Дело № год
Мотивированное
Р е ш е н и е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
04 октября 2012 года р.п. Лунино Пензенской области
Лунинский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Сорокиной Л.И., с участием истца ФИО4, представителя ответчика ГУ УПФР по Лунинскому району по доверенности ФИО2, при секретаре Калмыковой И.И., рассмотрел в открытом судебном заседании в помещение суда гражданское дело по иску ФИО4 к Государственному учреждению – Управление пенсионного фонда РФ по Лунинскому району Пензенской области о понуждении включить в специальный стаж работы период работы водителем лесовозной автомашины, назначить досрочную трудовую пенсию по старости,
у с т а н о в и л :
Истец обратился в суд с иском к ответчику о понуждении включить в специальный стаж работы период работы водителем лесовозной автомашины в Лунинском лесхозе, назначить досрочную трудовую пенсию по старости, указывая на то, что он ДД.ММ.ГГГГ обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, так как работал водителем лесовозной автомашины в Лунинском мехлесхозе с занятостью непосредственно на лесозаготовках. В соответствии со. 27 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ» он имеет право на назначение досрочной трудовой пенсии, поскольку у него имеется специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Однако, ответчик отказал ему в назначении досрочной пенсии, не включив в его специальный стаж работы период его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ водителем автомобиля по вывозке леса в Лунинском лесхозе, ссылаясь на отсутствие доказательств участия в едином технологическом процессе лесозаготовок, а именно, доказательств вывозки леса с верхнего склада на нижний. Считает отказ ответчика включить указанные периоды работы в специальный стаж для назначения пенсии неправомерным, так как он работал водителем автомобиля по вывозке леса в этот период и после ДД.ММ.ГГГГ характер его работы не изменился.
В судебном заседании истец пояснил, уточнив основания исковых требований, что он с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в Лунинском лесхозе водителем лесовозной автомашины и его работа заключалась только в вывозке на этой автомашине хлыстов (леса) с верхнего склада, то есть из лесных делянок, на нижний склад, что подтверждается записью в трудовой книжке. Затем он работал трактористом трелевочного трактора на лесозаготовках в Иванырсенском лесничестве Лунинского лесхоза. Такая работа дает ему право в соответствии с законом на досрочную трудовую пенсию в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 27 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ». Его специальный стаж работы составляет 11 лет 9 месяцев и 4 дня, что дает ему право уйти на пенсию досрочно на 4 года. Кроме того он проживал и работал на радиоактивной территории, что дает ему право выхода на пенсию еще на 3 года, а всего на 7 лет. То есть, это право у него возникло при достижении возраста 53 лет. Такого возраста он достиг ДД.ММ.ГГГГ, поэтому и обратился ДД.ММ.ГГГГ к ответчику с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии на 7 лет с учетом чернобыльского закона. Ответчик включил в специальный стаж его работы период работы водителем лесовозного автомобиля с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и период работы трактористом трелевочного трактора на лесозаготовке, а всего 7 лет 9 месяцев 11 дней. А период работы водителем на лесовозной автомашине с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не включил, ссылаясь на отсутствие доказательств участия в едином технологическом процессе. Он не согласен с таким решением, поскольку он работал водителем лесовозной автомашины на вывозке леса с мастерского лесозаготовительного участка, а вывозка леса осуществлялась только лесовозными машинами и только на нижний склад. В то время было социалистическое соревнование по вывозке хлыстов с верхнего склада на нижний склад. По результатам соревнования им выплачивалась премия. Он был не раз в передовиках производства. Об этом имеются приказы по лесхозу. Вывозка хлыстов, то есть стволов деревьев, осуществлялась только лесовозными машинами на нижний склад. Больше никуда хлысты не вывозились и не могли быть вывезены, поскольку технологический процесс лесозаготовок предусматривал вывозку хлыстов только на нижний склад. Хлысты это срезанное с корня до макушки дерево. ФИО3 по перевозке хлыстов- специализированный автомобиль, у которого вместо кузова площадка с передним конником, куда грузится передняя часть корня, а дальше идет прицеп 9 м.. Ответчик не оспаривает его право уйти на пенсию раньше в связи с проживанием и работой в зоне радиоактивного заражения. В пенсионном фонде ему разъясняли, что он имел бы право на досрочную трудовую пенсию, если бы у него был специальный стаж 10 лет при возрасте 53 года. У него же такого стажа более 10 лет.
Представитель ответчика ФИО2 иск не признала и пояснила, что истец обратился с заявлением о назначении досрочной пенсии ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 27 при неполном льготном стаже со снижением пенсионного возраста на 4 года, и еще на 3 года в связи с проживанием на территории радиоактивного заражения, а всего на 7 лет. На день обращения истец еще не достиг необходимого возраста. 53 года истцу исполнилось ДД.ММ.ГГГГ. При рассмотрении комиссией его заявления истцу уже было 53 года, однако у него не было и нет необходимого специального стажа 10 лет, дающего ему право выхода досрочно на трудовую пенсию по старости. Истцу включены в специальный стаж период работы водителем лесовозной автомашины с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по ранее действующему законодательству 1956 года, в котором не было указано о едином технологическом процессе. В Списке профессий и должностей рабочих и мастеров, занятых непосредственно на лесозаготовках, утвержденном Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ указано, что правом на досрочное пенсионное обеспечение пользуются работники, занятые в едином технологическом процессе лесозаготовок предприятий лесной промышленности и лесного хозяйства. В справке ФГУ «Лунинский лесхоз» от ДД.ММ.ГГГГ отсутствует запись, об участии в едином технологическом процессе и основание выдачи справки указаны только лицевые счета и книги приказов, а не наряды, путевые листы. В настоящее время данная организация ликвидирована, документы сданы в архив. А из архивной справки данное обстоятельство не усматривается. У истца нет возможности получить надлежащую справку, уточняющую льготные условия труда, поскольку ни наряды, ни путевые листы не сохранились. Срок их хранения 5 лет. Если бы истец имел специальный стаж работы 10 лет, то ему бы была назначена досрочная трудовая пенсия со снижением возраста на 7 лет. Право истца на досрочную пенсию в связи с проживанием и работой на территории радиоактивного заражения не оспаривается, как не оспаривается наличие у истца 25 летнего страхового стажа.
Выслушав объяснения сторон, выслушав показания свидетелей ФИО10, ФИО5, ФИО8, ФИО7, ФИО9, изучив материалы дела, суд, оценив совокупность представленных и исследованных доказательств, пришел к выводу, что иск ФИО1 о включении в специальный стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и понуждении назначить досрочную трудовую пенсию по старости обоснован, подлежит удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что ФИО4 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал водителем лесовозной автомашины по вывозке леса в Лунинском мехлесхозе ( далее в связи с реорганизацией ГБУ «Лунинский лесхоз), где основной деятельностью была лесозаготовка, переработка леса, реализация готовой продукции из леса. Он, работая водителем лесовозного автомобиля, был занят в едином технологическом процессе лесозаготовок. Его специальный стаж работы, дающий право на досрочную пенсию на момент обращения к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии, на момент достижения возраста 53 лет уже был более 10 лет.
В соответствии с п.п. 2 п. 1статьи 27 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам;
В соответствии с п.п.7 п.1 ст. 27 данного закона правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости пользуются мужчины по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в качестве рабочих, мастеров непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Из списка профессий и должностей рабочих и мастеров, занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда», утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что правом на досрочное пенсионное обеспечение пользуются работники, занятые в едином технологическом процессе лесозаготовок (независимо от вида порубок) и на лесосплаве предприятий лесной промышленности и лесного хозяйства, постоянно действующих лесопунктов, лесничеств, лесозаготовительных участков независимо от их ведомственной подчиненности. В этом списке указана должность рабочего – водители автомобилей на вывозке леса.
Из справки ФГУ « Лунинский лесхоз» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что реорганизация ГУ Лунинского лесхоза в ФГУ «Лунинский лесхоз» произведена на основании Приказа № Министерства природных ресурсов РФ от ДД.ММ.ГГГГ.
Из положения ФГУ «Лунинский лесхоз» следует, что Лунинский лесхоз является территориальным органом федерального органа управления лесным хозяйством ( Министерства природных ресурсов РФ) и деятельностью лесхоза является обеспечение рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов, их охраны, защиты и воспроизводства.
В соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Правил заготовки древесины» древесина считается вывезенной с мест рубок, если она подвезена к складам, расположенным около сплавных путей, железнодорожных и автомобильных дорог, к местам для переработки, установки и приспособлениям, а также к складам, расположенным около лесных дорог.
Из смысла ст. 29 Лесного Кодекса РФ следует, что заготовка древесины представляет собой технологический процесс, включающий рубку лесных насаждений путем их спиливания, срубания или срезания, первичную обработку древесины (очистку от сучьев, раскряжевку хлыстов, трелевку деревьев, хлыстов), лесоскладские работы и транспортировку древесины из леса.
Таким образом, технологический процесс лесозаготовок это выполнение фаз производственных операций: лесосечные и транспортные работы и работы на нижнем складе.
Согласно приказу №-к по Лунинскому мехлесхозу Пензенского управления лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 переведен шофером на лесовозную автомашину, на вывозку леса с мастерского лесозаготовительного участка с ДД.ММ.ГГГГ со сдельной оплатой труда.
Из приказа №-к от ДД.ММ.ГГГГ следует, что водителя лесовозной автомашины ФИО4 перевели в Иванырсинское лесничество трактористом трелевочного трактора на лесозаготовки с ДД.ММ.ГГГГ.
Из архивной справки администрации <адрес> следует, что в документах архивного фонда ФГУ «Лунинский лесхоз» в приказах руководителя по личному составу за период с 1988 года по 1995 год по предоставлению отпуска ФИО4 указан как шофер лесовозной автомашины, водитель лесовозной автомашины, в ведомостях по заработной плате в графе «профессия» указано « лесовоз».
Из Типовой инструкции по охране труда «Вывозка древесины автолесовозами», утвержденной Приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ№ в связи с принятием межотраслевых Правил по охране труда в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и при проведении лесохозяйственных работ следует, что лесовоз должен быть укомплектован указателем габаритов хлыстов, и работа лесовоза заключается в вывозке с лесосеке леса ( п.2.4, 3.5).
Общероссийский классификатор продукции, принятый ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Госстандарта России указывает назначение автолесовоза – для лесозаготовки. Об этом также указано и в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности продукции и услуг основных фондов.
О характере работы ФИО4 также свидетельствует название его рабочей профессии.
Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ№\П-12 « Об утверждении нормативных актов, регулирующих условия труда рабочих и служащих, занятых на работах в лесной промышленности и лесном хозяйстве» утвержден порядок предоставления ежегодных отпусков и после каждых 3 лет непрерывной работы – дополнительного отпуска той же продолжительности. В пункте 3 этого порядка указано, что дополнительный отпуск продолжительностью 24 рабочих дня после каждых 3 лет непрерывной работы предоставляется рабочим и служащим, занятым в лесной промышленности и лесном хозяйстве на работах, по профессиям и в должностях, указанных в Перечне, независимо от того, в какой раздел этого Перечня они включены. Так, водитель грузового автомобиля, профессия которого приведена в разделе 1 « Лесозаготовки», имеет право на получение указанных отпусков также и на лесосплаве, подсечке леса и в лесном хозяйстве.
Из архивной справки администрации <адрес> и книги приказов по личному составу Лунинского лесхоза следует, что в 1992 году водителю лесовозной автомашины ФИО4 предоставлялся трижды очередной отпуск, каждый на 24 рабочих дня.
Из приказа № 9-к по Лунинскому лесхозу Пензенского управления лесами от ДД.ММ.ГГГГ следует, что водителю ФИО4 предоставлен отпуск за 3-х - летие, за проработанное время с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – на 24 рабочих дня.
Факт занятости истца в едином технологическом процессе лесозаготовок подтверждается и следующим.
В приказе № от ДД.ММ.ГГГГ по Лунинскому лесхозу указано, что на предприятии сложилась сложная обстановка по вывозке хлыстовой древесины в связи с резко ухудшившимися погодными условиями, создалась угроза оставления древесины на недоступных в летнее время лесосеках. В связи с чем, приказано считать выходные дни 7,8,14,15,21,ДД.ММ.ГГГГ рабочими днями для водителей лесовозов, рабочих нижнего склада, всех ИТР, мастеров, механиков, участвующих в погрузке, вывозке и разгрузке хлыстов. Начальнику нижнего склада приказано обеспечить бесперебойную быструю разгрузку хлыстов без задержки лесовозных автомашин. Другим мастерам приказано обеспечить четкую организацию труда на вывозке, заблаговременную подготовку лесовозных дорог и подъездов к штабелям древесины.
Из приказа № от ДД.ММ.ГГГГ по Лунинскому мехлесхозу следует, что по условиям соцсоревнования по вывозке хлыстов за февраль 1992 года водителю автомашины ФИО4 присвоено третье место, при плане 427,4 куб.м. им вывезено 478,1 куб.м., или на 111,9 %. Сумма премии 25 рублей.
Приказ № от ДД.ММ.ГГГГ по Лунинскому мехлесхозу указывает на то, что в лесхозе в феврале 1992 года проводились работы по разгрузки на нижний склад вывозимой из лесосек древесины.
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ по Лунинскому мехлесхозу по условиям соцсоревнования по вывозке хлыстов за март 1992 года водителю ФИО4 присвоено 2 место, при плане 334 куб.м. вывезено им 467 куб.м. или на 140 %, премирован 30 руб.
Приказом № «а» от ДД.ММ.ГГГГ за достигнутые успехи в выполнении плана по промышленной деятельности ФИО4 премирован на 670 рублей.
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 по условиям соцсоревнования по вывозке хлыстов за июль 1992 года присвоено 2 место, и он премирован на 100 рублей.
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ по Лунинскому мехлесхозу за достигнутые успехи в выполнении плана за 8 месяцев текущего года в честь «Дня работников леса» ФИО4 водитель лесовозной автомашины награжден почетной грамотой и премирован 500 руб.
Из приказа № от ДД.ММ.ГГГГ по Лунинскому мехлесхозу следует, что установлены временные нормы расхода бензина по вывозке хлыстов автомашинами ЗИЛ-131 из квартала 38 из-за плохих дорожных условий за один рейс 70 литров.
О том, что соцсоревнование по вывозке хлыстов имело постоянный характер и вывозка хлыстов являлась единым технологическим процессом, в котором участвовали только водители лесовозов в 1992 году, свидетельствует и приказы № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, которым присвоены 1,2,3 место и премированы водители автомашин ЗИЛ 131.
Этот факт также в совокупности с другими доказательствами подтверждает факт участия истца, как водителя лесовозной автомашины, в едином технологическом процессе лесозаготовок и факт того, что одной из основных деятельностью лесхоза являлась лесозаготовка.
О том, что истец не занимался иным характером работы, в совокупности с изложенными выше доказательствами, подтверждается и приказами по лесхозу № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором премированы работники лесхоза за охрану лесов, и в списке премированных истца нет. В приказе № от ДД.ММ.ГГГГ год о премировании за проведение рубок ухода за молодняками, ФИО4 также не указан ни в лицах премированных, ни в лишенных премии.
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ по Лунинскому мехлесхозу шоферу ФИО4, произведена выплата премии за стаж работы.
Приказ № от ДД.ММ.ГГГГ по Лунинскому лесхозу подтверждает тот факт, что и в 1993 году водителями лесовозов ЗИЛ 131 осуществлялся вывоз хлыстов из леса на нижний склад, то есть продолжался единый технологический процес<адрес> в приказе указано, что на основании условий трудового соперничества по вывозке хлыстов за декабрь 1992 года присвоены водителям автомашины ЗИЛ – 131 - 1, 2 и 3 место, выплачена премия.
За выполнение плана за 1992 год водитель ФИО4 премирован приказом по лесхозу № от ДД.ММ.ГГГГ.
Из этого приказа и вышеуказанных приказов следует, что водителем лесовозной автомашины работал и ФИО7, главным механиком ФИО8, бухгалтером ФИО9, начальником финансового отдела ФИО10, допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей.
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ по лесхозу ФИО4 за качественную подготовку к техническому осмотру, высокие показатели при ремонте и своевременной готовности к выходу на линию автотранспорта премирован на 500 руб.
В книгах приказов за 1992 год, 1993 год, 1994 год также имеются приказы о премировании водителя ФИО4 за экономию горючего, сокращение затрат на ремонте. Приказов о переводе его на другую работу нет.
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ по Лунинскому лесхозу в связи с ростом цен на потребительские товары установлено выдавать денежную компенсацию работникам на питание: нижний склад, мебельный цех нижнего склада, шоферам лесовозных автомашин, трактористам челюстных погрузчиков, мастерам лесозаготовок в сумме 6000 рублей талонами на питание, остальным работникам по 3000 рублей.
Из приказа № от ДД.ММ.ГГГГ по лесхозу следует, что денежную компенсацию на питание при условии выполнения норм выработки в сумме 350 рублей на день или в ноябре 7700 (число рабочих дней в ноябре с 21 октября по 20 ноября – 22 дня) установлено выплачивать работникам нижнего склада, мебельного цеха нижнего склада, шоферам лесовозных машин, трактористам, мастерам лесозаготовок, инженеру ФИО6 в сумме 6000 рублей, остальным работникам – 3000 рублей, При невыполнении норм выработки сумма снижается, но не менее 3000 рублей.
Аналогичные приказы № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ.
Из приказа №-а от ДД.ММ.ГГГГ по лесхозу следует, что составлены мероприятия о подготовке объектов лесхоза к работе в осенне-зимних условиях. Одним из мероприятий указано создание запаса хлыстов на нижнем складе на осеннюю распутицу в объеме 2,5 тысячи куб.м.. Ответственными за выполнение этих мероприятий указаны начальник нижнего склада, главный инженер, а исполнители - транспортный отряд.
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ водитель ФИО4 за достигнутые успехи в выполнении плана за 8 месяцев текущего года в честь «Дня работников леса» премирован на 8400 рублей, приказом от ДД.ММ.ГГГГ№ он премирован на 6000 рублей в связи с праздником «День работников транспорта».
Из приказа № от ДД.ММ.ГГГГ по Лунинскому лесхозу также следует, что автомашины ЗИЛ 131 занимались вывозкой хлыстов.
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ по итогам работы 11 месяцев 1993 года работники лесхоза премированы, в том числе и водитель ФИО4.
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ водителю ФИО4 выплачена премия за экономию запасных частей и материалов.
Из приказа № от ДД.ММ.ГГГГ по Лунинскому лесхозу Пензенского Управления лесами следует, что норма выдачи горючего на сутки для различного вида транспортной техники различна. Так для лесовозов 50 литров, для ЗИЛ- 130 (до Пензы)- 50 литров, ЗИЛ 157 - 20 литров, УРАЛ – 30 литров. Что в совокупности с другими исследованными в судебном заседании доказательствами указывает на характер работы водителей лесовозов – вывоз леса (хлыстов) с верхнего склада на нижний склад.
О характере работы лесхоза – лесозаготовка свидетельствуют и приказы № от ДД.ММ.ГГГГ, № от 1994 года, № от ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ увеличена расценка на вывозку хлыстов при условии выполнения нормы выработки.
О том, что производственная деятельность лесхоза не изменилась после преобразования в ГБУ свидетельствует приказ № от ДД.ММ.ГГГГ, а также приказ № от ДД.ММ.ГГГГ, которым установлено считать такой вид работы, как вывозка леса водителями автомобиля на вывозке леса и профессию водителя автомобиля на вывозке леса с повышенной опасностью Указано, что рабочие данной профессии перед работой должны пройти целевой инструктаж, оформить наряд-допуск и допускается выполнение работ без наряда- допуска, но при наличии технологической карты.
В исследованных в судебном заседании книгах приказов по личному составу, по производству за 1992, 1993, 1994, 1995 года нет приказов о переводе постоянно или временно водителя лесовозной автомашины ФИО4 на другую работу, кроме одного приказа №-к от ДД.ММ.ГГГГ о переводе водителей ФИО1 и ФИО11 в мебельный цех учениками столяров по производственной необходимости с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с оплатой среднего заработка по прежней работе.
Суд пришел к выводу, что вышеуказанные документы в совокупности подтверждают доводы истца о том, что он в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, работая водителем лесовозной автомашины в лесхозе участвовал постоянно в едином технологическом процессе лесозаготовок и его трудовой обязанностью являлась вывозка деревьев ( хлыстов) из леса- верхнего склада на нижний склад.
О том, что ФИО4, как водитель лесовоза, был занят в указанный спорный период работы в едином технологическом процессе лесозаготовок подтвердили в судебном заседании и свидетели, чьи показания согласуются с вышеизложенными документами.
О том, что свидетели работали в спорный период также в Лунинском лесхозе подтверждается записями в их в трудовых книжках, исследованными в судебном заседании, записями в книгах приказов по личному составу и производству за спорный период.
Так свидетель ФИО10 показала, что работала в Лунинском лесхозе с 1974 года по 2007 год вначале диспетчером, затем экономистом. Выписывала путевые листы. Истец работал водителем на лесовозной автомашине по вывозке хлыстов из леса с 1988 года по 1995 год. Хлысты вывозились только на нижний склад. Тогда было соцсоревнование, и выполняли план по вывозке хлыстов из леса. Устанавливали призовые места. Был всегда в этот период план по вывозке хлыстов из леса на нижний склад. Технологический процесс лесозаготовки и заключается в том, что срубленные деревья вывозились на лесовозных автомобилях на нижний склад для дальнейшей их обработки. Нижний склад в лесхозе был только один и располагался он рядом с железной дорогой. На нижнем складе была раскрежовочная площадка, на которой раскрежовывали древесину, привезенную из леса. Мастерской лесозаготовительный участок занимался валкой леса и находился в лесу. Это верхний склад. Иногда были такие случаи, когда путевые листы сдавались за последние дни месяца в другом месяце. Это было и потому, что закрывались путевые листы под выделенный фонд оплаты труда. И как бы лишние путевые листы в оплачиваемом месяце проводили по оплате в следующем месяце. Поэтому и получается по ведомостям, что в некоторых месяцах при норме рабочих дней указано больше дней отработанных, а в другом меньше. В лесхозе было более 10 автомобилей – лесовозов. Был и другой транспорт, который занимался другой работой. Автомашины лесовозы, это специализированные машины, они предназначены именно, для вывозки леса. Лесовозы были задействованы только по вывозке леса с делянок в лесу на нижний склад, и больше никуда не ездили. Для отправки готовой продукции, той, которая обрабатывалась на нижнем складе, в организации были другие автомашины – КАМАЗ, ЗИЛ.
Свидетель ФИО8 показал, что с 1971 года по 2007 год работал в Лунинском лесхозе, вначале водителем, а с 1987 года главным механиком. Истец работал водителем лесовоза и вывозил хлысты из леса на нижний склад. В конце 1995 года истца перевели трактористом на трелевочный тракто<адрес> автомобилей тогда было более 10 - ЗИЛ 131 и Урал. Лесовозы- это специализированные автомобили. В паспорте на транспортное средство так и указано «лесовоз». Для другой работы эти автомобили не предусмотрены. Тогда был план лесозаготовок. На верхнем складе – мастерском лесозаготовительном участке производилась в делянках порубка деревьев, затем обрубались сучки и погружались деревья, как их называли хлысты, на лесовозы, которые доставляли хлысты на нижний склад, где деревья обрабатывались, затем погружали их в железнодорожные вагоны и отправляли лес по назначению. Хлыст- это ствол дерева не менее 12 метров. Водителей лесовозов тогда не отвлекали на другие работы, поскольку выполняли план по лесозаготовке, было соревнование. Заработная плата водителей лесовозов зависела от того, сколько они привезут кубов леса и пройденного расстояния. Все водители подчинялись ему, как главному механику и он выдавал, подписывал им путевые листы. В них указывалось о вывозке хлыстов с верхнего участка- мастерского лесозаготовительного участка на нижний склад. Лесовозы с верхнего участка ехали по грунтовой дороге между полями. Им не было разрешено ездить по асфальту, поскольку везли хлысты длинные и перевозка их опасна. Знает, что бывали неоднократно случаи, когда путевые листы проходили по оплате в следующем месяце.
Свидетель ФИО9 показала, что работала в Лунинском лесхозе с 1978 года техником лесоводом, а с 1990 года диспетчером. Она выписывала путевки всем водителям. Истец работал водителем на лесовозном автомобиле ЗИЛ 131. В путевке она указывала квартал, с которого вывозился лес на нижний склад. С мастерского лесозаготовительного участка, то есть с верхнего склада лес вывозился только на нижний склад, иного не было и не могло быть, поскольку цель вывозки леса с верхнего склада - это поставка леса на нижний склад, где лес обрабатывали, а затем другие машины доставляли готовую продукцию потребителю. Нижний склад располагался около железной дороги. В наряде задании указывали плановую норму вывозки хлыстов на месяц, а именно, сколько хлыстов в кубах следует вывезти в месяц из леса. Если выполняли водители план 100 %, то выплачивалась премия 10%, а если больше, то за 1 % перевыполнения 1 % от заработной платы. Также были и такие требования, что если водитель сделал 3 рейса в день, то ему производилась доплата к заработной плате. Водители на лесовозных автомашинах уезжали рано и приезжали поздно. Иногда из-за погодных условий вывозка леса не производилась. Зато потом план все равно выполняли в другие дни, в выходные. Были такие случаи, когда путевки за последние дни месяца в бухгалтерию сдавались в следующем месяце, и они проходили по оплате в другом месяце. Поэтому и получалось по документам по начислению заработной платы, что в одном месяце водитель отработал меньше, а в следующем месяце больше нормы. ФИО1 водителем лесовоза работал с 1988 года до конца 1995 года, а затем на трелевочном тракторе.
Свидетель ФИО7 показал, что работал водителем на лесовозной автомашине с сентября 1985 года по май 1994 года. Истец работал вместе с ним. Они вывозили хлысты из леса на нижний склад, в этом и заключалась работа лесовозников. Водители на других автомобилях выполняли другую работу.
Показания вышеуказанных свидетелей о том, что в организации были и другие автомашины, не занятые вывозом леса с верхнего склада на нижний склад, и на такие машины принимались лица на должность водитель автомобиля, подтверждается данными из приказов по Лунинскому лесхозу, в котором значатся трактористы, водители автомобиля, водители автобуса и водители лесовозного автомобиля. Что свидетельствует о том, что в организации отличался и подразделялся характер работы водителей лесовозных автомобилей, что тождественно должности водитель автомобиля по вывозке леса.
Невозможность предоставления ответчику справки, уточняющий характер работы истца из-за ликвидации лесхоза, не является препятствием установлению занятости ФИО4 в едином технологическом процессе лесозаготовок.
Факт ликвидации организации следует расценивать как не зависящее от истца обстоятельство, которое не лишает его права на назначение льготной пенсии.
Положения Конституции РФ (статьи 6,15,17,18,19,55) по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики, в частности в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенные ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Совокупность вышеуказанных доказательств подтверждает специальный характер работы истца в Лунинском лесхозе и его специальный трудовой стаж, а именно то, что истец работал водителем лесовозного автомобиля по вывозке леса непосредственно на лесозаготовках.
Основными доказательствами такому факту суд признает совокупность вышеизложенных документов, свидетельствующих о том, что основной деятельностью Лунинского лесхоза была лесозаготовка, заключавшаяся в лесосечных, транспортных работах и работах на нижнем складе ( спиливание деревьев, перемещение деревьев с лесосеке- трелевка, затем вывозка хлыстов на нижний склад, где с помощью оборудования лес обрабатывался), которая имела плановый характер, в лесозаготовке участвовал и истец, работы по лесозаготовке выполнялись в режиме соревнования, по итогам которого истцу, как водителю лесовозного автомобиля по вывозке леса (хлыстов) с верхнего склада на нижний склад выплачивалась премия.
Суд пришел к выводу, что истец был занят в едином технологическом процессе лесозаготовок в спорный период.
Однако, суд считает, что в специальный стаж работы истца следует включить 3 года 10 месяцев 8 дней, а не 3 года 11 месяцев 23 дня, поскольку в период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истцом в январе, июле, августа 1992 года, апреле, июле, ноябре 1993 года, августе, октябре 1995 года не отработана месячная норма рабочего времени. За указанные месяцы следует подсчитать период работы истца, дающий право выхода досрочно на пенсию, в календарном порядке по фактическому отработанному времени.
В соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ» периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков (в ред.Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 381).
Из записей ведомостей по заработной плате по Лунинскому лесхозу с учетом приказов о предоставлении очередных отпусков следует, что профессия ФИО4 в ведомостях указана « лесовоз». Им отработано:
- в январе 1992 года - 18 дней (норма рабочих дней при 5 дневной рабочей недели согласно производственного календаря за 1992 год – 21 день), в феврале 22 при норме 20, в марте 23 при норме 22, в апреле 22 при норме 22, в мае 4 дня затем с ДД.ММ.ГГГГ отпуск по ДД.ММ.ГГГГ, в июне 25 при норме 21, в июле 21 при норме 23, в августе 18 при норме 21, в сентябре 1 день- с 31 августа по сентябрь включительно в очередном отпуске, в октябре 20 и 28 октября по ДД.ММ.ГГГГ в очередном отпуске, в ноябре 1 день после отпуска, в декабре 25 при норме 22, то есть отработано в данном году рабочих дней по вывозке леса с верхнего склада на нижний скла<адрес> рабочих дня с учетом предоставленных очередных отпусков.
- в 1993 году: январь – 16 при норме 19 (согласно производственного календаря за 1993 год), февраль – 23 при норме 20, март – 22 при норме 22, апрель -17 при норме 22, май – 20 при норме 19, июнь- 23 при норме 22, июль – 20 при норме 22, август – 23 при норме 22, сентябрь – 21 при норме 21, октябрь 21 при норме 21, ноябрь 5 при норме 21, декабрь 21 при норме 22, то есть отработано в данном году по вывозке леса 232 рабочих дня при норме 254.
- январь 1994 года – 33 дня при норме 18, февраль 21 при норме 20, март 24 при норме 22, апрель 25 при норме 21, май 23 при норме 19, июнь 18 дней, затем отпуск с 10 июня по ДД.ММ.ГГГГ, июль 22 при норме 21, август 24 при норме 23, сентябрь 22 при норме 22, октябрь 22 при норме 21, ноябрь 18 при норме 21, декабрь 27 при норме 22 (количество рабочих дней в месяце согласно производственного календаря за 1994 год), то есть отработано в данном году 259 рабочих дней + отпуск 24 рабочих дня.
-1995 год: январь 20 при норме 19, февраль21 при норме 20, март19 при норме22, апрель 15 дней - с 10 апреля по ДД.ММ.ГГГГ очередной отпуск, май 15 дней, июнь 21 при норме 21, июль 17 дней - с 10 июля по ДД.ММ.ГГГГ в очередном отпуске, август 21 после отпуска, сентябрь 21 при норме 21, октябрь 20 при норме 22, ноябрь 21) при норме 21, а водителем лесовозной автомашины отработано 15 рабочих дней при вышеуказанных обстоятельствах, декабрь 22 (с учетом работы трактористом на трелевочном тракторе с ДД.ММ.ГГГГ, которая включена в специальный стаж) при норме 20 дней, а водителем лесовозной автомашины при таких обстоятельствах им отработано 15 рабочих дней, остальные дни трактористом (количество рабочих дней в каждом месяце указано в производственном календаре за 1995 год), то есть отработано в данном году рабочих дней с учетом предоставленного отпуска 298.
Согласно архивной справки, исследованных в судебном заседании ведомостей по заработной плате за 1992-1995 г.г., с учетом показаний свидетелей о том, что путевые листы за предыдущий месяц могли учитываться в следующем месяце при их сдаче в бухгалтерию позже, суд пришел к выводу, что ФИО4 в 1992 году выполнил норму рабочего времени в феврале, марте, апреле, мае, июне, сентябре, октябре, ноябре, декабре ( 9 месяцев), в январе, июле, августе норма рабочих дней не отработана; в 1993 году выполнил норму рабочего времени в феврале, марте, мае, июне, августе, сентябре, октябре, а также в январе, декабре, оплата за отработанные дни в которых прошла в следующем месяце соответственно, то есть им норма рабочего времени выполнена в 9 месяцах за этот год. В апреле, июле, ноябре 1993 года норма рабочих дней не отработана. В 1994 году по норме рабочего времени им отработано 12 месяцев, в том числе и ноябре, поскольку путевые листы за ноябрь прошли по оплате в декабре. В 1995 году им отработана норма рабочего времени в 10 месяцах ( с учетом, что с ДД.ММ.ГГГГ истец работал трактористом на трелевочном тракторе и эта работа ему включена в специальный стаж), в том числе и в марте, оплата работы в котором прошла в следующем месяце, то есть в апреле 1995 года ( с ДД.ММ.ГГГГ истец находился в очередном отпуске, а указано, что им отработано в апреле 15 дней, что явно свидетельствует о том, что путевые листы за март прошли по оплате в апреле).
Судом исследованы все книги приказов указанной организации, которые были сданы в архив. В этих книгах имеются приказы о предоставлении очередных отпусков, что отражено и ведомостях по заработной плате. В книге приказов за 1993 год имеется приказ, свидетельствующий о том, что ФИО4 переводился на несколько дней на работу в мебельный цех по производственной необходимости, о чем указано выше. Поэтому в ведомости по заработной плате указано, что он отработал только 5 дней. В этом месяце истец не участвовал в лесозаготовке. Иному доказательств не представлено.
Для определения специального стажа работы в календарном порядке, исчисленного по фактически отработанному времени в те месяца, когда истец не отработал месячную норму рабочего времени, суд считает необходимым применить следующий расчет.
93 дня - сумма календарных дней месяцев 1992 г., в которых истец не отработал месячную норму рабочего времени ( январь 31 календарный день, июль 31, декабрь – 31) умножаем на сумму фактически отработанного времени за эти месяцы ( 18 - январь 1992 года, 21 июль 1992 года, 18 дней в августе ) 57 дней, затем полученный итог следует разделить на сумму нормы рабочего времени за эти месяцы 65 (согласно производственного календаря норма при пятидневной рабочей неделе в 1992 год в январе 21, июле 23, августе 21) = 81 день. Затем эти дни делим на 30 календарных дней, в результате чего получается 2 месяца 21 день.
Таким образом, специальный стаж работы истца в 1992 году составляет 11 месяцев 21 день ( 9 месяцев, в которых отработана норма рабочего времени + 2 месяца 21 день, исчисленных по фактическому отработанному времени).
Также следует исчислить специальный стаж работы истца в 1993 году.
В январе, феврале, марте, мае, июне, августе, сентябре, октябре, декабре 1993 года – 9 месяцев исчислены календарно, поскольку месячная норма рабочего времени истцом выполнена. А в апреле, июле, в которых она не выполнена, но имеются фактически отработанные дни по вывозке леса, и работа в эти дня выполнялась постоянно при полном рабочем дне, следует исчислить в следующем порядке.
61 календарных дня – сумма календарных дней в эти месяцы 1993 года (апрель 30, июль 31) умножаем на сумму фактически отработанных дней в этих месяцах – 37 дней ( апреля 17, июль 20), итог делим на сумму нормы рабочего времени в этих месяцах 44 ( апрель 22, июль 22 ) = 51 день. Затем эти дня делим на 30 календарных дней и получаем 1 месяц 21 день.
Таким образом, специальный стаж работы истца в 1993 году составил 10 месяцев 21 день.
В 1994 году им отработано 12 месяцев, то есть норма рабочего времени им выполнена в каждом месяце. Специальный стаж за этот год исчислен календарно.
В 1995 году в январе, феврале, марте, апреле, мае, июне, июле, сентябре, ноябре, декабре ( по ДД.ММ.ГГГГ) исчислены календарно, поскольку норма рабочего времени в эти месяца истцом выполнена. В августе и октябре норма не выполнена, но имеются фактически отработанные дни по вывозке леса из верхнего склада на нижний склад и работа в эти дни выполнялась постоянно при полном рабочем дне следует исчислять в следующем порядке:
62 календарных дня – сумма календарных дней в эти месяцы 1995 года (август 31 и октябрь 31) умножаем на сумму фактически отработанных дней в этих месяцах 41 ( августа 21, октябрь 20), итог делим на сумму нормы рабочего времени в этих месяцах 45 ( август 23, октябрь 22) = 56 дней. Затем эти дни делим на 30 календарных дней и получаем 1 месяц 26 дней.
Таким образом, специальный стаж истца за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 11 месяцев 20 дней ( 1 мес. 26 дней + 9 мес. 24 дня).
Следовательно, за период работы истца в Лунинском лесхозе водителем лесовозного автомобиля по вывозке леса с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ следует включить в специальный его трудовой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости за 1992 год – 11 месяцев 21 день, за 1993 год- 10 месяцев 21 день, за 1994 год – 12 месяцев, в 1995 году 11 месяцев 20 дней, а всего 3 года 10 месяцев 2 дня.
Истцу ответчиком включен в специальный стаж работы, как следует из протокола заседания комиссии, периоды работ, дающих право на досрочную трудовую пенсию по старости 7 лет 09 месяцев 11 дней на день обращения истца с заявлением ДД.ММ.ГГГГ ( в том числе работа в должности тракториста на трелевочном тракторе с ДД.ММ.ГГГГ).
Суд пришел к выводу, что ответчик необоснованно не включил в специальный стаж работы истца работу в качестве водителя лесовозного автомобиля по вывозке леса в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, тогда как тот отработал водителем лесовозного автомобиля по вывозке леса в этот перио<адрес> года 10 месяцев 2 дня при занятости в едином технологическом процессе лесозаготовок.
Это время работы истца подлежит включению в специальный стаж истца. Поэтому на момент обращения истца с заявлением к ответчику о назначении досрочной пенсии специальный его стаж работы, дающий ему право выхода на досрочную пенсию составляет 11 лет 7месяцев 13 дней, при необходимости 10 лет ( 7лет 09 месяцев 11 дней + 3 года 10 месяцев 2 дня), то есть более 10 лет, что дает ему право выхода досрочно на пенсию на 4 года.
Кроме того истец имеет право выхода на пенсию раньше еще на 3 года в связи с проживанием в зоне радиоактивного загрязнения в соответствии со ст. 34 Закона РФ « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», что не отрицается ответчиком.
Таким образом, истец при достижении возраста 53 лет, которого он достиг ДД.ММ.ГГГГ, имеет право при суммировании льгот на досрочную трудовую пенсию со снижением возраста выхода на пенсию на 7 лет.
В пенсионном деле имеются доказательства (справка администрации р.<адрес> и справка ТП УФМС России по <адрес> в <адрес>) о том, что истец проживал, проживает и зарегистрирован по месту жительства в р.<адрес>ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. То есть, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он постоянно проживал в рабочем поселке Лунино, которое относилось к зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие радиоактивного загрязнения.
Поэтому решение комиссии ГУ УПФР по <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене, поскольку истцу необоснованно не включен в специальный стаж работы вышеуказанный период и не назначена досрочная трудовая пенсия по старости, тогда как он имеет право выхода на пенсию со снижением возраста на 7 лет - в соответствии со ст. 27 ФЗ " О трудовых пенсиях в РФ, ст. 28.1, ст. 34 Закона РФ « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Ответчика следует обязать включить указанный период в специальный стаж работы и назначить истцу досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика следует взыскать в пользу истца понесенные истцом расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при ГУ УПФР по <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО4 в назначении досрочной трудовой пенсии по старости отменить.
Обязать Государственное учреждение « Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес>» включить ФИО4 в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии с п.п. 7 п. 1 ст. 27 ФЗ " О трудовых пенсиях в РФ" периоды его работы в должности водителя лесовозного автомобиля по вывозке леса в Лунинском мехлесхозе (далее в связи с реорганизацией с ДД.ММ.ГГГГ ГБУ «Лунинский лесхоз») <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 11 месяцев 21 день, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 10 месяцев 21 день, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 12 месяцев, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 11 месяцев 20 дней, а всего 3 года 10 месяцев 2 дня
Обязать Государственное Учреждение Управление пенсионного фонда РФ по <адрес> назначить с ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п. 7 п.1 ст. 27 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ» со снижением возраста на 4 года и еще на три года в соответствии со ст. 34 Закона РФ « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а всего на 7 лет.
Взыскать с ГУ УПФР по <адрес> в пользу ФИО4 расходы по уплате государственной пошлины в сумме двести рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Лунинский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья-