ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-414/2014 от 06.06.2014 Шушенского районного суда (Красноярский край)

  Дело № 2-414/2014

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 п.Шушенское 06 июня 2014 года

 Судья Шушенского районного суда Красноярского края Ерофеева Ж.В.

 при секретаре Даценко С.А.

 с участием истца заместителя прокурора Шушенского района Зайцева Д.В.

 ответчика Т,

 представителя третьего лица Финансового управления администрации Шушенского района Ш,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Шушенского района Красноярского края в интересах Муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет» к Т о признании распоряжений незаконными, взыскании компенсации за части отпуска,

 УСТАНОВИЛ:

 Прокурор Шушенского района Красноярского края в интересах муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет» обратился с иском в суд к Т, в котором просил признать незаконными распоряжения главы <данные изъяты> сельсовета Т от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № в части, предусматривающей выплату ему денежной компенсации части ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающую 28 календарных дней, взыскать с главы МО «<данные изъяты> сельсовет» Т в пользу бюджета МО «<данные изъяты> сельсовет» компенсации частей ежегодного оплачиваемого отпуска в сумме 78459,54 рубля.

 Свои требования истец обосновал тем, что лицу, замещающему муниципальную должность на постоянной основе, замена денежной компенсацией части ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающего 28 календарных дней, не предусмотрена Законом Красноярского края от 26 июня 2008 года № 6-1832 «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Красноярском крае», Уставом <данные изъяты> сельсовета Шушенского района. Доля межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы РФ по <данные изъяты> сельсовету превышает 70 % объема собственных доходов местного бюджета, поэтому <данные изъяты> сельсовет не вправе превышать установленные законодательством Красноярского края нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе. В нарушение требований законодательства глава <данные изъяты> сельсовета Т издал распоряжения, по которым ему выплачена денежная компенсация в сумме 78459,54 рубля, что повлекло превышение нормативов формирования расходов на оплату труда выборных должностных лиц, бюджету <данные изъяты> сельсовета причинен ущерб на указанную сумму.

 В судебном заседании заместитель прокурора Шушенского района Зайцев Д.В. иск уточнил, просил взыскать с Т денежную компенсацию за минусом 6,5 тысяч рублей, возвращенных Т в добровольном порядке, суду пояснил, что в связи с выплатой компенсации неиспользованного отпуска возникает двойная оплата за одни и те же дни, что влечет превышение нормативов фонда оплаты труда, установленных Красноярским краем для <данные изъяты> сельсовета.

 В судебном заседании ответчик глава муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет» Т исковые требования не признал, суду пояснил, что его гражданское право на получение денежной компенсации за неиспользованный отпуск предусмотрено федеральным законом – статьей 126 Трудового кодекса РФ, который имеет приоритет перед иными законами. Законодатель сохраняет за субъектами РФ право принимать по вопросам, не урегулированным федеральным законодательством, законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. Эти нормы не должны противоречить Трудовому кодексу РФ и снижать уровень трудовых прав и гарантий работников. Выплата денежной компенсации уже урегулирована федеральным законом и не требует принятия по данному вопросу регионального закона или акта органа местного самоуправления.

 В судебном заседании третье лицо представитель Финансового управления администрации Шушенского района Ш пояснила, что фонд оплаты труда по муниципальному образованию формируется в соответствии с Постановлением Совета администрации Красноярского края от 29 декабря 2007 года № 512-п «О нормативах формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, лиц, замещающих иные муниципальные должности, и муниципальных служащих» исходя из ежемесячного денежного вознаграждения, умноженного на 24 месяца и на коэффициенты. У главы Т согласно указанному Постановлению Совета администрации Красноярского края норматив фонда оплаты труда на 2013 год установлен 410,7 тысяч рублей (зарплата и отпускные), фактические расходы на главу в 2013 году составили 465 тысяч рублей. Перерасход фонда оплаты труда произошел из-за неправомерно выплаченных главе <данные изъяты> сельсовета Т компенсаций неиспользуемых частей отпуска.

 Выслушав истца, ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

 Статьей 126 Трудового кодекса РФ (в ред.ФЗ от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ) предусмотрено, что часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, по письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией.

 При суммировании ежегодных оплачиваемых отпусков или перенесении ежегодного оплачиваемого отпуска на следующий рабочий год денежной компенсацией могут быть заменены часть каждого ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, или любое количество дней из этой части.

 В соответствии со ст. 36 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

 Глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта РФ и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава.

 Согласно п.1, 5.1 ст.40 Закона выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий.

 Гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

 В соответствии с п.2 ст.53 Закона, п.4 ст. 86 Бюджетного Кодекса РФ органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения с соблюдением требований, установленных Бюджетным Кодексом.

 Согласно п.2 статьи 136 Бюджетного Кодекса РФ муниципальные образования, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением субвенций, а также предоставляемых муниципальным образованиям за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации и инвестиционных фондов субъектов Российской Федерации субсидий и межбюджетных трансфертов на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями) и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 10 процентов собственных доходов местного бюджета, начиная с очередного финансового года не имеют права превышать установленные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и (или) содержание органов местного самоуправления.

 Пунктом 4 Постановления Совета администрации Красноярского края от 29 декабря 2007 года № 512-п «О нормативах формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, лиц, замещающих иные муниципальные должности, и муниципальных служащих» установлено, что предельный размер фонда оплаты труда рассчитывается по муниципальному образованию в целом.

 Т является главой <данные изъяты> сельсовета с ДД.ММ.ГГГГ на основании протокола избирательной комиссии муниципального образования <данные изъяты> сельсовет Шушенского района Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжения главы <данные изъяты> сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ №.

 Распоряжениями главы <данные изъяты> сельсовета Т от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № ему заменены денежной компенсацией части ежегодных оплачиваемых отпусков за периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, превышающие 28 календарных дней, на основании ст.126 ТК РФ.

 Общая сумма компенсаций согласно расчетов Финансового управления администрации Шушенского района составила 60260,78 рублей, с учетом страховых взносов – 78459,54 рубля.

 Доводы истца о том, что замена части ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, денежной компенсацией Законом Красноярского края и Уставом <данные изъяты> сельсовета не предусмотрены, не означают, что такая компенсация не может быть предоставлена.

 В системе иерархии норм трудового права Трудовой кодекс Российской Федерации занимает ведущее после Конституции РФ и федеральных конституционных законов положение.

 Так согласно ст.5 ТК РФ нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, Указах Президента, Постановлениях Правительства, нормативных правовых актах органов исполнительной власти, а также законах субъектов РФ, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, не должны противоречить Трудовому Кодексу РФ.

 Установление субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием ограничений трудовых прав выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, в сравнении с объемом свобод и гарантий, предоставленных работникам Трудовым кодексом РФ, являлось бы дискриминацией.

 В силу ст.3 ТК РФ установление различий, исключений, ограничений прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, находится в компетенции федеральных органов государственной власти.

 Гарантии трудовых прав выборных должностных лиц местного самоуправления, действующих на постоянной основе, устанавливаемые уставами муниципальных образований не могут противоречить нормам Трудового Кодекса РФ, а выборные должностные лица местного самоуправления не могут быть ущемлены в сравнении с объемом трудовых прав, свобод, и гарантий, предоставленных государством участникам трудовых отношений.

 На дотационность бюджета <данные изъяты> сельсовета акцентирует внимание прокурор.

 Между тем установление нормативов формирования расходов на оплату труда выборных должностных лиц муниципальных образований, бюджеты которых являются дотационными, на уровне субъектов Российской Федерации должно производиться с учетом права выборных должностных лиц местного самоуправления на получение денежной компенсации части неиспользуемого ежегодного оплачиваемого отпуска.

 Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут ущемлять гарантированное федеральным законодательством, - ст.126 ТК РФ право выборных должностных лиц на замену части ежегодного оплачиваемого отпуска денежной компенсацией.

 Добровольное возмещение главой <данные изъяты> сельсовета Т 6,5 тысяч рублей превышения норматива фонда оплаты труда по представлению прокурора в бюджет <данные изъяты> сельсовета не имеет решающего значения для рассмотрения настоящего спора.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Прокурору Шушенского района в иске к Т о признании незаконными распоряжений от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № в части, предусматривающей денежную компенсацию части отпуска, превышающую 28 календарных дней главе <данные изъяты> сельсовета, взыскании денежной компенсации частей отпусков отказать.

 Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Шушенский районный суд.

 Председательствующий Ж.В.Ерофеева

 Решение суда в окончательной форме изготовлено 10 июня 2014 года