Дело № 2-4150/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 июля 2018 года г. Хабаровск
Центральный районный суд г. Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Ким Ю.В.,
при секретаре Максаковой И.Н.,
с участием представителя истца помощника прокурора Центрального района г. Хабаровска Шлеверда Н.М., представителя ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Аяно-Майского района в интересах неопределенного круга лиц к Управлению лесами Правительства Хабаровского края, Федеральному агентству лесного хозяйства Российской Федерации о возложении обязанности организовать проведение лесоустройства в границах Кербинского лесничества,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Аяно-Майского района Хабаровского края обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Управлению лесами Правительства Хабаровского края о возложении обязанности организовать проведение лесоустройства в границах Кербинского лесничества. В обоснование заявленных требований указав, что прокуратурой Аяно-Майского района Хабаровского края проведена проверка исполнения управлением лесами Правительства края требований лесного законодательства, в ходе которой выявлены нарушения закона. В соответствии с лесохозяйственным регламентом Аянского лесничества, утвержденного приказом управления лесами Правительства Хабаровского края от 22.12.2008 № 353-П общая площадь лесничества составляет 15909828 га. При разработке лесохозяйственного регламента Аянского лесничества филиала КГКУ «Кербинское лесничество» использовались устаревшие материалы 2004 года. Данный факт также подтверждается лесным планом Хабаровского края 2009-2018 годы, утвержденным Постановлением Губернатора Хабаровского края от 22.12.2008 № 175, согласно которому последнее лесоустройство на территории Аянского лесничества проводилось в 1996-1998 году. При этом, в соответствии с ст. 87 Лесного кодекса РФ лесохозяйственный регламент - лесничества, лесопарка является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка. Таким образом, в настоящее время применяемые на территории Аянского лесничества филиала КГКУ «Кербинское лесничество» мероприятия по охране лесов требованиям Лесоустроительной инструкции не соответствуют, поскольку спроектированы на материалах таксации со сроком давности 14 лет. Не проведение лесоустройства создает реальную угрозу потери леса, как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды, что является нарушением прав неопределенного числа граждан, поскольку препятствует надлежащему использованию и охране лесов. Невыполнение управлением лесами Правительства Хабаровского края мероприятий по охране, защите, обеспечению санитарной безопасности в лесах является нарушением лесного законодательства, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, а в условиях пожароопасного периода может повлечь за собой возникновение неблагоприятной экологически опасной обстановки в виде пожара, что причинит ущерб Российской Федерации. Просит суд обязать управление лесами Правительства Хабаровского края в течение 1 года после вступления решения суда в законную силу организовать проведение лесоустройства путем таксации лесов, проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов границах Аянского лесничества филиала КГКУ «Кербинское лесничество» на общей площади 5909828 га.
Определением Центрального районного суда г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ в качестве соответчика по делу привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске.
Представитель Управления лесами Правительства Хабаровского края с исковыми требованиями не согласился, представил письменные возражения на заявленные требования.
Из письменных возражений следует, что с ДД.ММ.ГГГГ действует Лесоустроительная инструкция, утвержденная приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122. Согласно пункту 29 Лесоустроительной инструкции, объектом таксации является лесничество и лесопарк, лесной участок. В связи с чем, такой предмет искового заявления как Аянское лесничество филиала КГКУ "Кербинское лесничество" является неопределенным и некорректным, неисполнимым. В нарушение указанной нормы истец не представил доказательства в отношении доводов, изложенных в исковом заявлении, подтверждающие: несоответствие запланированных мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов на территории лесничества требованиям законодательства; требований к частоте обновлений указанных мероприятий, законодательством не установлено; наличие в управлении лесами средств на организацию проведения лесоустроительных работ. Проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением работ по проектированию лесничеств и лесопарков, а также работ по проектированию эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов и особо защитных участков лесов, отнесено к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации Федеральным законом от 29.12.2010 № 442-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (пункт 6 части 1 статьи 83 ЛК РФ). То есть, полномочия у управления лесами по проведению лесоустройства на землях лесного фонда Хабаровского края возникли с 2011 года. В соответствии с частью 3 статьи 83 ЛК РФ средства на осуществление переданных полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. Поскольку Федеральный закон от 29.12.2010 № 442-ФЗ принят в конце года, то финансирование новых полномочий на 2011 год не могло быть предусмотрено. Однако, и в последующим указанное полномочие практически не финансировалось. С 2011 года объем субвенций, выделяемых Хабаровскому краю из федерального бюджета, сокращался - с 762,6 млн. рублей до 577,3 млн. рублей в 2017 году. Управление лесами неоднократно с 2012 года направляло в Федеральное агентство лесного хозяйства альбом форм с расчетами потребности в бюджетном финансировании переданных полномочий, в том числе на организацию проведения лесоустройства. Средств в запрашиваемом объеме выделено не было. В соответствии с протоколом совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации — полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе от ДД.ММ.ГГГГ№ органам государственной власти дано поручение обеспечить сырьем инвестиционный проект по строительству в <адрес> целлюлозного комбината, в том числе провести лесоустройство на территории, предполагаемой под размещение инвестора. В связи с этим в 2017 году управление лесами, направляя в Федеральное агентство лесного хозяйства альбом форм с расчетами потребности в бюджетном финансировании на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов за счет средств субвенций из федерального бюджета, запроектировало субвенции в сумме 2 361 567,3 млн. рублей в 2018 году (2 178 994,1 млн. рублей в 2019 году, 2 162 767,8 млн. рублей в 2020 году), из них на проведение лесоустройства на территории предполагаемой под размещения инвестора в 2018 году - 70000.0 тыс. рублей (в 2019-2020 годах 36800,0 тыс. рублей) с указанием объемов и видов таксации лесов. В соответствии с протоколом заседания Комиссии Федерального агентства лесного хозяйства по бюджетным проектировкам расходов федерального бюджета, выделяемых в форме субвенций на 2018 год и на плановый период 2020 - 2021 годов, Управлению лесами согласован объем субвенций на реализацию полномочий в области лесных отношений на 2018 год в размере 708878,7 тыс. рублей и на плановый период 2019 - 2020 годов соответственно 718187,4 тыс. рублей и 715173,2 тыс. рублей. Выделены запрашиваемые средства наорганизацию проведения лесоустроительных работ на территории Оборского, Падалинского лесничеств, что подтверждается указанным протоколом. Средств на организацию проведения лесоустроительных работ на территории иных лесничеств, в том числе на всей территории Аянского лесничества, выделено не было, несмотря на потребность. Управление лесами, а также Правительство Хабаровского края неоднократно обращались в адрес Федерального агентства лесного хозяйства о необходимости выделения финансирования на проведение лесоустроительных работ на территории Хабаровского края. Однако Федеральное агентство лесного хозяйства отказывало в финансировании указанных работ. Истец в своем исковом заявлении просит обязать организовать проведение лесоустройства путем таксации лесов, проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов в границах Аянского лесничества в течение 1 года после вступления решения суда в законную силу. Данный срок установлен без выяснения обстоятельств, имеющих значение, в частности: наличие соответствующих субвенций из федерального бюджета, которые должны быть запланированы в законе о бюджете на соответствующий год и плановые периоды. Из представленных управлением лесами материалов следует, что субвенции на проведение лесоустройства на всей территории указанного лесничества не выделены. Оснований полагать, что средства будут выделены позднее, нет; процедуру организации таксационных работ на территории лесничеств в соответствии с Лесоустроительной инструкцией, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122; количество решений по аналогичным делам, согласно которым управление
лесами обязано организовать лесоустройство. При сохранении существующего
финансирования Хабаровского края, на исполнение только вступивших решений
по аналогичным делам потребуется сумма субвенций, выделяемая для
осуществления всех переданных полномочий на семилетний период. Таким образом, учитывая изложенное, исполнить судебные решения по данной категории дел, в том числе по настоящему делу, без увеличения финансирования в ближайшие 15 лет не представляется возможным.
Федеральное агентство лесного хозяйства, будучи уведомленными надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направили, заявлений и ходатайств не представили.
В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 42 Конституции РФ установлено, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от уничтожения и иного негативного воздействия являются земли, почвы, леса и иная растительность.
Согласно ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ, земельные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация благоустройства территорий поселения, городского округа, а так же использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктах поселения, отнесена к вопросам местного значения соответственного поселения (пункт 19 ч. 1 ст. 14 Лесного кодекса РФ) от имени муниципальных образований в лесных отношениях участвуют органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных правовыми актами.
Порядок проведения лесоустройства установлен в ст. 67 Лесного кодекса РФ, определен «Лесоустроительной инструкцией», утвержденной приказом Рослесхоза от 29.03.2018 № 122, которая устанавливает правила проведения лесоустройства, содержащие требования к составу, методам, способам и точности выполнения лесоустроительных работ.
Согласно п. 3 Лесоустроительной инструкции в соответствии со статьей 68 Лесного кодекса лесоустройство включает в себя проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков (местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов); таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
В соответствии с п. 1 ст. 68 Лесного кодекса лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 настоящего Кодекса, а также проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 настоящего Кодекса.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 21.09.2007 № 185-пр утверждено Положение об управлении лесами Правительства Хабаровского края.
В соответствии с п. 3.16 Положения к полномочиям Управления лесами края отнесено организация и проведение на землях лесного фонда лесоустройства.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса в целях охраны земель, собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
В соответствии с п. 14 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 № 607, при использовании лесов не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса.
В судебном заседании установлено, что на территории Кербинского лесничества лесоустроительные работы проводились в 1996-1998 годах, т.е. более 10 лет назад.
В п. 32 Лесоустроительной инструкции указано, что таксация лесов выполняется в течении двух лет и состоит из подготовительных работ, полевых работ и составления лесоустроительной документации.
Периодичность проведения таксации лесов составляет: для объектов работ, на которых использование расчетной лесосеки превышает 50%, а также на которых таксация лесов выполнена по первому таксационному разряду лесов - 10 лет; для объектов работ, на которых таксация лесов выполнена по второму и третьему таксационным разрядам лесов - 15 лет; для резервных лесов - 20 лет ( п. 31 Лесоустроительной инструкции).
Таким образом, не проведение лесоустроительных работ влечет нарушение действующего лесного законодательства, а так же создает угрозу потери лесов, нарушению прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, возникновению пожароопасной обстановки.
В соответствии с ч. 3 ст. 83 Лесного кодекса, Правилами расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 837 от 29.12.2006, Федеральное агентство лесного хозяйства РФ является главным распорядителем денежных средств, выделенных на осуществление полномочий по охране, защите и воспроизводству лесов, и финансирует Управление лесами для проведения мероприятий по лесоустройству.
При таких обстоятельствах, суд находит заявленные требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы представителей ответчиков о недостаточности финансирования, судом не принимаются, поскольку не освобождают от выполнения работ по лесоустройству.
Определяя срок исполнения обязанности, суд учитывает положения Лесоустроительной инструкции определяющей срок проведения лесоустроительных работ в течение двух лет, и считает необходимым установить срок проведения работ по лесоустройству до ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Аяно-Майского района в интересах неопределенного круга лиц к Управлению лесами Правительства Хабаровского края, Федеральному агентству лесного хозяйства Российской Федерации о возложении обязанности организовать проведение лесоустройства в границах Кербинского лесничества удовлетворить.
Обязать Управление лесами правительства Хабаровского края в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение лесоустройства путем таксации лесов, проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов в границах Аянского лесничества филиала КГКУ «Кербинское лесничество» на общей площади 15909828 га.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с подачей жалобы через Центральный районный суд г. Хабаровска.
Судья Ю.В. Ким
Мотивированное решение изготовлено 23.07.2018.