ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-414/2021УИД от 30.04.2021 Вышневолоцкого городского суда (Тверская область)

Дело № 2-414/2021 УИД: 69RS0006-01-2021-000779-67

Решение

Именем Российской Федерации

30 апреля 2021 г. г. Вышний Волочёк

Вышневолоцкий межрайонный суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Кяппиева Д.Л.,

при секретаре Семеновой М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Аникиной Ирины Юрьевны к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вышневолоцком городском округе Тверской области (межрайонное) о признании незаконным решения, включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы и досрочном назначении страховой пенсии по старости,

с участием истца Аникиной И.Ю., её представителя адвоката Васильева С.В.,

представителей ответчика Стеблины В.Г., Баранниковой Е.А.,

установил:

Аникина И.Ю. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вышневолоцком городском округе Тверской области (межрайонное) (далее по тексту также – ответчик, Управление), в котором просит:

1. Признать решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе Тверской области (межрайонное) от 16 апреля 2020 года № 123303 об отказе в установлении (выплате) досрочной страховой пенсии по старости незаконным;

2. Включить в стаж работы дающей мне право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее также – Федеральный закон № 400-ФЗ), как лицу, не менее двадцати пяти лет, осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста периоды работы:

- с 1 сентября 2003 г. по 31 августа 2004 г. в должности педагога-психолога с ведением должности учителя и воспитателя группы продленного дня педагогической работы в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Основная общеобразовательная школа № 9»;

3. Включить в стаж работы дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ, как лицу, не менее двадцати пяти лет, осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста периоды прохождения курсов повышения квалификации с отрывом от производства:

- в должности учителя в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Основная общеобразовательная школа № 9» с 7 июня 2004 г. по 19 июня 2004 г., с 1 ноября 2004 г. по 13 ноября 2004 г.;

- в должности учителя в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 12» с 9 июня 2009 г. по 17 июня 2009 г., с 2 июня 2010 г. по 10 июня 2010 г.;

4. Назначить выплату страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ с момента обращения в Управление – 6 апреля 2020 г.;

5. Взыскать с ответчика судебные расходы, состоящие из расходов по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей, а также расходы на оплату услуг представителя в размере 10 000 рублей.

В обосновании иска указано, что 6 апреля 2020 г. истец обратилась в клиентскую службу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе Тверской области (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей не менее 25 лет, независимо от их возраста. Решением от 16 апреля 2020 г. истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с тем, что в стаж работы не были включены спорные периоды. Отказ ответчика истец считает незаконным и необоснованным, поскольку ответчиком незаконно и необоснованно не включены в специальный стаж период работы с 1 сентября 2003 г. по 31 августа 2004 г. в должности педагога-психолога с ведением должности учителя и воспитателя группы продленного дня педагогической работы в МОУ «Основная общеобразовательная школа № 9». Все время работы в образовательном учреждении, в том числе и в спорный период, она постоянно вела преподавательскую работу. Так в спорный период с 1 сентября 2003 г. по 31 августа 2004 г., истцу поручалось выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня преподавательской работы по должности учитель, а именно: 2 часа в неделю она преподавала ИЗО в начальных классах на 0,11 ставки, 4 часа в неделю вела факультатив во 2-4 классах на 0,22 ставки, вела группу продленного дня на 0,67 ставки (20 часов). Поскольку в спорный период истец совмещала работу по занимаемой должности с работой в качестве учителя и ведением педагогической работы, то данный период работы подлежит включению в стаж работы дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Также считает незаконным и необоснованным решение Управления об отказе засчитать в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периоды прохождения курсов повышения квалификации с отрывом от производства. Период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы. Период нахождения на курсах повышения квалификации лицам, осуществлявшим педагогическую работу, подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

В исковом заявлении имеются ссылки на нормативные акты.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, указано Управление образования администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области.

В судебном заседании истец Аникина И.Ю. иск подержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, пояснив, что на момент обращения к ответчику ее стаж составлял 31 год; педагогическая нагрузка зафиксирована в табелях, тарификационных списках, лицевых счетах; курсы повышения квалификации проходила с отрывом от производства; на курсы направлялась по приказу работодателя, при этом заработная плата и рабочее место сохранялись; прохождение курсов является обязательным; необходимость прохождения курсов повышения квалификации определял руководитель, поскольку вводились новые программы обучения.

Представитель истца адвокат Васильев С.В. (представлен ордер серии ВЕ № 114135 от 15 апреля 2021 г.) иск поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, а также в письменных объяснениях, которых содержатся следующие доводы.

Сторона истца полагает, что период работы Аникиной И.Ю. с 01 сентября 2003 г. по 31 августа 2004 г. в должности педагога-психолога с ведением в должности учителя и воспитателя группы продленного дня педагогической работы в МОУ «Основная общеобразовательная школа № 9» подлежит включению в специальный стаж педагогической деятельности по следующим основаниям.

Приказом Минобразования РФ от 9 марта 2004 г. № 1312 утвержден федеральный базисный учебный план. Указанный учебный план определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, распределяет учебное время, отводимое на освоение федерального и национально-регионального компонентов государственного образовательного стандарта, по классам и образовательным областям, и предусматривает включение в объем учебной нагрузки учителя факультативные, индивидуальные и групповые занятия. Кроме того, федеральный базисный учебный план используется как основа при разработке примерных учебных планов для образовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Если факультативные, индивидуальные и групповые занятия включены в образовательную программу перечисленных учреждений, а также регламентированы расписанием занятий и отработаны, они учитываются при подсчете педагогической или учебной нагрузки, установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), для назначения досрочной пенсии. Как видно из представленных доказательств факультатив «Народная культура» преподавался в соответствии с учебным планом на 2003/2004 учебный год, оплата за преподавание данного факультатива производилась истцу как учителю, согласно учебным часам за ставку заработной платы, в связи с чем преподавание факультатива входило в педагогическую нагрузку истца.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 утверждены Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, и Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в их числе лица, осуществляющие педагогическую деятельность, в государственных, и муниципальных учреждениях для детей. Указанный список предусматривает должности воспитатель и учитель, а также школы всех наименований. В соответствии с пунктом 4 указанных Правил, периоды выполнения работы, начиная с 1 сентября 2000 г., засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.

Вышеуказанные правила не содержат ограничений на суммирование рабочего времени работы по разным должностям и разным местам работы, однако исходя из содержания вышеуказанных правовых норм следует, что такое суммирование может иметь место лишь в тех случаях, когда наименование должностей, равно как и учреждений предусмотрены Списками. В спорный период времени истец работала в должностях и учреждении, дающих право на досрочное назначение ей пенсии, а именно в должности учителя и воспитателя группы продленного дня в МОУ ООШ № 9.

Представители ответчика, ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вышневолоцком городском округе Тверской области (межрайонное), Стеблина В.Г. и Баранникова Е.А. в судебном заседании исковые требования не признали по основаниям, изложенным в письменных возражениях, в которых содержатся следующие доводы.

В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 (далее - Правила № 781), периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с 01 сентября 2000 г. засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).

В соответствии с пунктом 11 Правил № 781 работа в должности педагога-психолога засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии, только в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанных в пункте 1.3 раздела «Наименование учреждений» списка, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, указанных в п. 1.5 раздела «Наименование учреждений» списка, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, указанных в п. 1.6 раздела «Наименование учреждений» списка, в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных в пункте 1.11 раздела «Наименование учреждений» списка, в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела «Наименование учреждений» списка.

Работа в должности педагога-психолога в общеобразовательных учреждениях, указанных в пункте 1.1 раздела «Наименование учреждений» списка, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не засчитывается. Списком от 29.10.2002 № 781 должность педагога-психолога в общеобразовательных учреждениях не предусмотрена, поэтому период работы истицы с 01 сентября 2003 г. по 31 августа 2004 г. в МОУ «ООШ №9» с ведением педагогической нагрузки учителя ИЗО-2 часа в неделю во 2,3 классах, воспитателя группы продленного дня - 20 часов в неделю в 1-5 классах и факультатива - 4 часа не могут быть включены в ее специальный стаж. В разделе 1 Списка N 781 ведение факультативной работы отсутствует, суммирование с работой истицы в должности учителя ИЗО в период с 01 сентября 2003 г. по 31 августа 2004 г. ведения факультатива «Народная культура» в учебных годах невозможно, учитывая при этом различие в нагрузках, специфике и характере профессиональной деятельности и труда истицы как учителя ИЗО, реализующего обязательную государственную программу общего образования, и как ведение факультатива, носящего факультативный характер. Следовательно, осуществляемая Аникиной И.Ю. внеклассная (факультативная) работа не может быть учтена при подсчете ее педагогической нагрузки в должности учителя ИЗО. Норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается учителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (пункт 2.8.1 Приказа). С учетом различной педагогической нагрузки на ставку по должности воспитателя в группе продленного дня и по должности учителя их суммирование не предусмотрено законом. Поскольку у Аникиной И.Ю. не имелось требуемой учебной нагрузки ни воспитателем в группе продленного дня, ни учителем, то оснований для включения спорного периода трудовой деятельности истицы с 01 сентября 2003 г. по 31 августа 2004 г. в специальный стаж, не имеется.

Периоды нахождения на курсах повышения квалификации могут быть включены в специальный стаж Аникиной И.Ю. при подтверждении, что они являются условием выполнения педагогической деятельности в учреждениях для детей и обязанность проведения, которых возложена на работодателя. Аникина И.Ю., с целью включения периодов нахождения на курсах повышения квалификации в её специальный стаж, может обратиться с соответствующим заявлением в Управление, приложив необходимые документы, подтверждающие вышеуказанные обстоятельства. Решение Управления ПФР № 123303 принято 16 апреля 2020 г., до вступления в законную силу изменений в Постановление № 665, поэтому оно является законным и обоснованным. Кроме того, индивидуальные сведения за период нахождения истицы на курсах повышения квалификации и в командировках представлены на Аникину И.Ю. МОУ «ООШ № 9» и МОУ СОШ № 12» с 01 ноября 2004 г. по 13 ноября 2004 г., с 09 июня 2009 г. по 17 июня 2009 г. и с 02 июня 2010 г. по 10 июня 2010 г. - с общим стажем, без указания кода особых условий труда.

Аникина И.Ю. указывает в заявлении о возмещении судебных расходов такие расходы как оплата услуг адвоката 10 000 руб. По мнению Управления, оно не подлежит удовлетворению, так как на сегодняшний день сложилась определенная судебная практика при рассмотрении споров по пенсионному законодательству, предмет данного спора - не исключительный, аналогичные судебные иски и судебные решения по результатам рассмотрения данных исков уже существуют, доступны для всеобщего обозрения. Считают, что сумма расходов на оплату услуг адвоката, заявленная к взысканию с Управления несоразмерна фактическому объему оказанных услуг. По мнению Управления ПФР, объем оказанных услуг незначителен: вся деятельность адвоката свелась к устным консультациям, никакие дополнительные документы адвокатом не истребовались и не представлялись, исковое заявление составлено истицей за ее подписью. Истица не представила в суд объективных доказательств принятия каких-либо мер к изучению рынка юридических услуг в целях поиска лица, готового оказать аналогичную правовую помощь за меньшую плату или на бесплатной основе.

Третье лицо Управление образования администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области, извещенное о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, ходатайств не представлено.

Заслушав объяснения истца и её представителя, представителей ответчика, исследовав материалы дела, в том числе материалы отказного пенсионного дела, суд приходит к следующему.

На основании статьи 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов. Деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина, и гарантируются статьей 39 Конституции Российской Федерации. В соответствии с пунктом 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Следует также учитывать правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 5 ноября 2002 года N 320-О, согласно которой, выполняя соответствующую работу, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренные действующим в этот период законодательством.

Конституционный Суд Российской Федерации постановлением от 29 января 2004 года № 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установил, что нормы Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично).

Кроме того, как отмечается в указанном Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают, по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 Конституции Российской Федерации, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, т.е. в неизменности своего официального признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защите.

Статьёй 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно части 1.1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 – 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.

В силу приложения 7 к Федеральному закону № 400-ФЗ при возникновении права на страховую пенсию в 2019 г., она может быть назначена не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на неё, при возникновении права на страховую пенсию в 2020 г., она может быть назначена не ранее чем через 24 месяца со дня возникновения права на неё.

В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 – 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Для определения права граждан на досрочную страховую пенсию по старости в связи с указанной деятельностью подлежит применению Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение». В соответствии с подпунктом «м» пункта 1 вышеуказанного Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665, при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются:

список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учёта соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утверждённый постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учёта соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учёта периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.

Ко всем периодам работы применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Список № 781).

В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона № 400-ФЗ, осуществляется, в том числе, с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516; Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 (далее – Правила № 781); Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397, - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01 января 1992 г.; постановления Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет» - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно; Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. № 1067, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066, - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно.

В Список № 781 включены должности «учитель», «воспитатель», «педагог-психолог» и включено учреждение «школа».

Согласно Списку от 1991 г. и Перечню от 1959 г., работа в должности учителя в школе также давала право на досрочное назначение пенсии по старости.

Пунктами 3 и 4 Правил № 781 установлено, что в стаж работы засчитываются периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке № 781. Периоды выполнявшейся до 01 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.

Из анализа указанных норм материального права следует, что если гражданин в период до 01 сентября 2000 г. работал в должности и в учреждении, предусмотренных в Списке № 781, с занятием штатной должности, в том числе и по совместительству, то указанный период может быть включен в специальный стаж по педагогической деятельности независимо от условий выполнения нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) в указанный период.

Так в соответствии с подпунктом «ж» пункта 2 Постановления Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 июня 2003 г. № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры» (изданного в соответствии со статьёй 282 Трудового кодекса Российской Федерации и Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2003 г. № 197 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры»), не считается совместительством и не требует заключения (оформления) трудового договора работа без занятия штатной должности в том же учреждении и иной организации, в том числе выполнение педагогическими работниками образовательных учреждений обязанностей по заведованию кабинетами, лабораториями и отделениями, преподавательская работа руководящих и других работников образовательных учреждений, руководство предметными и цикловыми комиссиями, работа по руководству производственным обучением и практикой студентов и иных обучающихся, дежурство медицинских работников сверх месячной нормы рабочего времени по графику и др.

В спорный период (с 1 сентября 2003 г. по 31 августа 2004 г.) действовало Положение об условиях работы по совместительству, утверждённое постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам, Министерства юстиции СССР и Секретариата ВЦСПС от 09 марта 1989 г. № 81/604-К-3/6-84, которое содержало Приложение – Перечень работ, которые не считаются совместительством.

Не считается совместительством работа без занятия штатной должности в том же предприятии, учреждении, организации (выполнение учителями школ и преподавателями профессионально-технических и средних специальных учебных заведений обязанностей по заведованию кабинетами, лабораториями и отделениями, педагогическая работа руководящих и других работников учебных заведений, руководство предметными и цикловыми комиссиями, работа по руководству производственным обучением и практикой учащихся и студентов, дежурство медицинских работников сверх месячной нормы рабочего времени и т.д.) – пункт 8 Перечня работ, которые не считаются совместительством.

Выполнение работ, указанных в п. 8 осуществляется в зависимости от характера работ как в основное рабочее время, так и за его пределами (абзац четвёртый пункта 12 Перечня работ, которые не считаются совместительством).

Постановление Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам, Министерства юстиции СССР и Секретариата ВЦСПС от 09 марта 1989 г. № 81/604-К-3/6-84 «Об утверждении Положения об условиях работы по совместительству» утратил силу в связи с изданием Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 декабря 2016 г. № 848 «О признании не действующими на территории Российской Федерации и утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Союза ССР и РСФСР».

Пункт 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 г., также указывает, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных тем же Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.

Между тем, пункт 6 вышеуказанных Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781, как раз устанавливает исключение из вышеуказанного правила, согласно которому работа в должности учителя начальных классов общеобразовательных учреждений, указанных в пункте 1.1 раздела «Наименование учреждений» списка, включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.

При этом следует отметить, что для оценки пенсионных прав, правовое значение имеет лишь установление факта выполнения мною обязанностей учителя в общеобразовательной школе, расположенной в сельской местности, поскольку законодательные и нормативные акты, регулирующие спорные правоотношения, не содержат в качестве ограничивающего условия для назначения досрочной страховой пенсии обязательное занятие штатной должности, наименование которой предусмотрено Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Судом установлено и из материалов дела следует, что 6 апреля 2020 г. Аникина И.Ю. обратилась в клиентскую службу Управления с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ.

16 апреля 2020 г. ответчиком принято решение № 123303 об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ.

Оценивая пенсионные права истца, ответчик в добровольном порядке определил продолжительность ее специального стажа на дату обращения – 31 год 1 месяц 19 дней, страхового стажа – 23 года 11 месяцев 2 дня.

Из названного решения следует, что ответчиком не учтены периоды, в том числе спорные:

- период работы в должности педагога-психолога МОУ «Общеобразовательная школа № 9» - с 1 сентября 2003 г. по 31 августа 2004 г.;

- периоды прохождения курсов повышения квалификации с 7 июня 2004 г. по 19 июня 2004 г., с 1 ноября 2004 г. по 13 ноября 2004 г., с 9 июня 2009 г. по 17 июня 2009 г., с 2 июня 2010 г. по 10 июня 2010 г.

Имеются иные период работы, которые не были засчитаны ответчиком в специальный стаж истца в бесспорном порядке.

В решении № 123303 от 16 апреля 2020 г. указывается, что по состоянию на 6 апреля 2020 г. (на дату обращения) отсутствует требуемый стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости 25 лет.

В трудовой книжке серии Аникиной И.Ю. имеются следующие записи:

- 23 июня 1988 г. принята на должность няни в детский сад № 31 временно (приказ № 464-02 от 22 июня 1988 г.) – запись 1;

- 19 августа 1988 г. уволена в связи с окончанием срока временного найма (приказ № 646-02 от 19 августа 1988 г.) – запись 2;

- 18 июля 1990 г. принята санитаркой няней в детские ясли-сад № 31 временно (приказ № 632-02 от 16 июля 1990 г.) – запись 3;

- 18 августа 1990 г. уволена в связи с окончанием срока работы (приказ № 769-02 от 27 августа 1990 г.) – запись 4;

- 3 июня 1991 г. принята уборщицей в среднюю школу № 15 временно (приказ № 101 от 3 июня 1991 г.) – запись 5;

- 29 июня 1991 г. уволена по собственному желанию (приказ № 109 от 29 июня 1991 г.) – запись 6;

- с 1 сентября 1988 г. по 24 июня 1992 г. обучалась на школьном отделении Торжокского педучилища (приказы № 178 от 1 сентября 1988 г. и № 202 от 24 июня 1992 г.) – запись 7;

- 15 августа 1992 г. принята воспитателем группы продленного дня в среднюю школу № 12 (приказ № 15 от 15 августа 1992 г.) – запись 8;

- 21 сентября 1992 г. переведена учителем начальных классов (приказ № 55 от 21 сентября 1992 г.) – запись 9;

- 19 января 1993 г. присвоен 7 разряд оплаты труда по ЕТС с 1 декабря 1992 г. (приказ № 75 от 30 ноября 1992 г.) – запись 10;

- 7 февраля 2000 г. присвоена вторая квалификационная категория (приказ №6 от 16 февраля 2000 г.) – запись 11;

- 2 октября 2000 г. объявлена благодарность ко Дню учителя за плодотворный труд и успехи в образовании и воспитании учащихся (приказ № 76б от 2 октября 2000 г.) – запись 12;

- 1 сентября 2001 г. переведена учителем начальных классов в Общеобразовательную школу № 9 (приказ № 50 от 27 августа 2001 г.) – запись 13;

- 2 сентября 2002 г. переведена на должность учителя трудового обучения (приказ № 70 от 30 августа 2002 г.) – запись 14;

- 1 сентября 2003 г. переведена на должность педагога-психолога (приказ № 54-а от 1 сентября 2003 г.) – запись 15;

- 1 сентября 2004г. переведена на должность учителя начальных классов (приказ № 62 от 1 сентября 2004 г.) – запись 16;

- 7 февраля 2005 г. присвоена вторая квалификационная категория на должности учитель, по должности педагог-психолог (приказ № 10 от 24 февраля 2005 г.) – запись 17;

- 31 августа 2007 г. уволена в связи с ликвидацией МОУ ООШ № 9 (приказ ГоРОО № 128 от 18 апреля 2007 г., приказ МОУ ООШ № 9 № 62 от 27 августа 2007 г.) – запись 18;

- 1 сентября 2007 г. принята учителем начальных классов в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12» (приказ № 22 от 1 сентября 2007 г.) – запись 19;

- 29 января 2010 г. присвоена первая квалификационная категория по должности учитель (приказ № 20 от 29 января 2010 г.) – запись 20;

- 29 декабря 2010 г. присвоена первая квалификационная категория по должности воспитатель (приказ № 30 от 29 октября 2010 г.) – запись 21;

- 11 февраля 2014 г. установлена высшая квалификационная категория по должности учитель (приказ № 8-а от 11 февраля 2014 г.) – запись 22;

- 9 декабря 2014 г. присвоена первая квалификационная категория по должности педагог дополнительного образования (приказ № 55 от 9 декабря 2014 г.) – запись 23;

- 22 января 2019 г. установлена высшая квалификационная категория по должности учитель (приказ № 6-а от 22 января 2019 г.) – запись 24.

Согласно справке уточняющего характера от 5 апреля 2020 г. № 4, выданной МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12», Аникина И.Ю. работала с 15 августа 1992 г. по 17 сентября 1992 г. в должности воспитателя группы продленного дня, с 18 сентября 1992 г. по 31 августа 2001 г. – в должности учителя начальных классов на ставку, с 1 сентября 2007 г. по настоящее время в должности учителя начальных классов на ставку.

Согласно справке уточняющего характера от 18 марта 2019 г. № 193, выданной отделом образования администрации города Вышний Волочек, Аникина И.Ю. работала в МОУ ООШ № 9 на ставку учителем начальных классов с 1 сентября 2001 г. по 31 августа 2002 г., учителем труда с 1 сентября 2002 г. по 31 августа 2003 г., педагогом-психологом, воспитателем в группе продленного дня (20 часов) с 1 сентября 2003 г. по 31 августа 2004 г., учителем начальных классов с 1 сентября 2004 г. по 31 августа 2007 г.

Согласно справке, уточняющей особый характер работы или условия труда необходимые для назначения досрочной страховой пенсии от 8 сентября 2020 г. № 11, выданной МБОУ ВСОШ № 1 Управления образования администрации Вышневолоцкого городского округа, Аникина И.Ю. осуществляла педагогическую деятельность в МОУ ООШ № 9, в 2003-2004 учебном году выполняла нормы рабочего времени педагогической учебной нагрузки:

- учитель ИЗО – 2 часа в неделю во 2,3 классах (приказ от 1 сентября 2003 г. № 54 по личному составу);

- педагог-психолог – 1 ставка;

- воспитатель группы продленного дня – 20 часов в неделю в 1-5 классах;

- факультатив – 4 часа во 2-4 классах в соответствии с учебным планом на 2003/2004 учебный год (приказ от 1 сентября 2003 г. № 59 «О распределении нагрузки учителей по предметам, создании факультативов, кружков и групп продленного дня на 2003/2004 учебный год);

- классное руководство 8 класса (приказ от 1 сентября 2003 г. № 57 «О назначении классных руководителей, закреплении помещений и лабораторий на 2003-2004 учебный год»).

Таким образом, данная справка содержит сведения о педагогической нагрузке Аникиной И.Ю. в спорный период – с 1 сентября 2003 г. по 31 августа 2004 г.

Совмещение работы учителя в период работы Аникиной И.Ю. в должности педагога-психолога подтверждается представленными в материалы дела приказами, а именно: приказ № 54 от 1 сентября 2003 г. МОУ «Общеобразовательная школа № 9», приказ № 59 от 1 сентября 2003 г. (Аникина И.Ю. – 1 ставка педагога-психолога, 2 часа в неделю ИЗО, 2/3 ставки воспитатель группы продленного дня (20 часов), факультатив «Народная культура» 4 часа в неделю).

Согласно тарификационному списку на 1 сентября 2003 г. Аникина И.Ю. указана, как воспитатель на 0,67 ставки, учитель ИЗО – 2 часа, факультатив/ритмика, ОБО.ИКЗ – 4 часа, с совмещением 1 ставки педагога-психолога.

В штатном расписании за 2003 г. Аникина И.Ю. значится как психолог, а также воспитатель группы продленного дня (ГПД) – 20 часов, факультатив – 4 часа в 1-4 классах, учитель ИЗО – 2 часа в 1-4 классах.

Таким образом, истец в спорный период занималась педагогической деятельностью.

Данное обстоятельство также подтверждается учебными планами МОУ «Общеобразовательная школа № 9» на 2002-2003 учебный год, 2004-2005 учебный год.

Приведённые выше доказательства в своей совокупности подтверждают факт того, что Аникина И.Ю. в период с 1 сентября 2003 г. по 31 августа 2004 г. осуществляла работу в должности педагога-психолога с выполнением педагогической нагрузки учителя ИЗО, а также воспитателя группы продленного дня и ведением факультативных занятий в МОУ «Общеобразовательная школа № 9», то есть выполняла работу учителя по совместительству.

Дане обстоятельства свидетельствуют о том, что истец в спорный период работала учителем на штатной должности, то есть несла педагогическую нагрузку, наличие которой пенсионное законодательство связывает право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.

Несмотря на то, что истец норму педагогической нагрузки, установленной на ставку заработной платы, в указанный период не выполняла, однако, поскольку установлено, что фактически истец работала в этот период учителем на штатной должности, невыполнение нормы рабочего времени, установленной на ставку заработной платы, не может служить препятствием к включению данного периода в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, поскольку в силу указанных выше норм права (Список № 781 и Правила № 781), в указанный период выполнение норм педагогической нагрузки в случае работы в должности учителя для включения периода в специальный стаж, не требовалось.

При этом суд учитывает, что предусмотренная пенсионным законодательством возможность досрочного назначения пенсии по старости отдельным категориям работников связана, прежде всего, с риском утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста из-за длительного неблагоприятного воздействия на организм человека различного рода факторов, обусловленных спецификой профессиональной деятельности.

Не допускается необоснованное ограничение объема прав, сокращение гарантий, механизмов правовой защиты.

Исходя из установленных обстоятельств, суд считает необходимым включить в стаж работы истца, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ периоды работы в МОУ «Общеобразовательная школа № 9» с 1 сентября 2003 г. по 31 августа 2004 г. в должности педагога-психолога с ведением должности учителя и воспитателя группы продленного дня педагогической работы.

Истец просит включить в стаж, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ, периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с 7 июня 2004 г. по 19 июня 2004 г., с 1 ноября 2004 г. по 13 ноября 2004 г., с 9 июня 2009 г. по 17 июня 2009 г., с 2 июня 2010 г. по 10 июня 2010 г.

Согласно сведениям, содержащимся в справках, уточняющего характера от 18 марта 2019 г. и от 24 апреля 2019 г., истец находилась на курсах повышения квалификации с отрывом от производства:

- с 7 июня 2004 г. по 19 июня 2004 г. (приказ № 225 от 1 июня 2004 г.);

- с 1 ноября 2004 г. по 13 ноября 2004 г. (приказ № 349 от 25 октября 2004 г.);

- с 9 июня 2009 г. по 17 июня 2009 г. (приказ № 116а от 8 июня 2009 г.);

- с 2 июня 2010 г. по 10 июня 2010 г. (приказ № 164а от 1 июня 2010 г.).

Изложенные обстоятельства, а также отсутствие оснований для включения в специальный стаж истца периодов работы истца: с 7 июня 2004 г. по 19 июня 2004 г., с 1 ноября 2004 г. по 13 ноября 2004 г., с 9 июня 2009 г. по 17 июня 2009 г., с 2 июня 2010 г. по 10 июня 2010 г., также приведены в решении № 123303 от 16 апреля 2020 г.

Согласно справке Управления образования администрации Вышневолоцкого городского округа, Аникина И.Ю. в 2004 г. по направлению городского отдела образования проходила курсы повышения квалификации с 07 июня 2004 г. по 19 июня 2004 г. (приказ № 225 от 01 июня 2004 г.) и с 01 ноября 2004 г.о 13 ноября и2004 г. (приказ № 349 от 25 октября 2004 г.) «Новые педагогические технологии и нетрадиционные формы обучения младших школьников» в институте усовершенствования учителей г. Тверь; данные курсы были обязательными для совершенствования профессионального уровня.

Согласно справке МБОУ СОШ № 12 от 21 апреля 2021 г. № 48, в связи с началом преподавания по образовательной системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова учитель начальных классов Аникина И.Ю. в период 2008 – 2010 г.г. ежегодно проходила курсы повышения квалификации в Международной ассоциации «Развивающее образование» в Открытом институте; данные курсы были обязательными для перехода на преподавание по образовательной системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова и проводились ежегодно для каждого года обучения 1-4 классов.

В данной справке имеется ссылка на информационное письмо № 04 Международной ассоциации «Развивающее образование» в Открытом институте «Развивающее образование» об организации курсов подготовки для учителей, зам. директоров школ и методистов образовательной системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова в июне-июле 2009 года.

На дату обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии (06 апреля 2020 г.) и дату вынесении обжалуемого решения ответчика (16 апреля 2020 г.) постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» не предусматривала возможность включения в стаж на соответствующих видах работ периодов профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников

Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 марта 2021 г. № 322 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665» постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» дополнено пунктом 3.1 следующего содержания.

«3.1 При исчислении периодов работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", в стаж на соответствующих видах работ включаются периоды профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников, которые являются условием выполнения работниками определенных видов деятельности и обязанность проведения которых возложена на работодателя в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение которых работник не выполнял работу, но за ним в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также законодательными и иными нормативными правовыми актами СССР и РСФСР, действующими в части, не противоречащей Трудовому кодексу Российской Федерации, сохранялось место работы (должность), средняя заработная плата и за него осуществлялась уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.».

Постановление Правительства Российской Федерации от 4 марта 2021 г. № 322 вступило в силу 18 марта 2021 г.

В абзаце первом пункта 4 и пункте 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 закреплены следующие условия.

В стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.

В данных правилах среди периодов, которые не включаются в период работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды нахождения на курсах повышения квалификации не поименованы.

Поэтому периоды нахождения на курсах повышения квалификации является периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Исходя из текста пунктов 4 и 5 Правил, периоды повышения квалификации должны включаться в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку за работником сохраняется рабочее место и заработная плата.

Иное толкование привело бы к нарушению прав истца как работника, поскольку направление на курсы повышения квалификации осуществляется исключительно на основании приказа работодателя.

В силу требования статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник обязан соблюдать трудовую дисциплину, что, согласно статье 189 Трудового кодекса Российской Федерации, представляет собой обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01 сентября 2013 года) при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

В статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации закреплено, что При направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - независимая оценка квалификации), с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

При направлении работодателем работника на прохождение независимой оценки квалификации оплата прохождения такой оценки осуществляется за счет средств работодателя.

Таким образом, законодатель предусмотрел гарантию работнику, убывающему для повышения квалификации (на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы), в виде сохранения места работы (должность) и средней заработной платы по основному месту работы.

Согласно пункту 7 части 1 статьи 48 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вступившего в силу 1 сентября 2013 г., педагогические работники обязаны систематически повышать свой профессиональный уровень.

В силу положений статьи 49 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» аттестация педагогических работников проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию педагогических работников (за исключением педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава) в целях установления квалификационной категории (часть 1).

Проведение аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям осуществляется один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность (часть 2).

В период с 30 июля 1992 г. по 31 августа 2013 г. действовал Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-I «Об образовании».

Согласно абзацу пятому пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-I «Об образовании» педагогические работники образовательного учреждения имеют право проходить не реже чем один раз в пять лет профессиональную переподготовку или повышение квалификации в соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы и уровню профессиональной переподготовки педагогических работников, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Нормативными правовыми актами не установлен запрет относительно прохождения нескольких курсов повышения квалификации в один календарный год

Для лиц, осуществляющих педагогическую деятельность, повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.

Таким образом, нахождение на курсах повышения квалификации законодателем приравнивается к выполнению работы, и основания для исключения указанных периодов из сроков осуществления педагогической деятельности отсутствуют.

Поэтому периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации является периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем подлежат включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Иное толкование привело бы к нарушению прав истца как работника, поскольку направление на курсы повышения квалификации осуществляется исключительно на основании приказа работодателя.

Истец выполняла свои обязанности, а именно: убывала на курсы повышения квалификации, на которые ее направил работодатель.

То обстоятельство, что в данные периоды из заработной платы истца производились отчисления в Пенсионный фонд, стороной ответчика не оспаривалось.

В этой связи суд считает необходимым включить в стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 7 июня 2004 г. по 19 июня 2004 г., с 1 ноября 2004 г. по 13 ноября 2004 г., с 9 июня 2009 г. по 17 июня 2009 г., с 2 июня 2010 г. по 10 июня 2010 г.

Также суд считает необходимым признать решение ответчика об отказе в установлении пенсии от 16 апреля 2020 г. № 123303 незаконным в части не включения в стаж работы истца, дающей право не досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода работы в должности педагога-психолога с ведением должности учителя и воспитателя группы продленного дня педагогической работы в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Основная общеобразовательная школа № 9» и периодов нахождения на курсах повышения квалификации.

Согласно положениям частей 1 и 2 статьи 22 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днём обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», Гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

Согласно Приложению 7 к указанному Федеральному закону (Сроки назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 19-21 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона (в отношении лиц, имеющих право на страховую пенсию по старости независимо от возраста), лицам, у которых право на назначение досрочной страховой пенсии по старости возникло в 2020 г. указанная пенсия назначается не ранее чем через 24 месяца со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.

Судом принимается во внимание, что истец обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости 6 апреля 2020 г.

С учётом спорных периодов работы, подлежащих включению в специальный стаж истца, исходя из данных пенсионного дела (отказного), содержащего расчёт стажа, суд приходит к выводу, что на день обращения истца в Управление Аникина И.Ю. обладала необходимым стажем работы, предоставляющим право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ, однако данная страховая пенсия, в соответствии с ч.3 ст.10 Федерального закона от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ может быть назначена истцу не ранее 6 октября 2021 г.

В этой связи суд полагает необходимым отказать истцу в удовлетворении иска в части требования о назначении Аникиной И.Ю. выплаты страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ с момента обращения в Управление – 6 апреля 2020 г.

Истец просит возместить понесённые судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в сумме 300 рублей и оплатой услуг представителя в сумме 10 000 рублей.

В силу части 1 статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В соответствии со статьёй 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего кодекса.

Суд учитывает, что ответчик иск не признал, в том числе и требование о возмещении судебных расходов.

По делу истец понесла судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в общей сумме 300 рублей, что подтверждается чеком-ордером от 23 марта 2021 г.

Поскольку иск удовлетворен, суд полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца 300 рублей в счет возмещения судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины.

Судебные расходы на оплату услуг представителя истец подтверждает квитанцией серии АЕ № 3587 от 23 марта 2021 г., согласно которой Аникина И.Ю. уплатила 10 000 руб. некоммерческой организации «Тверская областная коллегия адвокатов» за составление искового заявления и представление интересов доверителя в Вышневолоцком межрайонном суде Тверской области при рассмотрении гражданского дела.

Представителем истца являлся адвокат некоммерческой организации «Тверская областная коллегия адвокатов» Васильев С.В.

Суд учитывает, что адвокатом Васильевым С.В. (удостоверение адвоката № 419, выдано 14 октября 2004 г., регистрационный номер 69/413) представлен ордер некоммерческой организации «Тверская областная коллегия адвокатов» серии ВЕ № 114135 от 15 апреля 2021 г.

В письменных возражениях ответчиком указано на необходимость детализированном документальном оформлении услуг представителя, составление акта приёма выполненных работ с указанием конкретной информации о проведённых консультациях и представленных рекомендациях, расчёта стоимости оказанных услуг. Также ответчик указал, что истцом не представлено документов, подтверждающих тариф на оказываемые услуги представителя. Кроме того, на сегодняшний день сложилась определенная судебная практика при рассмотрении споров по пенсионному законодательству, предмет данного спора - не исключительный, аналогичные судебные иски и судебные решения по результатам рассмотрения данных исков уже существуют, доступны для всеобщего обозрения.

Согласно части первой статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

В пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 г. № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» даны следующие разъяснения.

Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.

Разумность судебных издержек на оплату услуг представителя не может быть обоснована известностью представителя лица, участвующего в деле.

Таким образом, взыскание судебных расходов на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым - на реализацию требования части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. В каждом конкретном случае суду при взыскании расходов по оплате услуг представителей надлежит определять разумные пределы, исходя из обстоятельств дела.

Решая вопрос о размере судебных расходов, подлежащих возмещению, суд учитывает пункт 31 постановления Европейского Суда по правам человека (Первая секция) по делу «Тарасов против Российской Федерации» (Жалоба 13910/04), вынесенного 28 сентября 2006 года, в котором указано, что согласно прецедентной практике Европейского Суда, заявитель имеет право на возмещение расходов и издержек лишь в той мере, насколько было доказано, что они были понесены действительно и по необходимости и являлись разумными по сумме.

Из правовой взаимосвязи статей 19, 46 Конституции Российской Федерации следует, что конституционное право на судебную защиту предполагает не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты в форме эффективного восстановления нарушенных прав и свобод в соответствии с законодательно закрепленными критериями. В целях создания механизма эффективного восстановления нарушенных прав и с учетом принципа максимальной защиты имущественных интересов заявляющего обоснованные требования лица, правам и свободам которого причинен вред, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации предусматривает порядок распределения между сторонами судебных расходов.

Исковое заявление с приложенными к нему документами поступило в суд 25 марта г. (сдано в организацию почтовой связи 24 марта 2021 г.), что свидетельствует о выполнении одного из условий, указанном в квитанции, а именно составление искового заявления.

Суд критически относится к доводу стороны ответчика о том, что по делам данной категории уже существует определенная практика, которая находится в общедоступном доступе, поскольку каждое гражданское дело, связанное с реализацией гражданами прав на пенсионное обеспечение, носит индивидуальный характер.

Представитель истца адвокат Васильев С.В. участвовал в судебных заседаниях 15 апреля 2021 г., 20 апреля 2021 г., 30 апреля 2021 г.

Суд принимает во внимание специфику спорного правоотношения, связанного с восстановлением нарушенного пенсионного права истца, размер заявленных требований, объём документов, подлежащих подготовки при предъявлении иска в суд.

Суд принимает во внимание наличие конституционно гарантированного права на судебную защиту и доступ к правосудию, которые реализуются лицом по своему усмотрению и в своем интересе любыми не запрещенным законом способами и средствами, которые заявитель полагает соответствующими и целесообразными при оспаривании нарушенного права.

С учётом объёма заявленных требований, сложности дела, объёма оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, принимая во внимание требования о разумности судебных расходов, суд считает необходимым возместить истцу судебные расходы на оплату услуг представителя в полном объеме, в размере 10 000 рублей, взыскав их с ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

иск Аникиной Ирины Юрьевны к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вышневолоцком городском округе Тверской области (межрайонное) о признании незаконным решения, включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы и досрочном назначении страховой пенсии по старости удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе Тверской области (межрайонное) об отказе в установлении (выплате) пенсии от 16 апреля 2020 года № 123303 в части не включения в стаж работы Аникиной Ирины Юрьевны, дающей право не досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»:

- период работы с 1 сентября 2003 года по 31 августа 2004 года в должности педагога-психолога с ведением должности учителя и воспитателя группы продленного дня педагогической работы в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Основная общеобразовательная школа № 9»;

- периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 7 июня 2004 года по 19 июня 2004 года, с 1 ноября 2004 года по 13 ноября 2004 года, с 9 июня 2009 года по 17 июня 2009 года, с 2 июня 2010 года по 10 июня 2010 года.

Включить в стаж работы Аникиной Ирины Юрьевны, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации»:

- период работы с 1 сентября 2003 года по 31 августа 2004 года в должности педагога-психолога с ведением должности учителя и воспитателя группы продленного дня педагогической работы в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Основная общеобразовательная школа № 9»;

- периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 7 июня 2004 года по 19 июня 2004 года, с 1 ноября 2004 года по 13 ноября 2004 года, с 9 июня 2009 года по 17 июня 2009 года, с 2 июня 2010 года по 10 июня 2010 года.

Отказать Аникиной Ирине Юрьевне в удовлетворении иска к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вышневолоцком городском округе Тверской области (межрайонное) в части требования о назначении с 6 апреля 2020 года досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вышневолоцком городском округе Тверской области (межрайонного) в пользу Аникиной Ирины Юрьевны:

- 300 (триста) рублей в счёт возмещения судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины;

- 10 000 (десять тысяч) рублей в счёт возмещения судебных расходов на оплату услуг представителя.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тверской областной суд через Вышневолоцкий межрайонный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Д.Л. Кяппиев

Дело № 2-414/2021 УИД: 69RS0006-01-2021-000779-67