Дата> по <Дата> (4 мес.) - освобождение от работы в связи с беременностью в ранние сроки беременности с сохранением среднемесячного заработка, с <Дата> по <Дата> (4 мес.18дн.) - больничный лист по беременности и родам, а также назначить и выплатить вышеуказанную пенсию с момента подачи заявления с 11 июля 2018 года.

В обоснование своих исковых требований Батырова Ю.Р. указала, что 9 июля 2018 года она обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в городском округе Новокуйбышевск Самарской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», так как она выработала специальный стаж необходимый для назначения досрочной пенсии.

Решением Управления Пенсионного фонда РФ в городском округе Новокуйбышевск Самарской области от 8 октября 2018 года <№> отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа не менее 10 лет.

Согласно указанного решения Управлением Пенсионного фонда РФ в городском округе Новокуйбышевск Самарской области в специальный стаж не засчитаны периоды, дающие право на досрочную страховую пенсию, предусмотренные в пункте 9 части 1 статьи 30: период перевода в распоряжение малого государственного предприятия «П.» с <Дата> по <Дата> (1 мес. 5 дн.), так как отсутствуют сведения о работе на судах, льготная справка не представлена (по акту документальной проверки от 30.08.2018г. <№>); освобождение от работы на период беременности до получения больничного листа по коллективному договору АООТ «В.» с <Дата> по <Дата> (4 мес.), так как отсутствовала полная занятость, поскольку по представленным документам не усматривается, что был перевод на легкий труд в связи с беременностью, а указано освобождение от работы; период нахождения на больничном листе по беременности и родам с <Дата> по <Дата> (4 мес. 18 дней), так как отсутствует факт выполнения работы, дающей право на досрочную пенсию до начала больничного листа, и соответственно не имеется оснований для включения указанного периода в стаж работы, дающей право для досрочного назначения страховой пенсии.

С данным решением истец не согласен по следующим основаниям.

С 1 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту — Закон № 400-ФЗ).

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ женщинам по достижении возраста 50 лет предоставляется право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, если они проработали соответственно не менее 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет.

Из содержания подпункта 9 части 1 статьи 30 ФЗ от 28.12.2013г. № 400-ФЗ следует, что страховая пенсия по старости назначается досрочно плавсоставу тех судов, которые выполняют работу согласно их предназначению за пределами акватории порта. Это обусловлено тем, что данные работы проводятся в длительном отрыве от берега в тяжелых погодно-климатических условиях.

Конституционный Суд РФ постановлением от 29.01.2004 г. № 2-П установил, что «по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью или частично)».

Частями 2-4 статьи 30 Закона № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

В целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях» 400-ФЗ при определении стажа на соответствующих видах работ применяется постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 «О Списках, работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, которым определены Списки и Правила, применяемые в целях установления досрочной пенсии».

Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Правила №516); Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 г. N 537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; Разъяснения от 22.05.1996 № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст. 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» (далее- Разъяснение №5), утвержденного постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 № 29.

Согласно разъяснению №5, при переводе в соответствии с медицинским заключением беременной женщины с работы, предусмотренной Списками, на другую работу, не связанную с особыми условиями труда, такая работа приравнивается к работе, предшествовавшей переводу.

В таком же порядке засчитывается в специальный трудовой стаж работы, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, время, когда беременная женщина не работала до решения вопроса о ее трудоустройстве в соответствии с медицинским заключением.

Согласно архивной справки от 04.09.2018 <№><В.> с <Дата> по <Дата> (приказ <№> от <Дата>) освобождена от работы до больничного листа с сохранением заработной платы, с <Дата> по <Дата> больничный лист дородовый и послеродовый.

На основании Решения Исполнительного комитета Самарского городского Совета народных депутатов Самарской области от 06.08.1991 г.№ 568 «Дополнение к решению № 347 от 17.05.1991 г. «О неотложных мерах по обеспечению снижения детской и материнской смертности» было разрешено предприятиям городского подчинения выплачивать беременным женщинам среднемесячную заработную плату с освобождением от работы с ранних сроков беременности (10 недель) за счет собственных средств.

В соответствии с вышеуказанным решением, а также на основании справки ВКК роддома <№> г. Новокуйбышевска, была освобождена от работы с 10 недель беременности (с <Дата> по <Дата>) с сохранением среднемесячного заработка. Дополнительный оплачиваемый отпуск был предоставлен на ранних сроках беременности.

За весь период нахождения в отпуске производилась выплата среднемесячного заработка, с которого работодатель производил уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, что подтверждается справкой о заработной плате.

С <Дата> по <Дата> находилась на больничном листе дородовом и после родовом. Ребенок родился <Дата>

Согласно пункта 5 Разъяснения № 5 в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, засчитываются периоды временной нетрудоспособности и ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.

Аналогичное положение предусмотрено Правилами № 516. Так в соответствии с пунктом 5 в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Пособие по беременности и родам является пособием государственного социального страхования. Основанием для выплаты пособия является больничный листок (листок нетрудоспособности). Таким образом, данный период должен быть включен в специальный стаж работы.

В связи с изложенным выше, а также учитывая, что ответчиком включены в специальный стаж работы, периоды, предшествующие освобождению от работы на основании справки ВКК и больничному листу, периоды с <Дата> по <Дата> (4 мес.) и с <Дата> по <Дата> (4 мес.18дн.) подлежат включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочную пенсию в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ.

Согласно архивной справки с <Дата> по <Дата> направлялась для перегона судна т/х «В.» из г.Самары до г.Санкт - Петербург в малое предприятие «П.» поваром; с <Дата> по <Дата> по основному месту работы были предоставлены отгулы за работу в выходные дни.

Кроме того, в пункте 9 Правил № 516, предусмотрены периоды, которые не подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в которых период нахождения в командировке не предусмотрен.

В связи с чем период нахождения в командировке с <Дата> по <Дата> (1 мес. 5 дн.) подлежит включению в специальный стаж работы в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ.

Согласно пунктам 2-3 Правил от 11.07.2002 № 516 производится суммирование периодов работ: к периодам работ, указанных в подпункте 11, прибавляются периоды работ, указанных в подпункте 1 -10, 16-18.

В подпункте 11 предусмотрены периоды работы в районах Крайнего Севера, в подпункте 2 - работа по Списку № 2, в подпункте 9 - работа в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения).

Согласно имеющихся документов и неоспариваемых ответчиком специальный стаж работы составил: по подпункту 2 (Список № 2) - 6 месяцев 1 день, по подпункту 9 - 7 лет 9 месяцев 4 дня, по подпункту 11 (РКС) - 16 дней ( <Дата> по <Дата>). Общая продолжительность специального стажа работы учтенного ответчиком 8 лет 3 мес. 21 день.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Закона № 400-ФЗ ранее общеустановленного пенсионного возраста, страховая пенсия по старости назначается женщинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет. Проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона № 400-ФЗ, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. (Приложение № 10).

С учетом оспариваемых периодов работы специальный стаж работы, дающий право на досрочное установление пенсии в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Закона № 400-ФЗ составит 9 лет 1 месяц 14 дней, при достижении возраста 52 года требуется специального стажа 9 лет, что достаточно для назначения досрочной страховой пенсии по старости.

В судебном заседании истец Батырова Ю.Р. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Новокуйбышевск Самарской области И.И. Золина, действующая по доверенности от <Дата><№>, в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что принятое Решение Управления Пенсионного фонда РФ в городском округе Новокуйбышевск от 08.10.2018 года <№> об отказе в назначении страховой пенсии по старости является законным. Спорные периоды работы истицы не могут быть включены в специальный стаж в связи с отсутствием правовых оснований, в связи с чем просила отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Батырова Ю.Р. обратилась в Управление пенсионного фонда РФ в г.о. Новокуйбышевске 09 июля 2018 года с заявлением о назначении ей страховой пенсии по старости в соответствии со подпунктом 9 части 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». В соответствии с указанной статьей страховая пенсия женщинам назначается по достижении возраста 55 лет если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 10 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет.

Документально подтвержденный специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 9 части 1 статьи 30 составляет 7 лет 9 месяц 4 дня, что не дает права на досрочное пенсионное обеспечение по пункту 9 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ в возрасте 50 лет. Просила суд отказать.

Выслушав пояснения истицы, представителя ответчика, исследовав материалы дела и проанализировав представленные доказательства в их совокупности, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Конституция РФ в соответствии с целями социального государства (ст. 39 ч.1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого - предоставление человеку средств к существованию, является пенсионное обеспечение.

Государственные пенсии в соответствии с ч. 2 ст. 39 Конституции РФ устанавливаются законом.

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30 Федерального Закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 женщинам по достижении возраста 50 лет и наличии специального стажа работы в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) не менее 10 лет и при наличии страхового стажа не менее 20 лет.

Частями 2-4 статьи 30 Закона № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Конституционный Суд РФ постановлением от 29.01.2004 г. № 2-П установил, что «по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью или частично)».

С учетом конституционно-правового смысла норм, касающихся условий реализации права на пенсионное обеспечение, исчисление продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, имевших место до 1 января 2002 года, может производится по нормам пенсионного законодательства, действовавшего в период трудовой деятельности.

При исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьёй 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее — Правила №516); Правиал исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 г. N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; Разъяснение от 22.05.1996 N 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст. 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденные постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 N 29.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Батырова Ю.Р., <Дата> рождения, 09.07.2018 г. обратилась в Управление Пенсионного фонда с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, как лицу, проработавшему не менее 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения), и имеющей страховой стаж не менее 20 лет.

Решением государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в городском округе Новокуйбышевск Самарской области от 8 октября 2018 года <№> отказано в назначении пенсии ввиду отсутствия требуемого специального стажа.

В стаж не включены следующие периоды, оспариваемые истцом: период перевода в распоряжение малого государственного предприятия «П.» с <Дата> по <Дата> (1 месяц 5 дней), так как отсутствуют сведения о работе на судах, льготная справка не представлена; освобождение от работы на период беременности до получения больничного листа по коллективному договору АООТ «В.» с <Дата> по <Дата> (4 мес.), так как отсутствовала полная занятость; период нахождения на больничном листе по беременности и родам с <Дата> по <Дата> (4 мес. 18 дн.), так как отсутствует факт выполнения работы, дающей право на досрочную пенсию до начала больничного листа, и соответственно не имеется оснований для включения указанного периода в стаж работы, дающей право для досрочного назначения страховой пенсии.

Согласно архивной справки от 04.09.2018 <№><В.> с <Дата> по <Дата> истец направлялась для перегона судна т/х «В.» из г.Самара до г.Санкт - Петербург в малое предприятие «П.» поваром.

Отказывая во включении данного периода Управление сослалось на то что отсутствуют сведения о работе на судах, льготная справка не представлена.

В силу статей 1,2,17 (часть 1), 18,19,54 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации принципы справедливости, равенства и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства не допускают придания обратной силы новому регулированию, если оно ухудшает правовое положение личности, ограничивает её субъективные права, уже существующие в конкретных правоотношениях. Учитывая, что приобретение стажа работы по специальности происходит в течение длительного времени, в случае изменения условий досрочного назначения страховой пенсии должна быть обеспечена возможность исчисления стажа на основе правового регулирования, действовавшего, в период его приобретения.

Служебная командировка - поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы (ст. 166 ТК РФ).

В соответствии со ст. 167 ТК РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.

Согласно архивной справке в приказе о переводе указан срок командировки, цель командировки, в качестве кого направляется и место командировки. В связи с работой в выходные дни предоставлены отгулы.

Кроме того в пункте 9 Правил № 516, предусмотрены периоды, которые не подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в которых период нахождения в командировке не предусмотрен.

В связи с чем суд приходит к выводу что период с <Дата> по <Дата> подлежит включению в специальный стаж работы.

Период с <Дата> по <Дата> (4 месяца) освобождение от работы на период беременности до получения больничного листа по коллективному договору АООТ «В.» по мнению Управления не подлежит включению, так как отсутствовала полная занятость. В соответствии с пунктом 12 Правил от 11.07.2002 г. № 516 «при переводе в соответствии с медицинским заключением беременной женщины по ее заявлению с работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, на работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных вредных факторов, такая работа приравнивается к работе, предшествующей переводу» и п.18 разъяснения № 5 «при переводе в соответствии с медицинским заключением беременной женщины с работы, предусмотренной Списками, на другую не связанную с особыми условиями труда, такая работа приравнивается к работе, предшествовавшей переводу». Однако по представленным документам не усматривается, что был перевод на легкий труд - указано освобождение от работы.

Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 N 29 утверждено Разъяснение от 22.05.1996 N 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст. 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» предусмотрено, что при переводе в соответствии с медицинским заключением беременной женщины с работы, предусмотренной Списками, на другую работу, не связанную с особыми условиями труда, такая работа приравнивается к работе, предшествовавшей переводу. В таком же порядке засчитывается в специальный трудовой стаж работы, дающей право на пенсию в связи с особыми условиями труда, время, когда беременная женщина не работала до решения вопроса о ее трудоустройстве в соответствии с медицинским заключением (пункт 18).

В соответствии с пунктом 12 Правил № 516 установлено, что при переводе в соответствии с медицинским заключением беременной женщины по ее заявлению с работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, на работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных вредных факторов, такая работа приравнивается к работе, предшествующей переводу, в том числе когда беременная женщина не работала до решения вопроса о ее трудоустройстве в соответствии с медицинским заключением.

На основании Решения Исполнительного комитета Самарского городского Совета народных депутатов Самарской области от 06.08.1991 г.№ 568 «Дополнение к решению № 347 от 17.05.1991 г. «О неотложных мерах по обеспечению снижения детской и материнской смертности» было разрешено предприятиям городского подчинения выплачивать беременным женщинам среднемесячную заработную плату с освобождением от работы с ранних сроков беременности (10 недель) за счет собственных средств.

Из архивной справки от 04.09.2018 г. <№><В.> усматривается, что Батырова Ю.Р. с <Дата> по <Дата> (приказ <№> от <Дата>) освобождена от работы до больничного листа с сохранением заработной платы, с <Дата> по <Дата> больничный лист дородовый и послеродовый.

Дородовый отпуск был предоставлен истице на ранних сроках беременности в соответствии со справкой ВКК, по приказу администрации с сохранением среднемесячного заработка и места работы, из чего следует, что оспариваемый период относится именно к дополнительным отпускам. Данные отпуска указаны в пункте 4 и 5 Правилах № 516.

Таким образом, принимая во внимание, что в данный период производилась выплата среднего заработка, с которого работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ период с <Дата> по <Дата> подлежит включению в специальный стаж работы.

Период нахождения на больничном листе по беременности и родам с <Дата> по <Дата> (4 мес. 18 дн.), по мнению Управления не подлежит включению в специальный стаж работы, поскольку отсутствует факт выполнения работы, дающей право на досрочную пенсию до начала больничного листа, и соответственно не имеется оснований для включения указанного периода в стаж работы, дающей право для досрочного назначения страховой пенсии.

Согласно трудовому законодательству (ст. 70, 165, 240 КЗоТ РСФСР, ст. 255 Трудового кодекса РФ) отпуск по беременности и родам к ежегодным оплачиваемым отпускам не относится, данный период следует рассматривать как период получения пособия по беременности и родам в период временной нетрудоспособности. Изложенное подтверждается Информационным письмом Министерства труда и социального развития РФ N7392-юл и Пенсионного фонда РФ 392-ЮЛ/ЛЧ-25-25/10067.

Как установлено судом, истец находилась в отпуске по беременности и родам в период её работы, подлежащей включению в специальный стаж работы с <Дата> по <Дата>

Указанный период относится к периодам временной нетрудоспособности, и в соответствии с пунктом 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 516 и пунктом 5 Разъяснения № 5, такой отпуск подлежит включению в специальный стаж.

С учетом включенных пенсионным органом в бесспорном порядке периодов работы продолжительностью 08 лет 03 месяца 21 день, а также включением в специальный страховой стаж истца спорные периоды продолжительностью 9 месяцев 22 дня, специальный страховой стаж составит 09 лет 01 месяц 14 дней.

В соответствии с пунктом 22 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с Федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденных постановлением Минтруда России от 17.11.2014 № 884н, при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган ПФР дает оценку содержащимся в них сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, проверяет правильность оформления документов, обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений, принимает меры по истребованию от юридических и физических лиц документы, необходимые для назначения пенсии, принимает решения и распоряжения об установлении пенсии либо об отказе в ее установлении на основании совокупности всех представленных документов на основе всестороннего, полного и объективного их рассмотрения.

По совокупности представленных документов и применяя порядок суммирования специального стажа работы, предусмотренный в Правилах от 11.07.2002 № 516 специальный стаж истца составил 9 лет 1 месяц 14 дней, что дает ей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с абзацем 2 пункта 6 части 1 статьи 32 Закона № 400-ФЗ пропорционально отработанному времени.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Закона № 400-ФЗ раннее общеустановленного пенсионного возраста страховая пенсия по старости назначается женщинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона № 400-ФЗ, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.

Соответственно при наличии специального стажа работы 9 лет право на досрочную пенсию по старости возникает при достижении возраста 52 года.

Согласно ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).

При этом днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления и необходимых документов, представленных заявителем с учетом положений пункта 3 ст. 22 настоящего Федерального закона.

Учитывая достижение истцом возраста 52 года в момент обращения в пенсионный орган – 11.07.2018 года, наличие требуемого льготного стажа при включении указанных периодов (9 лет), суд полагает назначить Батыровой Ю.Р. пенсию с 11.07.2018 года и обязать ответчика назначить ему досрочную пенсию по старости с этой даты.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Батыровой Ю. Р. к государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Новокуйбышевск Самарской области о включении периодов работы в специальный и стаж, удовлетворить.

Обязать государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Новокуйбышевск Самарской области включить в специальный стаж работы по пункту 9 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ период с <Дата> по <Дата> (1 мес. 5 дн.), с <Дата> по <Дата> (4 мес.), с <Дата> по <Дата> (4 мес.18дн.) назначить и выплатить пенсию с 11 июля 2018 года. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной мотивированной форме через Новокуйбышевский городской суд.

В окончательной форме решение изготовлено 05 марта 2019 года.

Судья : /подпись/ Н.И. Шиганова