Дело № 2-414/2020
59RS0044-01-2020-000322-46
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
город Чусовой 02 июня 2020 г.
Чусовской городской суд Пермского края в составе : председательствующего судьи С.В. Азановой,
с участием истца ФИО1,
представителя истца ФИО2,
представителей ответчиков ФИО3, ФИО4,
при секретаре судебного заседания Пирожниковой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием средств аудиопротоколирования гражданское дело по иску ФИО1 к ответчику Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда в городе Чусовом Пермского края о признании незаконным решения, о включении периодов работы в стаж, о досрочном назначении пенсии,
у с т а н о в и л :
ФИО1 обратился в суд с иском к ответчику Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда в городе Чусовом Пермского края (далее по тексту ГУ-УПФ РФ в городе Чусовом ) о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда России в городе Чусовом от 27.01.2020, в части невключения в специальный стаж по подпункту 2 пункта 5 и пункта 7 части 1 статьи 30 Федерального закона О страховых пенсиях» следующих периодов работы: с 10.02.1992 по 21.06.1992 ( работа в качестве старшего кондуктора грузовых поездов Чусовского отделения Свердловской железной дороги), с 01.01.1998 по 23.07.2006, с 25.07.2006 по 16.08.2006 (работа в качестве составителя поездов Чусовского отделения Свердловской железной дороги), с 22.06.1992 по 31.12.1997 (работа в качестве главного кондуктора грузовых поездов Чусовского отделения Свердловской железной дороги составителя поездов), а также об отказе в назначении пенсии, просил обязать ответчика включить вышеуказанные периоды в специальный трудовой стаж, назначить пенсию по старости с 10.12.2019.
В обоснование иска указано, что истцом не обоснованно не включены в специальный стаж вышеуказанные периоды работы. Работа в качестве кондуктора грузовых поездов подлежит включению в специальный стаж в соответствии со Списком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации № 272 от 24.04.1992, с учетом разъяснения пункта 9 Постановления Минтруда от 22.05.1996 № 29 № Об утверждении разъяснения «О порядке применения Списков производство, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78, 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» правом на пенсию в связи с особыми условиями труда пользуются рабочие, профессии которых являются производными от профессий, предусмотренных Списками. Профессия главный кондуктор грузовых поездов является производной от профессии кондуктор грузовых поездов, это подтверждается Указанием Чусовского отделения Свердловской железной дороги от 02.02.1993 и справкой, уточняющей характер работы ОАО «РЖД», выданной истцу. Необоснованной является ссылка ответчика на Общероссийский классификатор рабочих должностей и служащих, который введен в действие с 01.01.1996, то есть по истечению 35 лет после назначения истца на должность. Данный классификатор определяет перечень профессий с целью статистической отчетности и не определяет правых оснований для реализации пенсионных прав.
Истец с 1984 по 1987, с 1992 по 2006 работал на железнодорожном транспорте и его должности были предусмотрены Списками, во включенных пенсионным органом и невключенных периодах, имели место одинаковые условия труда. При включении периода работы с 22.06.1992 по 31.12.1997 в специальный стаж, как работы в качестве главного кондуктора грузовых поездов Чусовского отделения Свердловской железной дороги, специальный стаж будет составлять 15 лет 09 мес. 10 дней, что достаточно для досрочного назначения пенсии.
В судебном заседании истец и его представитель ФИО2 настаивали на удовлетворении заявленных исковых требований по изложенным выше доводам, уточнив основание для включения спорных периодов работы в специальный стаж – по пункту 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ « О страховых пенсиях».
ФИО1 пояснил суду, что начиная с 10.02.1992, осуществлял работу на станции Комарихинская Чусовского отделения Свердловской железной дороги, в качестве старшего кондуктора грузовых поездов, после сокращения должности старшего кондуктора грузовых поездов, был назначен на должность главного кондуктора грузовых поездов, рабочие функции остались прежними: формирование и расформирование грузовых составов, растаскивание вагонов по фронтам и др., в смене, вместо двух кондукторов, после сокращения численности штата, был оставлен один кондуктор, который именовался главным, его профессия, с учетом дополнения трудовой функции по обеспечению безопасности, относилась к более высокому разряду, чем профессия старший кондуктор.
Представителя ГУ-УПФ РФ в городе Чусовом Пермского края ФИО3 и ФИО4 не согласились с исковыми требованиями в полном объеме.
Из их пояснений, отзыва на исковое заявление и дополнений к отзыву, следует, что специальный стаж ФИО1 по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» составляет 01 год 03 месяца 05 дней, то есть менее требуемых 12 лет и 6 месяцев, предусмотренных для выхода на пенсию в 55 лет.
Специальный стаж по пункту 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» составляет 09 лет 07 месяцев 12 дней, в него вошли следующие периоды: с 10.02.1992 по 21.06.1992 - работа в качестве старшего кондуктора грузовых поездов, с 01.01.1998 по 23.07.2006 и с 25.07.2006 по 16.08.2006- работа в качестве составителя поездов, итого 08 лет 11 мес. 25 дней, а с учетом армии – 09 лет 07 мес. 12 дней. Стаж в результате суммирования к периодам работы по Списку № 2 1956 года продолжительностью 01 год 03 мес. 00 дней (пункт 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ» периодов работы по пункту 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ» продолжительностью 08 лет 11 мес. 25 дней составляет 10 лет 03 мес. 00 дней, что менее 12 лет 06 мес., в связи с чем, право на досрочное назначение пенсии, у истца в момент обращения не наступило.
Работа в качестве главного кондуктора грузовых поездов Чусовского отделения Свердловской железной дороги не может быть включена в специальный стаж. В соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ( ОК 016-94) профессии кондуктор грузовых поездов (код по О12907) и кондуктор главных грузовых поездов ( код по ОК 12905 являются самостоятельными, Списками от 24.04.1992 № 272 должность главный кондуктор грузовых поездов, не предусмотрена, в связи с чем, работа в указанной должности прав на досрочное пенсионное обеспечение не дает. Судом, с учетом разъяснений действующего законодательства, может быть установлено тождество должности, имеющей иное или неправильное наименование, не предусмотренное списками и перечнем, наименованию должности, содержащемуся в списках учреждений, профессий и должностей, работа в которых дает право на льготное назначение пенсии.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, материалы отказанного пенсионного дела, приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований исходя из следующего.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ « О страховых пенсиях».
Пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400- ФЗ определено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Частью 2 статьи 30 этого же закона установлено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28. 12.2013 № 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
При досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется в периоды работы после 01 января 1992 года Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.1992 № 272.
Правом на досрочную трудовую пенсию в соответствии со Списком № 2 от 22.08.1956 № 1173, разделом ХХХ «Транспорт» и в соответствии со Списком от 24.04.1992 № 272 пользуются кондукторы грузовых поездов.
Из материалов дела следует, что истец обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с работой с особыми условиями труда, однако ему было в этом отказано в связи с отсутствием необходимого льготного стажа.
При этом ответчик не включил в специальный стаж период работы истца с 22.06.1992 по 31.12.1997 как период работы в качестве главного кондуктора грузовых поездов Чусовского отделения Свердловской железной дороги, так как данная должность не предусмотрена Списком от 24.04.1992 № 272.
Как следует из трудовой книжки ФИО1 23.03.1984 принят помощником машиниста электровоза в Локомотивное депо Пермь-Сортировочная Свердловской железной дороги, 26.04.1984 – уволен в связи с призывом в Советскую Армию, 26.05.1986 –после службы в армии принят учеником старшего кондуктора грузовых поездов станции Комарихинская Чусовского отделения Свердловской железной дороги, с 23.06.1986 – переведен старшим кондуктором грузовых поездов четвертого разряда станции Комарихинская, с 06.01.1987 уволен в порядке перевода на пункт технического обслуживания ст. Комарихинская слесарем по ремонту подвижного состава, с 21.05.1992 - переведен осмотрщиком, уволен в порядке перевода 07.02.1992 и принят 10.02.1992 старшим кондуктором грузовых поездов на станции Комарихинская, с 22.06.1992 – назначен главным кондуктором грузовых поездов 5 разряда ст. Комарихинская.
Согласно уточняющей характер работы архивной справки № 9454 от 26.11.2019, предоставленной в пенсионный орган из отдела архивов Службы Управления делами филиала Свердловской железной дороги ОАО «РЖД», ФИО1 с 10.02.1992 назначен старшим кондуктором грузовых поездов 4 разряда, а с 22.06.1992 - главным кондуктором грузовых поездов 5 разряда, в карточке по заработной плате имеются отвлечения от основной деятельности с 10 по 20 ноября 21992 – отпуск без сохранения заработной платы.
В силу положений подпункта «г» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 № 537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым в качестве рабочих локомотивных бригад, и работникам отдельных категорий, непосредственно осуществляющим организацию перевозок и обеспечивающим безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, применяется Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.1992 № 272.
Пунктом 3 Постановления Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 01.04.2003 № 15 установлено тождество профессий рабочих, предусмотренных Списком профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с подпунктом «д» статьи 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.1992 № 272, тем же профессиям, имевшим ранее иные наименования, которые предусмотрены Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173, и которые при пересмотре соответствующих выпусков Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих были унифицированы в профессии, включенные в Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с подп. «д» статьи 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.1992 № 272.
Согласно Разъяснению Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных союзов от 02.04.1976 № 5/8 «О порядке применения утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173 Списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», утвержденному Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 02.04.1976 № 81/8, если в списки включены профессии рабочих под общим наименованием (например, в Список № 2, раздел ХХХ, подраздел 1, включены «кондукторы грузовых поездов»), то право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах имеют рабочие всех наименований этих профессий, то есть не только кондукторы, но и главные, старшие и младшие кондукторы грузовых поездов (п.8), аналогичные разъяснения были даны Минтрудом Российской Федерации 22.05.1996 № 5 (п. 7 и 9 ).
В разделе «Железнодорожный транспорт и метрополитен» Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 56 (утв. Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 06.12.1983 № 283/24-82) должность главного кондуктора грузовых поездов отдельно не выделена.
В пункте 7 указанного раздела ЕТКС содержится тарифно-квалификационная характеристика кондуктора грузовых поездов, как общего наименования данной профессии.
Как следует из уточняющей характер работы справки № 9454 от 26.11.2019, при работе главным кондуктором грузовых поездов ФИО1 имел 5 разряд. В тарифно-квалификационной характеристике кондуктора грузовых поездов указано, что при обслуживании на железных дорогах сети сборных, вывозных и передаточных поездов с маневровой работой кондуктору грузовых поездов присваивается 4-й разряд, однако кондуктор главный, руководящий маневровой работой или осуществляющий руководство кондукторской бригадой, тарифицируется на один разряд выше против предусмотренного для кондуктора, обслуживающего соответствующий поезд.
Тем самым, отличие главного кондуктора грузовых поездов от кондуктора заключается в наличии у главного кондуктора более высокого разряда, позволяющего руководить маневровой работой или кондукторской бригадой. В то время, как и для кондуктора грузовых поездов, предусмотрено выполнение работ по руководству действиями всех работников, участвующих в маневрах с обслуживаемыми сборными, вывозными и передаточными поездами на промежуточных станциях.
Таким образом, суд приходит к выводу, что в соответствии с Разъяснениями от 02.04.1976 и от 22.05.1996, правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, как по Списку № 2 от 22.08.1956, так и по Списку № 2 от 24.04.1992 пользуются не только кондукторы грузовых поездов, но и главные кондукторы.
Данные выводы подтверждаются и пояснениями истца в судебном заседании о его характере работы в качестве старшего кондуктора грузовых поездов на станции Комарихинская, так и в спорный период работы – в качестве главного кондуктора грузовых поездов, из которых следует, что его деятельность в оба периода была связана непосредственно с организацией перевозок.
Кроме того, в материалы дела истцом предоставлено Указание Чусовского отделения Свердловской железной дороги № 16/НОД от 02.02.1993 «О доплате главным кондукторам станций Бисер и Комарихинская за работу в одно лицо», в соответствии с которым установлена доплата за работу в одно лицо главным кондукторам, в связи с сокращением с 01.01.1993 на станции Комарихинская должности старшего кондуктора, данный документ также подтверждает доводы истца о том, что после его перевода на должность главного кондуктора грузовых поездов, его трудовые функции не изменились, за исключением повышения тарификационного разряда.
Таким образом, суд находит установленным тот факт, что истец в спорный период времени с 22.06.1992 по 31.12.1997 осуществлял трудовую деятельность в качестве работника отдельной категории, непосредственно осуществляющего организацию перевозок и обеспечивающего безопасность дорожного движения на железнодорожном транспорте.
Исковые требования ФИО1 о включении в специальный стаж периода работы с 22.06.1992 по 31.12.1997 в качестве главного кондуктора грузовых поездов подлежат удовлетворению, за исключением периода с 10.11.1992 по 20.11.1992, так как в этот период имелось отвлечение от работы, согласно уточняющей характер работы архивной справки № 9454 от 26.11.2019 истец находился в отпуске без сохранения заработной платы.
Ссылка ответчика на указание в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов как самостоятельных профессий «кондуктор грузовых поездов» и «кондуктор главный грузовых поездов» не принимается во внимание как несостоятельная.
Как следует из ЕТКС работ и профессий рабочих (выпуск 56), должность главного кондуктора грузовых поездов не выделена отдельно и в отношении нее не даны тарифно-квалификационные характеристики работ, следовательно, работы по данной должности являются идентичными работам кондуктора грузовых поездов. При этом Общероссийский классификатор содержит указание по наименованиям профессий «кондуктор главный грузовых поездов и «кондуктор грузовых поездов» на один код выпуска ЕТКС- 56.
Общероссийский классификатор, на который имеется ссылка ответчика введен в действие с 01 января 1996 года и на момент начала трудовых отношений в должности главного кондуктора грузовых поездов не действовал.
Поскольку периоды работы: с 10.02.1992 по 21.06.1992 ( работа в качестве старшего кондуктора грузовых поездов Чусовского отделения Свердловской железной дороги), с 01.01.1998 по 23.07.2006, с 25.07.2006 по 16.08.2006 (работа в качестве составителя поездов Чусовского отделения Свердловской железной дороги) ответчиком включены в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по пункту 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400- ФЗ «О страховых пенсиях», то исковые требования в этой части не подлежат удовлетворению.
С учетом включенных ответчиком в специальный стаж ФИО1 по пункту 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400- ФЗ «О страховых пенсиях» периодов работы и службы в армии, а также периода работы с 10.02.1992 по 21.06.1992 (05 лет 06 мес. 10 дней), включенного судом, специального стажа у истца достаточно, для досрочного назначения пенсии с даты обращения за назначением 10.12.2019, решение пенсионного органа об отказе во включении спорного периода работы в специальный стаж и об отказе в назначении пенсии незаконно.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично, признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда в городе Чусовом Пермского края от 27.01.2020, в части невключения в специальный стаж периода работы с 22.06.1992 по 31.12.1997 (за исключением периода с 10.11.1992 по 20.11.1992) - в качестве главного кондуктора грузовых поездов Чусовского отделения Свердловской железной дороги.
Обязать Государственное учреждению - Управление Пенсионного фонда в городе Чусовом Пермского края включить в специальный стаж по подпункту 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400- ФХЗ «О страховых пенсиях» период работы ФИО1 с 22.06.1992 по 31.12.1997 (за исключением периода с 10.11.1992 по 20.11.1992) - в качестве главного кондуктора грузовых поездов Чусовского отделения Свердловской железной дороги.
Обязать Государственное учреждению - Управление Пенсионного фонда в городе Чусовом Пермского края назначить ФИО1 с 10.12.2019 досрочную пенсию по подпункту 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400- ФЗ «О страховых пенсиях». В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чусовской городской суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья С.В. Азанова