Дело 2-414/2023
поступило в суд
10.07.2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 августа 2023 года р.п. Сузун Новосибирской области
Сузунский районный суд Новосибирской области в составе:
председательствующего судьи Акимова А.А.
с участием помощника прокурора <адрес> Фёдорова Д.С., представителя ответчика ФИО1,
при секретаре судебного заседания Лебедевой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> об обязании администрации <адрес> создать в разумный срок на территории муниципального образования р.<адрес> маневренный жилищный фонд в общем количестве более 1 жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор <адрес> области обратился в суд с вышеуказанным иском.
В основание заявленных требований, прокурор указал, что прокуратурой <адрес> была проведена проверка администрации <адрес> по исполнению требований жилищного законодательства в части создания маневренного жилищного фонда.
В ходе проверки было установлено, что в нарушение требований п.п.3,6,8,9 ч.1, ч.ч.3,4 ст.14 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 484-ОЗ "Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в <адрес>", в муниципальном образовании р.<адрес> отсутствует в необходимом количестве маневренный жилищный фонд. При этом, в соответствии с соглашением от ДД.ММ.ГГГГ об исполнении полномочий администрацией <адрес> полномочий администрации <адрес> все полномочия по управлению имуществом <адрес> перешли к администрации <адрес>.
Ссылаясь на ч.ч.2,3 ст.19, п.1,4 ч.1 ст.14, ч.ч.1, 2 ст.92, ст.95 ЖК РФ, положения Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 42, прокурор считает, что в соответствии с действующим законодательством, на органы местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище, которая должна исполняться, в том числе, путем создания на территории муниципального образования специализированного жилищного фонда – маневренного фонда, состоящего из конкретных жилых помещений.
По результатам проверки, проведенной прокуратурой, на территории <адрес> в настоящее время к маневренному жилищному фонду отнесено только 1 жилое помещение, что является недопустимым и приводит к нарушению жилищных прав граждан, нуждающихся во временном проживании в специализированном жилищном фонде.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года в <адрес>№ человек (к квартир в домах по адресам: <адрес> в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу и граждан из них переселению. Однако, по информации от администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, расселение граждан из аварийного жилищного фонда в р.<адрес> на ДД.ММ.ГГГГ год не предусмотрено. В связи с недостаточностью бюджетных средств, отнесение дополнительных жилых помещений в 2023 году к маневренному жилищному фонду не предусмотрено.
Бездействие должностных лиц администрации <адрес> по формированию маневренного жилищного фонда в <адрес>, приводит к нарушению жилищных прав граждан, оказавшихся в ситуации, когда в силу определенных обстоятельств они становятся нуждающимися во внеочередном предоставлении жилого помещения по правилам ст.95 ЖК РФ.
В судебном заседании, представитель прокуратуры <адрес> доводы и требования иска поддержал в полном объеме, при этом заявил, что согласен со сроком, о котором просит представитель ответчика – ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика в судебном заседании требования прокурора признал в полном объеме, при этом, просил установить срок для выполнения решения суда- до ДД.ММ.ГГГГ.
Суд признание иска представителем ответчика принял, предварительно разъяснив сторонам последствия признания иска ответчиком и принятия его судом, предусмотренные ст.173 ГПК РФ, поскольку данное признание не противоречит закону, не нарушает права и интересы других лиц.
Исследовав материалы гражданского дела, заслушав стороны, оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и непосредственном исследовании всех представленных в дело документов, суд приходит к следующим выводам:
В соответствии с п.п.3,4,8,9 ч.1 ст.14 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"(далее ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ), к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Согласно ч.ч.3,4 ст.14 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ, к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
В соответствии со ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 484-ОЗ "Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в <адрес>" (принят постановлением Законодательного <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 484-ЗС), на основании части 3 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепить за сельскими поселениями <адрес> вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4 (в части вопросов организации в границах поселения электро- и газоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации), 5 (за исключением сельских поселений <адрес> и сельских поселений <адрес>), 6, 7, 7.2 - 8, 13, 13.1, 15, 18, 19 (в части вопросов использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 22 (в части содержания мест захоронения), 24, 26, 27, 31, 32, 33.1, 33.2, 34, 37, 38, 39 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно ч.ч.2,3 ст.19, п.1,4 ч.1 ст.14, ч.ч.1, 2 ст.92, ст.95 ЖК РФ, в зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на, в том числе: муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на, в том числе: специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе: учет муниципального жилищного фонда; определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
К жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся, в том числе: жилые помещения маневренного фонда.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания: граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма; граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными; граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств; граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В соответствии с п.12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 42, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (далее - орган управления), с учетом требований, установленных настоящими Правилами.
Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований – ч.1 ст.45 ГПК РФ.
В соответствии со ст.12 ГК РФ, принуждение к исполнению обязанности в натуре является одним из способов защиты гражданских прав.
В судебном заседании было установлено:
В нарушение требований действующего законодательства, администрация <адрес> в течение длительного времени не принимает надлежащих мер к формированию специализированного жилищного фонда – маневренного жилищного фонда, для его предоставления гражданам, оказавшимся в ситуации, когда в силу определенных обстоятельств они становятся нуждающимися во внеочередном предоставлении жилого помещения по правилам ст.95 ЖК РФ.
В частности, на территории р.<адрес> в настоящее время к маневренному жилищному фонду отнесено только 1 жилое помещение. При этом, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>№ человек (к квартир в домах по адресам: <адрес> в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу и граждан из них переселению. Однако, по информации от администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, расселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ не предусмотрено. В связи с недостаточностью бюджетных средств, отнесение дополнительных жилых помещений в ДД.ММ.ГГГГ к маневренному жилищному фонду не предусмотрено.
Обстоятельства, установленные судом, подтверждаются следующими доказательствами: копиями учредительных документов ответчика (выписки из ЕГРЮЛ, свидетельства о регистрации в качестве юридического лица, копией Устава); копией постановления об утверждении программы по переселению граждан из аварийного жилья; копией муниципальной программы по переселению граждан из аварийного жилья, с приложениями; копией постановления о внесении изменений в муниципальную программу по переселению граждан из аварийного жилья, с приложениями; копией постановления № от ДД.ММ.ГГГГ администрации <адрес> «О ликвидации МКУ администрации <адрес>»; копией ответа главы <адрес> прокурору <адрес>; копией постановления администрации <адрес>№-п от ДД.ММ.ГГГГ о переводе жилого помещения по адресу: <адрес>, в маневренный жилищный фонд; копией постановления о признании жилых помещений аварийными; заключениями об оценке соответствия многоквартирного дома требованиям Положения о признании непригодным для проживания; копией представления прокурора; копией ответа главы <адрес> на представление прокурора; другими материалами дела.
Суд полагает, что прокурор представил убедительную совокупность доказательств того, что ответчик в течение длительного времени допускает противоправное бездействие уклоняясь от принятии надлежащих мер к формированию специализированного жилищного фонда – маневренного жилищного фонда, для его предоставления гражданам, оказавшимся в ситуации, когда в силу определенных обстоятельств они становятся нуждающимися во внеочередном предоставлении жилого помещения по правилам ст.95 ЖК РФ.
Каких-либо доводов возражений и доказательств их подтверждающих ответчик в судебном заседании не представлял.
Принимая решение о разумном сроке для исполнения решения суда, суд учитывает позиции, выраженные сторонами в судебном заседании, а так же сроки принятия решения в соответствии с бюджетным законодательством, а так же сроки для организации закупок имущества в интересах муниципального образования.
Оценивая в совокупности все обстоятельства, исследованные в судебном заседании, суд признает исковые требования прокурора <адрес> законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Исходя из изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить в полном объеме.
Обязать администрацию <адрес> создать в разумный срок – до ДД.ММ.ГГГГ на территории муниципального образования <адрес> маневренный жилищный фонд в общем количестве более 1 жилого помещения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья А.А.Акимов