Дело № 2-414/2022
Поступило в суд 23.05.2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 июня 2022 г. г.Каргат
Чулымский районный суд Новосибирской области в составе:
председательствующего судьи Комаровой Т.С.,
с участием пом.прокурораКаргатского района Костенко А.К.,
при секретаре Гуцала В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Каргатского района Новосибирской области к администрации Карганского сельсовета Каргатского района Новосибирской области о понуждении к исполнению требований законодательства об организации и ведении регистра муниципальных нормативно-правовых актов Новосибирской области,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Каргатского района Новосибирской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Карганского сельсовета Каргатского района Новосибирской области о понуждении к исполнению требований законодательства об организации и ведении регистра муниципальных нормативно-правовых актов Новосибирской области, указав, что прокуратурой Каргатского района в феврале 2022 г. проведена проверка соблюдения администрацией Карганского сельсовета Каргатского района требований законодательства об организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Новосибирской области.
Администрация Каргатского района наделена государственными полномочиями по сбору информации от поселений входящих в Каргатский район, необходимой для ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Новосибирской области.
На каждый нормативный правовой акт, соответствующий требованиям законодательства, Министерство юстиции готовит заключение, которое посредством электронного документооборота направляется в орган местного самоуправления поселения, принявшего данный нормативный правовой акт. Каждое заключение должно быть рассмотрено, в случае согласия с ним принимается нормативный правовой акт, которым несоответствующий нормативно-правовой акт, приводится в соответствие с законодательством (вносятся изменения, оспариваемый нормативно-правовой акт признается утратившим силу или отменяется). О результатах рассмотрения сообщается в Министерство юстиции Новосибирской области.
При изучении в феврале 2022 г. размещенных на портале Министерства юстиции Российской Федерации «Нормативные правовые акты в Российской Федерации» в «Интернет» (http://pravo-minjust.ru, http://право-минюст.рф) сведений установлено, что в нарушение ч.1 ст.43.1 Закона № ФЗ, ч.ч.1,2 ст.4, ч.4 ст.5 Закона № 315-ОЗ, в регистре муниципальных нормативных правовых актов Новосибирской области с пометкой «Выявлено несоответствие федеральному законодательству» числится 8 незаконных муниципальных нормативных правовых актов, принятых органами местного самоуправления Карганского сельсовета в период с 2018 по 18.10.2021 г.г.
В связи с выявленными нарушениями, прокурором района 01.03.2022 внесено представление главе Карганского сельсовета Каргатского района, с требованием принять меры, направленные на полное исключение незаконных муниципальных нормативных правовых акта из регистра муниципальных нормативных правовых актов Новосибирской области.
По состоянию на 16.05.2022 информация о том, что требования прокурора, содержащиеся в указанном представлении, исполнены, отсутствует. Ответ на представление носит формальный характер, конкретные меры, принятые для устранения нарушений, отсутствуют (не приложены НПА, скриншоты о направлении НПА в регистр НПА по НСО).
При изучении в 2022 г., а именно, 13.05.2022 размещенных на портале Министерства Российской Федерации «Нормативные правовые акты в Российской Федерации» в «Интернет» (http://pravo-minjust.ru, http://право-минюст.рф) сведений установлено, что в нарушение ч.1 ст.43.1 Закона № 131-ФЗ, ч.ч.1,2 ст.4, ч.4 ст.5 Закона № 315-ОЗ, в регистре муниципальных нормативных правовых актов Новосибирской области до настоящего времени с пометкой «Выявлено несоответствие федеральному законодательству» числится 8 незаконных муниципальных нормативных правовых актов, принятых органами местного самоуправления Карганского сельсовета в период с 2018 по 18.10.2021 г. (постановление администрации Карганского сельсовета от 18.10.2021 № 51, постановление администрации Карганского сельсовета от 18.10.2021 № 52, решение Совета депутатов Карганского сельсовета от 27.09.2021 № 35, постановление администрации Карганского сельсовета от 09.09.2021 № 49, постановление администрации Карганского сельсовета от 07.09.2021 № 46, постановление администрации Карганского сельсовета от 07.09.2021 № 45, постановление администрации Карганского сельсовета от 27.04.2018 № 23, решение Совета депутатов Карганского сельсовета от 24.11.2017 № 57), что свидетельствует о неисполнении требований, содержащихся в представлении прокуратуры Каргатского района, а также о приведении нормативных правовых актов в соответствии с требованиями законодательства (на основании заключений Министерства юстиции НСО) и направлении информации о результатах рассмотрения заключений Министерства юстиции по НСО (в т.ч. муниципальных правовых актов, принятых для приведения 8 вышеуказанных НПА в соответствие с законодательством, в администрацию Каргатского района посредством деловой почты Vipnet для направления в регистр нормативных правовых актов Новосибирской области).
Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования (ч.3 ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3), тем самым нормы, содержащиеся в несоответствующих законодательству НПА, затрагивают права неопределенного круга лиц и их применение может повлечь за собойнарушение прав граждан.
Просят обязать администрацию Карганского сельсовета рассмотреть заключения Министерства юстиции НСО на нормативные правовые акты, признанные несоответствующими законодательству: постановление администрации Карганского сельсовета от 18.10.2021 № 51, постановление администрации Карганского сельсовета от 18.10.2021 № 52, решение Совета депутатов Карганского сельсовета от 27.09.2021 № 35, постановление администрации Карганского сельсовета от 09.09.2021 № 49, постановление администрации Карганского сельсовета от 07.09.2021 № 46, постановление администрации Карганского сельсовета от 07.09.2021 № 45, постановление администрации Карганского сельсовета от 27.04.2018 № 23, решение Совета депутат Карганского сельсовета от 24.11.2017 № 57 и направить в Министерство юстиции НСО информацию о результатах рассмотрения указанных заключений на нормативные правовые акты.
Установить срок для исполнения 2 месяца со дня вступления решения судав законную силу.
В судебном заседании истец - помощник прокурора Каргатского района Новосибирской области Костенко А.К. основания, изложенные в исковом заявлении поддержала в полном объеме, дополнила, что администрация Карганского сельсовета в любое время может самостоятельно внести изменения в свои постановления, срок для исполнения требований 2 месяца вполне достаточен для внесения изменений в муниципальные нормативно-правовые акты.
Представитель ответчика-администрации Карганского сельсовета Каргатского района Новосибирской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен (л.д.26), представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, с исковыми требованиями согласны.
Суд, заслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч.ч.1, 2, 3 ст.43.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, организация и ведение которого осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов состоит из регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Ведение федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации
Постановлением Правительства Новосибирской области от 20.07.2016 № 215-п (ред. от 01.06.2021) «О министерстве юстиции Новосибирской области» закреплено, что в установленной сфере деятельности министерство юстиции Новосибирской области осуществляет полномочия в том числе по организации и ведению регистра муниципальных правовых актов Новосибирской области (раздел II п.43).
В соответствии с п.4 постановления Правительства РФ от 10.09.2008 № 657 (ред. от 20.11.2018) «О ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов» (вместе с «Положением о ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов»), принципами ведения регистра являются актуальность, общедоступность и достоверность сведений, содержащихся в регистре.
Частью 1 ст.1 Закона Новосибирской области от 30.11.2009 № 412-ОЗ (ред. от 23.12.2014) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по сбору информации, необходимой для ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Новосибирской области» (принят постановлением Новосибирского областного Совета депутатов от 26.11.2009 № 412-ОСД), органы местного самоуправления муниципальных районов Новосибирской области, наделяются отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по сбору информации от поселений, входящих в муниципальный район, необходимой для ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Новосибирской области.
Согласно ч.2 указанной статьи закона, порядок сбора информации от поселений, входящих в муниципальный район, необходимой для ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Новосибирской области, утверждается Правительством Новосибирской области.
Согласно п.4 постановления Правительства Новосибирской области от 11.04.2011 № 131-п (ред. от 01.08.2017) «Об утверждении Порядка сбора информации от поселений, входящих в муниципальный район, необходимой для ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Новосибирской области», специалист местной администрации муниципального района Новосибирской области, обеспечивает сбор информации, необходимой для ведения регистра, от поселений, входящих в муниципальный район, и ее передачу в министерство юстиции Новосибирской области.
В соответствии с п.5 указанного Порядка, главы поселений, входящих в муниципальный район Новосибирской области, обеспечивают направление в местную администрацию соответствующего муниципального района Новосибирской области посредством деловой почты Vipnet в электронной форме с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи информации, необходимой для ведения регистра, в сроки, установленные Законом Новосибирской области от 08.04.2013 № 315-ОЗ «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Новосибирской области».
Согласно ч.1 ст.4 Закона Новосибирской области от 08.04.2013 № 315-ОЗ (ред. от 26.02.2015) «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Новосибирской области» (принят постановлением Законодательного Собрания Новосибирской области от 28.03.2013 № 315-ЗС), направление в уполномоченный орган информации, необходимой для ведения регистра, осуществляется в электронной форме с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи главой муниципального образования Новосибирской области или уполномоченным им должностным лицом в течение 15 дней со дня принятия (издания) муниципального нормативного правового акта.
Аналогичные обязанности для глав муниципальных образований были установлены действовавшим до 01.05.2013 г. Законом Новосибирской области от 05.12.2008 № 294-03 «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Новосибирской области».
Согласно ч.ч.2, 3 ст.5 Закона Новосибирской области от 08.04.2013 № 315-ОЗ (ред. от 26.02.2015), в случае выявления в результате правовой экспертизы в муниципальном нормативном правовом акте противоречий Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, иным нормативным правовым актам Российской Федерации, законодательству Новосибирской области, уставу муниципального образования и муниципальным нормативным правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан), уполномоченный орган осуществляет подготовку экспертного заключения.
Уполномоченный орган в течение 15 рабочих дней с даты подписания экспертного заключения включает его в регистр и направляет органу местного самоуправления (должностному лицу местного самоуправления), принявшему (издавшему) муниципальный нормативный правовой акт.
В соответствии с ч.4 ст.7, ч.2 ст.43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим федеральным законам, иным нормативным правовым актам Российской Федерации, конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, а также уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).
Согласно п.2 ч.4 ст.36 указанного Федерального закона, глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных частью 2 настоящей статьи, подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования.
Согласно ч.1, ч.2 ст.37 указанного Федерального закона, местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.
Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.
В соответствии с ч.1 ст.46 указанного закона, проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, иными выборными органами местного самоуправления, главой местной администрации, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан, а также иными субъектами правотворческой инициативы, установленными уставом муниципального образования.
Законом Новосибирской области от 08.04.2013 № 315-ОЗ (ред. от 26.02.2015) «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Новосибирской области» (принят постановлением Законодательного Собрания Новосибирской области от 28.03.2013 № 315-ЗС) установлено, что орган местного самоуправления (должностное лицо местного самоуправления), принявший (издавший) муниципальный нормативный правовой акт, в течение 30 дней со дня получения экспертного заключения направляет в уполномоченный орган информацию о результатах его рассмотрения.
Частью 2 ст.4 указанного Закона предусмотрено, что обязанность обеспечить полноту и достоверность информации, необходимой для ведения регистра, а также своевременность ее направления в уполномоченный орган, возложена на главу муниципального образования.
Прокурором Каргатского района 01.03.2022 г. главе Карганского сельсовета Каргатского района Новосибирской области внесено представление № 9-656в-2021 об устранении нарушений законодательства о ведении регистра муниципальных нормативных правовых актов, предложено принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствовавших (л.д.10-11).
Как следует из скриншота от 01.03.2022 г. и от 13.05.2022, на портале Министерства Российской Федерации «Нормативные правовые акты в Российской Федерации» в «Интернет» (http://pravo-minjust.ru, http://право-минюст.рф размещены выявленные несоответствующие законодательству: постановление администрации Карганского сельсовета от 18.10.2021 № 51, постановление администрации Карганского сельсовета от 18.10.2021 № 52, решение Совета депутатов Карганского сельсовета от 27.09.2021 № 35, постановление администрации Карганского сельсовета от 09.09.2021 № 49, постановление администрации Карганского сельсовета от 07.09.2021 № 46, постановление администрации Карганского сельсовета от 07.09.2021 № 45, постановление администрации Карганского сельсовета от 27.04.2018 № 23, решение Совета депутат Карганского сельсовета от 24.11.2017 № 57 (л.д.12, 14-15).
Из сообщения главы Карганского сельсовета от 16.05.2022 г. следует, что представление прокурора рассмотрено на аппаратном совещании, приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, планируется привести нормативно-правовые акты в соответствие с требованием законодательства и направить из для исключения из регистра (л.д.13).
Распоряжением главы Карганского сельсовета Каргатского района № 27-р от 16.05.2022 г., зам.главы администрации Карганского сельсовета объявлено замечание (л.д.13 об.).
Таким образом, На каждый нормативный правовой акт, соответствующий требованиям законодательства, Министерство юстиции готовит заключение, которое посредством электронного документооборота направляется в орган местного самоуправления поселения, принявшего данный нормативный правовой акт. Каждое заключение должно быть рассмотрено, в случае согласия с ним принимается нормативный правовой акт, которым несоответствующий нормативно-правовой акт, приводится в соответствие с законодательством (вносятся изменения, оспариваемый нормативно-правовой акт признается утратившим силу или отменяется). О результатах рассмотрения сообщается в Министерство юстиции Новосибирской области.
Как следует из материалов дела и подтверждено в судебном заседании, не оспорено сторонами, до настоящего времени сведений о результатах исполнения требований, содержащихся в представлении прокурора Каргатского района № 9-656в-2021 от 01.03.2022, то есть о рассмотрении заключения Министерства юстиции Новосибирской области на нормативные правовые акты, признанные несоответствующими законодательству, о направлении сообщения в Министерство юстиции Новосибирской области о результатах их рассмотрения не имеется.
С учетом изложенного, требования прокурора Каргатского района к администрации Карганского сельсовета Каргатского района Новосибирской области о понуждении к исполнению требования законодательства об организации и ведении регистра муниципальных нормативно-правовых актов Новосибирской области, суд признает обоснованными, в связи с чем, ответчика следует обязать рассмотреть заключения Министерства юстиции НСО на нормативные правовые акты, признанные несоответствующими законодательству, а именно: постановление администрации Карганского сельсовета от 18.10.2021 № 51, постановление администрации Карганского сельсовета от 18.10.2021 № 52, решение Совета депутатов Карганского сельсовета от 27.09.2021 № 35, постановление администрации Карганского сельсовета от 09.09.2021 № 49, постановление администрации Карганского сельсовета от 07.09.2021 № 46, постановление администрации Карганского сельсовета от 07.09.2021 № 45, постановление администрации Карганского сельсовета от 27.04.2018 № 23, решение Совета депутат Карганского сельсовета от 24.11.2017 № 57 и направить в Министерство юстиции Новосибирской области информацию о результатах рассмотрения указанных заключений на нормативные правовые акты.
Приведенные письменные доказательства сомнений в достоверности у суда не вызывают, они согласуются между собой, представленными доказательствами по делу не опровергаются, административным ответчиком не оспорены.
Для исполнения решения суда следует установить срок два месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу. Предоставление большего срока не будет отвечать интересам неопределенного круга лиц, в интересах которого прокурор обратился с иском.
Согласно ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Доказательств, дающих основание для принятия иного решения, сторонами на момент рассмотрения дела, суду не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Каргатского района Новосибирской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Карганского сельсовета Каргатского района Новосибирской области о понуждении к исполнению требования законодательства об организации и ведении регистра муниципальных нормативно-правовых актов Новосибирской области удовлетворить.
Обязать администрацию Карганского сельсовета Каргатского района Новосибирской области рассмотреть заключения Министерства юстиции Новосибирской области на нормативные правовые акты, признанные несоответствующими законодательству, а именно:
- постановление администрации Карганского сельсовета от 18.10.2021 № 51;
- постановление администрации Карганского сельсовета от 18.10.2021 № 52;
- решение Совета депутатов Карганского сельсовета от 27.09.2021 № 35;
- постановление администрации Карганского сельсовета от 09.09.2021 № 49;
- постановление администрации Карганского сельсовета от 07.09.2021 № 4;
-постановление администрации Карганского сельсовета от 07.09.2021 № 45;
- постановление администрации Карганского сельсовета от 27.04.2018 № 23,
- решение Совета депутат Карганского сельсовета от 24.11.2017 № 57 и направить в Министерство юстиции Новосибирской области информацию о результатах рассмотрения указанных заключений на нормативные правовые акты.
Установить срок исполнения настоящего решения 2 (два) месяца со дня вступления его в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в течение 1 месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий: подпись Т.С.Комарова
Решение в окончательной форме изготовлено 28 июня 2022 года.
Председательствующий: подпись Т.С.Комарова
Подлинный документ находится в гражданском деле № 2-414/2022 Чулымского районного суда Новосибирской области
УИД 54RS0042-01-2022-000614-15