ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-414/2017 от 08.06.2017 Бологовского городского суда (Тверская область)

Дело №2-414/2017г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 июня 2017 года г.Бологое

Бологовский городской суд Тверской области в составе

председательствующего судьи Калько И.Н.,

при секретаре Аверьяновой Ю.С.,

с участием представителя истца ФИО1,

представителя ответчика администрации муниципального образования «Бологовский район» Тверской области ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Бологовского городского суда Тверской области гражданское дело по иску ФИО3 к администрации муниципального образования «Бологовский район» Тверской области об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма, взыскании компенсации морального вреда и вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Бологовский район» Тверской области об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма, взыскании компенсации морального вреда и вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления, мотивируя свои требования тем, что с ДАТА года он проживал в многоквартирном доме по адресу: .... Данный дом еще в ДАТА году был включен в список ветхого фонда и подлежал расселению. За весь период капитального ремонта в доме не производилось. Таким образом, еще с ДАТА года, согласно ст.51-52 Жилищного кодекса РФ он был поставлен в Администрации г.Бологое на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. ДАТА у него сгорела квартира в двухэтажном многоквартирном деревянном доме по адресу: .... В соответствии с нормами федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ он был вторично поставлен на учет в общую очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий под номером №.... Однако, Распоряжением главы Администрации МО «Бологовский район Тверской области» №... от ДАТА. был снят с учета без его ведома по причине приобретения его бывшей супругой, с которой он на данный момент в браке не состоял, двухкомнатной квартиры в .... После многочисленных обращений, в том числе: в Правительство Тверской области, Межрайонную прокуратуру, в Приемную Президента Российской Федерации в Тверской области никаких результатов со стороны Администрации МО «Бологовский район Тверской области» не последовало. В дальнейшем он распоряжением главы Администрации МО «Бологовский район Тверской области» №... от ДАТА. был поставлен на учет нуждающихся в жилом помещении в общую очередь. Так же он распоряжением главы Администрации МО «Бологовский район Тверской области» №... от ДАТА был переведен в льготную очередь, и в настоящее время номер льготной очереди - №.... ДАТА. Администрацией МО «Бологовский район» ему предлагалось жилое помещение маневренного жилого фонда по адресу: ..., однако после осмотра данного жилого помещения оно явно было признано непригодным даже для временного проживания. Таким образом, с ДАТА года по сию пору он не имеет постоянного места проживания, что нарушает его конституционные права, как гражданина Российской Федерации (ст.40 Конституции РФ), а так же причиняет материальный ущерб в связи с постоянной оплатой съемных жилых помещений. Основываясь на ст.40 Конституции РФ, а так же ст.49-51,52 Жилищного кодекса РФ просит суд предоставить ему жилое помещение по договору социального найма Администрацией МО «Бологовский район Тверской области», предоставить ему материальную компенсацию в размере 750000(семьсот пятьдесят тысяч) рублей в соответствии ст.1069 ГК РФ и в соответствии с нормами статей 1099-1101 ГК РФ просит предоставить ему в качестве компенсации нанесенного ему действиями Администрации МО «Бологовский район Тверской области» морального вреда денежную сумму в размере 500000(пятьсот тысяч) рублей.

В судебное заседание истец ФИО3 не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в материалах дела имеется заявление ФИО3 о рассмотрении дела в его отсутствие с участием его представителя ФИО1

Представитель истца ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, и суду пояснил, что с ДАТА года истец проживал в многоквартирном доме по адресу: .... Ранее в квартире также проживали его сын и бывшая супруга. Однако в настоящее время в указанной квартире ФИО3 зарегистрирован один, что подтверждается справкой о зарегистрированных лицах от ДАТА. Данный дом еще в ДАТА году был включен в список ветхого фонда и подлежал расселению, в связи с чем истец в ДАТА году был поставлен на учет в качестве нуждающегося. Однако Распоряжением главы Администрации МО «Бологовский район Тверской области» №... от ДАТА. он был снят с учета без его ведома по причине приобретения его бывшей супругой, с которой он на данный момент в браке не состоял, двухкомнатной квартиры в .... ДАТА квартира у него сгорела. В соответствии с нормами федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ он был вторично в ДАТА году поставлен на учет в общую очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий под номером №.... Так же он распоряжением главы Администрации МО «Бологовский район Тверской области» №... от ДАТА. истец был переведен в льготную очередь, и в настоящее время номер его льготной очереди - №.... Администрацией МО «Бологовский район» истцу предлагалось жилое помещение маневренного жилого фонда, однако осмотр данного жилья показал, что оно вообще не пригодно даже для временного проживания, в нем отсутствуют элементарные условия для проживания. Таким образом, истец с ДАТА года вынужден скитаться, не имея своего жилья, проживать у знакомых, в комнате отдыха на вокзале. В последующем он вынужден был снимать жилье и оплачивать коммунальные услуги, что подтверждается представленными копиями квитанций об оплате. Материальный ущерб, причиненный бездействием органов местного самоуправления, истец оценивает в 750000 рублей. Это те затраты, которые он понес на протяжении длительного времени, не имея своего жилья. Кроме того, действиями ответчика, истцу причинен и моральный вред, который он оценивает в 500000 рублей. На основании изложенного, просил суд обязать ответчика предоставить истцу жилое помещение по договору социального найма, взыскать с ответчика в пользу истца материальный ущерб в сумме 750000 рублей и компенсацию морального вреда в сумме 500000 рублей.

Представитель ответчика Администрации МО «Бологовский район» Тверской области ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме по основаниям, изложенным в представленных суду письменных возражениях, и суду пояснила, что жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным в установленном действующим законодательством, порядке. При этом состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещения по договорам социального найма имеют право малоимущие граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования. Законом Тверской области установлен порядок признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда, согласно которого малоимущие граждане – граждане, чей доход, приходящийся на каждого члена семьи (доход одиноко проживающего гражданина), не превышает размера предельной величины среднедушевого дохода, установленного органом местного самоуправления, а стоимость имущества, находящегося в его собственности и собственности членов его семьи (в собственности одиноко проживающего гражданина) и подлежащего налогообложению, не превышает предельную величину стоимости имущества, определяемую органом местного самоуправления. Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. По состоянию на ДАТА. информация о признании ФИО3 малоимущим в Администрации МО «Бологовский район» отсутствует, сведений, подтверждающих свой доход истец в Администрацию не предоставлял, малоимущим признан не был. В соответствии со статьей 15 Закона Тверской области №112-30 ежегодно в течение первого квартала (с 1 января по 1 апреля) органы местного самоуправления проводят перерегистрацию граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по состоянию на начало года, следующего за отчетным. Для прохождения перерегистрации граждане предоставляют в органы местного самоуправления сведения, подтверждающие их статус нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Однако по состоянию на ДАТА. данная обязанность ФИО3 не исполнена. Статья 1069 Гражданского кодекса РФ устанавливает ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами. Однако Администрацией МО «Бологовский район» не были допущены незаконные действия (бездействия) в отношении ФИО3, правовой акт, признанный в установленном законе порядке не соответствующим закону не издавался. Статья 151 Гражданского кодекса РФ устанавливает законодательные основы компенсации морального вреда. Данная норма применяется в случае причинения гражданину морального вреда (физических или нравственных страданий) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага. Доказательств причинения физических либо нравственных страданий истцом не предоставлено. На основании изложенного, просила суд в удовлетворении требований ФИО3 о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, взыскании материальной компенсации, а так же компенсации морального вреда отказать.

Выслушав представителя истца ФИО1 и представителя ответчика Администрации МО «Бологовский район» Тверской области» ФИО2, изучив материалы дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.52 ЖК РФ принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учёт, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учёт.

Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч.2 ст.49, ч.1 ст.52 ЖК РФ).

Такое законодательное регулирование согласуется со статьёй 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путём предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.

Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (ст.87 ЖК РФ).

Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006года №47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".

Решением Совета депутатов городского поселения город Бологое Тверской области №207 от 09 ноября 2016 года и Соглашением №5 от 28 декабря 2016 года Администрацией городского поселения город Бологое переданы Администрации МО «Бологовский район» Тверской области полномочия за счет межбюджетных трансферов, в том числе и полномочия по обеспечению проживающих в городском поселении город Бологое и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, что также подтверждается Решением Собрания депутатов МО «Бологовский район» Тверской области №317 от 29 ноября 2016 года.

Из архивной справки Администрации МО «Бологовский район» Тверской области следует, что решением Исполнительного комитета городского Совета народных депутатов №... от ДАТА. ФИО3 предоставлено жилое помещение по адресу: ....

Согласно акта обследования технического состояния жилого ... от ДАТА указанный жилой дом был признан пригодным для постоянного проживания.

Из материалов прокурорской проверки усматривается, что до ДАТА ФИО3 состоял на учете в администрации МО «Бологовский район» Тверской области как нуждающийся в улучшении жилищных условий. Распоряжением главы администрации МО «Бологовский район» №... от ДАТА. ФИО3 был снят с учета.

Согласно договора социального найма №... от ДАТА Администрация МО «Бологовский район» Тверской области передала ФИО3. во владение и пользование находящееся в муниципальной собственности изолированные жилые помещения - двухкомнатную квартиру общей площадью 41.3 кв.м, расположенную по адресу: ..., и однокомнатную квартиру общей площадью 18.0 кв.м по адресу: ....

В соответствии со справкой ОГПН по г.Бологое и Бологовскому району ДАТА в ... произошел пожар, в результате которого полностью уничтожены квартиры №... и №....

Из справки Администрации МО «Бологовский район» Тверской области от ДАТА следует, что по адресу: ..., зарегистрирован ФИО3, других лиц по указанному адресу не зарегистрировано.

Согласно акта обследования помещения от ДАТА и заключения межведомственной комиссии от ДАТА... имеет основания для признания непригодным для проживания в соответствии с требованиями, предъявляемыми к жилому помещению согласно Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Постановлением Правительства РФ №47 от 28 января 2006 года.

Распоряжением Администрации МО «Бологовский район» Тверской области №... от ДАТА. ФИО3 в результате поданного им заявления поставлен на учет в общую очередь в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основанию п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ (зарегистрирован в помещении, не отвечающим установленным для жилых помещений требованиям), малоимущим в установленном законом порядке не признан.

Распоряжением Администрации МО «Бологовский район» Тверской области №... от ДАТА. ФИО3 поставлен на учет на льготную очередь в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основанию п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ (зарегистрирован в помещении, не отвечающим установленным для жилых помещений требованиям), малоимущим в установленном законом порядке не признан.

ДАТА. администрацией МО «Бологовский район» Тверской области ФИО3 было предложено жилое помещение из маневренного жилого фонда по адресу: ..., от которого ФИО3 отказался, что подтверждается материалами прокурорской проверки.

Отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО3, суд исходит из того, что истец в установленном законом порядке малоимущим не признан, в связи с чем считает, что отсутствуют правовые основания для внеочередного обеспечения истца жилым помещением.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (ч.1 ст.40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч.2 и ч.3 ст.40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильём с учётом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе РФ, вступившем в силу 1 марта 2005года, предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.

Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу ч.1 ст.49 ЖК РФ, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.

В соответствии с ч.2 ст.49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учётом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи).

Таким образом, правовое значение для разрешения возникшего спора имеет то обстоятельство, относится ли семья истца относится к категории малоимущих граждан или нет.

Статья 3 Закона Тверской области от 27 сентября 2005 года №112-30 "О порядке ведения органами местного самоуправления Тверской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" определяет, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещения по договорам социального найма имеют право малоимущие граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования.

Указанный Закон устанавливает порядок признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда. Статья 1 указанного Закона устанавливает, что малоимущие граждане - граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования Тверской области, а также иностранные граждане, если предоставление жилых помещений по договорам социального найма предусмотрено международным договором, чей доход, приходящийся на каждого члена семьи (доход одиноко проживающего гражданина), не превышает размера предельной величины среднедушевого дохода, установленного органом местного самоуправления, а стоимость имущества, находящегося в его собственности и собственности членов его семьи (в собственности одиноко проживающего гражданина) и подлежащего налогообложению, не превышает предельную величину стоимости имущества, определяемую органом местного самоуправления.

Постановлением Администрации МО «Бологовский район» от 23.09.2016г. №225-п установлены предельные величины среднедушевого дохода и стоимости имущества для признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, он приравнен к величине прожиточного минимума в Тверской области.

Согласно справки о размере пенсии ФИО3, уровень его дохода превышает установленные вышеуказанными законодательными актами размеры.

Поскольку до 1 января 2005года (на момент введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации) истец не состоял в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, при рассмотрении настоящего спора юридически значимым обстоятельством являлось установление судом объективной нуждаемости указанного лица в предоставлении жилого помещения в соответствии с требованиями ч.2 ст.49 ЖК РФ.

Наличие факта признания жилого помещения, занимаемого гражданами на условиях социального найма, аварийным (непригодным для проживания) и подлежащим сносу, а также наличие факта постановки на учет в качестве нуждающегося, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения указанного лица жилым помещением по договору социального найма при отсутствии иного, предусмотренного законом, обязательного условия: признания органом местного самоуправления гражданина малоимущими в установленном порядке.

Поскольку истец, как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, малоимущим в установленном законом порядке не признан, у суда отсутствуют законные основания для удовлетворения исковых требований ФИО3 к администрации муниципального образования «Бологовский район» Тверской области об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма, в связи с чем суд отказывает в удовлетворении указанного требования.

Статья 1069 Гражданского кодекса РФ устанавливает ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами. Так, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов, местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Однако, исследовав представленные истцом доказательства, суд считает, что надлежащих доказательств причинения материального ущерба ФИО3 в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления, истцом не представлено, поскольку квитанции на оплату коммунальных услуг не свидетельствуют о том, что именно ФИО3 производил данную оплату по вине ответчика, в связи с чем также отказывает в удовлетворении заявленного требования о взыскании материального ущерба, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления в сумме 750000 рублей.

Статья 151 ГК РФ предусматривает выплату денежной компенсации морального вреда гражданину в случаях нарушения его личных неимущественных прав, либо посягательства на принадлежащие ему другие нематериальные блага. При этом судом принимается во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства и учитывается степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Однако истцом не представлено доказательств, подтверждающих факт причинения ему нравственных или физических страданий, а также то, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействиями) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания им перенесены и другие обстоятельства, имеющие значения для разрешения конкретного спора.

При таких обстоятельствах суд отказывает в удовлетворении исковых требований о компенсации морального вреда в сумме 500000 рублей.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО3 к администрации муниципального образования «Бологовский район» Тверской области об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма, взыскании компенсации морального вреда и вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления, отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Бологовский городской суд Тверской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, то есть с 13 июня 2017 года.

Председательствующий И.Н.Калько